Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия "Литературная гостиная"
проект по литературе по теме

Сергеева Ольга Владимировна

Содержание.

1. Введение

А) Обоснование и конкретизация выбора темы;

Б) Описание целеполагания. Ожидаемый результат;

В) Прогноз связи между целями, средствами и результатами;

Г) Обоснование выбора методов, средств и технологий, представленных в проекте.

2. Теоретическая часть – анализ и систематизация научных знаний по заданной теме.

3. Технологическая часть (практическая). Материалы проектного задания. Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н. В. Гоголя.

4. Заключение. Анализ достигнутых образовательных результатов, оценка проделанной работы.

5. Список использованных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Введение.

А. Обоснование и конкретизация выбора темы.

     Социально-педагогическая суть изменений, связанных с модернизацией образования, – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Поэтому Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В свою очередь, постановка целей по предмету «Литература» в стандарте на базовом уровне обозначена следующим образом:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

При этом основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

        Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день (падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире). А ведь   чтение всегда рассматривалось как средство обучения и воспитания молодого поколения.

       Понимая это, мы обращаемся к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Литературная гостиная». Почему же именно литературная гостиная?

   Во - первых, это форма тесного творческого общения с учащимися, педагогами, родителями.

    Во - вторых, в  зависимости от целей и задач, которые поставлены разработчиком литературного мероприятия, можно провести и литературную гостиную, и составить литературно-музыкальную композицию, и пригласить ребят в литературное кафе или на встречу добрых друзей…

    В – третьих, литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки урока, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий.

    В – четвертых, ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает учащимся не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен.

    В – пятых, данная форма внеклассной работы способствует самовыражению каждого. При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего.    Многое сейчас делается при помощи компьютерных технологий. А это уже обучение информационной культуре.

    Дети всегда рады пообщаться в неформальной, располагающей обстановке.

Б. Описание целеполагания.  Ожидаемый результат.

     Литературная гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.

     Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики "Литературная гостиная" можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

     Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как формирующий человека фактор.

     Кроме того, проведение литературных гостиных обеспечивает приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; Литературная гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний.
Кроме того, участие учащихся в данном проекте формирует у них базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.

Прогноз связей между целями, средствами и результатами. Обоснование выбора методов, средств и технологий, представленных в проекте.

Цель литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, приобщение к богатствам отечественной художественной литературы и культуры, а также воспитание эстетического вкуса, нравственной позиции учащихся.

В ходе подготовки и проведения литературной гостиной получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического
оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой
ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных

действия,
обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усво
ения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта; оценка — выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации
сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия,
включая моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информа
ции;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация; управление поведением
партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.

Литературная гостиная по своей сути является наиболее оптимальной формой внеклассной работы по литературе. Во-первых, эта форма способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществлять воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию.
Во-вторых, литературная гостиная в полной мере осуществляет возрастносообразное построение образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей. В-третьих, формы и методы работы в литературной гостиной столь разнообразны, что позволяют учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширяя зоны ближайшего развития.
  Наша  литературная гостиная объединила учащихся разных возрастов (5,7,10 классы).  Вся организационная подготовка проводилась учащимися 10 класса под руководством О.В.Сергеевой. В программу были включены выступления победителей конкурса актёров: Маняшина Светлана (вступление в повесть «Невский проспект»), Файзутдинов Максим и Кондратьев Кирилл (инсценировка «Бобчинский и Добчинский»), Пономарёв Павел, Лаврентьева Евгения, Сопрунова Ксения (инсценировка «Признания Хлестакова»). Оформление гостиной, костюмы участников, музыкальное сопровождение, отрывки художественных фильмов «Майская ночь….», «Мёртвые души» перенесли участников праздника в 19 век, создали удивительный эмоциональный настрой и желание изучать творчество великого писателя. Учащиеся Поликарпова Соня и Кайгородцева Настя создали компьютерную презентацию «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя», Цветков Герман, Зубенко Алина подготовили заочную экскурсию по гоголевским местам. Техническую поддержку во время подготовки и проведения мероприятия осуществлял Быстров Андрей.  Гости активно участвовали в  викторине, конкурсе на внимательность, в сочинении синквейна.  Использование активных форм взаимодействия, эффект новизны (каждый номер готовился «по - секрету»), владение учителем и учащимися современными технологиями, высокая мотивация участников, сотрудничество взрослых и детей, старших и младших школьников, групповые формы работы -  всё это позволило провести праздник на высоком эмоциональном и содержательном уровне, отметить большой воспитательный и развивающий
 эффект данного мероприятия. Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все задачи внеклассного мероприятия:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;
  • приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;
  • нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;
  • формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;
  • приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.

Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н.В.Гоголя

Этап гостиной

Ответственный

1

Фрагмент к-ф «Майская ночь…»

Быстров Андрей

2

Презентация «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Поликарпова Соня

Кайгородцева Настя

3

Викторина

Литуск Полина

4

Заочная экскурсия по гоголевским местам Украины

Цветков Герман

Зубенко Алина

5

Украинская народная песня

Девочки 5б класса

6

Сообщение о работе Гоголя над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»(с презентацией)

Макарова Катя

7

Монолог из повести «Заколдованное место»

Громов Михаил

8

Сообщение о портретах Н.В.Гоголя

Горностаева Наташа

9

Исполнение вступления в повесть «Невский проспект»

Маняшина Светлана

10

Инсценировка «Бобчинский и Добчинский»

Файзутдинов Максим

Кондратьев Кирилл

11

Инсценировка «Признания Хлестакова»

Пономарев Павел

Лаврентьева Евгения

Сопрунова Ксения

12

Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева»

Быстров Андрей

13

Сочинение синквейнов

5, 7аб, 10 классы

14

Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Птица – тройка»

Быстров Андрей

15

Закрытие гостиной

2. Теоретическая часть. Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме.

Литературная гостиная. Этапы работы. Схема литературной гостиной

     Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне возможно.

     Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

     Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

     Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода.

Следует ориентироваться на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

  • Информационно –  предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно –  коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

   Литературная гостиная как форма интеллектуального общения заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.  

     Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.

Формы работы:  литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера,  информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей…

Главные принципы построения программы:

1) принцип историзма, научности, системности;

2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;

3) принцип доступности, толерантности.

Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог.  Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются  двери  Литературной гостиной:

          Откроем дверь нашей гостиной,

           Куда не входят без причины,

Куда ведёт души стремленье

И благородное общенье!

     Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.

  Любая из тем в литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:

1 этап. Определение темы. На совместном совещании библиотеки и МО русского языка и литературы обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. Затем темы конкретизируются, уточняются сроки.

2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.

3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.

4 этап. Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.

5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов.

6 этап. Момент творчества, музыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.

7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями, сочиняют синквейны.

Требования, которые необходимо соблюдать при подготовке и проведении литературно-музыкальных мероприятий.

1. Гостиная должна создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных нравственных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в «празднике слова».
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятий ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя делать мероприятие «наукообразным». Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на ребят. Не последнюю роль играет и принцип наглядности.
6. Активное применение игровых, ролевых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников.
8. Особенностью мероприятий, проводимых в школе, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

     Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная  —  более гибкая форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале, действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

3. Технологическая часть. Материалы проектного задания.

Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Николая Васильевича Гоголя

Дата проведения – 13 марта 2012года

Место проведения – кабинет № 30

Участники – учащиеся 5 – го б, 7 – ых а, б классов

Организаторы – 10 – ый класс в полном составе

Цели  литературной гостиной:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;
  • приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;
  • нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;
  • формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;
  • приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.

Ход литературной гостиной:

Фрагмент к – ф «Майская ночь или Утопленница» ( Быстров Андрей)

Ведущий. Вступительное слово (Третьякова Оксана)

– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня в литературную гостиную собрались те, кто любит, уважает и кому дорого творчество Николая Васильевича Гоголя. 1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Давайте вместе с Соней и Настей перевернем страницы биографии Мастера.

Презентация «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя». Рассказ учащихся.

Биография Николая Васильевича Гоголя

     Николай Васильевич Гоголь    родился 19 марта /1 апреля/ 1809 года в местечке Сорочинцы Полтавской губернии Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную  роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

     Он происходил из старинного малороссийского рода; в смутные времена Малороссии некоторые из его предков приставали и к польскому шляхетству, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя сам он был настоящий малоросс. 

