РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Литература»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Улько Анна Витальевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей: I курс, 270101 «Архитектура», 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» , 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a11_t11_s11_k11_literatura.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И БИЗНЕСА»

Кафедра общегуманитарных и социальных дисциплин

Специальность:

270101 «Архитектура»

140102    «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

270802    «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  По дисциплине «Литература»

   Выполнил преподаватель: А.В. Улько

Благовещенск, 2013 год


РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин

Протокол №  В «20»   02  2013г.


«20»     02       2013 г.

Зав. кафедрой                     Н.А.Левкина

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей: I курс, 270101 «Архитектура», 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» , 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

           Организация - разработчик:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Амурской области «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса»

Разработчик:

Улько Анна Витальевна, преподаватель русского языка и литературы


Рецензия

На рабочую программу по дисциплине «Литература», составленную преподавателем кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и

бизнеса» Улько А.В.

Рабочая программа по дисциплине «Литература» разработана для студентов I курса на основе Федерального государственного стандарта по специальностям: 270101 «Архитектура», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и включает в себя паспорт рабочей программы учебной дисциплины, тематический план, формы и методы контроля результатов освоения дисциплины, тематический план, формы и методы контроля результатов освоения дисциплины, требования к материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения. В программе также указаны объем учебной дисциплины, перечень основных, дополнительных источников, Интернет-ресурсов, виды работы со студентами. Содержание программы отражает задачи изучения дисциплины.

Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительтва и бизнеса» Улько А.В., отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого рода, может быть рекомендована для использования в учебном процессе средних специальных учебных заведений и для печати.

Рецензент:                И.С. Грязнова, преподаватель кафедры

общегуманитарных и социальных дисциплин ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса»


Содержание

стр.

1 .Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                                  4

2.Структура и содержание учебной дисциплины                                                          6

3 .Условия реализации учебной программы учебной дисциплины                            27

4.Контроль и оценка результатов учебной дисциплины                                              29


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА

1 1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.

1.2.   Место   Дисциплины   в   структуре   основной профессиональной

образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;

»  основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.; ® основные закономерности историко-литературного процесса и черты

литературных направлений; ® основные теоретико-литературные понятия

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, Используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано   формулировать   свое   отношение   к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  • 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

2

Русская литература в контексте мировой культуры. Литература как вид искусства. Феномен русской литературы. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

1

Раздел 1. Литература XIX века

50

Тема 1.1 Русская литература 1 половины 19 века.

6

Русская литература 1  половины  19 века. Культурно-историческое   развитие   России   середины   XIX века, отражение его в литературном процессе. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Практическое занятие № 1. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Поэма «Медный всадник». Основные этапы творчества. Поэма «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека». Проблема личности и государства. Образ Петра.

2

2

Практическое занятие № 2. М.Ю.Лермонтов. Этапы творчества. Основные темы и мотивы лирики. Философская лирика. Тема поэта и поэзии. Образ России. «Демон» как романтическая поэма. Философский смысл поэмы: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Противоречивость центрального образа. Земное и космическое в произведении.

2

2

Практическое занятие № 3. Творчество Н.В.Гоголя. «Петербургские повести». Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел.

2

2

Самостоятельная работа № 1. Составление конспекта по творчеству М.Ю.Лермонтова. Романтическая поэма «Демон».

Индивидуальная работа. Составление презентации по данной теме.

2

        23

Тема 1.2 Русская литература второй половины XIX века.

42

Творчество А.Н.Островского. Пьеса Гроза». Жизнь   и   творчество   А.Н.   Островского. Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Пьеса «Гроза». Тема, сюжет, особенности композиции. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

2


Практическое занятие № 4. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

2

2

Творчество     И.А.Гончарова    Жизнь     и творчество И.А.Гончарова Роман «Обломов». Творческая история романа.    Постижение    авторского    идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Роль 1 главы в раскрытии характера Обломова.

2

2

Практическое    занятие    №    5.    Обломов системе действующих   лиц   романа.   Сон   Ильи   Ильича как художественно-   философский   центр   романа. Анализ эпизода. Штольц и Обломов. Пропшое и будущее России. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений.

2

2

Творчество И.С.Тургенева Жизнь и творчество писателя. Своеобразие     художественной     манеры Тургенева-романиста. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

2

2

Практическое занятие № 6. Базаров в системе образов.

