"Пусть когда-нибудь имя моё прочитают..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Литературно-музыкальная  композиция  по  жизни и  творчеству  А.А.Ахматовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akhmatova.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция-портрет.

А.Ахматова.

" Пусть   когда – нибудь  имя  моё  прочитают ..." 
Методический замысел  композиции.
 Уроки литературы тесно связаны с уроками истории, обращаясь к истории политических репрессий, мы концентрируем внимание на творчестве А.А.Ахматовой. 
Цели: 
 -обращаясь к страницам жизни А.А.Ахматовой, показать отношение власти к личности в эпоху тоталитаризма; 
-развитие познавательного интереса учащихся через углубление знаний о жизни и творчестве писателя; 
-привитие интереса к русской литературе и ее глубокое понимание; воспитание высоконравственной личности, способной к сопереживанию;
-развитие творческих способностей учащихся, умения выразительно читать, свободно держаться на сцене
Методы и технологии: оценка литературно-исторического процесса. 
Приемы: персонификация. 
Оформление сцены: 
 увеличенный портрет А.Ахматовой, слайд-шоу.
                                                                                                Я – голос ваш, жар вашего дыханья. 
                                                                                                Я – отраженье вашего лица. 
                                                                                               Напрасных крыл напрасны трепетанья, 
                                                                                               Ведь все равно я с вами до конца. 
На сцене столик, покрытый скатертью, на нем - горящие свечи, лист бумаги, карандаш, пепельница с пеплом, спички. Рядом кресло, на него накинута шаль. 
Стихи читаются на фоне классической музыки П.И.Чайковского «Времена года». В роли А.Ахматовой, Н.Гумилева, окололитературных сплетников, военного, почтальона, чтецов (4 человека) выступают учащиеся  9-11  классов. 
                                                         
Ход  мероприятия. 

Лытова  Даша.

(Чтение сопровождается тихо звучащей музыкой Л.Бетховина «Лунная соната» ). 
О муза плача, прекраснейшая из муз! 
О ты, шальное исчадие ночи белой! 
Ты черную посылаешь метель на Русь, 
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. 
И мы шарахаемся, и глухое: ох!- 
Стотысячное - тебе присягает, - 
Анна Ахматова! - Это имя - огромный вздох, 
И в глубь он падает, которая безымянна. 
Мы коронованы тем, что одну с тобой 
Мы землю топчем, что небо над нами-то же! 
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, 
Уже бессмертным на смертное сходит ложе. 
В певучем граде моем купола горят, 
И Спаса светлого славит слепец бродячий... - 
И я дарю тебе свой колокольный град, 
Ахматова! - и сердце свое впридачу. 
/
М. Цветаева 1916 г./
Колесниченко  Никита.

Творчество А.А. Ахматовой, одного из крупнейших русских поэтов, каждому последующему поколению открывается по-новому, всегда оставаясь современным. Нашим дням особенно созвучно ахматовское лирико-философское осмысление общественных проблем, ее пристальное внимание и тонкий психологизм в передаче внутреннего мира человека - богатства, без которого нет подлинного человека, истинного сына своего Отечества. 
Сегодня  мы приглашаем Вас в литературную гостиную, посвященную судьбе и творчеству А.Ахматовой, чтобы послушать стихи поэтессы, титулованной когда-то званием " Сафо XX столетия", вписавшей в Великую Книгу Любви новые страницы. Поразмышлять над феноменом ее творчества, не раз забытым и вновь воскресающем. 
Олейникова  Таня.
Когда б вы знали, из какого сора 
Растут стихи, не ведая стыда. 
Как желтый одуванчик у забора, 
Как лопухи и лебеда. 
Сердитый окрик, запах дегтя свежий, 
Таинственная плесень на стене… 
И стих уже звучит, задорен, нежен, 
На радость вам и мне. 
Под
музыку Стравинского “Петрушка” в зал вбегают окололитературные сплетники. 
Сплетники: 
- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?! 
- Правильно! Они давно исписались! 
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны. 
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет. 
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала и ни одного стихотворения о наших воинах не написала. 
- Вся страна на грани великих событий, восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь… 
- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая… 
- Какая-то странная фамилия. 
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки. 
(Убегают) 
Филиппова  Алёна.

