Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей учащихся
статья по литературе на тему

Святова Елена Николаевна

Данная статья затрагивает актуальную во все времена проблему развития творческого потенциала оучащихся на уроке и вне его. Но особое внимание уделяется  такому современному методу в системно-деятельностном подходе к обучению, как метод проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для реализации интеллектуальных возможностей, способности добиваться успеха и социального признания

      Деятельность учителя-  это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющего, противоречивого, растущего человека. Выдающийся педагог Януш Корчак в одном из писем тонко подмечает, что «необходимо возвышаться к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему». На современном этапе приоритетным становится гуманистический стиль преподавания, где учитель и ученик - равные партнеры и соратники.

      В своей работе я стараюсь следовать правилу: «Знание не ради знания, а знание ради развития». Мне кажется, что независимо от предмета надо учить детей быть личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побояться сложностей, связанных с их достижением. Поэтому мне понятны по содержанию и близки по духу современные образовательные технологии, такие как:

      - Современные информационные технологии

      - Метод эвристической беседы

      - Обучение русскому языку средствами субъективизации

      - Развивающее обучение

      - Проблемное обучение

      - Технология сотрудничества

      - Обучение с использованием опорных конспектов

      - Блочное обучение

      - Метод проекта

      Диалог, обсуждение разных точек зрения, дискуссия, проектирование ведут учащихся к более глубокому пониманию материала, учат отстаивать свою точку зрения и понимать другую, развивают творчески мыслящую личность, умеющую работать в команде. А значит, ведут к успеху сначала в школе, потом в жизни.

      Что доказывает диагностика успехов учащихся:

      Мои воспитанники – постоянные участники районных и городских олимпиад по русскому языку и литературе, среди них есть и призёры, и победители конкурса – олимпиады исследовательских работ по литературе (Сильчонок Сабина, Григорьева Аня, Михайлова Даша, и прежние воспитанники – Азеева М., Яицкая Л., Созонова А., Гегелия Т.), победитель олимпиады по анализу текста (Ж.Кудрявцева).

      Цель, которую я преследую своей педагогической деятельностью:

Творческая с нравственными устоями личность, которая сможет ставить цели и не побоится сложностей, связанных с их достижением. Эта цель под силу современному учителю – со-мыслителю, со-ратнику, со-переживателю. 

Моя позиция учителя словесника:

  1. совместная с учениками исследовательская деятельность;
  2. проектирование и решение сложных проблем;
  3. поиск новых концепций прочтения литературных произведений;
  4. создание занимательной эвристической ситуации на уроках русского языка;
  5. Эмоциональная захваченность учеников уроками литературы.

      Наверно, именно эта позиция и позволила мне год назад стать победителем районного тура конкурса педагогических достижений «Учитель года».

       Саморазвивать, самообразовывать и самореализовывать ученика как личность призван один из современных методов – метод проекта, суть которого стимулировать интерес учеников к знаниям и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

      Метод проекта – это метод содружества учителя и ученика, каждый из которых на разных этапах работы над проектом играет свою роль:

      То есть позиция учителя в данном случае – это не позиция всезнающего человека, диктующего свои знания. Учитель здесь, в отличие от традиционного обучения, - энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы» координатор, эксперт. Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор для самостоятельности учащихся.

      Цель проектного обучения в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

- приобретают коммуникативные умения

- развивают исследовательские умения.

      Преимуществом данного метода проектов перед традиционными неоспоримо. В центре внимания – ученик-личность.

      В своей практике я активно применяю современные информационно-коммуникативные технологии, что создаёт условия и для реализации интеллектуальных возможностей, и помогает учащимся адаптироваться к современным условиям жизни и образования.

      Дети очень любят уроки-презентации, где именно они являются в роли учителя.

      На мой взгляд, уроки-соревнования, уроки-исследования способствуют повышению социального статуса ребёнка, помогают детям, даже не всегда активным на традиционном уроке, добиться успеха.

      Это обусловлено как психологическими, так и методологическими аспектами.

   1.Психологические особенности учащихся:

         - Умение и желание включиться в игру даже тех учащихся, которые не всегда активны в процессе урока, что помогает ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения. Ощутить психологическую свободу, необходимую для его развития.

         - Использование ранее накопленного опыта и знаний повышает самооценку учащихся и интерес к уроку.

         - Использование коллективной работы повышает уровень самооценки достижений учащихся на уроке и является базой для развития чувства соперничества и сопереживания за успехи товарищей.

         - Использование инновационных технологий увеличивает внимание учащихся к уроку.

   2. Методологический аспект:

         - Образовательный процесс, строится в логике деятельности учащихся, что повышает мотивацию в учении.

         - На подготовительном этапе осуществления самостоятельной поисковой деятельности способствует развитие исследовательских навыков: выявление проблем, сбор информации, анализ, обобщение.

         - Учащиеся учатся пользоваться приобретёнными самостоятельными знаниями для решения познавательных и практических задач.

         - Работая в группах и на предварительном этапе, и во время урока учащиеся приобретают коммуникативные умения.

         - Присутствуют различные виды оценочной деятельности учащихся: самооценка, оценивание товарищами, учителем.

         - Объект восприятия преподносится не учителем, а добывается учащимся самостоятельно в ходе предварительного этапа подготовки к презентации, что активирует познавательную деятельность учащегося.

         - Учитель выступает в роли соратника, координатора.

      В жизни ребёнка учителя начинают входить со дня его появления в стенах школы. Входят они по очереди в эту жизнь, каждый со своими задачами, решают их и уходят. И редко кто думает, что нужно было войт в жизнь ребёнка не со своими задачами и заботами, а с тем намерением, что бы именно в найти задачи и забот самого ребёнка и помочь ему справиться с ними. Иначе учитель вносит в жизнь ребёнка недоумение, тревогу, а не зажигающий его самого огонёк.

Мне кажется, что педагогической жизни каждый из нас находится в роли учителя, либо в роли ученика. И не совершалось бы столько педагогических ошибок, если бы мы учились друг у друга. Только тогда учитель не нарушит одну из важнейших заповедей «НЕ НАВРЕДИ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью ГОУСОШ № 639 по созданию условий для реализации новых ФГОС

    Реализация программы модернизации образования потребовала от каждого образовательного учреждения решения задачи по созданию условий для внедрения ФГОС.Прежде чем ответить на...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов

Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...

«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педаг...

Доклад "Инклюзивное обучение. Особенности организации, создание условий для реализации детей с ограниченными возможностями в здоровье"

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...