По страницам великой жизни
план-конспект урока по литературе по теме

Габдуллина Ильвера Мударисовна

Урок, посвященный жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tostoy.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По страницам великой жизни.

Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель.

Цель:

  • познакомить с биографией и мировоззрением писателя; показать учащимся значение разных этапов жизни писателя для формирования его духовного мира, их роль в становлении сложной и противоречивой личности;
  • раскрыть единство устремлений Толстого в его жизненных исканиях, стабильность главных нравственных ценностей, организующих его духовный мир

Оборудование: экран, компьютер, выставка фотоматериалов

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Жизненным кредом Толстого был – «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л.Н.Толстом.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.

Оформление тетрадей

(Записываем тему урока, даты рождения и смерти писателя)

  1. Изучение биографии и творчества
  1. Слово учителя

Дома вы должны были самостоятельно изучить биографию писателя и подготовить устные сообщения.

 «Семейная сага берет начало в XVII веке и течет далее длинным и извилистым путем ... И в каждом ее изгибе провидится Лев Толстой - и в том, что он унаследовал от одних, и в том, что он передал другим», - отмечал Сергей Михайлович Толстой, внук писателя.

Сам Лев Николаевич говорил:

"...вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно".

  1. О предках

Я предоставляю слово Зиминой Анастасии. Она расскажет нам о предках Толстого.

  1. Детство писателя
  • Кто из родственников, близких Толстого был ближе и повлиял на становление его личности?
  • Какие чувства, мечты, идеалы воспитала в будущем писателе игра в муравейных братьев?
  1. Молодость писателя
  • Расскажите о молодом Толстом. Какими идеями был увлечен Толстой в молодости?
  1. Слово учителя

Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. (Читаем слайды). Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

  1. Толстой на Кавказе
  • Какие открытия сделал Толстой, окунувшись в жизнь казачьей станицы?
  1. Толстой во время  Крымской кампании
  2. Слово учителя

В 1862  году Толстой женится на Софье Андреевне Берс. Я предоставляю слово Гаджаматовой Хадижат. Расскажи, пожалуйста, о семье Толстого -  жене и детях.

 (На экране слайды с фотографиями жены, детей, самого Толстого и т.д.)

  1. Слово учителя

В огромном литературном наследии Толстого есть книга, известность которой не так велика, как «Войны и мира» и «Анны Карениной». А между тем книга, писавшаяся с перерывами 63 года – это Дневники писателя. В 19 лет начинает он писать их, последняя запись была сделана за 3 дня до смерти. Они позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника. У вас на столах лежат отрывки из дневников писателя.

  • Задание. 

Прочитайте выдержки из дневников, сгруппированные по годам и проанализировать их по вопросам: Проследите становление личности Толстого. Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела?

Первые же записи юноши открывают внутренний мир глубокой, ищущей, страстной  личности. Начинается внутренняя борьба с  самим собой, со своими недостатками. Сам себе придумывает правила избавления от недостатков. Сначала он ставит цели низменные. Но беспокойный ум, воля и сердце ищут высокие нравственные идеалы: делать добро и жить ради счастья других людей.

  1. Слово учителя.    60 –е гг.

В начале 60-х годов Толстой с головой ушел в общественную работу. Приветствуя реформу 1861 года, он становится «мировым посредником» и отстаивает интересы крестьян в ходе составления «уставных грамот» - «полюбовных» соглашений между крестьянами и помещиками о размежевании их земель. Толстой увлекается педагогической деятельностью, дважды ездит за границу изучать постановку народного образования в Западной Европе. Он заводит народные школы в Ясной Поляне, издает специальный педагогический журнал.

«Я чувствую себя довольным и счастливым, как никогда, - пишет Толстой, - и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю».

        Однако последовательная защита крестьянских интересов вызывает крайнее недовольство тульского дворянства. Толстому грозят расправой, жалуются на него властям, требуют отстранения от посреднических дел. Толстой упорствует. Тогда его недруги строчат тайный донос на яснополянских студентов-учителей, привлеченных писателем к работе в школе. В доносе говорится о революционных настроениях молодых людей и даже высказывается мнение, что в Ясной Поляне существует своя типография. Воспользовавшись временным отсутствием Толстого, полиция обыскивает дом Толстого в поисках типографии. Обыск нанес глубокое оскорбление его личной чести и разом перечеркнул многолетние труды по организации народных школ. Оскорбленный Толстой пишет письмо Александру ΙΙ, но ответа не дожидается. Все это поставило под сомнение его убеждение о единении дворянства с народом в ходе практического осуществления реформ 1861 года. Он мечтал о национальном мире, о гармонии народных интересов с интересами господ. Казалось, идеал это так близок, так понятен. Возможно ли такое примирение? Не утопичны ли его надежды? Толстой вспомнил осажденный Севастополь, где офицеры, матросы и солдаты сплотились и представляли собой одно целое. А декабристы? А отечественная война 1812 года? Таким образом появляется замысел романа «Война и мир».

80-е гг. В 80-годы в сознании Толстого происходит перелом. В заостренной форме он ставит перед собой и обществом вопрос о смысле жизни и веры.

(Читаем слайды)

Религиозно-этические взгляды Толстого опираются как на фундамент на учение об истинной жизни. Оно включает 5 заповедей Иисуса Христа. Краеугольным камнем программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием – воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его. Толстой допускает, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация – частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее.

        Зло современной общественно морали        Толстой видит в том, что правительственная партия с одной стороны, и революционная – с другой, хотят оправдать насилие разумными основаниями. На отступлениях от нравственных норм нельзя строить правила жизни.

        К заповеди непротивления злу насилием примыкают еще 4 нравственных закона:

- не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни;

- не клянись и не присягай никому и ни в чем;

- не мсти никому и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды;

- помни: все люди братья – и учись во врагах видеть доброе.

С позиции этих вечных нравственных истин Толстой развертывает беспощадную критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. С позиции этих взглядом он пишет романы «Анна Каренина», «Воскресение» и ряд публицистических статей. Бурной реакцией в обществе сопровождались эти статьи. Особенно призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям и проповедь непротивлении злу насилием. В рамках нового миропонимания он критикует церковь. В 1901 году он официально был отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

  1. Последние дни Толстого
  1. Закрепление и проверка того, как запомнили учащиеся материал, проводится в форме теста.

  1. Работа с учебником

Стр. 269-271.

Задание: Н.Г.Чернышевский в 8 номере «Современника» за 1856 год посвятил ему специальную статью «Детство», «Отрочество», обратив внимание на особенности психологического анализа. В чем эти особенности?

  1. Обобщение

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красиво. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все кто встречался с ним, ощущали силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».

        В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

  1. Домашнее задание: читать 1 часть романа. Ответить на вопросы 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни.

Урок-лекция-презентация о жизни и творчестве великого писателя. Рассчитан на 2 часа.  Отображены все основные этапы жизни и творческого пути, богатый иллюстративный материал....

"По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой."

Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого. Богатый иллюстративный материал....

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Устный журнал "Л. Н. Толстой. По страницам великой жизни"

Материал предназначен для учащихся 9-11 классов....

Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

По страницам великой жизни

Открытый урок по творчеству Л.Н.Толстого «По страницам великой жизни». ...