2

2

Образ Базарова. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Тема любви в романе. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.    Роль    пейзажа    в    раскрытии идейно-художественного      замысла      писателя. Значение заключительных   сцен  романа.   Авторская  позиция в романе. Эпилог романа. Вечные духовные ценности в романе.

Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. «Два мира - два поэтических    единства».    Сведения    из биографии Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Полдень», «ЗПепгдщп», «Видение», «Тени сизые смесились...», «Не то, что мните вы, природа...», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое...»), «День и ночь», «Эти бедные селенья...» и др. Философичность - основа лирики поэта.    Символичность    образов    поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Сведения из биографии А.А.Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Основные мотивы лирики А.А.Фета. Стихотворения:    «Облаком    волнистым...», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье», «Какое

2

2


счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.

Практическое занятие № 7. Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Анализ глав. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

2

2

Практическое занятие № 8. Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова Образ    Ивана   Флягина.    Тема   трагической судьбы

2

2

талантливого русского человека. Смысл названия повести.

Практическое занятие № 9. Очерк жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. «История одного города» Обзор

глав «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Анализ глав.

2

2

Практическое занятие № 10. Творческая работа по произведениям русской литературы XIX века. Написание сочинений.

2

3

Самостоятельная работа № 2. Аналитическая работа с текстом пьесы «Гроза» А.Н.Островского. Анализ эпизода.

Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству А.Н.Островского.

2

2 3


Самостоятельная  работа  №  3  Анализ  главы «Сон Обломова». (По роману И.А.Гончарова «Обломов») Индивидуальная   работа.   Подготовка  сообщений по изучаемому произведению.

2

2 2

Самостоятельная работа № 4. Анализ самостоятельно прочитанных глав романа «Отцы и дети». Аналитическая работа с текстом.

Индивидуальная   работа.   Подготовка  сообщений по изучаемому произведению.

2

2

Самостоятельная работа №  5.  Анализ лирического произведения.      Чтение      наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Индивидуальная работа. Составление презентаций по лирике   Ф.И.Тютчева   и   А.А.Фета.   Сообщение по творчеству    А.К.Толстого.    Сведения   из биографии. Основные темы и мотивы лирики. Лирический герой А. Толстого.

2

      2    3

Самостоятельная работа № 6. Анализ прочитанных глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Индивидуальная работа. Составление презентаций по поэме «Кому на Руси жить хорошо».

2

2 3

Самостоятельная работа № 7.Составление конспекта статьи учебника по творчеству Н.С.Лескова.

Индивидуальная работа.Сравнительно-сопоставительный анализ    произведений.    Тема   народа   в творчестве Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

2

2 3

Самостоятельная работа № 8.Анализ прочитанных глав «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству писателя.

2

2 3

Итоговое занятие за 1 семестр.

2

2

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Петербург Достоевского. Отображение русской действительности в романе. Христианские мотивы.

2

2

Практическое занятие № 11. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Двойники и антиподы Раскольникова. Раскольников и Соня.

2

2

Практическое занятие № 12. Анализ эпизода (по выбору студентов). Путь к преступлению. Преступление Раскольникова. Чтение Евангелия.

2

3

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр, композиция, сюжет, проблематика. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира»

2

2


Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

Практическое занятие № 13. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова Значение образа Платона

Каратаева. Светское общество в изображении Толстого Осуждение бездуховности и лжепатриотизма.

2

2

Практическое занятие № 14. «Мысль историческая» в романе. Изображение войны 1805-1807 и 1812 г. в романе. Осуждение жестокости войны в романе. Образы Наполеона и. Кутузова Развенчание идеи «наполеонизма» Проблема народа и личности.

2

2

Практическое занятие № 15. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи в романе. Женские образы в романе Патриотизм в понимании писателя.

2

2

Практическое занятие № 16. Анализ эпизода. Человек и природа в романе «Война и мир».

2

3

Очерк жизни и творчества А.П.Чехова. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Студент», «Крыжовник» и др. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах А.П.Чехова. Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности.

2

2

Практическое занятие № 17. Пьеса «Вишнёвый сад» -вершина драматургии А.П.Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Символичность пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе.

2

2

Аналитическое чтение пьесы.