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север в Царское село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, там подружилась с морем. Первое стихотворение напечатала, когда мне было 11 лет. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. 
А я росла в узорной тишине, 
В прохладной детской молодого века. 
В 1905 году мои родители расстались, и мама с нами, детьми, уехала на юг. Отзвуки революции глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. После окончания гимназии я поступила на юридический факультет высших женских курсов в Киеве
Бондарева  Олеся.

В 1910 году 25 апреля Анна вышла замуж за Николая Гумилева. С ним она была знакома еще по Царскому селу. Их знакомство сразу же переросло у Гумилева в пылкую влюбленность. Но Аня Горенко достаточно холодно относилась к ухаживаниям некрасивого, долговязого подростка, называя их “притязаниями”. 
Вбегает молодая Ахматова, кружится под музыку. 
Федотова  Вика.

Жизнь прекрасна! Что это? (Берет со столика лист бумаги)  Мое неоконченное письмо, надо дописать! Письмо моей сестре на имя мужа, Сергея фон Штейна. 
“Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю”. 
Складывает письмо. 
В ремешках пенал и книги были, 
Возвращалась я домой из школы. 
Эти липы, верно, не забыли 
Нашу встречу, мальчик мой веселый. 
Только ставши лебедем надменным, 
Изменился серый лебеденок. 
А на жизнь мою лучом нетленным 
Грусть легла, и голос мой не звонок. 
Убегает.
Никита.

В октябре 1912 г. у Ахматовой и Гумилева родился сын Лев, первый и единственный. Гумилев и Ахматова были людьми, по-видимому, равновеликими в поэтическом таланте, что, конечно, не могло не осложнить их жизни, и без того непростой. Ближайшая гимназическая подруга Ахматовой Валерия Срезневская вспоминала: “Конечно, они были слишком свободными, чтобы стать парой воркующих, сизых голубков”. Брак их был недолговечен. Спустя 7 лет они разошлись, “как расходятся две реки из одного русла в разные стороны, каждый к своей трагедии”. 
Глушкова  Света.
Сколько просьб у любимой всегда! 
У разлюбленных просьб не бывает. 
Как я рада, что нынче вода 
Под бесцветным ледком замирает. 
И я стану – Христос, помоги! – 
На покров этот тонкий и ломкий, 
А ты письма мои береги, 
Чтобы нас рассудили потомки. 
Олеся.

 Вхождение Ахматовой в литературу было внезапным и победным. О раннем ее формировании знал, может быть, один ее муж, летами старше на 3 года, но к началу 1910-ых годов уже признанный лидер нового течения под названием “акмеизм”. Как относился Гумилев к ее стихам? 
Алёна.

Ну, как относился, сначала плохо. Но и писала я плохо, беспомощно, дилетантски, а он этого не прощал. Но потом, вскоре после того, как мы поженились, он уехал на полгода в Абиссинию. В его отсутствие я писала все эти стихи “…сжала руки”, “…перчатку с одной руки на другую…”. 
Входит Гумилев. 

Алёна.

Вернулся! 
Голованов  Женя.

Вернулся! Писала что-нибудь? 


Алёна.

Писала. 
Женя. 

Прочти. (Садится в кресло) 
Алёна.
Сжала руки под темной вуалью… 
“Отчего ты сегодня бледна?” 
- Оттого, что я терпкой печалью 
Напоила его допьяна. 
Как забуду? Он вышел, шатаясь, 
Искривился мучительно рот… 
Я сбежала, перил не касаясь, 
Я бежала за ним до ворот. 
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка 
Все, что было. Уйдешь, я умру”. 
Улыбнулся спокойно и жутко. 
И сказал мне: “Не стой на ветру”. 
- Ну, как? 
Женя. 

Нужно делать книжку. Ты поэт! А я помогу тебе отобрать стихи. 
Уходят. 
Никита.

Первая книга “Вечер” вышла в свет в 1912 году. И именно Гумилев помог отобрать из 200 те 46, что и составили этот сборник. Каждое стихотворение – драма женской души. Так ли уж важно, что именно произошло в душе героини? Ведь самое главное – боль, растерянность и желание успокоиться. Все это ясно и понятно, и едва ли не знакомо каждому. 