     Первой пробой пера для Гоголя стала поэма-идиллия из немецкой жизни «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом «В. Алов»: журналы ее заслуженно осмеяли, а Гоголь скупил и уничтожил весь тираж. Гораздо более удачной попыткой оказалась публикация рассказа в альманахе Дельвига «Северные цветы». 

     В 1831 году Гоголь издает первую книгу своих украинских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», восторженно встреченная А.С. Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...». Воссозданный здесь мифический мир малороссийского казачества был прямой противоположностью холодного и слишком реального мира петербургского.  

     «Веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы. За первой книгой в 1832 году последовала вторая.

      1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений «Арабески» и «Миргород», за которые Белинский провозгласил Гоголя «главою литературы, главою поэтов». Кроме того, начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женитьба». Тематически близкий к «Вечерам...» миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба Гоголя. 

     Мир «петербургских повестей» из «Арабесок» /«Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже - в 1836 и 1842 годах - «Нос» и «Шинель»/ - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Так, в «Записках сумасшедшего» блестящий талант Гоголя с необычайной достоверностью раскрывает тот мир, где реальность и фантасмагорична, и одновременно достоверна до мельчайших бытовых деталей. А «Нос», по мнению критиков, стал верхом сугубо гоголевской фантастики: рассказ о том, как нос майора Ковалева начал самостоятельную жизнь, заслоняющую жизнь прежнего хозяина, – чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший литературный сюрреализм и экспрессионизм XX века. Литературная слава Гоголя установилась теперь окончательно: он вырос и в глазах ближайшего круга, и молодого литературного поколения - оно уже угадывало в нем великую силу, которой предстоит совершить переворот в ходе нашей литературы. 

     Однако, по мнению современников, Гоголь окончательно поверил в свое литературное призвание после представления 19 апреля 1836 года его комедии «Ревизор» - злой сатиры на русскую провинциальную бюрократию. Гоголь был окрылен восхищением своих поклонников и твердо уверился в том, что его призвание - «приносить пользу» Родине мощью своего литературного гения.

      В 1836-1848 годах Гоголь жил в Италии и работал над большой сатирической эпической поэмой «Мертвые души». В это же время он переделывает «Тараса Бульбу» и «Портрет», заканчивает свою вторую комедию «Женитьба», пишет отрывок «Рим» и знаменитую повесть «Шинель». В 1841 году первая часть «Мертвых душ» была готова, а в 1842-ом - опубликована в Москве под навязанным цензурой названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». В это же время вышло собрание сочинений Гоголя в четырех томах. 

     Прием, оказанный «Мертвым душам» всей литературной Россией, оказался безоговорочно восторженным. Это был апогей гоголевской литературной карьеры. Работа над вторым томом, начатым еще в 1840 году, протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. 

     К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям. Однако в ночь с 11 на 12 февраля /в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А.П. Толстого в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает. 

     Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря /в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

4.  Актуализация знаний. Ведущий:

- А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество писателя. Викторина…

5. Литературная викторина (Литуск Полина)

- Из какого произведения эти герои?  Вопросы по биографии Н.В.Гоголя.

Кузнец Вакула («Ночь перед Рождеством»)

Остап («Тарас Бульба»)

Иван Иванович («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»)

Акакий Акакиевич («Шинель»).

Где родился Н.В.Гоголь? ( В местечке Сорочинцы, бывшей Полтавской губернии, на Украине).

Где умер Гоголь? ( В Москве)

Последнее произведение Гоголя? (2-й том романа «Мёртвые души»).

Говорят, что у Гоголя было два носа. Правда ли это? (Да, правда. Его собственный и повесть «Нос»).

Как звали отца Гоголя? (Василий)

Левко ( «Майская ночь»)

Оксана («Ночь перед Рождеством»)

Андрий ( «Тарас Бульба»)

Ковалёв ( «Нос»)

Аммос Фёдорович ( «Ревизор»)

Будущий великий писатель Гоголь появился  на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской  губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за день? (1 апреля 1809 года. 20 марта по старому стилю)

Сколько было сестёр у Н.В.Гоголя? ( 4 сестры)

Какой знаменитый российский актёр сыграл Н.В.Гоголя в фильмах «Белинский», «Композитор Глинка» и, наконец, в «Ералаше»? (Георгий Вицин)

В каком городе находилась «Гимназия высших наук», где учился Н.В.Гоголь? ( В Нежине).

