Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»
    классный час на тему

    Горнаткина Надежда Алексеевна

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon isakovskiy.doc55.5 КБ
    Файл snova_zamerlo_vse_do_rassveta.pptx1.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…» (слайд 1)

    Цель:

    • Формирование выразительного чтения;
    • Развитие памяти, внимания, мышления;
    • Воспитание любви и уважения к поэту, к его стихам, а через стихи и песни воспитание любви к Родине, к русскому народу, к русской природе, к родному Смоленскому краю. (слайд 2) 

    Оборудование: 1. Портрет М.В.Исаковского

    2. Выставка книг М.В.Исаковского

    3. Проигрыватель

    4. Альбом «Дорогие сердцу имена» и приложение к нему

    Ребята, сейчас мы проведем не совсем обычный урок. Мы проведем литературно-музыкальную композицию по творчеству Михаила Васильевича Исаковского, посвященную 110-ой годовщине со дня его рождения.

    Называется композиция «Снова замерло все до рассвета…».

    На уроке познакомимся с биографией и творчеством поэта песенника, прочитаем его воспоминания из автобиографии, его стихи, послушаем песни на его стихи, узнаем песни на его стихи, узнаем как сильно поэт любил свой смоленский край и свою Родину. 

    Учитель. В истории русской и советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В.Маяковский, С.Есенин, Н.Тихонов, М.Светлов, А.Твардовский. Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны.

    В 30-е годы XX века М.В.Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых , невиданных высот. (слайд 3)

    Ученик. Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в смоленской деревушке.

    В Смоленской губернии в, в хате холодной,

    Зимою крестьянка меня родила.

    И, как это в песне поется народной,

    Ни счастья, ни доли мне дать не могла,

    Одна была доля – бесплодное поле,

    Бесплодное поле да тощая рожь.

    Одно было счастье - по будням ненастье,

    По будням ненастье, а в праздники – дождь.

    Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,

    Я все-таки рос и годов с десяти

    Постиг, что одна мне наука открыта –

    Как лапти плести, да скотину пасти.

    И плел бы я лапти… И, может быть, скоро

    Уже обогнал бы отца своего…

    Но был на земле человек, о котором

    В ту пору я вовсе не знал ничего. (слайд 4)

    Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях.

    Прослушивание стихотворения М.В.Исаковского в исполнении мастера художественного слова «23 октября 1917 г».

    В стихотворении «Край мой Смоленский» В.М.Исаковский воспевает родную смоленскую землю.(читает ученик)

    Учитель. В стихотворении «Весна» М.В.Исаковский показывает весеннее пробуждение земли, радость от прихода весны. 

    Ученик. Растаял снег, луга зазеленели,

    Телеги вновь грохочут по мосту,

    И воробьи от солнца опьянели,

    И яблони качаются в цвету.

    По всем дворам – где надо и не надо –

    С утра идет веселый перестук,

    И на лужайке принимает стадо

    Еще зимою нанятый пастух.

    Весна, весна кругом живет и дышит,

    Весна, весна шумит со всех сторон!...

    Взлетел петух на самый гребень крыши

    Да так поет, что слышит весь район.

    Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

    И легкий пар струится у реки,

    И шумно солнцу радуются дети,

    И думают о жизни старики.

    (М.Исаковский «Весна») 

    Учитель. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

    Ответы детей.



    Учитель. Родители М.В.Исаковского жили бедно. Из тринадцати детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребенком. 

    Ученик читает отрывок из книги М.Исаковского «На Ельнинской земле». стр.17. 

    Учитель. Мать Дарья Григорьевна терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать. 

    Фото М.В.Исаковского с матерью.(слайд 5)

    Отец поэта Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он немного владел грамотой и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне.

    Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша научился читать самостоятельно, а затем и писать. Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма для своих родных и близких. Осенью 1910 года Миша идет в школу, которая находится в соседнем селе. Идеи сразу во 2-ой класс, так как умети читать и писать. Поэт вспоминал… 

    Ученик. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем. Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью бело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, « на печке».» 

    Копия рисунка «Детство». 

    Дети читают стихотворение «Детство».(слайд 6) 

    Учитель. 1. В какие времена года посещало мальчика его детство?

    2. Почему в любые времена года мальчик отказывается от предлагаемых забав и развлечений?

    3. Было ли детство у Михаила Исаковского? Зачитайте эти строчки.

    В 1921 году вышли первые сборники стихов М.В.Исаковского, а в 1927 году – книга. К середине 30-х годов поэт приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране. Песенность, мелодичность были присущи стихам М.Исаковского уже в 20-е годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, источником песенной реки в те годы. А как она начиналась, он и сам не ведал, для него это было полной неожиданностью. Поэт вспоминал в автобиографии…



    Ученик «Однажды (было это в 1934 или в 1935 году) в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлен. Это была песня «Вдоль деревни».» 

