Материал для сообщений по литературе 8 класс
картотека по литературе (8 класс) по теме

Каймонова Эмма Петровна

Данный материал пригодится как для ученика, так и для учителя в подготовке к уроку по литературе. К сообщениям можно подключить презентации по темам или дать задание для ученика подготовить пересказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshcheniya_po_literature.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение о творческой истории произведения "Капитанская дочка".

В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы. Он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионального историка в "Истории Пугачева" и в качестве писателя в "Капитанской дочке".

   Сначала Пушкин работал над историческим произведением. Он посетил места, где произошли главные события эпохи, сравнивая документы с воспоминанием еще живых, но уже престарелых очевидцев. В своем историческом труде писатель прежде всего выяснил причины пугачевщины и показывает жестокость восставших, которая была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на страницах "Капитанской дочки" появляется банкир, страницы, связанные с описанием этого человека нельзя читать без содрогания.

   В ходе изучения материала Пушкин не раз задумывался о причинах крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов. Почему, несмотря на пролитие крови, жизнь в России не улучшилась. И можно ли наметить иные пути к возрождению России?

   Над этим и многими другими вопросами он задумывался не раз, работая над повестью.

  Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести "Капитанская дочка". Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович – офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием. "Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный",- говорит устами главного героя автор повести.

  Не смягчая красок, изображает Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в историческом труде и в своем художественном произведении.

  Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в "сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны".

  Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путем познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.

Характеристика времени, о котором рассказал Пушкин в своей повести "Капитанская дочка".

17 век – век царствования Екатерины 2, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-  Цербской (1729-1796). В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина пришла к власти, свергнув с престола Петра, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимицы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

  Екатерина правила Россией практически всю второю половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела выгодную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение, искусства требовало денег.

  Екатерина была умна и образованна. Она должна была выбрать политику, отвечающую задачам развития страны. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются "для воспитания граждан". В годы ее правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить всякий произвол. Бесправие, нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

  В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошел народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

           И.С. Тургенев. Биографическая справка.

Имя И.С.Тургенева нам всем знакомо с детства по повести "Муму",  по "Запискам охотника". Он родился в Орле 12 октября 1818 года, и детские годы провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг выпустил на волю.

В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский Университет.

В 1838 году Тургенев отправился в Берлин. На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.

В 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом  сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были "Записки охотника".

С 1843 года жизнь Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину о сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.

Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью.

Известность Тургенева как  писателя росла с годами. Он был писателем, гражданином, противником рабства и насилия. Он любил Россию, ее природу и людей, и в последние годы, вспоминая о своей жизни, Тургенев сказал: "Я всегда был рад сделать все, что могу".

Вспомните произведения Тургенева, которые вы уже изучали и читали. Подумайте, какие стороны русского народного характера особенно дороги писателю?

                                                          История произведения

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю "барышней".

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом точь-  в – точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

Задание.

Прочитать внимательно высказывания об Асе Гагиным и повествователем, ответить на вопрос:

- О каких свойствах Аси в них идет речь?

Гагин:

"Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у нее сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней сладить".

"Не дразните ее, - предупреждает он рассказчика, когда ее увидели на уступе скалы, над пропастью.- Вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется. …беда, если она кого полюбит! – заключает Гагин свой рассказ о прошлом Аси".

"С огнем шутить нельзя, - предупреждает он господина Н.Н.. Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она".

"Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства…".

"Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье".

Автор – повествователь:

"Что за хамелеон эта девушка!"

"… по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное… во всех движениях было что- то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось… Самолюбивая до крайности, она привлекала меня, даже когда я сердился на нее.

"Такой гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все ее существо стремилось к правде… ее душа мне нравилась".

"Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства, и если б ее положение не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая смогла бы…"

Тест по рассказу Л.Н.Толстого "После бала".

1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа "После бала"?

1)последовательность излагаемых событий;

2)цикличность излагаемых событий;

3)антитеза;

4)ретроспектива.