5.Какое увлечение было у Гоголя, когда он учился в гимназии? (Увлекался школьным театром. Он сам распоряжался плотниками, ставившими сцену и кулисы, сам рисовал декорации, мастерил костюмы, был актёром, главным образом на роли стариков и старух).  

Ведущий:

- Не знаю, сможем ли мы вместе когда- либо побывать на родной для Гоголя Украине, но вот заочное путешествие с нашими гидами Германом и Алиной мы точно совершим.

Заочная экскурсия по гоголевским местам Украины (Цветков Герман и Зубенко Алина)

Ведущий:

- А теперь подарок с Украины! Украинская народная песня «Чия эта хатынька?»

9. Исполнение девочками 5 – го б класса украинской песни.

10. Ведущий:

- Гоголь заявил о себе как талантливый писатель, работая над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Об этом сборнике подготовила рассказ Макарова Катя.

11. Рассказ о создании сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Презентация.

1 – ый слайд     

- Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы.

    2 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

    - Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

   

 3 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

    - Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

        4 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

     -Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

     5, 6 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

     -После неудачи с "Ганцем Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

     19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

     Давайте посмотрим иллюстрации художников к «Вечерам…» и вспомним сюжеты.

Слайды 7 - 16

Ведущий:

-Монолог из повести «Заколдованное место» исполнит ученик 5-го б класса Михаил  Громов

   

 - Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей - ей, в последний раз. Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи…  

Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит! Вот извольте видеть: нас всех у отца было четверо. Я тогда был еще дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!» Дед был еще тогда жив и на ноги — пусть ему легко ткнется на том свете — довольно крепок. Бывало, вздумает…

Да что ж эдак рассказывать? Один выгребает из печки целый час уголь для своей трубки, другой зачем-то побежал за комору. Что, в самом деле!.. Добро бы поневоле, а то ведь сами же напросились. Слушать так слушать!

13. Ведущий:

-Образ Н.В.Гоголя, его неординарность вызывали живой интерес у современников. Сохранилось много портретов Гоголя. О некоторых из них расскажет Горностаева Наташа.

Сообщение с презентацией «Портреты Н.В.Гоголя»

Федор Антонович Моллер написал в Риме в 1840 г. портрет Гоголя. Кроме того, известны ещё семь портретов Гоголя, написанных Моллером. Кто же он такой? И чем его так привлекала личность Гоголя?

Сообщение о художнике Федоре Антоновиче Моллере

     Сын военного моряка высокого ранга (позднее морского министра) Антона Васильевича фон-Моллера,Фёдор и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведён в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера «заставляют» его посещать Академию художеств, где он в скором времени становится одним из любимых учеников Карла Брюллова.

             Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 году с картиною «Битва при Остроленке». После того им были выставлены «Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней» и несколько жанров. В 1835 году Академия за его успехи в рисунке присудила ему малую золотую медаль.

     По приезде в Петербург Карла Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы.

     В 1837 году за картину, изображавшую семейство его отца, он был награжден от Академии большою золотой медалью и признан назначенным в академики.

     В 1838 году После окончания Академии Моллер едет по собственной инициативе в Италию для совершенствования художественного мастерства. Уже в 1840 году за присланную в Петербург картину «Поцелуй» художник получает звание академика а также приоритает известность. В Италии ведет исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых — Фёдор Бруни, Александр Иванов и Николай Гоголь, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Фёдор Моллер в соответствии с академическими канонами писал полотна на библейские и исторические сюжеты.

     Возвратившись в 1847ненадолго в Россию, он снова отправился в Рим, где увлекся идеями тамошних немецких художников-назареев и стилем Овербека и написал в его духе колоссальную картину «Проповедь апостола Иоанна на острове Патмосе», за которую в 1856 получил звание профессора исторической живописи.

     В Петербурге он занимается преподаванием, руководит деятельностью пенсионеров Общества поощрения художников и выполняет ответственнейшие заказы для Большого Кремлёвского дворца в Москве (серия картин, посвященная Александру Невскому), Исаакиевского собора в Петербурге («Несение креста»). Скоротечное воспаление лёгких прервало работу над его последней картиной — «Распятие Христа».