Самостоятельная работа № 9. Анализ самостоятельно прочитанных глав романа «Преступление и наказание». Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству Ф.М.Достоевского.

2

2 3

Самостоятельная работа № 10. Составление тестов,

вопросов для самоконтроля (по роману «Преступление и наказание»).

Индивидуальная   работа.   Подготовка  сообщений по изучаемому произведению.

2

2 2

Самостоятельная работа № 11. Анализ самостоятельно прочитанных глав по теме «В салоне Анны Шерер» (по роману «Война и мир»).

Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству Л.Н.Толстого. Анализ дневников писателя.

2

2 3

Самостоятельная работа № 12. Анализ самостоятельно прочитанных глав по теме «Духовные искания любимых героев  Л.Н.Толстого»   (по  роману  «Война  и мир»). Индивидуальная работа. Составление презентаций по теме занятия.

2

2 3

Самостоятельная работа № 13. Анализ самостоятельно прочитанных глав по теме «Образы Наполеона и Кутузова в романе» (по роману «Война и мир»).

Индивидуальная работа. Составление презентаций по теме занятия.

2

2 3


Самостоятельная работа № 14. Анализ самостоятельно прочитанных глав по теме «Мысль семейная» в романе (по роману «Война и мир»).

Индивидуальная работа. Составление презентаций по теме занятия.

2

2 3

Самостоятельная работа № 15. Анализ рассказов А.П.Чехова.

Индивидуальная работа. Составление презентаций, написание рефератов по творчеству писателя.

2

2 3

Раздел II Литература XX века.

65

Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков.

4

Практическое занятие № 18. Очерк жизни, творчества И.А.Бунина. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание». Осуждение бездуховности существования. Глубина социально-философских обобщений в рассказе. Изображение «мгновения» жизни.

2

2

Практическое занятие № 19. Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Смысл названия произведения. Спор о сильной бескорыстной любви. Тема неравенства. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве А.И.Куприна. Реалистическое и символическое в творчестве И.А.Бунина

2

2

Самостоятельная работа № 16. Аналитическая работа с текстом произведения. Художественное мастерство И.А.

2

2

Бунина. Анализ рассказа (по выбору студентов). Индивидуальная работа. Составление презентаций, написание рефератов по творчеству писателя.

3

Самостоятельная работа № 17. Аналитическая работа с текстом произведения. Художественное мастерство А.И.Куприна. Анализ рассказа «Гранатовый браслет». Индивидуальная работа. Составление презентаций, написание рефератов по творчеству писателя

2

2 3

Тема 2.2. Поэзия начала XX века

8

Обзор русской поэзии начала 20-го века. «Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». Основные направления.

2

2

Практическое занятие № 20. Творчество символистов. Истоки русского символизма, связь с романтизмом. «Старшие» символисты (В .Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К.Сологуб). «Младосимволисты» (А. Белый).

2

2

Практическое занятие № 21. Творчество акмеистов. Истоки акмеизма. Утверждение красоты земной жизни. Создание зримых образов конкретного мира. Н.С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

2

2

Практическое занятие № 22. Творчество футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как «миссионер нового искусства».И.Северянин, В.Хлебников.

2

2

Самостоятельная работа № 18. Написание и защита рефератов по поэзии Серебряного века.

2

2


Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству поэтов Серебряного века.

3

Тема 2.3. Литература 20-х годов XX века.

10

Очерк   жизни   и   творчества   А.Блока.   Сведения из биографии.   Стихотворения:   «Россия»,   «На железной дороге»,   «В   ресторане»  и  др.  Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике А.Блока. Тема Родины, тревога за судьбу    России.    Поэма    «Двенадцать». Сложность восприятия социального характера революции. Сюжет и герои.     Борьба    миров.    Неоднозначность финала, композиция,      лексика,      ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

2

2

Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Сведения из биографии. Стихотворения: «Той ты, Русь моя родная!», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу». Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы Родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа.

2

2

Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Сведения из биографии.    Стихотворения:   «А   вы   могли бы...», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Поэтическая новизна    ранней    лирики:    необычное содержание,

2

2

гиперболичность и пластика образов. Яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности.   Несовершенство   мира   в лирике. Проблемы духовной жизни. Сатира В.Маяковского.