2.Каков тип композиции рассказа?

1)рассказ в рассказе;

2)повествование от первого лица;

3)последовательное авторское изложение событий.

3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

1)отчуждение;

2)возмущение;

3)восторг;

4)пренебрежение.

4.Как можно охарактеризовать смысл названия рассказа?

1)важность судьбы героя после бала;

2)особое значение сцены расправы с солдатом;

3)важность утра, следующего за балом.

5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата?

1)антитеза;                   5)звукопись;

2)подбор эпитетов;     6)описание одного героя;

3)прямая авторская оценка;      7)внутренний монолог.

4)цветопись;

6.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

1)автор показывает двуличие героя;

2)на балу одел "маску" добропорядочности;

3)добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

4)искренне верит в необходимость жестокой расправы.

7.Определите основную идею рассказа.

1)судьба человека зависит от случая;

2)осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3)идея личной ответственности человека;

4)осуждение деспотизма.

8.С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой  доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1)замшевая перчатка;

2)белые усы и бакенбарды;

3)блестящие глаза и радостная улыбка;

4)"домодельные" сапоги.

9.Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1)утверждает идею Л.Н.Толстого "непротивления злу насилием";

2)утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

3)идея о необходимости "изменения жизненных условий" для "изменения взглядов человека";

10.Отметить импонирующее вам утверждение:

1)в рассказе автор протестует против николаевской действительности;

2)в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

3)в рассказе автор призывает бороться с произволом.

Ключ к тесту:

1-3

2-1

3-3

4-2

5-1,2,4,5,6.

6-3

7-3

8-4

9-2

10-2.

          Биографическая справка. М.Горький.

М.Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства – с одной стороны, и назревание грядущих событий – с другой стороны, нашли в творчестве раннего Горького отражение.

В свои 20 лет Горький уже видел мир в таком ужасающем разнообразии, что его светлая вера в человека кажется невероятной.

Алексей Максимович Пешков – настоящее имя писателя. Родившись в Нижнем Новгороде, он рано лишился родителей и воспитывался в семье деда. Учиться ему не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал, узнал жизнь босяков, безработных, нищету. Впечатления детства нашли отражение в псевдониме и трилогии "Детство", "В людях", "Мои университеты". С раннего детства Алеша очень любил читать. Из них он узнавал о разных людях.  "Всё в человеке, всё для человека…"

"Человек! Это великолепно! Это звучит гордо…" Это знаменитые слова о человеке, его призвании, силе и красоте.

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками. Мерилом ценности он считал активную способность действовать. Именно эта тема находит отражение в его рассказах.

                   А.Грин. Биографическая справка.

Писатель Грин, Александр Степанович Гриневский, прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злодея. С ранних лет Грин устал от безрадостного существования. Дома мальчика постоянно били. Даже больная мать дразнила сына песенкой:

                     А в неволе

                    Поневоле,

                     Как собака, прозябай!

"Я мучился, слыша это, - говорил Грин, - потому что песня относилась ко мне, предрекая моё будущее".

С большим трудом отдал отец Грина в реальное училище. Но оттуда его исключили за стихи о своем классном наставнике. В гимназию Грина не приняли. Пришлось отдать его в городское училище.

После смерти матери отец вскоре женился. Тогда жизнь Грина стала совсем невыносима. Семье он стал в тягость. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и распрощался с сыном.

В Одессе произошла первая встреча с морем. О море написано много книг, но только в рассказах Грина море шумит и переливается всевозможными красками.

Грин неделями слонялся по порту и просил капитанов взять его матросом на пароход. Наконец Грину повезло. От этих рейсов у Грина осталась память о Ялте, Александрии, Херсоне.

Позднее Грин тоже жил случайным трудом.

Тест на знание текста (А.Грин "Алые паруса")

1.Отчего умерла Мери, мать Ассоль?

1)от родов;

2)от воспаления легких.

2.Чем зарабатывал Лонгрен на жизнь?

