Литературная игра (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Королева Марина Алексеевна

 Урок - Литературная игра

по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - Литературная игра

по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1. Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к еѐ роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

3. Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
4.Обучающий аспект: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

Ход урока:

1. Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1,2

2. Целеполагание. Правила игры

3. Литературная игра

  (Слайд №1,2)Эпиграф:

«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного

назначения…»

А.Пушкин.

Ход урока.

  (Слайд №3)  Учитель: Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы XIX  века переживает расцвет. Лирика, проза и драматургия в этот период достигают невиданных высот. Написано большинство значительных его произведений. В октябре 1832 года Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти.  (Слайд №4)Издатели назвали роман по имени его главного героя «Дубровский». В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.  В основу романа лег случай, рассказанный Павлом Нащокиным, другом Пушкина. Он поведал историю некоего помещика Островского, разоренного своим знатным соседом и вместе со своими крестьянами организовавшего разбойничью шайку. Пушкина история крайне заинтересовала, и вскоре он принялся за написание романа, событие которого максимально приблизил к подлинной действительности.

    Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. (Слайд №5) Например, богатый помещик Троекуров. По натуре он совсем не «злодей», у него есть задатки благородства и великодушия. Но все эти хорошие качества гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он, ни в ком никогда не встречает сопротивления. В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно, относительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость. Возникшая из-за пустяков ссора растет и приводит, в конце концов, к тяжелым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев – Владимира и Маши. Постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, Описано у Пушкина с величайшим художественным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого.

       (Слайд №6) Мы уже говорили с вами о том, что в романе пересекаются исторические темы: тема крепостничества в его уродливых формах жестокости, произвола по отношению к крестьянам, тема благородного разбойничества (разбойник – защитник справедливости и прав бедных, угнетённых)

     «Дубровский» имеет некоторую романтическую окраску «разбойничьего» романа. Но в тоже время дает широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

   (Слайд №7) Сегодня мы с вами проведем необычный урок, целью которого является закрепление тех знаний, которые вы получили за время изучения произведения. Мы поиграем в увлекательную игру, а заодно и проверим, как вы усвоили материал.

   И так начинаем. (Слайд №8)Первый наш конкурс называется «Вспомнить всё».

 мы должны с вами вспомнить содержание романа. И так внимание на экран, первый вопрос и три варианта ответа. (Учащиеся выбирают правильный ответ и поднимают табличку с этим вариантом).

(Слайд №9)1.Троекуров:

А) высокообразованный дворянин;

Б) человек необразованный и грубый;

В) получил блестящее образование, но нигде не смог проявить его должным образом.

(Слайд №10)2. Троекуров:

А) имел много крепостных;

Б) отпустил их всех на волю;

В) был бедный, жил со слугой и  няней.

(Слайд №11)3. Старший Дубровский

А) был очень богат;

Б) владел 70 крестьянами;

В) служил в армии и получил там жалование.

(Слайд №12)4.Троекуров   и   Дубровский:

А) были очень дружны;

Б) слегка поссорились;

В) были во вражде и судились за право владеть Кистенёвкой.

(Слайд №13)5.Владимир Дубровский:

А) жил с отцом;

Б) в Петербурге;

В) за границей.

(Слайд №14)6. Владимир приехал домой по вызову няни:

А) застал отца живым и здоровым;

Б) нашёл его больным и впавшим в детство;

В) не застал отца в живых.

(Слайд №15)7. Владимир:

А) любил Троекурова как родного отца;

Б) уважал его;

В) ненавидел, считал виновным в смерти   отца.

(Слайд №16)8.  Кистенёвку сожгли:

А) случайно;

Б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

В) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

(Слайд №17)9. Архип – кузнец:

А) жестокий злодей;

Б) добрый и миролюбивый;

В) справедливый.

(Слайд №18)10. Дефорж, появившийся у Троекурова, - это:

А) Дубровский;

Б) настоящий француз;

В) переодетый крепостной крестьянин Дубровского.