О  портрете 1841 года

 В 1841 году Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Федору Антоновичу Моллеру* (1812-1874). В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение.
     Художнику, который близко знал писателя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит лицо доброе, благодарное и светлое. Гоголь как бы говорит: “У меня на душе хорошо, светло”. Лицо — светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона — выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза — немного насмешливые, но более — грустные, страдальческие. Тихая печаль льется из этих глаз. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.
      Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Как писал Н.В. Берг: "Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен". Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет.
     Портрет исполнен в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя. Вероятно, был написан во время одного из путешествий друзей по римским окрестностям. Портрет был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи "людей, дорогих нации".

15. Ведущий:

- А не хотите ли вы прогуляться? Давайте прогуляемся вместе с Гоголем по знаменитому Невскому проспекту…Маняшина Светлана. Вступление в повесть «Невский проспект».

16. Выразительное чтение наизусть фрагмента из повести «Невский проспект» (вступление) Маняшина Света:

- Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.

  17. Ведущий:

- Работу над комедией «Ревизор» Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г.Устюжне Новгородской губернии — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». Сцены из этой бессмертной комедии представят сегодня учащиеся 7 – ых классов.

18. Инсценировка «Бобчинский и Добчинский» 

(Файзутдинов Максим и Кондратьев Кирилл)

Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!

Добчинский. Неожиданное известие!

Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу...

Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу ...    

Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу.  

  Бобчинский.  Э, нет,  позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и cлога такого не имеете...  

 Добчинский. А вы собьетесь и не припомните всего.

 Бобчинский.  Припомню,  ей-богу,  припомню.  Уж  не  мешайте,  пусть  я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Петр Иванович не мешал.

 Бобчинский.  Позвольте, позвольте:  я все по порядку.  Как только  имел удовольствие выйти от вас  после  того, как вы изволили смутиться полученным письмом,  да-с, - так  я тогда же забежал... уж, пожалуйста, не перебивайте,Петр Иванович! Уж все, все, все знаю-с.  Так я, изволите  видеть, забежал  к Коробкину. А не  заставши Коробкина-то дома, заворотил к Растаковскому, а не заставши  Растаковского, зашел  вот к  Ивану Кузьмичу,  чтобы  сообщить  ему полученную вами новость, да, идучи оттуда, встретился с Петром Ивановичем...

 Добчинский (перебивая).Возле будки, где продаются пироги.     Бобчинский.  Возле  будки,  где  продаются пироги.  Да,  встретившись с Петром  Ивановичем,  и говорю  ему:  "Слышали ли  вы о  новости - та,  которую получил Антон Антонович из достоверного письма?" А Петр Иванович уж услыхали об этом от ключницы вашей Авдотьи, которая, не  знаю, за чем-то была послана к Филиппу Антоновичу Почечуеву.     Добчинский (перебивая).За бочонком для французской водки.     Бобчинский (отводя его руки).За бочонком для французской водки. Вот  мы пошли  с  Петром-то  Ивановичем  к  Почечуеву...  Уж  вы,  Петр  Иванович... энтого... не  перебивайте,  пожалуйста, не перебивайте!.. Пошли к Почечуеву, да  на  дороге  Петр  Иванович  говорит:  "Зайдем,  говорит,  в  трактир.  В желудке-то у  меня... с утра я  ничего не ел,  так желудочное трясение..." - да-с,  в желудке-то у Петра  Ивановича... "А  в  трактир,  говорит, привезли теперь  свежей семги, так мы  закусим". Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

 Добчинский (перебивая).Недурной наружности, в партикулярном платье...

Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье,  ходит этак по комнате,  и в  лице этакое рассуждение...  физиономия...  поступки, и  здесь (вертит рукою около лба) много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: "Здесь что-нибудь  неспроста-с". Да.  А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому  родила, и такой  пребойкий  мальчик, будет так же,  как и отец, содержать  трактир.  Подозвавши Власа,  Петр  Иванович  и  спроси  его потихоньку: "Кто,  говорит,  этот молодой  человек?"  - а Влас и отвечает на это: "Это", - говорит... Э, не перебивайте,  Петр  Иванович,  пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу  не расскажете: вы  пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом...  "Это,  говорит, молодой человек, чиновник, - да-с,  -  едущий  из Петербурга,  а  по  фамилии,  говорит, Иван Александрович  Хлестаков-с,  а  едет,  говорит,  в  Саратовскую  губернию и, говорит,  престранно себя аттестует: другую уж неделю живет,  из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить". Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. "Э!" - говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: "э!"