1)делал игрушки;

2)был музыкантом в трактире.

3.Какое событие изменило жизнь Лонгрена и Ассоль?

1)шторм;

2)гибель Меннерса.

4.Кто предсказал Ассоль судьбу?

1)отец;

2)мать;

3)Эгль, собиратель сказок.

5.Чем отличался Грэй от своих родителей?

1)социальным положением;

2)внешностью;

3)душой и характером.

6.В каком возрасте Грей впервые вступил на корабль?

1)18 лет;         2)15 лет;

3)22 года.

7.Как Грей познакомился с Ассоль?

1)в трактире;

2)нашел спящей в лесу;

3)на званом вечере.

8.Какова, по мнению Грея, истина?

1)чудеса надо делать своими руками;

2)надо жалеть бедных и несчастных;

3)любить надо раз и навсегда.

9.Как назывался корабль Грея?

1)"Ассоль"

2)"Секрет"

10.Как звали помощника Грея?

1)Летика;

2)Меннера;

3)Гоп.

Ключ к тесту:

1-2;

2-1;

3-2;

4-3;

5-3;

6-2;

7-2;

8-1;

9-2;

10-1.

                                          К.Г.Паустовский 

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича  Паустовского (1892-1968гг.).

Деятельность его была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Читатель не может не ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский – человек, "создавший себя", его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Родился я в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика. Отец был неисправимым мечтателем и протестантом. Из-за этих своих чувств он не засиживался подолгу на одном месте. Моя мать была женщиной властной и суровой. В семье много пели и играли, спорили, любили театр.

Когда я был в 6 классе, семья наша распалась. С тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение. Перебивался так называемым репетиторством.

В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале "Огни". Это было в 1911 году.

После окончания гимназии я два года пробыл в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву.

В начале мировой войны я работал вожатым и кондуктором на московском трамвае.

Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд. В отряде я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба моих брата. Я вернулся в Москву. Но долго не мог высидеть на месте. Уехал в Екатеринослав и работал там на металлургическом заводе, потом переехал на Новороссийский завод, оттуда в Таганрог на котельный завод. Осенью 1916 года ушел с котельного завода в рыбачью артель на Азовское море.

Потом переехал в Москву, где пережил Февральскую и Октябрьскую революции. Вскоре меня "завертело". Я уехал к матери на Украину, пережил в Киеве несколько переворотов, из Киева уехал в Одессу. Потом переехал в Сухуми, потом – Батум, Тифлис. Из Тифлиса я ездил в Армению и даже попал в северную Персию.

В 1923 году вернулся в Москву, где несколько лет проработал редактором Роста (Российское телеграфное агентство), в то время я уже начал печататься.

Первой моей книгой был сборник рассказов "Встречные корабли".

Ездил я по-прежнему много.

Во время ВОв я был военным корреспондентом на Южном фронте и тоже изъездил множество мест…

Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать.

Самым плодотворным о счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России. Произошло это, когда мне было под 30 лет. Она завладела мною раз и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину. С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском крае. В Мещерском краю я прикоснулся к чистейшим истокам народного русского языка( "Мещерский край", "Исаак Левитан", "Повесть о лесах", "Летние дни", "Ночь в октябре", "Телеграмма", "Дождливый рассвет", "Кордон 273", "Во глубине России").

Но больше всего я обязан простой и значительной жизни. Ее свидетелем и участником мне посчастливилось быть…

                                   

                               Сообщение о В.М.Шукшине.

До обидного мало – 45 лет прожил Василий Макарович Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий.

Родился Шукшин 25 июля 1929 года в Сибири, в деревне Низовке. Василию еще не исполнилось четырех, когда его отец, двадцатилетний крестьянский парень, был арестован и уничтожен как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе.

В 11 лет он в первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского городка Бийска, он "окончательно решил стать жуликом". Полуголодной мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 году от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Но не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

В поисках заработка Ш. переезжает из города в город. Был он учеником маляра, грузчиком, слесарем. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали. Дома Ш. сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а потом отправился в Москву учиться дальше.

