Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Данная программа разработана к учебнику литературы О. М.Хреновой и М.А. Снежинской с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

О художествен-ной литературе и чтении

1

Урок усвоения новых знаний

Специфика  художественной  ли-тературы как искусства слова. Создание особого мира с помо-щью устного и письменного слова.

Познакомить уч-ся с содержанием и структурой учебного предмета. Обратить внимание учащихся на особенности художественной ли-тературы как искусства слова.

Конспект статьи

учебника.

Стр.6   в.6

2 - 3.

По страницам любимых произведений

2

Урок развития речи

Выявить читательские предпоч-тения учащихся.

Уметь составлять рассказ о прочитан-ной книге по плану, пересказывать эпизод.

Рассказ.

4.

Мифы. Мифы Древнего Египта

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Миф как форма познания и эстетического освоения окружа-ющего мира. Мифы разных вре-мён и народов. Классификация мифов.

Раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»; показать активное влияние мифов на культуру человечества; познако-мить с различными сборниками по мифологии. Указать на время и причины возникновения мифов.

Статья учебника, Теория литературы

С.8 конспект,

С.9-13 в.1,2

5.

Мифы Древней Греции

1

Урок

 усвоения новых

знаний

Миф как форма познания и эстетического освоения окружа-ющего мира. Мифы разных времён и народов.

Дать представление о мифе, его природе; познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приот-крыть глубину идей и красоту образов древней мифологии. Создание картины мифа, указание на детали, придающих достоверность мифам.

Работа по содержанию мифов.

6 – 7.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

2

Урок развития речи

Миф как форма познания и эстетического освоения окружа-ющего мира.

Активизировать знания учащихся, побудить их к углубленному чте-нию, развивать творческие спо-собности. Дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, рас-крыть многозначность этого понятия

Беседа о прочи-танном, пересказ, решение проблемной ситуации.

Викторина

8-9.

Гомеровский эпос

2

Урок усвоения новых знаний

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея».

Познакомить учащихся с образом Гомера; рассказать о предыстории его великих произведений. Дать ученикам почувствовать неповто-римость, богатство и красоту поэмы.

Беседа по вопро-сам, комментиро-ванное чтение.

Продолжить знакомство с гомеровским эпосом самостоятель-но.

10.

Мифы Древних Славян

1

Урок усвоения новых знаний

Миф как форма познания и эстетического освоения окружа-ющего мира.

Показать тесную связь человека с миром природы, зависимость от неё; показать образность, поэтичность славянской мифоло-гии. Развивать навыки анализа текста.

Беседа по вопросам; словарная работа

С.48 в.3

11 -13.

Устное народное творчество.

Сказки.

3

Урок усовения новых знаний.

Сказка как вид народной прозы. Отличие сказки от мифа. Виды сказок. Сказители.

Вызвать интерес к народным сказ-кам, раскрыть их мудрость и красоту, их глубокий и поучитель-ный смысл; дать представление о сказочной обрядности, языке. Близость русских сказок со сказка-ми разных народов.

Беседа по вопросам, словарная работа.

Связь сказки с жизнью

С.58-64 конспект, вопросы, рисунки

14.

«Белая уточка». Русская народная сказка

1

Урок усвоения новых знаний

Виды народных сказок. Элемен-ты волшебной сказки.

Столкновение добра и зла в сказ-ке. Победа светлого начала жизни. Сюжет сказки. Герои, их характеры и поступки. Образный язык и песенный склад  повествования.

Беседа по вопро-сам, сравнитель-ная характеристи-ка героев.

15

«Бой на Калиновом мосту». Русская народная сказка

1

Урок  усвоения новых знаний

Виды народных сказок. Элементы композиции сказки.

Раскрыть патриотический  и гума-нистический пафос сказки, при-влечь внимание к языку; подготовить учащихся к рассказы-ванию сказки. Вспомнить зачин и концовку сказки, выделить центральные события.Поступки и взаимоотношения героев.

Сравнительная характеристика героев.

Рисунки, инд сообщения

16.

Сказка о царевне-лягушке. Русская народная сказка

1

Урок  усвоения новых знаний.

Виды народных сказок

Герои и нравственная идея сказки о царевне-лягушке. Уметь пересказывать интересные собы-тия сказки, сохраняя особенности сказочного повествования.

Выставка поделок

к сказке.

17-18

ВН.чт. (+ РР) Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке

2

Урок усвоения новых знаний

Виды народных сказок

Герои и нравственная идея сказки. Уметь пересказывать интересные события сказки, сохраняя особенности сказочного повествования.

