урок литературы И.С.Тургенев "Бирюк"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Инна Валерьевна Диденко

Урок – мастерская.

Основная идея этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс к познанию, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно добывать знания, тем самым многократно увеличивая их ценность, дает возможность поэтапно осмысливать информацию и, главное, формировать свое личное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biryuku_turgeneva.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

Учитель Диденко Инна Валерьевна

ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район

Класс – 7 а

Урок литературы

 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания (урок – мастерская)

Цели:

цели обучающие-знакомство с произведением И. С. Тургенева «Бирюк», выявление художественных особенностей произведения, его основной идеи (это цели для достижения предметного результата);

цели развивающие-осознание учащимися важности ис- следовательских навыков, умение систематизировать информацию  (это цель для достижения метапредметных результатов);

цели воспитывающие-развитие навыков работы в группе, умение принимать решение, оценивать собственные результаты работы (это цели для достижения личностных результатов)

Задачи:

-познакомить учащихся с произведением И. С. Тургенева «Бирюк»;

-выявить художественные особенности произведения;

-определить основную идею произведения;

-развивать исследовательские навыки учащихся;

-развивать умение систематизировать информацию;

-развивать навыки работы в группе;

-развивать умение принимать решение и оценивать свой собственный результат работы;

-формировать коммуникативные навыки;

-воспитывать интерес к творчеству И. С. Тургенева, любовь к Родине.

Метапредметные:

регулятивные – определение последовательности своих действий при работе в группах;

познавательные – работа с текстом, выполнение логических операций (обобщение, систематизация, классификация);

коммуникативные – умение выражать свои мысли и идеи, умение обосновывать свое мнение, участвовать в обсуждении вопросов, умение работать с различными источниками информации.

Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом, осознание границы собственного знания и незнания, стремление к знанию, стремление к речевому самосовершенствованию.

Используемые технологии:

личностно-ориентированное развивающее обучение,

технология мастерских,

групповые технологии.

Оборудование: учебники (тексты), интерактивная доска, компьютер (презентация), запись музыки Г. Свиридова «Деревянная Русь. Триптих», раздаточный материал.

Урок – мастерская.

Основная идея этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс к познанию, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно добывать знания, тем самым многократно увеличивая их ценность, дает возможность поэтапно осмысливать информацию и, главное, формировать свое личное мнение.

Учащиеся работают в группах.

Ход урока-мастерской.

1 этап – «Индуктор»

Учитель: Мы с вами уже познакомились с биографией писателя Ивана Сергеевича Тургенева, вспомнили некоторые произведения из сборника «Записки охотника».

Презентация - слайды 1-2.

 Скажите, кто является главным героем «Записок охотника»?

 (ответ - крестьяне).

 И в рассказе «Бирюк», с которым мы сегодня с вами познакомимся, тоже главный герой – крепостной крестьянин. Но прежде, чем начать работу с текстом рассказа, я предлагаю вам прослушать музыку Георгия Свиридова «Деревянная Русь. Триптих». Послушайте внимательно произведение и подумайте, что вы почувствовали? Какую Русь вы представили?

Прослушивание музыкального произведения.

Какое настроение, какие чувства возникли?

(ответ - тревожное состояние, как будто душа болит; представляются серые, покосившиеся крестьянские избы; нищие, идущие по дороге; безысходное тоскливое настроение)

Презентация (картинки - слайды 3-6)

Учитель: Как эти чувства перекликаются с вашим впечатлением о рассказе

И. С. Тургенева «Бирюк»? Обменяйтесь своими впечатлениями.

(рассказ тоже оставляет тяжелое и безысходное чувство, как и музыка)

Учитель: Теперь можете определить тему произведения И. С. Тургенева?

(ответ: изображение тяжелой жизни крепостных людей, но и их высоких духовных качеств)

Учитель: И Бирюк тоже крепостной крестьянин.

2 этап – «Дедукция»

Учитель: Ребята, вам понравился главный герой рассказа – Бирюк? Почему? (нравится, потому что в конце рассказа отпускает бедного крестьянина)

Ребята, а кто такой Бирюк? Что за слово такое – Бирюк? Дома вы заглянули в словари, посмотрели значение этого слова? Что нового узнали о слове?

(Словарь С. И. Ожегова: Презентация - слайд 7.1) волк-одиночка (обл.) 2) перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разгов.) Смотреть бирюком.

Словарь В. И. Даля: м. татарск., оренб., сиб., астрахан., ворон.-зверь, серый, волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться… Бирючий, волчий. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

Сам И. С. Тургенев: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»)

3 этап – «Реконструкция»

Учитель: Ребята, а теперь запишите, пожалуйста, на листочках (подпишите их)  ассоциацию к слову волк. Передайте листок соседу слева, возьмите листок у соседа справа – прочтите, дополните своими словами.

Возьмите свой листочек, прочтите, что появилось в нем? Какие слова чаще всего звучат?  (волк: лес, страх, хищник, зверь, колдовство)

4 этап – «Социализация»

Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?