    Звучит песня «Вдоль деревни». 

    Ученик «Оказалось, - продолжал М.В.Исаковский, что руководители хора имени Пятнитского в какой-то хрестоматии встретил мое стихотворение «Вдоль деревни». В.Т.Зохаров написал музыку, и хор начал петь новую песню. Руководитель хора попросил меня дать что-либо еще.» Так появилась вторая песня на слова М.В.Исаковского «И кто ее знает». 

    Звучит песня «И кто ее знает». 

    Учитель. Со второй половины тридцатых годов М.В.Исаковский становится одним из самых популярных и любимых поэтов-песенников.

    Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель. В Голотовке, в его деревне, врагами был сожжен отчий дом.



    Ученик. Отцовский дом разгромлен и разрушен,

    В огне, в дыму, Смоленщина моя.

    Кругом война. И в руки взяв оружия,

    Спешат на фронт и братья и друзья.

    И горько мне, что я – больной и хворый,

    Что без меня идут они на бой.

    На бой за Родину, судьба которой

    Навеки стала нашею судьбой.

    (М.Исаковский «Отцовский дом разграблен и разрушен») 

    Учитель. Лирика М.В.Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданье города и хаты», «Ой туманы мои, растуманы» и других мы узнаем о том, как бойцы отправлялись в поход. 

    Ученик читает отрывок из стихотворения «Ой туманы мои, растуманы».

    Показ картинки «Уходили в поход партизаны». (слайд 7)



    Учитель. А стихотворение «В прифронтовом лесу» очень точно передает состояние воинов перед уходом в бой, их настроение. Словно и сам автор сидит с бойцами у костра перед атакой. 

    Звучит песня «В лесу прифронтовом». 

    Учитель. Необычайную судьбу и всемирную славу, не увядшую и поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 году в самый канун Второй Мировой войны, когда гитлеровцы оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша»была самой популярной из всех песен. Ее знали и пели во многих уголках нашей страны. Во время войны в Красной Армии появилось новое грозное оружие – реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». 

    Фотокопии : 1. Реактивные минометы «Катюша».(слайд 8) 

    2. «Катюша» на улицах Берлина. (слайд 9)

    По заказу командования М.В.Исаковский написал новое стихотворение «Песня про катюшу». В нем были такие слова:



    Ученик. И на море, и на суше –

    По дорогам фронтовым

    Ходит русская «катюша»,

    Ходит шагом боевым,

    Подчистую немцев косит,

    Подчистую гадов бьет,

    И фамилии не носит,

    И поплакать не дает…

    (М.В.Исаковский «Песня про «катюшу»») 

    Учитель. На родине М.В.Исаковского, там, где поднимается над рекой Угрой «берег крутой», стоит памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом беседка из бревенчатых скамеек под навесом. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова. (слайд 10), (слайд11) 

    Звучит песня «Катюша». 

    Учитель. О подвиге женщины в страшной войне написана поэма М.В.Исаковского «Русской женщине». Это поэтический памятник матерям, сестрам, женам и невестам. 

    Читает ученик … Да разве об этом расскажешь,

    В какие ты годы жила!

    Какая безмерная тяжесть

    На женские плечи легла!...

    В то утро простился с тобою

    Твой муж, или брат, или сын,

    И ты со своею судьбою

    Осталась одна на один.

    Один на один со слезами

    С несжатыми в поле хлебами

    Ты встретила эту войну.

    И все без конца и без счета –

    Печали, труды и заботы

    Пришлись на тебя на одну.

    Одной тебе – волей-неволей –

    А надо повсюду поспеть;

    Одна ты и дома, и в поле,

    Одной тебе плакать и петь

    В холодные зимы, в метели,

    У той, у далекой черты

    Солдат согревали шинели

    Что сшила заботливо ты.

    Рубила, возила, копала,

    Да разве всего перечтешь,

    А в письмах на фронт уверяла,

    Что будто б отлично живешь.

    И воин идущий на битву

    И встретит готовый ее,

    Как клятву шептал, как молитву,

    Далекое имя твое…

    (М.Исаковский «Русской женщине») 

    Фотокопия «Да разве об этом расскажешь…» (слайд 12) 

    Учитель Но самым сильным, самым примечательным было стихотворение, написанное в конце войны «Враги сожгли родную хату», которое позже стало песней. 

    Читает ученик М.Исаковский «Враги сожгли родную хату» 

    Учитель Перед нами история солдата-героя, который пройдя славный долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хоты и могильного холмика, укрывающего любимую жену. (Показ фотокопии) (слайд 13)

    Стихи и песни М.В.Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений «Летят перелетные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься Россия», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой цветет калина».



