Сказочное приключение (литературная игра для 5 класса)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Гаряева Марина Сергеевна
В среднем звене, чтобы «влюбить» детей в книгу и воспитать неравнодушных читателей, мы часто используем в работе форму игры для проведения уроков или внеклассных мероприятий. При этом часто в качестве образца используются те игры, которые мы видим по ТВ: «Что? Где? Когда?», КВН, «Поле чудес» и т. д. Я хочу предложить собственную форму проведения литературной игры, которую можно назвать «Приключение» или «Путешествие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnoe_priklyuchenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

СКАЗОЧНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

(5 класс)

Урок разработала учитель высшей квалификационной категории

Гаряева Марина Сергеевна

(род. 3 мая 1975 г.;

паспорт 25 00 369503 выдан отделом милиции №3 УВД г. Братска Иркутской области 30.01.2001;

дом. адрес: 665730, г. Братск - 30, ул. Пирогова, д.9, кв. 105;

дом. тел. 8(3953)333300; служ. тел. 8(3953)330421;

страховое свидетельство гос. пенсионного страхования № 048-355-122-59;

ИНН 380501403747);

эл. адрес mari35sha@mail.ru

В среднем звене, чтобы «влюбить» детей в книгу и воспитать неравнодушных читателей, мы часто используем в работе форму игры для проведения уроков или внеклассных мероприятий. При этом часто в качестве образца используются те игры, которые мы видим по ТВ: «Что? Где? Когда?», КВН, «Поле чудес» и т. д. Я хочу предложить собственную форму проведения литературной игры, которую можно назвать «Приключение» или «Путешествие».

Для проведения игры необходимо большое помещение, лучше всего – актовый зал. Примерно за неделю до игры ребятам сообщается её тема, формируются команды (2-4), ребята получают задание: выбрать в своей команде капитана, придумать «представление» (название, девиз, эмблему, песню – на выбор). Также учитель даёт задание командам продумать и подготовить «декорацию» для проведения игры. Декорация должна соответствовать одному из разделов темы, по которой проводится игра. Например, в нашей игре по сказкам разделов (соответственно, и команд) три: 1. Избушка Бабы Яги (здесь говорим о народных сказках); 2. Чертоги Снежной королевы (здесь речь пойдёт об авторских зарубежных сказках); 3.  Дворец Золотой рыбки (авторские русские сказки). Накануне игры все ребята вместе с учителем собираются в актовом зале, и каждая команда при помощи учителя (и/или родителей) устанавливает свою декорацию. Нужно сделать это на наибольшем расстоянии друг от друга, чтобы увеличить пространство игры. Далее, уже в тайне от ребят, учитель располагает в каждой декорации свои задания и вопросы. Например, в «Избушке Бабы Яги» наклеиваются (прикалываются, прячутся) небольшие листочки с изображением лесных пейзажей или животных, на обратной стороне которых – вопрос. Во «Дворце Золотой Рыбки» вопросы прячем в футляры от «Киндер – Сюрприза» и опускаем в ёмкость с водой (например, красиво декорированный таз), а в «Чертогах Снежной Королевы» на стене размещаем кроссворд, «пряча» его до поры до времени под прозрачной тканью.

Также накануне игры в зал приходят старшеклассники – актёры, согласившиеся помочь учителю. Учитель помогает им «освоиться» в декорациях, немного подучить роль, потому что ребятам предстоит на игре немного побыть Бабой Ягой, Снежной Королевой и, соответственно, Золотой Рыбкой. Их задача – придумать себе подходящий костюм, изготовить его, найти место в декорациях или в зале, где они могут спрятаться до своего эффектного появления в ходе игры, и провести конкурс, подготовленный учителем. Так, Баба Яга и Золотая Рыбка  должны сообщить ребятам, что им нужно не просто ответить на хитрые вопросы игры, а сначала найти их в избушке и во Дворце. Снежная Королева «открывает» кроссворд, зачитывает вопросы. Игра старшеклассников – экспромт, который, думается, заслуживает оценки по литературе.

ХОД ИГРЫ:

 Учитель:

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Я приглашаю всех присутствующих отправиться в чудесный мир сказки. Пусть сегодня нам будет весело и интересно.

 Представление команд (за самое удачное представление – 2 балла).

Команды должны были продумать своё представление так, чтобы оно получилось «сказочным». Форма представления любая: стихи, песни, сценки, девиз,  эмблема и так далее.

1. Конкурс «Разминка».