Ш. хотел поступить в литературный институт, но прием был уже закончен. Он подает документы в институт кинематографии, где учиться в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.

Но и в этом институте непросто складывалась его судьба. Не мог он смириться с амплуа "деревенского дурачка". Он хотел говорить о людях, говорить правду.

Для Ш. не прошли даром задания в институте. Он помог стать мастером динамичных, ярких, точных коротких рассказов. Поддержал в это время его учитель Михаил Ромм. В августе 1958 года в журнале "Смена" появился первый рассказ – "Двое на телеге".

Много  трудностей и невзгод  еще выпадает на долю Ш.: не выпустят на экран его первый дипломный фильм, пять лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актером и писателем, имея жену и двоих детей,-  ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы с "живописным пустырем" под окнами, но самое главное – рождение писателя - произошло. Приходилось часто жить в напряжении, "стиснув зубы", но за себя он умел постоять.

Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актер, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его была ни простой, ни долгой. Умер В.М. 2 октября 1974 года на съемках очередного фильма.

    Сообщение о жизни и творчестве  В.П.Астафьеве.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ Красноярска. Родом из енисейских сибирских крестьян. Судьба его с детства была нелегкой: сначала жил в семье бабушки – без отца, попавшего в тюрьму, без матери, утонувшей в Енисее. Потом побывал в детском доме в Игарке; после шестого класса поступил в железнодорожную школу ФЗО, с 1942 года работал составителем поездов, осенью того же года ушел добровольцем на фронт. Воевал на Украине и в Польше, был тяжело ранен, демобилизовался в конце 1945 года.

После войны жил на Урале. Там несколько лет работал слесарем, грузчиком, плотником и др.

Первый рассказ Астафьев опубликовал в местной газете в 1951 году, вскоре стал литсотрудником этой газеты. Первый сборник рассказов "До будущей весны" вышел в 1953 году. Учился на высших литературных курсах. Со второй половины 50-х годов печатается все больше в местных, затем в московских журналах ("Наш современник", "Молодая гвардия", "Новый мир"). Уже в 50-е годы определяется главная тема Астафьева – осмысление судьбы современника. Выделяются главные книги Астафьева:" Последний поклон", "Царь-рыба", "Затеси". Над каждым из этих сочинений А. работал долгие годы. С судьбами выходцев из деревни связаны и такие поздние произведения, как роман "Печальный детектив", рассказ "Людочка".

Вторая главная тема Астафьева – трагический опыт войны:" Пастух и пастушка", "Прокляты и убиты".

Астафьев написал также книгу, близкую к жанру литературной автобиографии"Зрячий посох". Писал также пьесы.

В 1969-1979 годах жил в Вологде, а 1980 году вернулся в Красноярск.

В Астафьев – один из крупнейших современных художников "деревенской прозы". Его путь из глубин русской природы и русской народной жизни оказался на редкость органичным. Он выражен большой искренностью. Значение его книг велико не только в тематическом отношении, но и в художественном. В современной русской литературе с Астафьевым по знанию и чувству слова, по естественности и свежести текста, пожалуй, поставить некого. Наконец, А. независим и прям в сложных нынешних литературных и общественных спорах.

Умер 29 ноября 2001 года.

- Назовите основные темы творчества Астафьева?  Запишите их в тетрадь.

        Тема детства в творчестве В.П.Астафьева.

Начинал В.Астафьев как детский писатель. Его рассказы выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства.

Рассказы о детстве составили единую и целостную книгу "Последний поклон" – заветную книгу писателя. Произведение это сложилось в 1967 году. Об этом времени писатель писал:" В основном добил "страницы детства", которое начал еще 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя".

"Последний поклон" – это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий".

                       Биография и творчество У.Шекспира.