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. "Э! - сказали мы  с Петром  Ивановичем.  -  А  с  какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?" Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

19. Инсценировка «Признания Хлестакова» (Пономарев Павел, Лаврентьева Евгения, Сопрунова Ксения) 

Хлестаков и Марья Антоновна.

Марья Антоновна. Ах!

Хлестаков. Отчего вы так испугались, сударыня?

Марья Антоновна. Нет, я не испугалась.

Хлестаков (рисуется). Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который… Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?

Марья Антоновна. Право, я никуда не шла.

Хлестаков. Отчего же, например, вы никуда не шли?

Марья Антоновна. Я думала, не здесь ли маминька…

Хлестаков. Нет, мне хотелось бы знать, отчего вы никуда не шли?

Марья Антоновна. Я вам помешала. Вы занимались важными делами.

Хлестаков (рисуется). А ваши глаза лучше, нежели важные дела… Вы никак не можете мне помешать; никаким образом не можете; напротив того, вы можете принесть удовольствие.

Марья Антоновна. Вы говорите по-столичному.

Хлестаков. Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон.

Марья Антоновна. Право, я не знаю… мне так нужно было идти. (Села.)

Хлестаков. Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна. Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинцияльными.

Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Марья Антоновна. Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек… сегодня какая странная погода.

Хлестаков. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Марья Антоновна. Вы всё эдакое говорите… Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Хлестаков. Для вас, сударыня, всё, что хотите. Требуйте, какие стихи вам?

Марья Антоновна. Какие-нибудь эдакие — хорошие, новые.

Хлестаков. Да что стихи! я много их знаю.

Марья Антоновна. Ну скажите же, какие же вы мне напишете?

Хлестаков. Да к чему же говорить, я и без того их знаю.

Марья Антоновна. Я очень люблю их…

Хлестаков. Да у меня много их всяких. Ну, пожалуй, я вам хоть это: «О, ты, что в горести напрасно на бога ропщешь, человек…» Ну и другие… теперь не могу припомнить, впрочем это всё ничего. Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего взгляда… (Придвигая стул.)

Марья Антоновна. Любовь! Я не понимаю любовь… я никогда и не знала, что за любовь… (Отдвигает стул.

Хлестаков (придвигая стул). Отчего ж вы отдвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.

Марья Антоновна (отдвигаясь). Для чего ж близко; всё равно и далеко.

Хлестаков (придвигаясь). Отчего ж далеко; всё равно и близко.

Марья Антоновна (отдвигается). Да к чему ж это?

Хлестаков (придвигаясь). Да ведь это вам кажется только, что близко, а вы вообразите себе, что далеко. — Как бы я был счастлив, сударыня, если б мог прижать вас в свои объятия.

Марья Антоновна (смотрит в окно). Что это там, как будто бы полетело? Сорока или какая другая птица?

Хлестаков (целует ее в плечо и смотрит в окно). Это сорока.

Марья Антоновна (встает в негодовании). Нет, это уж слишком… Наглость такая!..

Хлестаков (удерживая ее). Простите, сударыня: я это сделал от любви, точно от любви.

Марья Антоновна. Вы почитаете меня за такую провинциалку… (Силится уйти.)

Хлестаков (продолжая удерживать ее). Из любви, право из любви. Я так только пошутил, Марья Антоновна, не сердитесь! я готов на коленках у вас просить прощения. (Падает на колени.) Простите же, простите. Вы видите, я на коленях.

Те же и Анна Андреевна.

Анна Андреевна (увидев Хлестакова на коленях). Ах, какой пассаж!

Хлестаков (вставая). А, чорт возьми!

Анна Андреевна (дочери). Это что значит, сударыня, это что за поступки такие?

Марья Антоновна. Я, маминька…

Анна Андреевна. Поди прочь отсюда! слышишь, прочь, прочь! и не смей показываться на глаза. (Марья Антоновна уходит в слезах.) Извините, я, признаюсь, приведена в такое изумление…

Хлестаков (в сторону). А она тоже очень аппетитна, очень недурна. (Бросается на колени.) Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.

Анна Андреевна. Как, вы на коленях! Ах, встаньте, встаньте, здесь пол совсем нечист.

Хлестаков. Нет, на коленях, непременно на коленях, я хочу знать, что такое мне суждено: жизнь или смерть.