Алёна.
Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в 13-ый раз. Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама я не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны, чтобы не расстраиваться. От огорчения, что “Вечер” появился в печати, я даже уехала в Италию, а, сидя в трамвае, думала, глядя на соседей: “Какие они счастливые – у них не выходит книжка”. 
Олеся.

В 1914 году вышел в свет 2-й сборник Ахматовой “Четки”. “Можно сказать, что в ее стихах приютились элементы романа”,- писал один из критиков. 
Романы-миниатюры, часто они походили на страничку, вырванную из романа. 
Тихонова  Злата.
Пленник чужой! Мне чужого не надо, 
Я и своих-то устала считать. 
Так отчего же такая отрада 
Эти вишневые видеть уста? 
Пусть он меня и хулит, и бесславит, 
Слышу в словах его сдавленный стон. 
Нет, он меня никогда не заставит 
Думать, что страстно в другую влюблен. 
Под веселую музыку вбегают сплетники и застывают. 


Никита.

 Вскоре поэзию отодвинули глобальные события: Мировая война, революция. Далеко не всем русским интеллигентам ясна была необходимость переустройства мира. Многие покинули Россию. Ахматова осталась. 
Сплетники: 
- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию. 
- Конечно, декадентские настроения сказались. 
Застывают. 

Алёна.
Мне голос был. Он звал утешно. 
Он говорил: “Иди сюда, 
Оставь свой край, глухой и грешный, 
Оставь Россию навсегда. 
Я кровь твою от рук отмою, 
Из сердца выну черный стыд, 
Я новым именем покрою 
Боль поражений и обид”. 
Но равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух, 
Чтоб этой речью недостойной 
Не осквернился скорбный дух. 
Сплетники оживают: 
- Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный. 
- Да что она вообще собой представляет?! Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности. Но держится, я вам скажу… 
-Простите, а что она читала? 
- “Русалку. Ну, помните, “У пруда русалку кликаю…” 
Застывают

Алёна.
Я пришла сюда, бездельница, 
Все равно мне, где скучать! 
На пригорке дремлет мельница. 
Годы можно здесь молчать. Над засохшей повиликою 
Мягко плавает пчела; 
У пруда русалку кликаю, 
А русалка умерла. 
Сплетники оживают: 
- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль… 
- Да что вы все Ахматова, Ахматова! Кто она вообще? 
Алёна.
Я – голос ваш, жар вашего дыханья. 
Я – отраженье вашего лица. 
Напрасных крыл напрасны трепетанья, 
Ведь все равно я с вами до конца. 
Олеся.

В переломном для Ахматовой 1922 г. после гибели Н.Гумилева, смерти А Блока, она сделала трудный и окончательный выбор. Непреклонными остались убеждения, что нигде не найдет она рая вне родной земли. 

Даша.
Не с теми я, кто бросил землю 
На растерзание врагам. 
Их грубой мести я не внемлю, 
Им песен я своих не дам…

Но вечно жалок мне изгнанник, 
Как заключенный, как больной. 
Темна твоя дорога, странник, 
Полынью пахнет хлеб чужой. 
Никита.

 В военные и революционные годы Ахматова выпустила 3 книги: “Белая стая”, “Подорожник”, “Анно Домини”. “Анно Домини” была для нее последней. В течение 44 лет у Ахматовой не вышло ни одной книги. Ее стихи были запрещены. 
Алёна.
Как хочет тень от тела отделиться. 
Как хочет плоть с душою разлучиться, 
Так я хочу теперь – забытой быть. 
Ильинов  Валера.
- Забытой? Никогда! Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас – литературовед. В начале 1943 года по пути к фронту я и один моряк застряли на 3 дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно. А два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя я вновь увидел Ахматову. 
Алёна.

А я вас помню. Два года назад, в Ташкенте, я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя военными. Один из них громко сказал: “Это Ахматова!” Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: “В первый раз узнают не меня, а тебя”. 
Голос из зала. 

Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения не написала! 
Ильинов  Валера.
Неправда! 
И та, что сегодня прощается с милым, - 
Пусть боль свою в силу она переплавит. 
Мы детям клянемся, клянемся могилам, 
Что нас покориться никто не заставит! 
Таня.
Птицы смерти в зените стоят. 
Кто идет выручать Ленинград? 
Не шумите вокруг – он дышит, 
Он живой еще, он все слышит, 
Как на влажном балтийском дне 
Сыновья его стонут во сне. 
Сплетники: 
- А какой же все-таки была Ахматова? 
- А что вас интересует: внешность или стихи? 
- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной. 
- Она была поэтом. 
Алёна.
На шее мелких четок ряд. 
В широкой муфте руки прячу, 
Глаза рассеянно глядят 
И больше никогда не плачут. 
И кажется лицо бледней 
От лиловеющего шелка. 
Почти доходит до бровей 
Моя не завитая челка. 
И не похожа на полет 
Походка медленная эта. 
Как будто под ногами плот, 
А не квадратики паркета. 
Олеся.

Общаться с ней было нелегко. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова.

Никита.

Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла Гумилева, поэт был обвинен в причастности контрреволюционному заговору и расстрелян. Вслед за ним уходит из жизни А.Блок, осужден сын Лев. 
Бабакехян  Лусине.

Читайте! Читайте! Ахматову и Зощенко исключили из Союза писателей! 
Сплетники раскупают газеты, раскрывают их и зачитывают: 
- “Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. Это поэзия взбесившейся барыньки”,- Жданов. 
- “Основное у нее – это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, мистики. Обреченности”, – Жданов 
Уходят. 
Алёна.
Так много камней брошено в меня, 
Что ни один уже не страшен. 
Олеся.

 В глазах властей Ахматова была крайне неблагонадежным человеком: бывшей женой “контрреволюционера” Гумилева, матерью арестованного “заговорщика” Льва Гумилева и, наконец, женой (правда, тоже бывшей) Николая Пунина, осужденного и умершего в заключении. Стихи о любви уступили место стихам памяти об умерших. Из поэтического образа смерть перешла в разряд жизни. 
Муж в могиле, сын в тюрьме, 
Помолитесь обо мне. 
Так писала Ахматова в “Реквиеме”. Удивительна судьба этого произведения. Послушайте Анну Андреевну 
(
Алёна.
Из “Реквиема” зачитывается глава “Вместо предисловия”). 
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слышала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): 
- А это вы можете описать? 
И я сказала: 
- Могу. 
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 
Никита.

1 апреля 1957, Ленинград.
(На сцену выходят
чтецы и по очереди зачитывают короткие отрывки из “Реквиема”). 
Посвящение.

Широкова  Юлия.
Перед этим горем гнутся горы, 
Не течет великая река, 
Но крепки тюремные затворы, 
А за ними "каторжные норы" 
И смертельная тоска…

Бабакехян  Лусине.
Март 1940.
Семнадцать месяцев кричу, 
Зову тебя домой, 
Кидалась в ноги палачу, 
Ты сын и ужас мой. 
Все перепуталось навек, 
И мне не разобрать 
Теперь, кто зверь, кто человек, 
И долго ль казни ждать. 
И только пыльные цветы, 
И звон кадильный, и следы 
Куда-то в никуда. 
И прямо мне в глаза глядит 
И скорой гибелью грозит 
Огромная звезда. 

ПРИГОВОР.

Салагина  Настя.
И упало каменное слово 
На мою еще живую грудь. 
Ничего, ведь я была готова, 
Справлюсь с этим как-нибудь. 
У меня сегодня много дела: 
Надо память до конца убить, 
Надо, чтоб душа окаменела, 
Надо снова научиться жить. 
А не то... Горячий шелест лета, 
Словно праздник за моим окном. 
Я давно предчувствовала этот 
Светлый день и опустелый дом. 
ЭПИЛОГ.

Бабкина  Наталья.
Узнала я, как опадают лица, 
Как из-под век выглядывает страх, 
Как клинописи жесткие страницы 
Страдание выводит на щеках, 
Как локоны из пепельных и черных 
Серебряными делаются вдруг, 
Улыбка вянет на губах покорных, 
И в сухоньком смешке дрожит испуг. 
И я молюсь не о себе одной, 
А обо всех, кто там стоял со мною, 
И в лютый холод, и в июльский зной 
Под красною ослепшею стеною. 
Алёна.
Нет, и не под чуждым небосводом 
И не под защитой чуждых крыл – 
Я была тогда с моим народом, 
Там, где мой народ, к несчастью, был. 
Долгие годы я хранила эту поэму в памяти. Нет, не смогли у меня отнять все, осталась душа, осталась у меня поэзия. 
Олеся.

