Доклад "Инклюзивное обучение. Особенности организации, создание условий для реализации детей с ограниченными возможностями в здоровье"
статья

Астайкина Людмила Дмитриевна

Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obuchenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

"Инклюзивное обучение. Особенности организации, создание условий для реализации детей с ограниченными возможностями в здоровье".

(Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии).

                                                      Подготовила: учитель обществознания Астайкина Л.Д.

                                         2016-2017 учебный год

            В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан с ОВЗ. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это новое и перспективное направление педагогики, принятое в цивилизованных странах и призванное мировой общественностью. Несомненно, с ним связано будущее российского образования, в том числе и специального.

С учетом роста популяции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные организации первыми начинают решать эти проблемы. Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения и воспитания, при которой все дети независимо от физических, психических, интеллектуальных и культурных отношений и других иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:

• Декларация прав ребенка  

• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования

• Декларация о правах умственно отсталых лиц

• Декларация о правах инвалидов

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов

• Конвенция о правах ребенка

• Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей

• Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов

• Конвенция о правах инвалидов

Эти международные правовые акты утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации  в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принципы равных прав на образование для детей данной категории. «Главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья» (Д.А.Медведев).

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех». В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная без барьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Важным федеральным документом в области образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г.. В разделе II «Цели Государственной программы» определено «…Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания без барьерной школьной среды для детей-инвалидов».

В июне 2012 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключённость уязвимых категорий детей (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит перед собой такие задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограниченных  возможностей их здоровья,  законодательно закреплено Конституцией РФ (ст.43), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным Законом от 30 июня 2007 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменить словами «с ограниченными возможностями здоровья», т.е. имеющими недостатки в физическом или психическом развитии».

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

 Значительная роль в создании системы инклюзивного образования отводится психолого-медико-педагогическим консультациям, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. В Положении о ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013г. №1082) говорится, что «Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии и отклонениями в поведении, проведения ими комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций».

В статье 55, п.3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. определено «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».           

Закон содержит ряд статей (статьи 42, 55, 59. 79), закрепляющих право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

В статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» закреплено право детей с ОВЗ на создание специальных условий для получения образования:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий в образовательной организации по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, в частности детей-инвалидов с нарушениями ОДА, позволяет успешно обучать большинство детей в образовательных организациях общего типа.

На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в образовательных организациях для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия:

  • Создание нормативно-правовой базы.
  • Создание доступной архитектурной среды: пандус (достаточно пологий), ширина пандуса не менее 90 см, с ограждающим бортиком; поручни по всему периметру коридора; для туалета: ручки и перила.
  • Организация системы взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны «внешних» социальных партнеров.
  • Обучение по основной общеобразовательной программе на основе ФГОС по выбору школы для детей-инвалидов с сохранным интеллектом или обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (для детей со снижением интеллекта). Разрабатывается и утверждается образовательной организацией.
  • Разработка коррекционной программы как части общеобразовательной программы (должны быть предусмотрены занятия по коррекции двигательных и психических функций, занятия лечебной физкультурой – индивидуальные и групповые)
  • Включение программы дополнительного образования
  • Организация деятельности специалистов в форме психолого-медико-педагогического консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.  
  •  Обеспечение комплексного  психолого-педагогического сопровождения ребенка  на протяжении всего периода его обучения (учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, координатор по инклюзии, тьютор).
  • Создание соответствующего методического обеспечения, информационное обеспечение, применение ИКТ.
  • Бесплатное предоставление учебников и учебных пособий.
  • Организация медицинского обслуживания – сопровождение ребенка врачом-ортопедом и врачом-неврологом. Соблюдение индивидуального ортопедического режима.
  • Организация взаимодействия с родителями (профилактические и просветительские мероприятия).                                                                                      
  • Проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учителем с целью устранения пробелов общего развития ребенка, его предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений (возможность использования компьютерных программ); психологом по коррекции психических функций, с инструктором по лечебной физической культуре. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность 20-30 мин., не менее 2 час. в неделю.
  • Создание сенсорной комнаты для релаксации.                                    
  • Материально-техническое оснащение (кабинеты для коррекционных занятий с логопедом, психологом, дефектологом, психомоторной коррекции, спортивный зал, медицинский кабинет и пр.)
  • Организация внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
  • Применение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы.
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта.

           Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Изменяется идеология образования в сторону гуманизации учебного процесса и изменение воспитательной и социальной направленности обучения. Именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.


Литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации: Отв. ред. С.В. Алехина. – М: МГППУ, 2012 г.
  3. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. матер.// Международная научно-практическая конференция// Отв. ред. Алехина С.В.: МГППУ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность : Сегодня в России  каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутр...

Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья

Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес  для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВ...

Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные ...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...