(сам представляется охотнику – Фома; мужики называют в глаза – Фома Кузьмич, а за глаза – Бирюк).  Презентация – слайд 8.  Бирюк – это прозвище. А прозвище многое говорит о человеке.

5 этап – «Афиширование работ».

Учитель: Сегодня мы с вами станем невидимками и пройдем вместе с охотником его охотничьей тропой, будем вместе с ним наблюдать за героями рассказа «Бирюк». И нас при этом никто не заметит, мы же невидимки. Давайте внимательно прислушаемся к героям рассказа и выясним, почему прозвали Фому Кузьмича Бирюком. Найдите в тексте объяснение этому, посовещайтесь и дайте ответ.

(ответы: силен и ловок как бес, появился словно привидение, вырос как из-под земли, видит в темноте, слух отличный, слышит то, что другие не слышат, хорошо ориентируется в лесу, живет в лесу с двумя детьми, окрестные мужики боятся его как огня, в любую пору не даст утащить и вязанки хворосту, ни на какую приманку не идет, неподкупен и никому спуску не дает)

Учитель: Большинство этих характеристик дают мужики, обычно крестьяне. Как вы думаете, почему они так лесника воспринимают?

(им непонятно его поведение, не могут объяснить его поступки, ведь Бирюк не такой, как все: не пользуется своим положением, не наживается за чужой счет, живет честно и исполняет свои обязанности лесничего достойно. Сам Фома говорит: «Даром господский хлеб есть не приходится». Он ответственный, строгий, неподкупный. Должность, которую он занимает, обязывает его к этому. Фому не любят за его добросовестность, за то, что не позволяет воровать, за это сжить со свету хотят. Поэтому он одинок, ни с кем не общается)

6 этап – «Разрыв» (побуждение к поиску ответов, сверке нового знания с литературным источником)

Учитель: Как же Фома стал Бирюком? Почему хорошего человека назвали злым прозвищем? Почему он стал суровым, нелюдимым? Наша задача найти в тексте ответы на эти вопросы. Как думаете, что о человеке следует узнать, чтобы ответить на эти вопросы?

(как и где живет, как выглядит, какой характер, с кем общается…)

Если перейти на язык литературы, то получается, что нас интересуют портрет героя, интерьер его избы, пейзаж.

Предлагаю поработать в группах. Мы с вами невидимки, можем ходить  и наблюдать за героями рассказа. Давайте так и сделаем – понаблюдаем за ними и выясним необходимую нам информацию. Задание:

1 группа  - портрет героя, 2 группа – интерьер избы лесника, 3 группа – проанализировать диалог Бирюка с крестьянином, пойманным им в лесу. Раздаточный материал – листочки с вопросами:

1 группа. Портрет – это изображение внешности героя, художественное изображение, образ литературного героя.

1.        Выпишите слова, характеризующие Фому Кузьмича.

2.        Какое впечатление производит его внешность?

3.        Как одним словом можно назвать такого человека?

4.        Какими художественными средствами создан портрет?

5.        С каким чувством рисует автор портрет героя?

6.        Сопоставьте портрет Бирюка с портретом пойманного им крестьянина.

2 группа. Интерьер – это изображение внутреннего пространства помещения, здания, его устройства, убранства. В художественном произведении показывает условия жизни персонажей, и тем самым используется в основном для характеристики героев, их социальной среды.

1.        Какое впечатление производит интерьер избы лесника?

2.        Выпишите слова, описывающие интерьер избы.

3.        Какими художественными средствами добивается автор такого впечатления?

4.        Чем угощал Бирюк гостя?

5.        Расскажите о детях Бирюка.

6.        Чем занимается старшая дочь лесника, когда домой возвращается отец с гостем (выпишите глаголы).

7.        Что говорит нам изба о хозяине?

8.        Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает: «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»?

3 группа. Проанализировать диалог Бирюка с крестьянином, пойманным им в лесу.

1.        Как выглядит крестьянин, пойманный Бирюком?

2.        Как мужик ведёт себя вначале?

3.        Как мужик объясняет Бирюку, почему он вынужден воровать?

4.        Чем вызвана озлобленность крестьянина (вначале сидел потупившись, а потом «внезапно выпрямился» и смело заговорил, даже оскорблял Бирюка)?

(Ответы учащихся:

1 группа. Портрет. Презентация (слайды 9-10).Фома богатырского сложения. Автор это подчеркивает эпитетами «высокого росту», плечист, у него «могучие мышцы»,  «суровое мужественное лицо», глаза глядели смело, черная борода. Автор любуется этим богатырем, говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца». Оценивает сложение Фомы: «сложен на славу». Фома сродни грозе. Он появляется перед охотником как из-под земли во время грозы, не боится непогоды. Он так силен, что без труда «сдергивает с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого трудного пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Он не устал. Особенно ярко видно, как могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, которого Фома поймал в лесу. Воришка вызывает острую жалость: «испитое морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Автор пишет о нем: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила, дышал неровно». Видимо, крестьянин очень испугался, когда Бирюк застал его в лесу за рубкой дерева. Рассказчику так жалко стало бедняка, что он дал себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».

