Сценарий игрового занятия с элементами тренинга в рамках проведения Недели толерантности "Ты и я - мы разные, ты и я - мы классные!"
методическая разработка (5 класс) по теме

Агапова Лилия Николаевна

Методическая разработка педагога-организатора Агаповой Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«СТАРТ+»

                                                                                                 

 

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

в рамках проведения Недели толерантности

«Ты и я – мы разные, ты и я – мы классные!»

Время проведения:

17 ноября 2015 года в 10.00

Место проведения:

Ивановская ул., д.11

ГБДОУ ДОД ЦТТ «Старт+»

холл второго этажа.

Составитель:

педагог-организатор

ЦТТ «Старт+»

Агапова Л.Н.

Кол-во стр.: 8

Санкт – Петербург

2015 год

Игровое занятие проводится на основании годового учебного плана ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» на 2015-2016 учебный год.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Аудио аппаратура (включая микрофоны)
  2. 25-40 посадочных мест
  3. Материалы и реквизит к программе
  4. Мультимедийный экран

  1. Целевая аудитория:

Воспитанники  центра технического творчества «Старт +»

Сценарный ход: перед началом мероприятия проходит акция «Обмен качествами». Работает пункт обмена качеств (плохие качества меняются  на хорошие).

звучит торжественная музыка. На сцену выходит ведущая.

Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем центре День толерантности. И я хочу у вас узнать, кто же такой по-вашему толерантный человек?

Давайте подумаем, как можно определить толерантного человека. А сделаем это в форме игры «Пантомима». Сейчас я прошу подойти ко мне 3 человека, выбрать любую полоску, на обратной стороне которой написано задание. Задача каждой группы — пантомимически изобразить (т.е. без слов, одними движениями и мимикой) свое определение таким образом, чтобы остальные ребята догадались, о чем идет речь. Время на подготовку — 3 минуты.
Показать: сострадание (помочь инвалиду с палочкой или незрячему перейти дорогу),  , терпимость (один человек топает ногами, кричит, другой его успокаивает), признание людей других наций, культуры, взглядов, других вероисповеданий (один молится или медитирует, другой смотрит, затем пожимает руки друг другу)

Для вас небольшая викторина (показ презентации):

  1. Главные качества толерантного человека (найдите лишнее): сострадание, доброта, общительность, терпимость.

  1. Назовите русский мультфильм, в котором главный герой был по – настоящему толерантным? (Мультфильмы: Барбоскины, Монстры хай, приключения кота Леопольда, утиные истории)

В чем проявлялась толерантность главного героя? Какими были другие два героя этого мультика. В чем проявлялось их интолерантность.

  1. Какой из этих знаков является обозначением толерантности? Почему?

  1. Выберите из представленных основные черты толерантного общения. 

Уважение к собеседнику, отстаивание собственного мнения, готовность признать правоту другого, умение высказываться тактично.

  1. Понятие толерантность существует во многих странах. Определите, какому языку соответствует данное определение толерантности.  

Это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» (АНГЛИЙСКИЙ)

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов» (ФРАНЦУЗСКИЙ)

В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» (КИТАЙСКИЙ)

В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим» (АРАБСКИЙ).

Составьте фразы мудрых людей из слов.

  1. «Основа всякой мудрости – терпение».

(Платон)

  1. «Никто не станет мудрым, не будучи терпимым» (античный афоризм);  

  1. «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

(Конфуций)

  1. «Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства».

(Г. Винклер)

Просмотр пантомим

Б) Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

Как вы понимаете, мы все с вами совершенно разные. Скажите, чем же мы отличаемся друг от друга?

Конечно, всегда есть то, что объединяет всех вас -школа, какие-то общие увлечения… А есть ли у вас какое-то свое интересное хобби?

Одинаковых людей не бывает.  Как вы думаете, нам будет интересно общаться с людьми, которые абсолютно такие же, как мы и совершенно ничем от нас не отличаются?

Значит нам интересно общаться друг с другом потому, что мы видим в другом человеке то, чего нет в нас самих, и возможно находим в нем то, чего  не хватает нам.

А теперь мне нужны 4 человека.

Назовите какую-либо хорошую свою черту характера или какую-либо свою особенность, которая может быть полезна для другого человека.

Таким образом, можно сделать вывод - в каждом из нас есть что-то полезное для других, то, чем мы можем поделиться, подать хороший пример другому человеку или чему-то его научить. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждый человек уникален. Каждый по- своему мыслит, оценивает, анализирует, чувствует.

А выражают чувства и эмоции люди тоже по-разному. По кому-то сразу можно определить, что он думает, что чувствует, а в другом человеке можно и ошибиться.