Описание картины А.Васнецова

(+ изложение)

19

О легенде и придании

1

Урок усвоения новых знаний

Жанры устного народного тьворчества

Познакомить с новым жанром устного народного творчества, указать отличия от мифов и сказок.

Ответить на вопрос: «В чём заключается непреходящее значение  легенд и приданий?»

Конспект статьи, словарная работа

С.74, в.2.3

20-21

«Золотые зёрна» народной мудрости.

Загадки

2

Урок усвоения новых знаний

Малые жанры фольклора.

Знакомство с происхождением и природой загадок. Тематика и ху-дожественные особенности зага-док. Отражение в них чувств народа, его поэтического восприя-тия мира.

Статья о загадках,

словарная работа

С.78 в.4, приду-мать загадки

22-24

Пословицы и поговорки

3

Урок усвоения новых знаний

Малые жанры фольклора.

Раскрыть мудрость, поучительный смысл, совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. Пословицы и поговор-ки как «историческая память наро-да».

Словарная работа, беседа по вопросам.

Сочинение по пословице.

25-27

«Петрушка Уксусов»

3

Урок усвоения новых знаний

Продолжить знакомство с произ-ведениями устного народного творчества. Народный кукольный театр.

Дать представление о произведе-ниях, предназначенных для поста-новки в театре. Ввести понятие – драматическое произведение, или пьеса. Дать определение комедии. Дать представление о русских скоморохах, о комедии с Петрушкой.

Словарная работа, беседа по вопросам. Чтение по ролям.

С.58-59,, с.69 в.7

28-29

Вн.чт. Устное творчество народов мира

2

Урок-знакомство

Познакомиться с устным творчеством народов мира

Работая со сказками, пословицами и поговорками народов мира отметить сходство тем, сюжетов идейную близость с русскими сказками, пословицами и поговорками.

Пересказ эпизода сказки, работа с рисунками, сборники пословиц, составленные учащимися.

30-31

Устное на-родное твор-чество. Заключительные уроки.

2

Уроки повторения и закрепления знаний

Повторить основные теорети-ческие сведения о произведениях устного народного творчества. Выступления учащихся: конкурс рисунков, художественный пересказ сказки, инсценировки и игра в волшебные предметы.

32

Писатели-сказочники

1

Урок усвоения новых знаний

Сказки в жизни поэта.

Подготовить уч-ся к восприятию клас.лит-ры 19 в., показать её непреходящую ценность и значение для соврем.читателя. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения).Показать влияние народ.тв-ва на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки.

Инд. сообщения

33-36

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

           ?

3

Урок усвоения новых знаний

Народная сказка в творчестве А.С.Пушкина

Работа над содержением сказки («Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной»).Основные образы сказки А.С.Пушкина. Сравнительная характерис-тика мачехи и царевны. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Т/Л: сравнение

Словарная рабо-та, беседа по во-просам, пересказ эпизода, чтение отрывка наизусть, индивидуальные сообщения, рисунки.

С.115-117, с.136-137 вопросы.

37-40

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Нравственная красота героев

5

Урок усвоения новых знаний

Связь поэмы с устным народным творчеством.

Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, враги. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме.Яркость красок сказочных описаний. Т/Л: поэма.

Отработка навыка выразительного чтения.

Т/Л:стихотворная речь, стихотворный размер, рифма

С.155 конспект

41-46

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

5

Урок усвоения новых знаний

Великий сказочник, мастер изумлять людей полётом воображения.

Краткий рассказ о писателе. Прославление внешней и внутренней красоты героев сказки. Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Кай и Герда: что их связывает и в чём они противостоят друг другу. Поиски Кая: «В какой длинный путь она отправилась ради него…» Помощники Герды. Мужественное сердце Герды: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать!» Снежная королева и Герда – проти-вопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

РР В чём сила Герды? Т/Л: развитие понятия о литературной сказке.

Беседа по вопросам, сравнительная характеристика героев, пересказ эпизода, рисунки

С.159-163, с.197 вопросы, инд.сообщения

47

Х.К.Андерсен «Истинная правда»

1

Урок усвоения новых знаний

Иносказание как способ усиления комического эффекта.

Чтение и пересказ сказки. Смешное в сказке.

Беседа по вопросам

С.202 вопросы

48-49

Вн.чт.     Х.К. Андерсен «Соловей» и другие сказки

2

Урок усвоения новых знаний

Сила искусства в сказке.