Шекспир родился в маленьком провинциальном городке Стрэтфорде, расположенном на реке Эйвон. Отец Ш. был состоятельным ремесленником и торговцем. Свое детство Ш. провел среди простых людей, глубоко усвоив живой народный язык. Начальное образование получил в грамматической школе Стрэтфорда, где главным предметом изучения были древние языки. Здесь Ш. усвоил латынь и древнегреческий. В 14 лет Ш. был вынужден помогать отцу в делах. Однако Ш. стал весьма образованным человеком своего времени, постоянно занимаясь своим самообразованием. В 18 лет Ш. женился, а через три-четыре года отправился в Лондон в поисках заработка.

В Лондоне Ш. сменил несколько профессий и только в 1594 году окончательно связал свою судьбу с театром. Ш. создает репертуар для театра. В труппе Ш. ценили как драматурга, а не как актера, хотя на сцене он оставался лет до сорока. В 1612 году Ш. расстался с театром и вернулся в Стрэтфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, написанные Ш. для труппы, относятся к 1612-1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние 4 года жизни Ш. болел. Скончался великий драматург в возрасте 52 лет и был похоронен в родном городе.

Наследие Ш. составляет 154 сонета, несколько небольших поэм, стихотворные циклы и 37 пьес.

Ранний период творчества Ш. прошел од знаком надежд на обновление. Это было время написания исторических хроник. ("Ричард 2", "Ричард 3", "Генрих 4", "Генрих 5", "Генрих 6" и др.) и комедий ("Укрощение строптивой", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь" и др.). Единственная трагедия этого периода "Ромео и Джульетта" (1595) проникнута светом романтической любви и глубоким лиризмом. Гибель главных героев не делает эту трагедию безысходной.

Ромео и Джульетта выросли и живут в обстановке вековой вражды их семейств, любой пустяк служит поводом для стычек. Несмотря на это родилась и расцвела любовь двух прекрасных юных существ, которые презирают кровавые распри, которым не страшна смерть, а страшна жизнь без любимого. Герои погибают, но над их телами происходит примирение враждующих семейств. Любовь одерживает победу над миром зла.

Во второй период своего творчества, который можно назвать "трагическим", Ш. пытается разрешить вопросы противоречивой природы человека, который может подняться до величайших духовных высот и опуститься до преступления (трагедии "Гамлет", "Отелло", "Макбет", "Король Лир").

В последние годы творчества пьесы Ш. приобретает иной характер. Драматург начинает искать выход из неразрешимых конфликтов времени в сказке, в утопии. Мир полон зла, но добро чудесным образом одерживает победу ("Буря", "Зимняя сказка", "Цимбилин", "Перикл").

Пьесы Ш., созданные около четырех веков назад, живут до сих пор, потрясая воображение зрителей.

                                 Что такое Возрождение?

Эпоха Возрождение – это время подъема  культуры многих европейских стран, которое охватывает два века – 15 и 16. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы лишь после смерти. Этих людей называли гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, изучены, сохранены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит это слово "Возрождение". Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стало временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета – героя пьесы Шекспира:" Что за великое созданье – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Краса вселенной! Венец всего живущего!"

Однако и Гамлет, и его творец видели не одно лишь величие, но и искажение, которому подвергалась человеческая природа из-за несовершенства мира.

       Вариант итогового урока. Литературная игра.

Цель: подвести итог изученного курса литературы в 8 классе.

                            Ход урока

1.Вступительное слово учителя об условиях игры.

2.Разминка ( по теории литературы).

                                 1 группа.

1.Описание автором своей собственной жизни называется…

2.Гипербола – это…

3.Определи размер стиха: - - -

                                 2 группа.

1.Построение произведения, обусловленное его содержанием и жанровой формой называется…

2.Метафора – это…

3.Определи размер стиха: - -.

                                 3 группа.

1.Реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания того или иного художественного образа называется…

2.Сравнение – это…

3.Определи размер стиха: - - -.

                                 4 группа.

1.Указание пояснения автора, которым сопровождаются поступки героев, интонация их речи, жесты, обстановка действия называется…

2.Эпитет – это…

3.Определи размер стиха: - - .