(Слайд №19)11. Саша – это:

А) крепостной Дубровского;

Б) брат Маши Троекуровой;

В) брат Дубровского.

(Слайд №20)12. О Дубровском – разбойнике впервые объявил:

А) Троекуров;

Б) Антон Пафнутьич;

В) говорили со всех сторон.

(Слайд №21)13. Владимир   Дубровский:

А) ровесник Маши;

Б) намного старше её;

В) старше её на 5 лет.

(Слайд №22)14. Маша:

А) сразу полюбила Дефоржа, поэтому пошла на свидание;

Б) она знала, что это Дубровский, которого она любила с детства;

В) пошла на свидание из любопытства.

(Слайд №23)15. Дубровский:

А) остался разбойником;

Б) погиб;

В) бросил шайку и уехал за границу.

Следующий  наш конкурс(Слайд №24) «Как это было».

   Я вам предлагаю в правильном порядке расположить событии, происходившие в романе. (К доске вызывается один из учеников).

 А пока ваш одноклассник работает у доски, мы с вами начнем следующий конкурс (Слайд №25) «Узнай героя».

По данному описанию вы должны догадаться, какой персонаж произведения Пушкина «Дубровский» перед вами. (слайд № 26)

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени». Кто это?               ( Кирила Петрович) (Слайд №27)

Тот из вас, кто правильно ответит, на некоторое время представляет себя именно этим литературным героем. А я ему задам несколько вопросов.

1 вопрос. Из-за чего произошла ссора между вами и Дубровским Андреем Гавриловичем? (Примерный ответ. Однажды на псарном дворе, когда все гости восхищались псарней, один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник, но его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых, в то время как на моем дворе более 500  гончих и борзых жили в тепле и довольстве. Не удержавшись от зависти, Дубровский заметил, что вряд ли людям моим такое житье, как собакам. Один из псарей обиделся и ответил, что иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Я громко засмеялся, а Дубровский побледнел, не сказал ни слова и, не попрощавшись, уехал к себе домой. На мои требования вернуться он ответил оскорбительным для меня письмом).

Вопрос №2. Как вы решили отомстить Дубровскому? (Примерный ответ. Сначала, по обычаю, я хотел учинить нападение на Кистиневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Но потом решил отобрать у него имение в судебном порядке. Для этого прибег к помощи заседателя Шабашкина.)

«Узнай героя» (Слайд №28)

«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту. Он лишился матери с малолетства и, почти отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически был привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» Кто это? (Владимир Дубровский) (Слайд №29)

Вопрос №1. Как вас встретила дворня? (Примерный ответ. Дворня высыпала из людских изб и окружила меня с шумными изъявлениями радости. В сенях меня встретила Егоровна и с плачем обняла.)

Вопрос №2. какое чувство испытали Вы, увидев отца? (Примерный ответ. Я был поражен его состоянием, так как он был бледный и худой, ослабленный настолько, что чуть не упал, когда мы обнялись. Отец силился разговаривать со мной, но, видимо, мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи.)

«Узнай героя» (Слайд №30)

Он «… понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и своим обращением. Он представил свои аттестаты и письмо одного из родственников Троекурова».  Кто это? (учитель Дефорж) (Слайд №31)

Вопрос №1.Что Вы сделали, когда Вас втолкнули в комнату с медведем? (Примерный ответ.  Я не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился, я вынул из кармана пистолет, вложил его в ухо зверю и выстрелил. Медведь повалился.)

Вопрос №2.  Почему Вы решили признаться Маше, что Вы не Дефорж, а Дубровский? (Примерный ответ. Я получил известие, после которого мне невозможно было долее оставаться в доме Троекурова. Я должен был открыться, чтобы Марья Кириловна не проклинала меня, не призирала.)