Беседа по вопросам, рисунки, пересказ

50

РР Подготовка к сочинению по сказке Андерсена

1

Уроки проверки знаний

1) Моя любимая сказка Андерсена.

2) Добро и зло в сказках Андерсена.

3) В чем сила Герды? (по сказке «Снежная королева»)

51-54

Сказки о гонимой подчерице.

«Золушка» Ш.Перро и Е.Шварца

4

Урок усвоения новых знаний

Писатель-сказочник, сказочник-драматург.

Выразительное чтение сказки Ш.Перро и пьесы Е.Шварца. Т/Л: о пьесе и театре

Особенности театральной постановки

С.172-174,

55-57

П.П.Бажов «Каменный цветок»

2

Урок усвоения новых знаний

Волшебный мир уральских сказов.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало лит-ой деятельности). Путь писателя к сказу. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Судьба настоящего мастера в сказе. Особенности языка сказа. Т/Л: сказ.

Слов.работа, беседа по вопросам, рисунки, пересказ

С.230 в.2,3,6. инд.сообщения

58-59

Вн.чт. П.П.Бажов

«Горный мас-тер», «Хрупкая веточка».

2

Урок усвоения новых знаний

Волшебный мир уральских сказов.

Проследить за тем, какую роль сыграла Хозяйка Медной горы в судьбе героев трилогии? Почему именно им она открыла свои богатства?

Т/Л: трилогия

Беседа по вопросам, рисунки, пересказ

С.230, вопросы

60-63

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

4

Урок усвоения новых знаний

Драматическая сказка

С.Я.Маршак – поэт, переводчик, сказочник

(краткий рассказ о писателе). Положительные и отрицательные герои сказки, Победа добра над злом – традиция рус.народ.сказок. Худож-е особенности пьесы-сказки. Т/Л: пьеса-сказка.

Беседа по вопро-сам, чтение по ро-лям, инсцениров-ка.

64

БАСНЯ

1

Урок усвоения новых знаний

Басня как литературный жанр.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен) – обзорная лекция. Расцвет русской басни в начале века (С.Михалков «Слон-живописец). Отличие басни от других литературных произведений.

конспект

С.235, инд.сообщения

65-69

И.А.Крылов. Басни

5

Урок усвоения новых знаний

Басня как литературный жанр.

Знакомство с биографией И.А.Крылова. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Жанровые признаки басни. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, небла-годарности, хитрости и др. Рассказ и мораль в басне. Выразительное чтение басен. Т/Л: басня; аллегория.

Конспект, беседа по вопросам, чтение наизусть, инд.сообщения

С.237-242, в.3,4

70-71

РР Итоговый урок по басням И.А.Крылова

2

Урок повторе-ния и закрепле-ния изученного

Басня как литературный жанр.

Цель – заинтересовать учеников жанром басни, развивать навыки выраз.чтения. Творческая работа: сочини басню.

Чтение наизусть, инсценировки,

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

4

Урок усвоения новых знаний

Поэтический памятник героизму русского народа.

Начало пути:биография и творчество поэта. Выразительное чтение стихотворения. Как построено стихотворение? Образы рассказчика и простых солдат. Изображение Бородинского сражения. Т/Л: тема, идея произведения; эпитет, сравнение – изобразительные средства языка.

Конспект, чтение наизусть, словар-ная работа.

С.2(2ч.), с.10-12

РР   М.Ю.Лермонтов «Бородино»

1

Урок проверки знаний

Письменная работа по стихотворению:

(1.Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова; 2. Каким вы представляете рассказчика?)

И.С.Тургенев «Муму»

5

Урок усвоения новых знаний

Всё написанное «дано жизнью»

Детство писателя, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». «Забубенный человек»-рассказ о главном герое. Быт и нравы в барской усадьбе. Любовь Герасима к Татьяне и драматическая развязка этой любви. При-вязанность Герасима к Муму. Герасим и барская челядь. Трагедия главного героя. Роль лирических картин-описаний в рассказе.

Словарная рабо-та, пересказ, рисунки, характе-ристика героев.

С.50 вопросы

РР Устное сочинение

1

Урок проверки знаний

1) Как изменила Герасима гибель Муму?

2) Что ценит и что осуждает в человеке И. С.Тургенев. Композиция устного выступления.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

4

Урок усвоения новых знаний

Исторические события в произведениях русской литературы.