2 группа. Интерьер. Изба лесника производит тягостное впечатление. Эпитеты подчеркивают бедность и неуют: «закоптелая,  низкая и пустая» комната, «изорванный» тулуп, даже лучина светила «печально вспыхивая и погасая». Презентация (слайд 11).У лесника двое детей – девочка 12 лет и грудной ребенок. Маленький часто плачет, наверное, от голода. Перечисляя действия девочки, автор использует глаголы:  «глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, произнесла, прошептала». Это действия взрослого человека, а не ребенка 12 лет. Девочка не играет, не смеется, даже не улыбается. У нее тяжелая жизнь. Кроме хлеба, в доме лесника нет ничего съестного. «Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет». Вся обстановка говорит о том, что хозяин избы (а интерьер – это средство создания образа) очень беден, мало заботится о быте, жизнь его не устроена и безрадостна. Автор прямо говорит о своих  чувствах, вызываемых у него этим интерьером: «сердце во мне заныло, невесело ночью войти в крестьянскую избу».  С автором все, безусловно, согласны. Сердце сжимается, когда читаешь описание избы.

Еще раз давайте вспомним, что мы только что с вами выяснили (презентация – слайды 13-14):

Имя героя.

Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк –  это прозвище (одинокий, угрюмый человек; волк). Лесника так прозвали мужики – крепостные крестьяне.

Отношение Бирюка к работе.

«Мастер своего дела», «вязанки хворосту не даст утащить», «никому спуску» не даёт. «Даром господский хлеб есть не приходится». Очень добросовестный, неподкупный.

Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».

Портрет.

Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.

Интерьер избы.

Нищета. «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».)

Учитель: А теперь послушаем ребят, которые анализировали разговор Бирюка с крестьянином..

(3 группа.  Крестьянин вначале производит жалкое впечатление: «мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, худой», у него «дрянная лошаденка», мужик «молчал и только головой потряхивал, его подергивало, словно лихорадка его колотила». Когда мужик пришел в себя, он начал уговаривать Бирюка отпустить его: «заговорил голосом глухим и разбитым», просил, уговаривал, твердил, повторял с унылым отчаянием (это в начале разговора). Что же все время твердил крестьянин? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда». Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать. И когда крестьянин понимает, что Бирюк его не отпустит, сдаст барину, мужик приходит в отчаяние (ведь он пошел на воровство от безысходности).  Презентация (слайд 12).  От отчаяния у крестьянина «глаза загорелись и на лице вступила краска». Он стал кричать, оскорбляя Фому: «На, душегубец окаянный, пей христианскую кровь… кровопийца… А мне что? Все едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так -  все едино. Пропади все: жена, дети – околевай все… А до тебя, погоди, доберемся! Все едино околевать-то». Озлобленность вызвана отчаянным и безвыходным  положением, в котором мужик оказался. Эта сцена – кульминационная в рассказе).

  7 этап – «Построение собственных знаний в мастерской».

Учитель: Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут». Дерево в лесу уже спилено, а мужика Бирюк отпустил. Почему? С него ведь теперь с самого за дерево взыщут.

(ответ: Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет,  Бирюк не кровопийца, он не злой)

Учитель: Тургенев сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского человека. Недаром известный русский критик В. Г. Белинский сказал, прочитав «Записки охотника», что И. С. Тургенев «зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не подходил». Ребята, а теперь, пожалуйста, придумайте и запишите небольшое продолжение рассказа: как сложилась судьба Бирюка?

(разные варианты)

Учитель: А теперь послушайте, что было на самом деле. Презентация-слайд 15. Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»  

Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами,  жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?

(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне  – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали.  Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).

Учитель: Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения).  И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку,  да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком)

Учитель: Раз уж мы с вами выяснили, что «Записки охотника» - обвинительный акт крепостному праву, я предлагаю вам следующее домашнее задание: подумайте, как, по – вашему мнению, зазвучало бы обвинение И. С. Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании. Напишите дома это высказывание.

8 этап.  Рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что у вас сейчас на душе? Что почувствовали на мастерской? (ответы)

На столах по два листочка с вопросами. Учащиеся имеют право выбора – ответить на вопросы, на которые хотят (или на все вопросы, на двух листочках). Ответы можно прикрепить на доску, если же учащиеся стесняются, то могут положить ответы на стол учителю.

1 вариант.

С одной стороны, Бирюк______________________________________________________

                                     (какой?)

________________________________________________________________

С другой стороны, Бирюк_____________________________________________________

                                               (какой?)

_________________________________________________________________

Он такой, потому что_________________________________________________________

2 вариант.

И. С. Тургенев в своем произведении показал_______________________________________

И. С. Тургенев боролся за________________________________________________________

И. С. Тургенев учил людей_______________________________________________________

Мне сегодняшний урок__________________________________________________________

Я узнал______________________________________________________________

Слайд 17. Учитель: Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....