«Узнай героя» (Слайд №32)

«Отставной поручик гвардии, ближайший сосед Троекурова, владел семьюдесятью душами, с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне» Кто это? (Андрей Гаврилович Дубровский) (Слайд №33)

Вопрос №1.Чего вы требовали от Троекурова после выходки слуги на псарном дворе? (Примерный ответ. Я послал Троекурову письмо с требованием выслать мне этого псаря Парамошку, которого я по своей воле накажу, потому что не намерен терпеть шутки от холопов, да и от самого Троекурова не стерплю: я не шут, а старый дворянин.)

Вопрос №2.   Какое обстоятельство окончательно уничтожило возможность к примирению? (Примерный ответ. Однажды я объезжал свое малое владение и в березовой роще увидел, как покровские мужики воруют лес, воспользовавшись ссорой между мной и Троекуровым. Я приказал их поймать и высечь прутьями, вопреки всем понятиям о праве войны, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.)

Учитель: Всем огромное спасибо! Молодцы! Но сегодня мы с вами выполним еще одну творческую работу. И следующий этап нашего урока будет называться «Герб литературного героя». (слайд № 34)

Читая исторические романы или романы о рыцарях, мы обращаем внимание на то, что изображено на гербах героев, нам интересны различия гербов по их содержанию, различия в их форме. (слайд № 35)

Герб – эмблема государства, города, сословия, изображаемая на флагах, монетах, государственных и других официальных документах.

Поскольку литературный герой - это личность со своими чертами характера, судьбой, то есть, похож на реально существующих людей (недаром его называют типичным героем), значит и для него можно создать герб, причём каждому герою – свой.

Проведем исследование. Предметом нашего исследования будет главный герой  произведения А.С.Пушкина «Дубровский», его судьба, а также символы, отражающие черты его характера для их передачи через геральдику.

Что мы знаем о Дубровском? Давайте с вами назовем черты характера этого литературного персонажа. ( ребята характеризуют героя) (слайд № 36)

Мы уже достаточно вспомнили, охарактеризовали Владимира Дубровского, и пришло время узнать нам о том, как создается герб.

Вы знаете, что существует такая наука, как геральдика, так вот в ней есть свои определенные правила и параметры такие как:

  • Форма герба
  • Цветовая гамма
  • Использование символических фигур
  • Девиз
  • Соответствие герба характерам героев
  • Общее впечатление

Мы обсудим с вами некоторые элементы.

1. Форма герба (слайд №37)

Все представленные варианты имеются у каждого на парте, и вы конечно уже можете подумать о том, какая же форма больше подходит  нашему литературному герою.

2. Цветовая гамма

Для вас не секрет, что каждый цвет имеет свое значение, и это, конечно же, мы должны учесть при составлении нашего герба.(слайд №38)

На экране показаны некоторые негеральдические фигуры, которые мы также можем использовать при составлении герба.(слайд№39)

3. Девиз.

Ну и наконец, девиз литературного героя. (слайд №40)Девиз — это краткое изречение, характеризующее цели и принципы жизни, поведение, убеждения владельца герба. Каждый из вас должен придумать такой девиз, который должен иметь отношение именно к этому литературному персонажу.

- Я вижу, что у вас уже есть идеи. Предлагаю воплотить их в жизнь. Вам необходимо создать эскиз герба Дубровского, героя, созданного А.С.Пушкиным. Все, что может вам для этого понадобиться имеется у вас на столе.

Ребята демонстрируют свои работы, объясняя, почему именно был выбран тот или иной элемент.(слайд №41)

( слайд№42) А теперь наступила пора подвести итоги нашей сегодняшней работы.

Ребята все доказали свои хорошие знания по прочитанному произведению, и поэтому разрешите наградить всех медалями « За отличное знание «Дубровского»» и «За хорошее знание «Дубровского»».

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....

Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Методическая разработка литературной игры "Что наша жизнь? Игра!" для 9-11 класса

Методическая разработка литературной игры "Что наша жизнь? Игра!" предназначена  для учащихся 9-11 классов, проводится как урок в конце года или как мероприятие на Неделе русского языка...


 

Комментарии

Саможенкова Юлия Олеговна

Очень насыщенный и интересный урок.