Дать общее представление о жизни писателя, обучать анализу эпического произве-дения, продолжить работу с литературоведческими терминами. Из истории рас-сказа. Жилин и Костылин: разные судьбы. Уметь отбирать материал из текста для работы над темой; развивать навык сопо-ставительной хар-ки героев. РР Дружба русского офицера с горской девочкой (рассказ по плану). Т/Л: сюжет, герои произведения.

Беседа по вопро-сам, характерис-тика героев; отбор событий, позволяющих сопоставлать поведение героев

С.82-83 вопросы.

В.М.Гаршин «Сигнал»

2

Урок усвоения новых знаний

Рассказ о том, что зло не только вокруг человека, но и внутри. Не уничтожив зла в себе, невозмож-но бороться с ним в других.

Жизнь и литературная деятельность писателя. Знакомство с событиями рассказа. Характеры и поступки героев рассказа. Отношение автора к миру и людям в рассказе «Сигнал». Т/Л: сюжет, кульминация, развязка.

Аналитическая беседа по содержанию рассказа,

С.99 вопросы, инд.сообщения

Из литературы ХХ века. Л.Н.Андреев «Кусака»

2

Урок усвоения новых знаний

Проблема истинной доброты в рассказе.

Увлеченность и широта устремлений писателя. Знакомство с сюжетом рассказа. Герои рассказа: их характеры и поступки. Отношение людей к животным. Т/Л: рассказ, конфликт.

РР Запись в читательский дневник.

Деление рассказа на части и подбор заголовков, беседа по вопросам.

С.111-112 в.2,7

А.И.Куприн «Белый пудель»

5

Урок усвоения новых знаний

Разговор о человеческих отно-шениях, о вечных истинах: что есть добро, что зло, нравствен-ное и социальное.

Жизненный путь писателя. Отработка навыка краткого пересказа сюжета. Уметь находить завязку, кульминацию рассказа. Суть конфликта. Нравственные вопросы в рассказе. Восприятие природы героями рассказа.

Словарная рабо-та, беседа по вопросам, срав-нительная харак-теристика героев;

письменная работа

С.151 в.2,3

Лирика А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, К.Д.Бальмонта, Н.И.Раленкова

3

Урок усвоения новых знаний

Поэзия природы.

Биография и творчество поэтов. Выразительное чтение стихотворений. Образ природы в лирике поэтов.  Отработка навыка анализа стихотворного произведения.

Чтение наизусть

С.153-165

К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона»

4

Урок усвоения новых знаний

Красота и поэтичность описаний природы; умение видеть прекрасное в обыкновенном.

К.Г.Паустовский – певец Мещёры. Чем привлекательны очерки К.Паустовского? Как достигает писатель выразительности, точности, красоты описаний природы? Т/Л: очерк

Особенности жанра, беседа по вопросам,рисунки

С.183 вопросы,

Е.И.Носов . Рассказы

2

Урок усвоения новых знаний

Бережное отношение к природе.

Биография и творческий путь писателя. Жизнь природы, «братьев наших меньших» - основная тема творчества Е.Носова.Что значит быть Человеком, по мнению писателя.

Пересказ, собственные наблюдения за животными

С.187,190 вопросы

«Призвал нас к бою воинский закон…» (стихи о ВОВ)

2

Урок усвоения новых знаний

Живая память о войне.

Выразительное чтение стихотворений К.Симонова, А.Суркова, О.Берггольц, М.Джалиля, С.Орлова, Р.Гамзатова. Как изображена война в стихотворениях поэтов?

Анализ стихотво-рений, чтение наизусть, рисунки

С.191-203

В.М.Шукшин «Жатва»

1

Урок усвоения новых знаний

Живая память о войне.

Воспоминания писателя о детстве и войне. Герои рассказа, их характеры и поступки.

Беседа по вопросам

С.210

Ю.П.Казаков «Тихое утро»

1

Урок усвоения новых знаний

Тема детства, родной природы; проблема ответственности человека за всех живущих ря-дом с ним людей и «братьев на-их меньших»

Путь писателя в литературу. Знакомство с содержанием рассказа. Герои рассказа: их поступки и характеры. Использование языковых средств выразительности для создания ярких образов природы. Связь человека и природы.

Характеристика героев и их поступков

С.225 вопросы

В.А.Солоухин «Мститель»

1

Урок усвоения новых знаний

Тема детства, родной природы; проблема ответственности человека за всех живущих ря-дом с ним людей и «братьев на-их меньших»

Рассказ о писателе. Отработка навыка пересказа сюжета, понравившегося эпизода. Мир детства в рассказе.

Характеристика героев и их поступков

С.233


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...