Современные средства и источники формирования информационных учебных умений в курсе русского языка и литературы
статья по литературе (9 класс) на тему

Долбина Лия Багдатовна

В работе говорится о том, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Б. Долбина

 МБОУ «Гимназия»

 ст. Каневская

Современные средства и источники формирования информационных учебных умений в курсе русского языка и литературы

Современное образовательное пространство значительно расширилось за счет возможностей использования современных средств и источников в системе преподавания филологических дисциплин.

Вместе с традиционно используемыми в школьном образовании методическими комплексами, включающими учебную и методическую литературу по предмету, словари, тексты художественных произведений, литературоведческую, критическую, мемуарную и иную литературу, в последнее время активно применяются информационные технологии обучения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. Используя разные виды информационных носителей, мы, учителя-словесники, четко можем определять, что в первую очередь нам необходимо для работы при подготовке к уроку и организации материала, с чем ученики могут или должны познакомиться самостоятельно, что адресовано конкретному учащемуся.

Информационные технологии обладают высоком потенциалом в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, в развитии их творческих способностей.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. По статистическим данным, большинство учащихся запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Информационные технологии можно использовать в различных видах учебной деятельности:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  

2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) в самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

На уроках русского языка большую роль сыграли электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий" в 5-9 классах, это особенно проявилось при изучении тем: «Орфография. Морфология», «Лексика», «Фонетика», «Словообразование», «Синтаксис». Компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.

На методическом объединении учителей русского языка и литературы мы пришли к решению, что целесообразно при подготовке к урокам применять «программу-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (8-11 класс); справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России. Из перечисленных источников особой популярностью среди моих коллег пользуются дифференцированные задания, диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников.

Считаю, что интерактивные тренажеры позволяют проверить знания по отдельным частям урока, уроку целиком, теме или всему курсу. Хотелось бы выделить проверочные задания с интерактивными подсказками, которые выявляют пробелы в знаниях и стимулируют к более глубокому его изучению.

При подготовке учащихся к ГИА  мы обращались к Программе "1С: Репетитор", содержащей теоретический материал по орфографии и пунктуации, тестовые задания по всем разделам русского языка. При правильном ответе на задание появляется окно со словами одобрения, при неверном ответе выделяется ошибка и предлагается подумать еще. При завершении работы указывается, сколько процентов правильных ответов. Возможна работа над ошибками. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Программа содержит также сведения об ученых-лингвистах. Этот материал больше интересует учащихся старшего звена при подготовке сообщений, рефератов, проектов. Таким образом, формируются лингвистические компетенции.

Среди учащихся младшего и среднего звена особой популярностью пользуются  кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, тесты.  Их использование развивает  интерес к уроку, воспитывает любовь к родному языку, к литературе.

Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации. Так, видеоматериалы использую при изучении творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.В.Маяковского, А.А.Блока.

Учителя-словесники нашего общеобразовательного учреждения обращаются к электронной хрестоматии «Русская поэзия XVIII - XX веков», к урокам литературы Кирилла и Мефодия. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы, актуальные статистические данные по странам мира и регионам России, иллюстративные исторические хроники.

Пособие знакомит пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно - орфографической работе. Кроме толкования лексического значения слова энциклопедия предоставляет еще и красочные иллюстрации.

С помощью фонотеки, содержащейся в различных пособиях, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Так, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» говорится: «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожцев». Многие учащиеся никогда не видели описываемого музыкального инструмента и не слышали его.

На уроках литературы при изучении биографии писателей и поэтов большое значение имеют презентации. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Такие материалы мною подготовлены по сказу П. П. Бажова «Медной горы хозяйка», былине  «Вольга и Микула Селянинович», по басням И.А.Крылова. Они могут быть использованы и при закреплении понятия «жанр», «сюжет», «мораль».

Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу о том, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество автора

Долбина Лия Багдатовна

Место работы и должность

МБОУ «Гимназия», учитель русского языка и литературы

Ученая степень, ученое звание, почетное звание

-

Название статьи

Современные средства и источники формирования информационных учебных умений в курсе русского языка и литературы

Контактная информация (домашний адрес, телефоны, электронная почта)

Краснодарский край, ст. Каневская, ул. Северная, 73 «А».

телефон 89288448024, 826478980

dolbina75@mail.ru   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Свободное владение родным русским  языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни  в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является со...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Доклад с презентацией "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы....

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В настоящее время понятие «компетентность» прочно вошло в педагогику и методику обучения. Стандарты как общего, так и профессионального образования всех уровней построены на компетентностн...