Было ли у вас так, что вы неудачно пошутили или человек просто неправильно вас понял, обиделся, а вы этого сразу и не заметили?  Или человек вам что-то сказал спокойно, а вам показалось, что он сказал это высокомерно или хвастаясь?

Чтобы лучше понимать других людей, нужно уметь видеть и правильно определять их эмоции, настроение, отношение к ситуации.

Давайте сейчас проверим, как вы умеете определять чужие эмоции.

Итак, приглашаю на сцену 6 участников.

Ведущая раздает карточки со словами: грусно, восторженно, подозрительно, упрекая, завидуя, по-доброму, с интересом, высокомерно (приказывая),  с обидой, растроенно, удивленно.

Вам нужно розыграть диалог, вы спрашиваете «Расскажите про покупки», вы отвечаете «Про какие про покупки», ваш ответ «Про покупки, про покупки, про покупочки твои».

Участники разыгрывают диалог. На экране пример текста диалога.

А теперь давайте определим, с какими эмоциями говорили наши участники.

Часто мы делаем выводы о людях, которых совсем не знаем, оценивая только их внешние данные. Таким образом, складываются стереотипы, что этот человек образованный, а этот нет, этот творческий и талантливый, а этот совсем другой, этот человек – певец, а этот – учитель. Мы утверждаем, и всегда уверены в своей правоте, но не стоит сделать поспешных выводов. И сейчас мы в этом убедимся!

Угадайте, кто перед вами. Внимание на экран.

Дети угадывают.

Ребята, часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)? Оказывается, по внешности, также как и по настроению, эмоциям человека нельзя судить и делать поспешные выводы о характере человека. Всегда помните, доброго и умного человека нельзя определить только по внешним качествам!

Итак, а теперь хочу вам предложить отправиться в театр пантомимы. И наш сегодняшний спектакль «Сказочка о счастье».

Но где же актеры? Предлагаю вам исполнить роли. Прошу выйти четыре человека . Итак, вам нужно без слов обыграть сказку.

Ведущая раздает роли, читает текст, дети обыгрывают мимикой и жестами. Дети одевают элементы костюмов - корону, бороду, шляпу, накидку, платок.

Стихотворение И.Токмаковой «Сказочка о счастье»


На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он.
И порой Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
"Нельзя так жить!" -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порущить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
-О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду. С
казал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу, покорнейший: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха. -
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось.
Жара Сменяется ненастьем.
Король торопит: -В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету,
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго Сказал:
«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожи найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна
И осветила путь она,
Нелегкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Как вы считаете, почему король не захотел помогать  людям?

(потому что ставил себя выше обычных людей)

 Как вы думаете, нашел бы король свое счастье, если бы решил помочь обычным людям?

Какова мораль этой сказки? (нужно делать добро, и не смотреть на людей «с высока»)

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

Психологи выяснили, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышления.  Будьте толерантными, и вам легче будет общаться друг с другом, и заниматься каким-то общим делом!

Все эти качества присущи человеку: терпеливый, оптимистичный, любезный, естественный, расчетливый, аккуратный в отношениях с другими, ненавязчивый, тактичный, нежный, общительный, сочувственный, тактичный, мягкий (мягкий знак)

Давайте попробуем составить слово, сложив первые буквы этих слов.

Посмотрите внимательно и скажите, какое слово здесь зашифровано? (Толерантность).

И на последок, хочу сказать:  улыбайтесь друг другу, и помните, чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

В завершении нашей программы хочу сказать, сколько было сдано отрицательных качеств, и приобретено положительных.

Подводятся итоги акции.

В заключение хочу прочитать слова писателя Михаила  Михайловича Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Одним словом , если вы будете толерантной личностью, у вас и друзей в школе будет больше, и  ваш коллектив будет сильным, дружным и сплоченным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для старшеклассников в форме игрового занятие с элементами профориентации «Из лимона – лимонад!»

Цель: творческое самораскрытие учеников  и повышение их компетентности в области социальной адаптацииЗадачи:Расширить  представления учащихся об  основные личностные смыслы той или иной...

Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук

Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов...

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса "Мы разные, но мы вместе"

В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне....

Сценарий проведения заключительного концерта в рамках проведения недели иностранного языка в МАОУ Домодедовская СОШ № 10.

усилить мотивацию к изучению иностранных языков, способствовать практическому владению речевой деятельностью,увеличивать активный языковой запас учащихся,стимулировать в целом их интеллектуальную...

Занятие с элементами тренинга в рамках подготовки к ЕГЭ

Представлены материалы мастер-класса для педагогов-психологов...

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...