Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Божко Тамара Тихоновна

Разработка урока литературы в 5 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру" актуальна в наше время. Близка и понятна детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_l.andreeva_kusaka.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в  5 классе

Учитель русского языка и литературы МОУ Щербаковской СОШ Алексеевского района Белгородской области

Божко Тамара Тихоновна

 Тема  урока   «Идея сострадания и ответственного отношения к                         окружающему миру» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).

Цели урока: 

  • Образовательные:  формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план,  характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко  пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести  словарную  работу.
  • Развивающие:  развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать  устную и письменную  речь учащихся,  способствовать формированию художественного вкуса.
  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся;  воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный

Оборудование:  портрет Л.Андреева,  выставка  книг о животных, презентация «Л.Андреев»,  высказывание А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», компьютер, плазменная панель.

Ход урока

1.Организация класса.

2. Вступительное слово учителя

– Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И очень важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения,  вы обращались к книгам, к писателям.

3. Сообщение темы и задач урока.

-познакомимся с биографией Л.Андреева, обсудим его рассказ «Кусака», который заставляет задуматься нас над отношением к «братьям нашим меньшим».

-эпиграфом к уроку будут слова А.де Сент-Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».

-Как вы их понимаете?

3.Проверка домашнего задания.

  • Индивидуальное задание: рассказать о жизни и особенностях творчества Л.Андреев, используя презентацию.
  • Составить план рассказа о Кусаке (должны быть отражены основные моменты жизни собаки на даче).
  • Письменно ответить на вопрос: «Как жила собака до встречи с дачниками?»

4.Работа с текстом: 

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ «Кусака»?
  • Выборочное чтение: как жила Кусака до встречи с «добрыми людьми»?
  • Подробный  пересказ:  как собака получила своё имя,                                           дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми
  • Вопросы:

Почему собака боялась людей?

           Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

           Почему полюбила Лёлю?

  • Выборочное чтение: В каком состоянии была Кусака, когда осталась одна?

Андреев - хороший психолог. Он чувствует душу                                                                                 собаки. Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?

  • Заполнение таблицы. Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

1) долгая морозная зима.
2) черные окна пустой дачи.
3) желтыми огнями загорелась осень
4) заплакало небо
5) частые дожди, холод, слякоть
6) мрак осенней длинной ночи
7) неприветливое небо

1) наступила весна.
2) тихая дача огласилась громким говором
3)солнце, тепло
4) ясное небо
5) весенний воздух
6) цветущие яблони и вишни

  • Сжатый пересказ: Отъезд дачников.

5 . Размышление над текстом.

  • Почему Кусаку не взяли в город?
  • Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
  • Понравилась ли вам Лёля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?

6.Задавание на дом

 (по выбору учащихся).

  • Рассматривание иллюстраций в учебнике  и их описание.
  • Подготовься выразительно читать одно из описаний природы.
  • Попробуй сочинить продолжение рассказа.

7.Обзор книжной выставки

  • Кто из писателей до Андреева создал в литературе прекрасные образы четвероногого друга?

(И.С.Тургенев «Муму»,  А.П.Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Бульба» А.И. Куприн «Белый пудель», Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо», В.П.Астафьев «Жизнь Трезора», Ю.Казаков «Арктур – гончий пёс»  и другие)

  • Все   произведения и  книги, подобранные на выставку,  посвящены одной теме и объединены общей идеей. Какой?

 (Человек – часть живого мира, человек и животные равны, беда животного исходит от человека. Нужно всегда помнить об огромной ответственности перед живым существом, которое решил обогреть, дарить счастье до конца.)

  • –  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

8.Итог урока                                                                                                                        Какие главные нравственные уроки рассказа  вы извлекли для себя? Как же надо относиться к животным?

  • Как соотносится эпиграф  с темой сегодняшнего урока?
  • Выставление и комментирование оценок

9.Рефлексия.

  • Я сегодня задумался о….
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я остался при своем мнении…
  • Я изменил мнение о…
  • Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой)

Используемая литература

  1. Соколов А.И. История русской литературы 19 начала 20 века
  2. Биобиблиографический  словарь «Русские писатели», часть 1 под редакцией П.А.Николаева, М., Просвещение, 1990.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. //Под ред. Г.И. Беленького.- 4-е издание, переработанное.- М.: Мнемозина. 2009.
  4. Учебник: Литература.  5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в двух частях.Ч1, Ч2/ Под редакцией  Г.И.Беленького -13-е изд.,стер. –М.: Мнемозина, 2011.

Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....