Ответить на вопросы викторины. Отвечает та команда, у которой быстрее готов ответ (об этом судят ведущий и жюри). За каждый правильный ответ – 1 балл.

УЗНАЙ ГЕРОЯ:

1) «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине… А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье.  Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». (Медной горы Хозяйка)

2) «И только женщина поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был тюльпан, в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали…» (Дюймовочка)

3) Кому принадлежат эти слова: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!» (Кай)     –  Чем он любуется? (Снежинкой)

4) «Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё… - сама, как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут».  (Василиса Премудрая)

5) «Ну и жара стояла в её жилье! Сама она, низенькая, толстая женщина, ходила полуголая».   (Финка из сказки «Снежная королева»)

6)   Дни проходят; дочь растёт;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет… (Спящая царевна из сказки В.А. Жуковского)

7) «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».   (Снежная королева)

8)    Белолица, черноброва,

               Нраву кроткого такого.   (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне А. С. Пушкина)

9) Кому принадлежат эти слова: «Так метёт, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась».  (Падчерица из сказки «Двенадцать месяцев»)

10) «Ей минуло пятнадцать лет, но ещё никакое смутное желание не волновало невинного сердца; любить своих подруг, ходить за цветами, распевать песни, как нежная малиновка, - таковы были все удовольствия» этой доброй девушки.   (Людмила из сказки «Два пояса» В. А. Жуковского)

11) О ком рассказывает автор: «Он забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки».   (Филька из сказки «Тёплый хлеб» К. Паустовского)

12) «В чёрном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке».   (Чернушка из сказки «Чёрная курица» А. Погорельского).

2. Конкурс декораций.

Жюри предлагается оценить заранее подготовленные командами декорации: 1. Избушка Бабы Яги; 2. Чертоги Снежной королевы; 3.  Дворец Золотой рыбки. Оценивается оригинальность идеи для воссоздания сказочной обстановки, оригинальность использованных материалов. Максимальная оценка – 3 балла.

3. Путешествие по сказкам.

Командам предлагается войти по очереди в каждую декорацию, найти там задания и выполнить их. Перед путешествием команды получают корзинки, в которые они должны будут сложить все подарки сказочных героев. Сказочные герои в каждой декорации – сюрприз для пятиклассников, потому что роли сказочных персонажей исполняют старшеклассники, которые заранее приготовили костюмы и разучили свои роли. Старшие ребята прячутся в декорациях или рядом с ними до того момента, пока не наступит время их появления.

Задание в избушке бабы Яги:

На стенах, на столе, стуле, на полу и даже на юбке Бабы Яги находятся прикреплённые листочки с различными картинками, на обратной стороне которых написаны задания и вопросы для игроков. В избушке ребят встречает сама Баба Яга, которая организует процесс отгадывания её загадок. Вопросы предлагаются по русским народным сказкам. Лучшей команде Баба Яга вручает 3 волшебных клубочка, средней команде  - 2, а худшей – 1.

Задания в избушке Бабы Яги

  1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (А. С. Пушкин) Как вы их понимаете?
  2. Какие виды русских народных сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
  3. Какие признаки характерны для русской народной сказки?
  4. О каком герое сказки «Царевна – лягушка» можно сказать словами пословицы: «Что имеем не храним, потерявши – плачем»? (об Иване)
  5. Какая девушка, по мнению русских народных сказочников, могла стать самой лучшей женой?
  6.  Случайно ли Иван-царевич и Василиса получают своё счастье, или оно было ими заслужено?
  7. Назовите волшебные предметы, которые встречаются в русских народных сказках.

Задание в чертогах Снежной королевы:

Здесь ребят ждёт  кроссворд, составленный по сказкам Андерсена, Ж. Санд и О. Уайльда. Вопросы кроссворда зачитывает сама Снежная королева, ответы ребят вписывает в кроссворд тоже она. Призы Снежной королевы – бумажные или пластмассовые снежинки: 3, 2, 1.

Кроссворд готовим тоже с сюрпризом. Выполняется он на большом листе, сложенном пополам (сгиб вверху, как у блокнота). Сам кроссворд начерчен на нижнем листе, верхний лист пока скрыт от детей (свёрнут в трубочку).

Вопросы кроссворда:

  1. Кто нашёл в лесу Мальчика – Звезду?
  2. Кто рассказал историю розы в сказке Ж. Санд?
  3. Как зовут любимую героиню автора в сказке «Снежная королева»?
  4. Героиня одноимённой сказки Андерсена – жительница моря?
  5. Одна из помощниц Герды.
  6. Как начинается  пословица: «… всякому не люб»?
  7. Имя автора сказки «Мальчик – Звезда».
  8. Допишите фразу: «Если не будете, как…, не войдёте в Царство Небесное».
  9. Кем был отец Мальчика – Звезды?

