Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук
материал по литературе на тему

Румбах Екатерина Владимировна

Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_literaturnyy_salon.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения литературного салона для 9-11 классов

Цель:

Задачи:

Место и время проведения: актовый зал школы-гимназии, пятница, 11 апреля, 16.00

Участники: ученики 9-11 классов, в том числе по 1 паре литературных героев от каждого класса, участвующей в конкурсной программе.

Ход литературного салона.

В зале собираются участники, звучит классическая вальсовая музыка, на экране демонстрируются слайды с изображением писателей, поэтов, сюжетов из литературных произведений.

В 16.00 – ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ УЧИТЕЛЬСКОГО ВАЛЬСА

Учительский вальс

ПАРЫ

Иванюк Светлана Вениаминовна – Иванюк Анатолий (11Б)

Шкутько Татьяна Владимировна – Пётр Колмогоров (11А)

Маткина Елена Александровна - Солонько Виктор Анатольевич

Хоцкая Янина Алексеевна – Воеводенко Никита (11Б)

Кандерова Ксения Андреевна – Хайруллин Владимир (11А)

Брылевская Елена Владимировна – Жигайло Кирилл (8Г)

Румбах Екатерина Владимировна – Румбах Роман (9А)

В завершении вальса:

  • ведущие остаются в центре зала, кавалеры провожают дам к своим местам,
  • на смену танцующим парам выходят участники конкурсной программы (пары) и неторопливо прогуливаются по залу, тихо переговариваясь и в нужный момент отвечая ведущим.

ЗВУЧИТ ЛЁГКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА (И.-С. БАХ, БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ)

К.: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

ЕВ:  Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал-салон – познакомиться гостями, найти друзей и единомышленников…

К: да-да, вы не ослышались, ведь литературные салоны – это особый, утончённый способ общения образованнейших людей своего времени, одна из форм интеллектуальной жизни высшего круга общества!

ЕВ: Здесь соединялись серьезные интересы с развлечением, публичная деятельность с камерной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую.

К: Литературные салоны формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на общественное мнение, здесь даже «выдавались дипломы на литературные таланты» будущим классикам!

ЕВ: а балы! атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд ....

К: Екатерина Владимировна,  давайте же знакомиться с гостями! посмотрите, сколько известных людей сегодня посетили наш бал-салон!

Подходит к паре 11Б (Александр Блок и прекрасная Дама)

К: Александр Александрович, сударыня (раскланиваются, Дама делает реверанс). Как настроение? Не прочтёте ли несколько строк из последнего?...

Александр Блок: всему своё время, мой юный друг! У нас ещё будет возможность обсудить моё творчество! (раскланиваются, расходятся)

ЕВ: Александр Блок и его Прекрасная дама - ученики 11Б класса Воеводенко Никита и Анастасия Пучкина!

К ЕВ подходит пара Гринёв и Маша

ЕВ: Марья Иванова, Пётр Андреич. Как добрались к нам из Симбирска? (раскланиваются, Дама делает реверанс).

Марья Гавриловна: Мерси, сударыня, благополучно (раскланиваются, расходятся)

К: Пётр Гринёв и Марья Ивановна - ученики 9А класса Павел Дозорцев и Дарья Преснякова

Мимо К проходят Печорин и Бэла

К: Григорий Александрович!...

Печорин: Честь имею (раскланиваются)

К: Окажите любезность, представьте меня вашей даме!

Печорин: Бэла - Кирилл Денисович!

К: Григорий Александрович Печорин и Бэла - ученики 9Б класса Шкуратов Александр и Ахмедова Ясаман!

Есенин, проходя мимо ведущих, декламирует, никого не замечая вокруг и не останавливаясь:

Ах, милый край, не тот ты стал, не тот!....

Айседора в растерянности пожимает плечами и идёт за ним.

К: Дааааа, поэт...

ЕВ: Знакомый наш - Сергей Есенин...

К: ...И Айседора Дункан - ученики 11А класса Семён Макаров и Валерия Левадная!

