Урок литературы в 7 классе. Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А.Платонова, А.Солженицына)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лисина Галина Анатольевна

На уроке обсуждается тема праведничества в литературе на примере двух произведений школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_tema_pravednichestva.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема урока:          Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А..Платонова, А. Солженицына)

   

                                          Не стоит село без праведника.

                                                                                                русская поговорка

                                           Более блажен тот, кто отдает,

                                                                          чем тот, кто принимает.

                                                   из проповеди И. Христа

                                         До конца,

                                                                         До тихого креста

                                         Пусть душа

                                                                         Останется чиста.

                                                         Н.Рубцов

Цели урока:

Образовательная: обучение работе по проблемным вопросам на основе произведений разных авторов. Обучение аргументированным ответам, работе с художественным текстом, со словарем.

Развивающая : обучение навыкам коллективной, индивидуальной работы, устной монологической речи. Обучение систематизации материала по проблеме.

Воспитательная: воспитание любви к человеку, к родной литературе, к слову.

      (на выставке плакат со словарными статьями из толкового словаря Ожегова)

Учитель:   Здравствуйте, дети! Садитесь! Ребята, сегодня у нас необычный урок.

                   Необычный потому, что он не предполагает внешней яркости. Но  я надеюсь, что он обогреет ваши души, ваши сердца. Наш урок - это урок поиск, поиск истины. Вы ещё дети, многое  вызывают у вас затруднения. Не надо бояться сложных вопросов. Чем раньше вы научитесь размышлять, тем скорее  обретёте истину.

                     - Не стоит село без праведника, - утверждает  русская поговорка.

Кто же они,  праведники? Почему без них село не стоит, а значит, и жизни  нет? Какой путь называют праведным?

                                                         (размышление детей, ответы)

Обратимся к толковому словарю Ожегова. (ученик читает  словарные статьи на стенде)

Праведник  1)   у  верующих: человек, который      живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2) человек, ни в чем не погрешающий против правил

        нравственности, морали (ирон)

        Праведный. 1) благочестивый, безгрешный,    соответствующий религиозным правилам.

         2) основанный на правде, справедливый (устар)        

        пример       От трудов праведных не наживешь палат каменных (разг)– трудясь честно, трудно разбогатеть.

Учитель. Так что же это за люди? C одной стороны, без них село не стоит, они значимы, с другой – они ничего не имеют. Может быть, русские писатели помогут нам ответить на эти вопросы. Кого из героев ранее изученных вами произведений вы отнесли бы к праведникам и почему?

(дети отвечают: Левша, Петр и Февронья Муромские.)

А героев УНТ Ивана, Емелю, Василису могли бы мы отнести к праведникам? Будьте внимательны, ещё раз обратите внимание на статью словаря.

        (дети отвечают: нет, эти произведения созданы в дохристианский период, тогда люди были язычниками, а понятие «праведный» возникло в христианский период у верующих.)

  Но что объединяет сказочных героев с перечисленными вами?

 (дети отвечают: они добрые, зла не помнят и не желают зла людям. Эти герои бескорыстны.)

        

   Добро всегда почиталось на Руси, вспомните:

в сказках – добрый молодец; обращение за помощью – люди добрые 

И Христос говорил: «Более блажен тот, кто отдаёт, чем тот, кто    принимает».

Выберите близкое вам значение слова «блаженный».

                                        Блаженный: 1.В высшей степени счастливый.

                                                        2.Не совсем нормальный (разг)

                                                              то же, что святой (в первом значении) (устар.)

                  Обратимся к рассказам писателей ХХ века ( А. Платонов «Юшка»

                    А. Солженицын «Матренин двор»).

Попытаемся выяснить, счастливы ли герои? Праведники ли они? Обратимся       к тексту.

дети отвечают:

о Матрене

Одинокая женщина лет 60, родные ей помогали мало, в колхозе работала за палочки, всем помогала, из жалости держит колченогую  кошку, вставала в 4-5 утра, ела картошку.

Автор сравнивает её с бабушкой из сказки., Она обезоруживала лучезарной улыбкой, глядя простодушно.

Каждый день у неё находилось дело.

Грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки.

Всякое дело начинала «с Богом», хотя неистово не молилась, даже скорее была язычницей. О её доме знали, что его можно сломать и при жизни Матрены. При пожаре бросилась спасать не избу, а фикусы.

Её упрекали за то, что она ничего не имела и т.д.