Очерк жизни и творчества М.Горького. Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

2

2

Практическое  занятие  №  23.   Спор   о назначении человека.   Анализ   монологов   и   авторских ремарок. Авторская позиция и способы ее выражения.

2

2

Самостоятельная работа № 19. Анализ лирического произведения. Чтение наизусть стихотворений А.Блока.

Индивидуальная работа. Анализ стихотворений А.Блока.

2

2 3

Самостоятельная работа № 20. Анализ лирического произведения. Чтение наизусть стихотворений С.Есенина.

Индивидуальная работа. Анализ стихотворений

С.Есенина.

2

2 3

Самостоятельная работа № 21. Анализ лирического произведения.      Чтение      наизусть стихотворений В.Маяковского.

Индивидуальная     работа.     Анализ стихотворений В.Маяковского.

2

2 3

Самостоятельная работа № 22. Анализ сцены (по пьесе

2

2


М.Горького «На дне»).

Индивидуальная работа. Анализ ранних романтических рассказов М.Горького.

3

Тема 2.4. Литература 30-40-х годов XX века.

16

Литературный процесс в 30-е годы. Становление новой культуры.    Поворот    к    патриотизму.    Единство и многообразие    русской    литературы.    Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Отражение индустриализации     коллективизации    в литературе. Творчество   Н.А,   Островского,   М.А.Шолохова, И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, О.Э.Мандельштама, А. Толстого. Развитие   жанра   антиутопии.   Историческая   тема в литературе этого периода.

2

1

Очерк жизни и творчества М.Цветаевой. Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку». Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия -монолог - исповедь. Основные мотивы лирики.

2

2

Очерк   жизни   и   творчества   А.А.Ахматовой. Поэма «Реквием».   Сведения   из   биографии.   Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью...»•;■' «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мне голос был...», поэма «Реквием». Глубина и яркость переживаний в ранней лирике. Судьба страны и народа. Личная и общественная темы. Тема любви к родной земле, к Родине, к России. Тема гражданского мужества, пушкинская тема.

2

2

Исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

Очерк жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Зимняя ночь», «Гамлет». Философичность лирики. Особенность поэтического восприятия. Тема пути в лирике.

2

2

Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова. Сведения из биографии.

2

2 •

Практическое занятие № 24. Роман «Мастер и Маргарита. Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов романа. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы в творчестве М.А.Булгакова

2

2

Очерк жизни и творчества М.А.Шолохова. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Патриотизм и гуманизм романа.

2

2

Практическое занятие № 25. Судьба Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Любовь на страницах романа. Ее смысл и значение. Традиции Л.Толстого в романе М.Шолохова.

2

2

Самостоятельная работа № 23. Чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б Пастернака.

Индивидуальная     работа.     Анализ стихотворений

2

2 3


А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б Пастернака.

Самостоятельная работа № 24. Аналитическая работа с текстом романа М.Булгакова. Анализ глав.

Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству писателя.

2

2 3

Самостоятельная работа № 25. Аналитическая работа с текстом романа М.А.Шолохова.

Индивидуальная работа. Составление презентаций по творчеству писателя.

2

2 3

Тема 2.5. Литература русского Зарубежья

2

Русское литературное Зарубежье 40-90х годов. Традиции и новаторство. Тема России в творчестве В.В.Набокова.

2

Тема 2.6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

10

Литература периода Великой Отечественной войны. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач). Живопись. Кинематограф героической эпохи.

2

2

Практическое занятие № 26. Поэзия Великой Отечественной войны. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: К.Симонов, А.Сурков, Н.Исаковский, О..Берггольц, М.Джалиль, Ю.Друнина.

2

2

Практическое занятие № 27. Очерк жизни и творчества А.ТЛвардовского. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я знаю: никакой моей вины...», «В тот день, когда кончилась война...», «Вся суть в одном единственном завете...».Тема войны и памяти в лирике. Утверждение нравственных ценностей

2

2

Практическое занятие № 28. Публицистика и драматургия военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в произведениях Л.Соболева, М.Шолохова, Б.Горбатов. Пьесы «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука. Публицистические произведения А.Толстого, И.Эренбурга и др

2

2

Практическое занятие № 29. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборство созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова и др.

2

2

Самостоятельная работа № 26. Чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне. Индивидуальная работа. Анализ стихотворений о Великой Отечественной войне.