К. видит Онегина и Татьяну, делает приветственный жест, пара раскланивается

К: Онегин, добрый мой приятель!...

ЕВ: шёпотом на ухо К. - Ужель та самая Татьяна????

К: да, это они!

ЕВ: Евгений Онегин и Татьяна Ларина, ученики 9В класса Нурмухамбетов Аслан и Папертная Виктория!

ЕВ: Кирилл, а это что за чудо чудное, диво дивное? ...

Мимо проходят Царь Додон и Шамаханская царица

Царь: житие мое!....

К: это же Царь Додон и Шамаханская царица из "Сказки о золотом петушке"!

ЕВ: ученики 9Г класса Александр Харченко и Разият Джаватханова

К К. подходим цыганка:

- Ай, дорогой, позолоти ручку! Погадаю, всю правду расскажу!...Что было, что будет, чем сердце успокоится!...

ЕВ: И гадать не нужно! это же наши гости из поэмы А.С. Пушкина "Цыганы".

К:  Алеко и Земфира, ученики 10Б класса Султан Сертаев и Елена Кригер

Наташа бегает вокруг Пьера, теребит его, смеётся, Пьер неуклюже пытается её догнать. Бегают вокруг ведущих.

К.: стойте, стойте, господа! вы нас так совсем закружите!..

ЕВ: Пётр Кириллович, не пристало наследнику старейшего московского рода бегать, как мальчишке!

Не слушают ведущих, убегают, вовлекая всех.

К: Пьер Безухов и Наташа Ростова, ученики 10А класса Антон Карбушев и Валерия Волынкова.

Все  разбегаются по своим местам.

К: Екатерина Владимировна, я уже давненько наблюдаю за этими (жест в сторону жюри) прекрасными дамами. Какая стать! Какая мудрость во взгляде! Какое спокойствие и уверенность в жестах!

ЕВ: Конечно, Кирилл, они не могут не обращать на себя внимание! Ведь это наши почётные гостьи. Давайте поприветствуем их аплодисментами:

Светлана Филипповна Ждамирова

К: Нина Петровна Пестерева

ЕВ: Алла Михайловна Кандерова

К: Итак, господа, мы начинаем! А для вас поёт очаровательная Ксения Мальчевская!

Ксения Мальчевская

К: Знаете, Екатерина Владимировна, мне кажется, что своя история может быть не только у государства, но и у каждого человека...

ЕВ: Ты абсолютно прав! Тем более это касается литературных героев. И особенно эти истории интересны, если их расскажут они сами.

К: думаю, наши гости не откажут нам в удовольствии и поделятся своими рассказами о себе...

ЕВ: а вот и желающие!

представление пары  9А (Гринёв и Маша)

ЕВ: Кирилл, ты ведь помнишь, чем заканчивается повесть "Капитанская дочка"?

К:  Конечно! счастливые Петруша и Маша обвенчались и благополучно уехали в Симбирск!

ЕВ: И наверняка они не на одном балу танцевали весёлую и зажигательную польку!

К: кстати, я совсем недавно узнал, что полька - это вовсе не польский танец, как кажется по его названию, а чешский, а его название происходит от слова "половина", потому что основной шаг в польке - половинный!

ЕВ: но лучше всё-таки 1 раз увидеть! судари и сударыни, полька!

Полька 9А

ЕВ: Вот интересно, Айседора Дункан танцевала польку?...

К: всё возможно! А сегодня она в нашем салоне вместе со своим гениальным спутником - Сергеем Есениным!

Представление пары 11А (Есенин и Дункан)

ЕВ: Хорхе Луис Борхес, аргентинец не менее талантливый, чем Сергей Есенин, писал об этом танце, что"это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью".

К: Танго, господа!

Танго 11А

К: Ах, Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган!... – эти слова Сергей Есенин сказал об Александре Сергеевиче Пушкине…

ЕВ: И что-то подсказывает мне, что следующая история будет связана с его именем!

