М. Булгаков. «Собачье сердце».
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Бауло Е.М. МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской обл.
Тема: М. Булгаков. «Собачье сердце».
Цели: познакомить с содержанием повести, её идейным и художественным своеобразием.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
М. Булгаков – мастер разножанровых произведений. Он автор и философского романа с библейскими мотивами, и сатирической повести небольшого объёма, предназначенной, на первый взгляд, для лёгкого чтения.
А такое ли «лёгкое» это чтение?
Так ли всё гладко и просто в развитии действия?
Или эта маленькая повесть заставляет задуматься о больших проблемах?
Попробуем разобраться в её содержании и оценить мастерство автора, сумевшего типичные социальные явления воплотить в необычных, почти фантастических образах и ситуациях.
- Анализ произведения.
- Первоначально повесть была названа «Собачье счастье. Чудовищная история». Почему автор, по-вашему, изменил название?
- Что же составляет содержание повести? Изложите основные события. (Пересказ)
- Уже само начало повести необычно. С первых строк мы как бы облачаемся в шкуру бездомного пса и начинаем замечать, что его «размышления» о жизни нам очень даже понятны.
- Что мы узнаем о судьбе Шарика?
(Не столько о собаке, сколько о той действительности, которая её окружает. Через восприятие бессловесного пса дано ироничное изображение тех негативных сторон, которые, которые люди как бы не замечают…)
- И вот уже в конце 1-й главы вырисовывается современная Булгакову действительность. Найдите в тексте детали, позволяющие безошибочно определить место и время действия. (Работа с текстом 1й главы).
Уже в этих беглых, эпизодичных зарисовках чувствуется сатирическое, ироничное отношение к новой действительности.
- Какие ещё эпизоды подтверждают, что повесть сатирическая? Отметьте сатирические приёмы, которые использует автор. (Пациенты профессора Преображенского, члены домкома изображены гротескно).
- Против чего направлена повесть Булгакова? (Против безнравственности, хамства, элементарной невоспитанности, отсутствия культуры)
- Прочитаем монолог профессора Преображенского (глава 3). Как его рассуждения о разрухе, пролетариях связаны с судьбой Шарикова? (Та обстановка, которая окружает профессора Преображенского, это среда Швондера, благодатная для взращивания Шариковых.)
- Найдите эпизоды, ярко характеризующие Швондера и домком. Приведите примеры, подтверждающие, что Шарикова создал не профессор Преображенский, а Швондер. (Шариков рассуждает так же, как домкомовцы, и говорит их словами, предъявляет те же требования).
- Что представляет собой Шариков? Составьте его характеристику с точки зрения Швондера и домкома и с точки зрения Филиппа Филипповича, доктора Борменталя, Зины и домашних профессора. (Работа в группах)
- Как вы думаете, почему эксперимент не удался?
(Всё, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попытке создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться – и оказались - плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов».)
- Какое отражение нашла позиция автора в тексте? (Работа с текстом. «…Швондер не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. …если кто-нибудь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.»)
- Обобщающий вопрос.
- Сохраняет ли повесть свою актуальность в наше время? Обоснуйте свой ответ.
Опасность шариковщины в том, что она неистребима. Её признаки встречаются и по сей день – назовите их.
- Д/З
Подготовиться к мини-сочинению «Чем опасны Шариковы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя..." (М. Булгаков "Собачье сердце")
Презентация предназначена для 9 класса при изучении произведения М. Булгакова "Собачье сердце"....

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")
Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")...

Разработка урока по литературе "М.А.Булгаков "Собачье сердце". 11 класс
Разработка урока по литературе "М.А.Булгаков "Собачье сердце"...

Презентация М.А.Булгаков «Собачье сердце»
Презентация к изучению произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце»...
М.Булгаков "Собачье сердце"
Презентация...