Л

Е

С

О

Р

У

Б

Ы

В

Е

Т

Е

Р

Г

Е

Р

Д

А

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Л

А

П

Л

А

Н

Д

К

А

С

А

М

О

Л

Ю

Б

О

С

К

А

Р

Д

Е

Т

И

К

О

Р

О

Л

Ь

После того как кроссворд разгадан, разворачивается верхний лист. Он с прорезями, через которые видны некоторые буквы нижнего листа так, чтобы сложилось слово «вечность». Верхний лист должен быть украшен и выглядеть эффектно.

Задание во дворце Золотой Рыбки:

Здесь ребят поджидает таз, наполненный водой, в котором плавают футляры от «Киндер-Сюрприза», в каждом из которых находится задание для команд по произведениям русских сказочников (Пушкина, Жуковского, Паустовского, Маршака, Погорельского, Ершова, Гоголя, Бажова). Эти футляры игроки достают без помощи  рук, по заданию самой Золотой Рыбки. Призы Золотой Рыбки – морские камешки, разное количество которых она дарит детям (в зависимости от успешности их ответов–3,2,1).

Задания во дворце Золотой Рыбки:

  1. Объясните значение слов: «благодарствуй», «хлебосольный», «веретено», «пряха», «ланиты», «очи».

2. Назовите сказки А. С. Пушкина, в которых злые люди наказывают сами себя.

3. Чем похожи на народные сказки А.Пушкина, П.Ершова, В.Жуковского, а в чём их отличие от народных?

4. Назовите истинно (внутренне) красивых и некрасивых героев из сказки П. Ершова «Конёк - горбунок». Кто из них похож на мачеху из «Сказки о мёртвой царевне» А. Пушкина? Чем?

5. Раскройте секрет настоящей красоты (по русским авторским сказкам).

6. Объясните смысл пословицы: «Лень – мать всех пороков». Какая сказка может служить иллюстрацией к этой пословице?

7. В чём видит настоящую красоту человека П. Бажов? Чем сказ отличается от сказки?

8. Назовите сказочных героев, которые больны «охлаждением сердца». Что это за болезнь?

9. Какие слова читает бабушка, когда возвращаются Кай и Герда? Как вы их понимаете?

4. Музей восковых фигур

Все команды приносят полученные подарки сказочных героев в жюри, которое подводит итоги путешествия. Далее наступает конкурс «Музей восковых фигур», который носит характер экспромта. Участникам состязаний предлагается из подручных средств создать костюмы известных сказочных героев, одеть и причесать одного - двух членов команды «под» выбранных персонажей. Игроки также должны подумать, какие позы придётся принять тем, кто будет изображать фигуры. Возможность выбирать предметы первым принадлежит той команде, у которой более всего подарков.  Когда приготовления завершатся, представители разных команд одновременно выйдут на сцену и, «замерев» на несколько секунд, составят галерею «восковых фигур». «Экскурсоводы» расскажут об «экспонатах» воображаемого музея. Максимальная оценка – 3 балла.

Предметы: платок, кольцо,  роза, игла, пояс, зёрнышко, зеркальце.

5. Подведение итогов игры, вручение призов.

Главный приз – торт. Лучших участников обязательно отмечаем маленькими сувенирами.

Все участники конкурсов получают оценки по литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"

Методические рекомендации по организации и  проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" среди воспитанников Дворца....

Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"

Методические рекомендации по организации и  проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" среди воспитанников Дворца....

Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"

Методические рекомендации по организации и проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" для воспитанников Дворца. Возраст участников 5-8 класс. Игра рассчитана на учебный год (ка...

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»

.  Игра проходит как состязание двух команд 7 «а» и 7 «б» классов. В качестве домашнего задания командам предлагается приготовить небольшое сообщение по биографии писателя. Игру проводят уч...

Литературная игра « В гостях у сказочных героев».

Заинтересовать детей произведениями русских           и зарубежных авторов,        пробудить интерес к чтению....

Литературная игра (6 класс)

Урок - Литературная играпо роману А.С.Пушкина «Дубровский»...

Литературная игра по сказкам А.Афанасьева "Сказочный ларец"

привлечь внимание учащихся к сказкам А.Афанасьева;           - формировать интерес к чтению сказок...