К: А точнее, с его героями. Кстати, по мнению литературных критиков, самая таинственная героиня в его творчестве – именно ОНА…

ЕВ: Шамаханская царица!

Представление  9Г (Царь Додон и Шамаханская царица)

Танец 9Г

ЕВ: Кирилл, какой год у нас сейчас?

К: 2014!...

ЕВ: вспомнила, год лошади!

К: а где лошади, там и цыгане!

Цыгане 10Б (Алеко и Земфира)

представление и танец

В конце танца подключается Кирилл. Несколько па.

К: (отдуваясь, обмахиваясь) Ну цыгане, ну уморили! ну просто сами ноги в пляс пускаются!

ЕВ: да уж! А потом - поминай, как звали: шлите телеграммы, пишите письма... Кочевой народ, что и говорить!

К: раз уж мы заговорили о письмах, какое самое знаменитое литературное послание?

ЕВ: конечно, письмо Татьяны к Онегину! И, к слову, написано оно было на французском языке!

К: (волнуясь) Я вижу, Онегин и Татьяна уже готовы рассказать нам свою историю, но поймём ли мы их? А вдруг они будут говорить по-французски???

ЕВ: ну, вот сейчас и узнаем!

Представление пары 9В (Онегин и Татьяна)

К: Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

ЕВ:  Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Вальс 9В

К: Екатерина Владимировна, если бы вам предложили назвать мою отличительную черту...

ЕВ: ...я бы сказала что ты очень наблюдательный!

К: но почему?????

ЕВ: потому что ты весь вечер наблюдаешь за спутницей Григория Александровича Печорина!

К: (заговорщически) Давайте скорее пригласим их на сцену, чтобы мой интерес к этой прекрасной черкешенке был не так заметен!

Представление и танец 9Б (Печорин и Бэла)

К: Из тьмы веков светлеющие лики…

Как много их, несущих явь и свет,

Как много их, прекрасных и великих,

Оставивших в душе глубокий след.

ЕВ:Их имена переживут столетья,

Их жизнь для нас – таинственный урок.

Поэтам суждено уйти в бессмертье.

Итак, знакомьтесь: Александр Блок

Представление пары 11А (Блок и прекрасная Дама)

К: фокстрот, господа!

ЕВ: чудесный парный романтический танец, отличающийся плавностью, элегантностью и в то же время невыразимой свободой…
К: совсем как стихи Александра Блока!

Фокстрот, 11А

К: (выходит на сцену со словариком, читает, запоминает) же вузем...жумапэль Кирилл...ко мансава...жё тем... жё не сэ па...

ЕВ: Кэскёсэ, Кирилл? за сценой перевод: Что случилось, Кирилл?

К: Жё вё парле франсе!  за сценой перевод: Я хочу говорить по-французски!

ЕВ: Пуркуа???за сценой перевод: Зачем???

К: Екатерина Владимировна, как вы не понимаете! Я хочу читать Толстого - в под-лин-ни-ке!

ЕВ: О чём ты, Кирилл? Толстой - русский писатель!

К: А "Война и мир"??? Из четырёх томов один-то точно написан по-французски!

ЕВ: что ж, может, ты и прав! Требьен! :) Однако любимые герои Льва Николаевича, Наташа Ростова и Пьер Безухов, всё-таки говорили на русском!...

Представление и танец пары 10А (Пьер Безухов и Наташа Ростова)

ЕВ: давайте поблагодарим аплодисментами наш пары и попросим их пройти в центр зала.

К: Друзья, наша сегодняшняя встреча объединяет в себе две любимые формы отдыха просвещенных людей - литературный салон и бал, которые были - не побоюсь этого слова - культурными феноменами ХIХ века, они собирали читателей, писателей и критиков в один “круг взаимообогащающего разговора”.

ЕВ: но и не только разговора. На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!

К: (удивлённо) вы хотите предложить нашим гостям размяться и  посоревноваться  в отбивании пластмассовых мячиков???

ЕВ: именно посоревноваться, Кирилл! потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 4 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" во всех четырёх раундах!