    Ученик читает стихотворение о Родине «Летят перелетные птицы».(слайд 14) 

    Учитель. Какие строчки стихотворения говорят о том, что поэт действительно очень любил свою Родину?

    Ответы учащихся.



    Учитель. Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и чудесная песня на музыку Б.Мокроусова «Одинокая гармонь». 

    Звучит песня «Одинокая гармонь». 

    Учитель. Михаил Исаковский прожил 73 года. В последние пять лет из-за тяжелой болезни он мало писал. Осенью 1967 года поэт создал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику Антонине Ивановне. 

    Показ фотокопии «М.В.Исаковский и его жена А.И.Исаковская». (слайд 15) 

    Ученик. Не жаркие, не летние,

    Встают из-за реки –

    Осенние, последние,

    Останные деньки.

    Еще и солнце радует,

    И синий воздух чист!

    Но падает и падает

    С деревьев мертвый лист.

    Еще рябины алые

    Все ждут к себе девчат

    Но гуси запоздалые

    «Прости – прощай!» кричат

    Еще нигде не вьюжится

    И всходы зелены

    Но все пруды и лужи

    Уже застеклены.

    И рощи запустелые

    Мне глухо шепчут в след.

    Что скоро мухи белые

    Закроют белый свет.

    Нет, я не огорчаюся.

    Напрасно не скорблю.

    Я лишь хожу прощаюся,

    Со всем, что так люблю!

    Хожу как в годы ранние,

    Хожу, брожу, смотрю.

    Но только «до свидания!»

    Уже не говорю…



    (М.Исаковский «В дни осенние») 

    Учитель. 20 июля 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Его творения воспринимались как глоток родниковой воды с ее чистотой и свежестью. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, и любовью народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!». (слайд 16) 

    Подведение итогов урока. (слайд 17) 


    1. О творчестве какого поэта мы говорили на уроке? 

    2. Какое стихотворение или песня на его слова понравилась вам больше всего? 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло всё до рассвета…»

    Слайд 2

    Цели урока: 1. Формирование выразительного чтения 2. Развитие памяти, внимания, мышления 3. Воспитание любви и уважения к поэту, к его стихам, а через стихи и песни воспитание любви к Родине, к русскому народу, к русской природе, к родному смоленскому краю.

    Слайд 3

    Михаил Васильевич Исаковский

    Слайд 4

    В Смоленской губернии, в хате холодной, Зимою крестьянка меня родила. И, как это в песне поётся народной, Ни счастья, ни доли мне дать не могла.

    Слайд 5

    М.В. Исаковский с матерью

    Слайд 6

    Детство В какие времена года посещало мальчика его детство? Почему во все времена года мальчик отказывался от предлагаемых ему забав и развлечений? Было ли детство у Михаила Исаковского? Зачитайте Эти строчки.

    Слайд 7

    Уходили в поход партизаны

    Слайд 8

    Залп «Катюш»

    Слайд 9

    «Катюши» на улицах Берлина

    Слайд 10

    Памятник песне «Катюша» Катюшин берег. В деревне Всходы, родине Исаковского, есть облагороженное место на крутом берегу реки Угры. Это место считается памят- ником песни «Катюша ». На площадке из плит установ- лена скамейка и угол деревенской избы. Рядом с сосной лежит огромный валун. На нём прикреплена табличка с несколькими строчками из песни.

    Слайд 11

    Катюша на высоком берегу Угры

    Слайд 12

    Да разве об этом расскажешь. В какие ты годы жила, Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!

    Слайд 13

    Враги сожгли родную хату… Перед нами история солдата- героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвра- щается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

    Слайд 14

    Летят перелётные птицы

    Слайд 15

    М.В. Исаковский и его жена А.И. Исаковская

    Слайд 16

    20 июля 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Его творения воспринимались как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью. Не «облетает цвет»с тихого и проникновенного творчества этого поэта, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!»

    Слайд 17

    Итог урока О творчестве какого поэта мы говорили на уроке? Какое стихотворение или песня на его слова понравились вам больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция "И снова о любви"

    Морально-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Сформировать у учащихся правильное представление о любви, рассказать о роли любви в жизни великих  людей, познакомить с величайшими миров...

    Литературно-музыкальная композиция "Песня Исаковского - подвиг народосбережения".

    Литературно-музыкальная композиция знакомит обучающихся с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными. Обуча...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.

    Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...

    Литературно - музыкальная композиция "Михаил Юрьевич Лермонтов"

    Литературно - музыкальная композиция "Михаил Юрьевич Лермонтов"....

    Литературно-музыкальный час «Жизнь и творчество Бориса Вахнюка» для учащихся 13 – 18 лет

    Музыкальная гостиная студии "Гитара и Мы" по жизни и творчеству российских бардов....

    Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

    История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...