Анна Андреевна. Но позвольте, я еще не понимаю вполне значения слов. Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчет моей дочери.

Хлестаков. Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.

Анна Андреевна. Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.

Хлестаков. Это ничего. Для любви нет различия, и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй. Руки вашей, руки прошу.

Те же и {Марья Антоновна}, вдруг вбегает.

Марья Антоновна. Маминька, папинька сказал, чтобы вы… (Увидя Хлестакова на коленях, вскрикивает.) Ах, какой пассаж!

Анна Андреевна. Ну что ты? к чему? зачем? Что за ветренность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. Ну что ты нашла такого удивительного! ну что тебе вздумалось? Право, как дитя какое-нибудь трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет. Я не знаю, когда ты будешь благоразумнее, когда ты будешь вести себя, как прилично благовоспитанной девице. Когда ты будешь знать, что такое хорошие правила и солидность в поступках.

Марья Антоновна (сквозь слезы). Я, право, маминька, не знала…

Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове; ты берешь пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина. Что тебе глядеть на них, не нужно тебе глядеть на них. Тебе есть примеры другие: перед тобою мать твоя. Вот каким примерам ты должна следовать.

Хлестаков (схватывая за руку дочь). Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!

Анна Андреевна (с изумлением). Так вы в нее?..

Хлестаков. Решите: жизнь или смерть?

Анна Андреевна. Ну вот видишь, дура, ну вот видишь, из-за тебя, эдакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала, как сумасшедшая. Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно отказала: ты недостойна такого счастья.

Марья Антоновна. Не буду, маминька; право, вперед не буду.

20. Ведущий:

   - Известно, что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мёртвых душ. Согласно гипотезе московского литературоведа С. Машинского, идею «Мёртвых душ» подал Пушкин, сам узнавший её во время своей кишинёвской ссылки. Пушкину якобы рассказали, о чём свидетельствует полковник Липранди, что в местечке Бендеры (где Пушкин был дважды) никто не умирает. Дело в том, что начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно — они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Много лет спустя похожую историю Пушкин, творчески преобразовав, рассказал Гоголю. Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент кинофильма «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева».

21. Просмотр фрагмента к – ф «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева». (Быстров Андрей)

22. Ведущий:

- В нашей литературной гостиной сегодня мы вспомнили произведения великого русского классика Николая Васильевича Гоголя, поговорили о личности писателя, обратились к страницам его биографии. Надеюсь, вам было так же интересно, как и мне. Попробуйте теперь выложить свои впечатления в синквейны, которые вы сочините в группах, а затем прочитаете всем.

23. Рефлексия. Сочинение синквейнов. Прочтение их в гостиной.

24. Заключительный кинофрагмент к – ф «Мертвые души» («Птица – тройка»). Закрытие литературной гостиной.

... И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" – его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

    Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

4. Заключение.

     Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Н.В.Гоголя, в большой мере показала, что «успешными становятся те школы, где сформирован экспериментальный дух» учительского потенциала. Использование активных форм взаимодействия, эффект новизны (каждый номер готовился «по - секрету»), владение учителем и учащимися современными технологиями, высокая мотивация участников, сотрудничество взрослых и детей, старших и младших школьников, групповые формы работы -  всё это позволило провести праздник на высоком эмоциональном и содержательном уровне, отметить большой воспитательный и развивающий эффект данного мероприятия.

     Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все задачи внеклассного мероприятия:

  • формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;
  • приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;
  • нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;
  • формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;
  • приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.

Встреча в литературной гостиной не только углубила знания обучающихся о литературе, но и пробудила у многих интерес к искусству вообще, позволила показать свои умения и раскрыть театральные способности. Это замечательная форма внеклассной работы по предмету.

5. Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты.

2. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

3. http://www.liter.324school.spb.ru

4. Предметно-методические материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5. С.Б.Шадрина «Литературная гостиная. 9-11 классы» Волгоград  «Учитель» - 2009.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира. Методическое пособие

В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов  и способами  их оформления,  что способствует формиро...

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»

на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и...

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федеративного государственного образовательного стандарта http://nsportal.ru/node/1806759

В статье рассказывается о значении и условиях развития творческих способностей обучающихся в общеобразовательной школе. Одна из задач образования - выражение в творческой деятельности своего отношения...

Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.

Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся...