Духовно-нравственное развитие и воспитание личности
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Ананьева Галина Алексеевна

методическая разработка к конкурсу Учитель года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_lichnosti.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Если вы хотите, чтобы
ваши питомцы стремились
к добру, – воспитывайте
тонкость, эмоциональную
чуткость юного сердца.

В.А.Сухомлинский

  Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.  Законом Российской Федерации  «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

      Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

      Cфера общего образования призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

      Проблема нравственного воспитания учащихся в современных условиях – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, осознанием себя гражданином России.

      В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

       Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.                    И найти ответы на свои вопросы они могут   в   художественном произведении, ведь  в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

      Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное-проблема души и духа человека и целого народа.

       Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается, прежде всего, в слове.

      «Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.

       Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

       Такая необходимость сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был " строго воспрещен". Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети "в совершенстве" овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формировать свои мысли, их словарный запас невелик.

      "Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей", - отмечал главный редактор журнала " Роман газета 21 век" В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.

      След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

     Именно поэтому мы все вместе должны защитить  наших детей от мира несправедливости, воспитать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

     Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

     Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

      Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

     Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

     Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

      В школьном учебнике литературы разработана система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.

      Специфика нравственного воздействия литературы и заключается в том, что читатель - ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку.
     Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познание других. Можно согласиться, поэтому, с мнением ученого П.В.Симонова, который пишет: «Эта тяга к другим порождает естественное стремление проникнуть во внутренний мир другого. Не только познать свое сходство, свою общность с другими, но и понять, каким именно видит, чувствует, воспринимает мир другой человек. Есть только один путь, одна возможность увидеть мир глазами другого. Эту уникальную возможность дает искусство, и в этом один из секретов его незаменимости».
Роль педагога при этом не сводится к роли поводыря или тем более корректора, она очерчивается широко: он - соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше к постижению мира, нравственных его ценностей. Педагог «лицо в тени», которого не видно, когда ребенок делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении определенного выбора. Искусство педагога - в умении представить культурные ценности как ценностный объект, доступный к восприятию, и пониманию, и оценке. Но такое искусство сопряжено теснейшим образом с личностным миром самого педагога. Мир, как бы проходя сквозь личность педагога, протягивает свое воздействие до ученика при условии отклика, отзыва, отзвука на воздействие в душе педагога.

      Знакомясь в 5-м классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе с учителем познают удивительный мир волшебства, образности и точности.

Огромное воспитательное значение имеют сказки.

  В Сказке “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо ”, они встречаются с главным героем  Иваном. Крестьянский сын, настоящий воин. Он умеет постоять за себя словом и делом, учит детей трудолюбию, честности, правдивости, чувству долга, мужеству, храбрости, стойкости при защите Родины, патриотизму. В то же время мы осуждаем малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

      Ребята готовят к этому уроку пословицы о дружбе, о Родине, мужестве. Рассматривая пословицы  разных народов, сопоставляя их, мы отмечаем схожесть некоторых. Например: болгарская пословица: “Друг познается в беде, как золото в огне”, французская: “Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде”. Сравним их с русской пословицей: “Друзья познаются в беде”.

А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

      В работе над сказкой при составлении сравнительной характеристики,  использую слова антонимы, которые как нельзя лучше характеризуют главных персонажей

Добро – зло

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека.

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

       При анализе звучат следующие вопросы:

- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными?

- В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок, (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

- Подумайте, в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? 

      Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обращаемся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы. Необходимо найти и сопоставить определения,  характеризующие героинь.

               

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

       Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?  Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Обладает ли добрый человек такими чувствами? А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?  И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? И т.д.

      Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.

      После этого они получают задание: Подумайте, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

Ребята с большим интересом знакомятся с литературной сказкой Х.К.Андерсен “Снежная королева”.

      Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы:
Какие душевные качества отразились в облике Герды и Снежной Королевы? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева одинакова относятся к Каю? Любили ли они Кая?  Что вы можете сказать о Кае? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе: Герда или Снежная Королева? Разве мог автор оставить
 своих героев без поддержки? Многие герои Андерсена помогают Герде найти Кая, перечислите их. Отвечая на поставленные вопросы ребята  учатся  добру и любви, и понимают, что добро должно торжествовать над злыми силами.

         В итоге я подвожу их к выводу, что в произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.  Но в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем  просто разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

      А какие возможности  духовно-нравственного воспитания кроются в лирических произведениях

      Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом  – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном  жизненном темпе совсем угасает. Потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонти другие  русские поэты 19-20 веков, изучаемые в 5-ом классе, а также И.И. Левитан, А.И. Куинджи, А.А. Ромадин, В.М. Васнецов, А.А. Рылов и многие другие художники, запечатлевшие русскую природу, - это как глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а  лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе  не только скрасят твой мир, но и  дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».

      Закладывается любовь к природе в детстве:  нет  детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы  нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет личности.

     Стихи  о родной природе   позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать. Например,  стихотворение К.Бальмонта  «В парке плакала девочка»:

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Ведь оно совсем не о несчастной птице…

      В 6 классе в литературе изображаются  взаимоотношений человека с окружающим миром.  Здесь  мы должны показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром. Как писатель, в силу своего таланта, умеет передать людям необратимость действия этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть Человеком, личностью   с чувством самоуважения.

Былиной об “Илье Муромце и Соловье Разбойнике” начинается раздел “Устное народное творчество”. Сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской, славят защитников и тружеников любимой Родины, наделяя героев-богатырей  необыкновенно сказочной силой, удалью и смекалкой.
А и сильны, могучие богатыри на славной Руси! При изучении былин важно помочь детям понять, ради чего народ пел о богатырях и их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают.

       Отвечая на вопросы, анализирую тексты, вместе приходим к выводу, что в былинах развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествие врагов. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу. Когда Илья Муромец отправляется на защиту государства, странники наставляли его: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет». Так же в былинах отражены события повседневной жизни.

      При работе с текстом обращаю внимание на построение и стих былины, говорю им о художественных изобразительных средствах языка: повторах, гиперболе, литоте: “мальчик-с-пальчик, мужичок-с-ноготок”, о постоянных эпитетах: “поле чистое”, “добрый молодец”, о красоте русского языка. Многие былины посвящены подвигам Добрыни Никитича, Алеши Поповича, и т.д., но с особой любовью показан Илья Муромец, крестьянский сын.

 Изучая М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» - философскую балладу, учащиеся отвечают на вопрос: Что нового внес поэт в развитие жанра баллады, чем обогатил его? Так как в основе изображения пальм лежит прием олицетворения, то он позволяет автору перевести разговор на новый уровень – уровень человеческих взаимоотношений. Отвечая на вопросы, ребята понимают, что автор размышляет о человеческой жизни, о людях и их выборе. Анализируя балладу вместе со мной, они рассуждают над понятиями «высокая жизнь», «достойная жизнь», приводят примеры из окружающей жизни, делают вывод, что жит нужно «достойно». Затем я задаю провокационный вопрос:

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. В чём же тогда смысл жизни?

- Какой ответ дает нам М.Ю. Лермонтов?  Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии

Затем я подвожу ребят к ответу на вопрос: Так что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?

Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.

Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваю не просто произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал добра и зла. Учащиеся с интересом читают это произведение, так как Настя и Митраша их ровесники. Ребята рассуждают о том, как бы они себя повели, будь на месте героев; рассуждают о том, что такое смысл жизни.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Обращая внимание на точные описания бытовых подробностей, мы узнаем жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

       Учащиеся 7-го класса решают другую задачу. Я должна помочь увидеть  художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины; показать какие художественные способы и средства использует автор, чтобы показать многообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы и характера персонажей.

В повести Н.В  Гоголя “Тарас Бульба”  речь идет о  героических подвигах запорожских казаков. Автор мастерски создает яркие характеры героев. С большим интересом учащиеся анализируют образы запорожских казаков: Тараса Бульбы, и его сынов: Остапа и Андрия, боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Анализируя сцены казни Андрия, Остапа, Тараса, ребята говорят о предательстве и мужестве, презрении к смерти, любви к Родине, глубокой вере в то, что борьба за ее независимость продолжается. “Запорожцы шли на казнь не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихой горделивостью”.  Вместе отвечаем на вопросы: Кто же такой Тарас Бульба и почему он вызывает всеобщее уважение?  Автор поднимает в произведении тему семейных отношений.  «Так предать, предать веру»,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.  Почему  Андрий нарушил семейную святыню и перешел на сторону врага?    

       Таким образом, литературный курс (5—7-й классы) с одной стороны раскрывает перед учащимися широкий панорамный взгляд на литературу как вид искусства, с другой стороны, приводит их к убеждению, что литература в школе это не просто чтение и проговаривание отдельных вопросов, а это предмет такой же сложный, как математика, физика, история, а может быть, в силу своей многофункциональности, и гораздо сложнее, требующий серьезного обучения, как и любой другой вид искусства.

      С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на фундаментальный материал средних классов.

 Остановлюсь на произведении, изучаемом в 8 классе:

Повесть  А.С.Пушкин “Капитанская дочка”.

      “Капитанская дочка” принадлежит к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали (вопросах чести, долга, любви).

       Разбив класс на III группы, предлагаю учащимся подготовить короткие сообщения о сюжетных линиях “Капитанской дочки”. О любовной истории Гринева и Маши Мироновой (I группа), о Пугачеве и пугачевском восстании (II группа), о духовном созревании Гринева и проблеме чести (III группа).

      Самое сложное задание выполняет II группа. Ребята считают, что Пушкин изображает Пугачева как полководца, как вождя крестьянского восстания. Дети судят об этом косвенно.  Но мы должны им помочь понять, что это не так. Да, перед нами талантливый, самобытный предводитель народа, умный, расчетливый, удалой и безгранично смелый, но он обречен на казнь, потому что обречено на поражение стихийное крестьянское восстание; размах событий, его незаурядная личность оставят глубокий след в памяти народной и в истории России. К сожалению, добрые порывы соединяются в душе Пугачева с жестокостью и даже беспощадностью к людям враждебного лагеря, а иногда и безвинным людям (приводим примеры из описания защитников Белогорской крепости). Выбор фигуры повествователя (Гринева) не случаен, стремясь к достоверности, Пушкин остановился на среднем дворянине, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств доброты и благородства.

      Пушкин выступает против лжи, предательства и вероломства. Анализируя текст, ребята доказывают, что носителем данных нравственных пороков является Швабрин. Главные же герои повести Гринев и Маша Миронова – в любви раскрывают свои лучшие качества.

      Одна из задач изучения “Капитанской дочки” А.С.Пушкина – установление связей этого классического произведения с нашей современностью. Учитель должен пробудить раздумья учеников над вопросами морали, поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность за добро и желание принести добро другим людям, рыцарство, чувство чести и собственного достоинства.

Произведению “Слово о полку Игореве” присущ патриотический пафос       “Словом о полку Игореве” (9 класс) завершается изучение произведений древнерусской литературы в средних классах. Одновременно “Слово…” открывает собой курс литературы в историко-литературном освещении. По объему это произведение – небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля и в повествовании “Слова…”так же втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере и до Тмуторакани на Черном море, на юге, от Волги на востоке до Галича на западе. 

      Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, объединении и защите Русской земли. Эта мысль единение русских против общих врагов и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор “Слова” видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. И как важно, что в этот момент звучит «золотое слово» князя Владимира, который призывает князей к объединению для защиты родной земли.

      Идея единства Руси не умирает в XII веке, она высказывается в летописях, она провозглашается отдельными князьями системы – единых. Идея единства Руси продолжала существовать в народе. Провожу параллель с современностью. Обращаю внимание ребят на личностные характеристики героев: Игорь – храбрый воин, защитник Родины; Ярославна – нежная, любящая жена Игоря, тоскующая по любимому мужу; Всеволод Буй тур напоминает народного богатыря, он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными, сражается с врагами подобно Илье Муромцу и куда поскачет, там лежат поганые головы половецкие.

      Игорь, потеряв дружину, попадает в плен, но автор не клеймит позором князя Игоря, он его современник, истинный защитник Руси. Поход Игоря хотя явление и типичное, но временное, а Родина, ее история, ее честь – смысл человеческой жизни.

     Учащиеся говорят, что “Слово” живет в веках, сама идея единения Руси вечна, что “Слово” обладает высочайшими художественными достоинствами, что оно написано необыкновенно талантливым человеком, который глубоко лично воспринимает историю своей Родины, ее раны и беды.

Список  художественных  произведений, при помощи которых  мы решаем  вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся, можно продолжать бесконечно.

      Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны, прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.  

      Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. В наблюдении над словом  и содержатся те эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе «Муму» И.С. Тургенева –  это глаголы действия, ведь именно они позволяют судить о богатом душевном мире немого дворника. 

      Думается,  необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.   

      Раскрыть  потенциал ученика  помогают  интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и метапредметной интеграции.

     Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется развитию речи на уроках русского языка и литературы.

     Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.

       Главный приём при изучении художественных произведений – общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть  сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

      С целью активизации учащихся на уроке применяется проблемная технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций, ситуаций выбора  и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.

      Также на уроках   используются разные приёмы нравственной активизации личности.

      Например,  полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни таких авторов как Д.С.Лихачёв, В.А. Сухомлинский.  Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими  - близкими или противоположными ему.

      Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К таким заданиям  можно относить незаконченное предложение, написание письма герою или любимому автору, с тем, чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. 

     Также для повышения эффективности  процесса формирования ценностных ориентаций,  очень уместен переход на деятельностный способ обучения, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

      Таким образом,   учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными  эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников. 

      Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, а разговор о нравственных категориях был не формальным, а актуальным  необходимо проводить его на новом современном уровне. Поэтому необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя  или поэта, побывать в его музее, услышать  мастерское  чтение любимых  классических  произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.

      Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет.  Но если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

        Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решать нравственные проблемы.

      Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

      А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы.

      Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
     Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
     Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по-доброму относиться к окружающим.
     Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

       Всегда помню совет Святого праведного Иоанна Кронштадского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом, нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

      Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решать нравственные проблемы.

Мое педагогическое кредо

- видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить его, уважать интересы и потребности этого маленького человека, узнавать эти потребности и помогать ребенку реализовать их;

- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

- любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к  родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания

Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...