                                   3.Конкурс заданий.

1.Кому из литературных героев принадлежат слова, укажите автора и произведение:

       А) "Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай"?

       Б) "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение".

       В) "Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

(вариант Г потом вписать)

2.Узнай героев изученных вами произведений по описанию.

         А) "Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей".

         Б) "У окна старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире".

         В) "Старый крымский чабан, высокий, седой, сожженным южным солнцем, сухой и мудрый старик".

         Г) "Дочь соседа – колхозного сапожника, - девчонка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар".

3. Знаете ли вы…

        А) Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поясом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных башмачках?

        Б) Какая героиня известного вам произведения, повстречав на дороге чопорных англичан, явилась к обеду, одетая в лучшее платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках, а за обедом держалась чинно, почти чопорно?

         В) Кто из героев делал змея из географической карты?

( вариант Г потом вписать)

4.Узнай место действия:

        А) Где находился монастырь, в котором томился Мцыри?

        Б) Где Н.Н. познакомился с Гагиным?

        В) Где находилась Белогородская крепость, куда приехал служить Петр Гринев?

        Г) Где происходит действие в "Песне о Соколе"?

5. Знаете ли вы биографию писателя?

А)Кто из писателей 20 века, произведения которых вы прочитали в 8-ом классе, был участником ВОв?

Б).Какая была фамилия у Горького?

В)Кто подарил Гоголю сюжет "Ревизора"?

Г) Как звали итальянскую певицу, любовь к которой И.С.Тургенев пронес через всю жизнь?

4.Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть (тема дается заранее).

Чтение наизусть можно заменить тестом, которой дается ниже.

Тест:

1)Искусство по своей природе:

А) рационально;              б) эмоционально;

В) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2)Действующее лицо художественного произведения называется:

А) образом;       б) персонажем;       в) типом.

3)Есть ли разница между понятиями "образ" и "персонаж"?

А) да, и очень существенная;  б) нет;   в) в зависимости от жанра.

4)Тема произведения – это:

А)главная идея;   б) объект отражения;  в) конкретная описанная ситуация.

5)Идея произведения – это:

А) то, что хотел сказать автор;   б) нравственный"урок" произведения;

В) главная обобщающая мысль произведения.

6)Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

А) да;  б) нет;   в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7)Композиция – это:

А) последовательность событий и действий;

Б) движение произведения от завязки до развязки;

В) последовательность частей и элементов произведения.

8)Завязка – это:

А) момент возникновения или обнаружения конфликта;

Б) начало произведения;

В) первое появление главного героя.

9)Сюжет – это:

А) основное содержание произведения;      б) последовательность событий и действий;

В) последовательность всех элементов произведения.

10)В основе сюжетного действия лежит:

А) композиция;     б) конфликт;      в) фабула.

11)Литературные жанры – это:

А) эпос, лирика, драма;       б) роман, трагедия, эпиграмма;

В) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12)Для определения жанра существенным признаком является:

А) проблематика произведения;

Б) его тематика;

В) время создания произведения.

Ключ:

1-в

2-б

3-а

4-б

5-в

6-а

7-в

8-а

9-в

10-б

11-б

12-а.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края» 9 класс

Предлагаемая  разработка  « Дидактический материал к изучению курса« Литература родного края»   окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении  данного курса....

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Материал к уроку родной литературы в 11 классе по рассказу ульяновского писателя В.Н. Сергеева "Рыжие берега".

Рассказ В.Н. Сергеева позволяет включить в процесс преподавания родной литературы региональный компонент. Ребятам интересно прочитать про родные места, увидеть описание автором Волги и её предместий. ...

Календарно – тематическое планирование учебного материала по родной (русской) литературе для 8 класса

Календарно - тематическое планирование учебного материала по родной (русской) литературе для 8 класса к учебнику Родная (русская) литература. 8 класс. Александрова О. М. - М.: Просвещение, 2021...

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...