о  Юшке

Звали его вообще-то Ефим.. Старый на вид человек, работал в кузнице подручным, был мал ростом, ложился поздно, в еде был неприхотлив, не пил чай с сахаром, не покупал одежды новой.

Все его обижали, а дети удивлялись, тому, что он не такой, как все.

Люди Юшку во всем считали виноватым и были в этом уверены. Хозяйская дочь говорила, что ему лучше было бы умереть, а Юшка верил, что люди его любят, но без понятия.

                       Много общего у героев?

        дети отвечают: Да.

 За что же люди «забраковали» их, как говорил столяр, прощаясь с Юшкой?

        дети отвечают: Их забраковали за то ,что они отличались  от  всех, не были злыми, не думали о своем благе.

Ребята , вы обратили внимание, что нет четкого портрета героев, он скорее  схематичен. Случайно ли это?

                                     

 дети отвечают: Они неприметные, слишком простые, и не   это в них главное. А вот о их доброте много говорится.

В людях наши герои не находят понимания,  но где же они черпают жизненные силы?        

        дети отвечают: В природе, в работе.

 Послушайте, как преображается Юшка в дороге.        

        Чтение учителем эпизода на фоне музыки.

(В июле…

Работа со словами, передающими эмоциональное состояние героя.)

Оказывается, Юшка – поэт в душе.                                                                                                                 Так всякое доброе приносит и плоды добрые, - говорится в Евангелии от Матфея.

О каких же добрых плодах мы можем говорить? И Юшку, и Матрену люди обижали, погибли они по вине односельчан? И одинокими они были.

        дети отвечают: Да, они погибли, но у Юшки осталась приёмная дочь, у Матрены – Кира,  рассказчик всегда будет помнить о ней.

        После смерти героев люди почувствовали, как им не хватает этих нелепых, невзрачных в жизни людей.

Можем мы этих героев назвать «праведниками»? Сотворили они в своей душе добро?        

                        дети отвечают: Да.

Вернемся к словарным статьям. Обратим внимание на пометы.

                        Праведник №2 (ирон)

                        Праведник №2 (устар)

                        Блаженный №2 (разг), не совсем нормальный

                        Блаженный №3 (устар)

Почему устарели эти понятия, почему являются ироничными?

Встречали вы в нашей жизни праведников? Или это уже стало нашей историей?

А может, они вообще являются вымыслом авторов, и их никогда не было в реальной жизни?

                дети отвечают,размышляя.

В конце каждого урока подводится итог. Каков же финал нашего? Ради чего весь этот разговор?

дети предполагают (одни считают, что учитель стремится их обратить в праведников, другие  предполагают, что учитель стремится научить их увидеть людей в новом свете).

Безусловно, я не стану вас заставлять выбирать путь праведничества. Каждый свой жизненный путь выбирает сам, а праведники – это Богом отмеченные люди.

Давайте оглянемся вокруг, улыбнемся людям, постараемся не обижать тех, которые нам кажутся незначительными.

Давайте успеем увидеть их, праведников, сотворивших добро в своей душе и пославших его нам. Часто мы начинаем ценить людей после их смерти. Так случилось с Юшкой, с Матреной.

Праведники взваливают на свои плечи наши обиды, наше зло, нашу раздражительность, зависть.

Давайте сотворим в своей душе добро и пошлем его людям.

                             До конца,

                             До тихого креста

                             Пусть душа

                             Останется чиста, -говорил Н. Рубцов. Я вас призываю к чистоте души.

Итоги урока (оценки)

Карточки для работы с высказываниями Ф. Абрамова

   Русская литература подняла знамя совести, милосердия, сострадания. И этот свет привел в восторг Запад. Так увидели Россию.

   Сотвори мир в душе и пошли его людям.

   Жить в ладу с собой, со своей совестью – не в этом ли самое большое счастье?

   Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем – сколько души, любви, добра, чистоты вкладываем в содеянное.

   Чистая цель – чистые средства. Цель не оправдывает, а определяет средства.

   Писатель взывает к самосознанию каждого из нас: ищите праведный путь, учитесь жить без опасных перекосов в бездуховное потребительство, бескрылое делячество.

   От слова к пустословию – не в этом ли беды современного человечества, погрязшего в потребительской суете?

          Лучше на свете не жить, чем жить без совести.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в русле новых технологий "Душу мира- маму береги" (Расул Гамзатов) (По произведению В.А.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Данная презентация поможет при проведении урока по произведению Сухомлинского В.А. "Легенда о материнской любви". Метод двойного дневника, составление синквейнов, создание символа Души разнообразят ра...

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...