К: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.

  1. Маяковский - (Владимир Владимирович)
  2. Достоевский - (Фёдор Михайлович)
  3. Грибоедов - (Александр Сергеевич)
  4. Тургенев - (Иван Сергеевич)
  5. Куприн - (Александр Иванович)
  6. Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
  7. Державин - (Гавриил Романович)
  8. Ахматова - (Анна Андреевна)

ЕВ: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:

  1. Война – и мир.
  2. Герой – нашего времени.
  3. Записки – охотника.
  4. Тихий – Дон.
  5. Сказка о попе – и работнике его Балде.
  6. Бедная – Лиза.
  7. Слово – о полку Игореве.
  8. Мастер – и Маргарита.

К: третий раунд – «Пофамильярничаем!». Вспоминаем фамилии литературных героев!

  1. Григорий Александрович - (Печорин)
  2. Евгений Васильевич – (Базаров)
  3. Пётр Кириллович – (Безухов)
  4. Родион Романович – (Раскольников)
  5. Александр Андреич – (Чацкий)
  6. Иван Александрович – (Хлестаков)
  7. Павел Петрович – (Кирсанов)
  8. Пётр Андреевич – (Гринёв)

ЕВ: итак, мы добрались до финала! «Недосказанности». Закончите цитаты, которые стали афоризмами.

  1. Все счастливые семьи счастливы одинаково – (каждая несчастливая семья несчастлива по-своему).
  2. Природа не храм, а – (мастерская, а человек в ней работник).
  3. Ах, Боже мой, что станет говорить – (княгиня Марья Алексевна!)
  4. А вы друзья, как ни садитесь – (всё в музыканты не годитесь).
  5. Рождённый ползать – (летать не может).
  6. Да, были люди в наше время – (не то, что нынешнее племя...).
  7. Он уважать себя заставил – (и лучше выдумать не мог)
  8. К нам едет – (ревизор).

К: наши Дамы Почётного легиона подводят итоги, а мы продолжаем!

ЕВ: дорогие друзья, в литературных салонах обычно демонстрировали свои таланты начинающие поэты и писатели. Причём делали они это по-разному...

К: кто-то приходил с уже готовым произведением, кто-то выдавал экспромт, а кто-то блестяще импровизировал на заданную тему.

ЕВ: Кто знает, возможно, среди вас – нераскрытые таланты, поэтому мы предлагаем нашим участникам подобие литературной импровизации на заданную тему: перед вами листы, на которых написаны первая и последняя строчка вашего будущего литературного шедевра, они абсолютно не связанны между собой тематически...

К:..но обе строки являются известными цитатами, афоризмами или строками из песен!

ЕВ:  Ваша задача – дописать 3-4 предложения так, чтобы они оказались вполне логичными!

Участники выбирают задания, зачитывают:

  • Все мы немножко лошади....

Вот так я сделался собакой.

  • В России две беды – дураки и дороги.

Все дороги ведут в Рим.

  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром...

Мой дядя самых честных правил!

  • Месть – это блюдо, которое подают холодным.

Аппетит приходит во время еды.

  • Коня! Коня! Полцарства за коня!

Я буду долго гнать велосипед.

  • Карету мне! Карету!

Да только воз и ныне там.

  • Я тебя никогда не забуду.

Лучше поздно, чем никогда.

  • Каждая кухарка должна научиться управлять государством!

Командовать парадом буду я!

Для выполнения этого непростого задания вы можете пригласить по одному помощнику из числа гостей.

ЕВ: и пока наши начинающие таланты готовятся к своему литературному дебюту. Мы приглашаем всех зрителей принять участие в увлекательной игре!

        Вы знаете, что достаточно просто вспомнить продолжение стихотворения по первой строчке (конечно, при условии, что ты его знаешь). А легко ли воссоздать первую строчку, по второй? Попробуем? Зрителей, правильно ответивших на вопрос, я попрошу, как лучших знатоков поэзии, выходить в центр зала, к сцене. Вы будете получать фанты!