2

2 3

Самостоятельная работа №27. Анализ прочитанных произведений о Великой Отечественной войне. Индивидуальная работа. Составление презентаций по изучаемым произведениям.

2

2 3

Тема 2.7. Литература 50-80х годов XX века.

10


80 х годов». Составление презентаций по теме.

Самостоятельная работа № 29.. Составление тестов для самоконтроля по произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Анализ текста.

2

2

Индивидуальная работа. Судьба человека в тоталитарном государстве. Написание рефератов. Составление презентаций по теме.

3

Тема 2.8. Зарубежная литература

2

Зарубежная литература Х1Х-ХХ вв. (обзор)

2

1

Тема 2.9. Русская литература последних лет

1

Практическое занятие № 33. Русская литература последних лет. Русская литература последних лет (обзор). Творчество Т.Толстой, В. Пелевина, Л.Улицкой и др.

1

2

Дифференцированный зачёт

2

2

Максимальное количество часов

175

Количество аудиторных занятий

117

Практические занятия

65

Самостоятельная работа обучающегося

58


Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

З.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература ». Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по литературе; тексты художественных произведений.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Роговер Е.С. Русская литература I половины XIX в: Учебное пособие. - СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2008. - (Профессиональное образование).
  2. Роговер Е.С. Русская литература II половины ХIХвека: Учебное пособие. -СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2008. - (Профессиональное образование).
  3. Роговер Е.С. Русская литература XX века: Учебное пособие. - СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2008. - (Профессиональное образование).
  4. Русская литература XIX в. 10 кл../ Под ред. В.П. Журавлева М.,2010.
  5. Русская литература XX в. 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева М.,2010.
  6. Русская литература XIX в. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч. : учебник для общеобразовательных учреждений / И.А.Биккулова, И.М.Лейфман, Г.А.Обернихина ; под ред. Г.А.Обернихиной. - М., Дрофа, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. М., «Экзамен», 2011
  2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис-пресс, 2008.

  1. Михайлова Е.В. Литература. Сдаём без проблем. М., Эксмо, 2010.
  2. Попова О.И. Тестовые задания по литературе. Б., ДВГКГБ, 2011
  3. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Материалы для подготовки к экзамену. - М., «Русское слово», 2008
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся
    средней школы./ Под ред. Тимофеева Л.И., Тураева СВ. - М.: Просвещение,
    2009

7. Русские писатели: Библиографический словарь в 2-х томах./ Под ред. Николаева П.А. - М: Просвещение, 2009.

Интернет-ресурсы:        

  1. www.uchitel. – idz.ru
  2. Филологический портал. Philology.ru
  3. Грамота.Ру: справочно-информационный портал
  4. Классика. Ру. www.klassika.ru
  5. Электронный ресурс «Кабинет русского языка и литературы».

  1. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ». Форма доступа: www.velib.com        
  2. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru
  3. Ресурс «Электронная версия газеты «Литература». Форма доступа:
    rus.1september.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе аналитической работы с текстом изучаемого произведения, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знать:

образную природу словесного искусства

аналитическая работа

содержание изученных литературных произведений;

тестирование сочинение

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX и XX вв.;

тестирование исследование

основные    закономерности историко-литературного    процесса    и черты литературных направлений;

тестирование

основные теоретико-литературные понятия

литературный диктант

Уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

тестирование сочинение анализ эпизода

анализировать и интерпретировать художественное

произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

исследовательская работа

творческая работа тестирование

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

исследовательская работа мини-сочинение

определять род и жанр произведения;

тестирование

выявлять авторскую позицию;

литературная дискуссия

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

выразительное чтение лирических, прозаических    и драматических произведений

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

для создания связного текста (устного и письменного)

на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

творческие работы, отзывы, рецензии, сочинения-миниатюры,

участвовать в диалоге или дискуссии,

литературная дискуссия

самостоятельно изучать произведение художественной культуры и оценивать его эстетическую значимость,

отзыв         на прочитанное произведение.





\












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального  профессионального образования и  специальностей среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» профессий образовательных программ начального профессионального образования ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Литература"

Рабочая программа учебной дисциплины "Литература" разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего общего...

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины Литература Код, профессия 190631.01 АвтомеханикДля преподавателей литературы...

Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...