Очередная волна славы пришла к Ахматовой после смерти Сталина. Эта слава была не только в ее родной стране. 
Никита.

Торопливо, словно стремясь возвестить недоданное, судьба в конце жизни Ахматовой стала кидать ей все то, в чем ей было так долго отказано. 
Олеся.

1964 г. Ахматовой присуждена одна из крупнейших премий Италии – “Этна-Таоримина”. 
Никита.

В  1965 г. в Англии она получила звание “Доктор Оксфордского университета”. В этом же году выходит книга “Бег времени” – итог ее судьбы, ее жизни, ее поэзии. 
Алёна.
(Под музыку “Ave Maria”) 
А если когда-нибудь в этой стране 
Воздвигнуть задумают памятник мне, 
Согласие на это даю торжество. 
Но только с условьем – не ставить его 
Ни около моря, где я родилась: 
Последняя с морем разорвана связь, 
Ни в царском саду у заветного пня. 
Где тень безутешная ищет меня, 
А здесь, где стояла я триста часов 
И где для меня не открыли засов. 
Затем, что и в смерти блаженной боюсь 
Забыть громыхание черных Марусь, 
Забыть, как постылая хлопала дверь, 
И выла старуха, как раненый зверь. 
И пусть с неподвижных и бронзовых век, 
Как слезы, струится подтаявший снег, 
И голубь тюремный пусть гулит вдали, 
И тихо идут по Неве корабли. 


Олеся.

В марте 1966 года автора этих строк положили в эту землю на комаровском кладбище. Но голос Ахматовой не умолк. Он всегда с нами, мы слышим его в книгах, в музыке, сочиненной на ее стихи, а теперь и в спектаклях. И не секрет, что многие из нас открывают это имя впервые для себя. И чем внимательнее мы вслушаемся в него, тем шире распахиваются перед нами дали, тем выше будет небо над головой. 

Песня  «Заболеть  бы…»  ( Салагина   Настя).

Алёна.
Из-под каких развалин говорю, 
Из-под какого я кричу обвала, 
Как в негашеной извести горю 
Под сводами зловонного подвала. 
Я притворюсь беззвучною зимой 
И вечные навек захлопну двери 
И все-таки узнают голос мой 
И все-таки ему опять поверят. 

Использованная  литература.


1. Н.Н.Скатов, М.М.Кралин. «Анна Ахматова». Собрание сочинений в двух томах. Москва, издательство «Правда», 1990г. 
2. Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Е. Б. Коркиной. — Л.: Сов. писатель, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прочитайте и задумайтесь, уважаемые родители!

Прекрасное стихотворение Себастьяна Бранта для обсуждения на родительском собрании в 5 классе....

«Что не прочитали, то досмотрели»

Познакомить учащихся с экранизацией литературных произведений, которые проходят в школьной программе в форме чаепития и активной конкурсной программы....

попробуй прочитать.

упражнение на внимательность...

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Прочитайте с детьми эти книги! Владимир Бутромеев. "Легенды и мифы древних славян". - М.: ОЛМА Медиа Групп. 2013.- 448 с.: с ил.

В книге рассказывается о мифологических представлениях древних славян о сотворении мира и человека, о языческих богах Древней Руси, о происхождении славянских племён и о первых легендарных князьях. Во...

Прочитайте с детьми эти книги! "Серебряный век русской поэзии". Литературно-художественное издание. - М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2013.- 448 с.: с ил.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия переживала мощный взлёт культуры, "русский культурный ренессанс", позже названный "Серебряным веком". Но Серебряный век - не просто хронологическ...

Долинина Н. "Прочитаем "Онегина" вместе" Л.: Детская литература, 1971 + презентация к уроку

В книге Долининой Н. очень познавательно и интересно дается разбор "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Эта книга одинаково полезна как учителю, так и учащимся....