  1. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым (не жалею, не зову, не плачу).
  2. «Ин вино веритас!» кричат (И пьяницы с глазами кроликов).
  3. В тумане моря голубом (Белеет парус одинокий).
  4. В моей душе угасла не совсем (Я вас любил, любовь ещё, быть может).
  5. Жив и я, привет тебе, привет (Ты жива ещё, моя старушка).
  6. Что я могу ещё сказать? (Я к вам пишу.Чего же боле?)
  7. Пал оклеветанный молвой (Погиб поэт, невольник чести).
  8. Принакрылась снегом, словно серебром (белая берёза под моим окном).
  9. Добрым молодцам урок (сказка – ложь, да в ей намёк).
  10. Спят во мгле ночной (Горные вершины).
  11. Пальцы в рот и весёлый свист (Мне осталась одна забава).
  12. В минуту душевной невзгоды (И скучно, и грустно, и некому руку подать).
  13. Голубка дряхлая моя (Подруга дней моих суровых).
  14. Сюда пришёл, благодарю (Ты слушать исповедь мою).
  15. Как я стоял, приблизившись к стене (Вы помните, вы всё, конечно, помните).
  16. Пряли поздно вечерком (Три девицы под окном).
  17. В ту страну, где тишь и благодать (Мы теперь уходим понемногу).
  18. Передо мной явилась ты (Я помню чудное мгновенье).
  19. На груди утёса великана (Ночевала тучка золотая).
  20. Когда твоё лицо в простой оправе передо мой сияло на столе (О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле).
  21. Вихри снежные крутя (буря мглою небо кроет).
  22. По Бессарабии кочуют (Цыганы шумною толпой).
  23. Берёзовым весёлым языком (Отговорила роща золотая).
  24. Вскормлённый в неволе орёл молодой, мой грустный товарищ... (Сижу за решёткой в темнице сырой)

Аплодисменты  лучшим знатокам поэзии!

ЕВ: -  Друзья, вы получили фанты. Открою секрет – это части картин.

К: - Живые картины были одним из излюбленных развлечений как на балах так и в салонах! Соедините, пожалуйста, части картин. И чрез минуту  изобразите вашу картину! А зрители должны будут назвать название и автора этих картин.

(«Бурлаки на Волге», «Казаки пишут письмо турецкому султану», «Утро в сосновом бору»).

Вручение призов.

К: надеюсь, наши юные дарования успели основательно подготовиться к последнему выступлению!

Выступление пар.

ЕВ: Что ж, у вас всё впереди, а сегодня  наш литературный салон  посетили и профессиональные поэты. Встречайте  – Александр Патритеев.

Александр Паритеев.

СРАЗУ ЖЕ – КСЕНИЯ МАЛЬЧЕВСКАЯ

К: и для заключительного слова мы приглашаем наших мудрейших дам!

Слово членам жюри, награждение.

ЕВ: До свидания,  дорогие друзья!

К: До новых встреч в наших литературных салонах и на балах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положения к проведению Недели гуманитарных наук

Представлены положения к проведению основных мероприятий Недели...

КВН по русскому языку в рамках "Недели гуманитарных наук"

Сценарий внеклассного мероприятия "КВН Страна русского языка"....

План проведения методической недели гуманитарных наук

План проведения методической недели гуманитарных наук...

Урок науки в 3 классе в рамках проведения "Недели науки в России в 2017 году"

Знакомство учащихся 3 класса с начальными представлениями о строении вещества....

Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели гуманитарных предметов «Все профессии важны» для обучающихся 6-х классов

Цель: расширить представления о разнообразии мира профессий, развить познавательный интерес обучающихся к выбору своей будущей деятельности.Задачи:- создать условия для формирования представлений о ра...

Внеклассное мероприятие в рамках проведения недели гуманитарных предметов «Все профессии важны»

Цель: расширить представления о разнообразии мира профессий, развить познавательный интерес обучающихся к выбору своей будущей деятельности.Задачи:- создать условия для формирования представлений о ра...