Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_lit.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2014г.

«        »  сентября    2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «литература»

для учащихся 5 класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка


2. Пояснительная записка.

 Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа)  в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и обязательного минимума содержания учебных программ.

Программа предназначена для обучающихся  5 класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района

На обучение литературе в 5  классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        70 часов (2 часа в неделю).

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

 Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение,  сотрудничество.

В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- такие теоретико-литературные понятия, как писатель и автор, автор и рассказчик,  основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная,  сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;

уметь:

  1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
  3. Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
  4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
  5. Создавать отзыв на рассказ и повесть.
  6. Давать сравнительную характеристику героев.
  7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
  8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв   на   самостоятельно   прочитанное   произведение,   просмотренный   фильм, иллюстрацию и т.д.
  •  Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста. Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)
  • Использование словарей

Письменно:

  • Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая),     двух (сравнительная).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения.
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 5 классе.

         Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных,  познавательных, информационных).  

3. Учебно-тематический план

по  литературе (2 ч.  в неделю, всего 70 ч)

УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Введение

1 ч

2.

Из мифологии

4 ч

3.

Из устного народного творчества

7 ч

4.

Из древнерусской литературы.

1 ч

5.

Басни народов мира

1 ч

6.

Русская басня

4 ч

7.

Из литературы 19 века

26 ч

8.

Из  литературы 20 века

13 ч

9.

Родная природа в произведениях писателей 20 века

3 ч

10.

Из зарубежной литературы

10 ч

Всего:

70 ч

Практическая часть

Контрольный тест

1

Классные сочинения

4

Развитие речи

8

Внеклассное чтение

8

Наизусть

13

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

2

Количество социальных/учебных практик

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных практик учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект ««Легенды и предания нашего края» (1 группа), «Фольклор нашего края» (2 группа)» по  теме «Устное народное творчество»

Исследовательская работа «Портреты А.С.Пушкина» по  теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа)

Исследовательская работа «Роль Арины Родионовны в творческой судьбе А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (2 группа)

 

4. Календарно-тематический план

по литературе (2 ч.  в неделю, всего 70 ч)

УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

 Введение. Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

 Из мифологии.

Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса»

«Олимп»: представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Внеклассное чтение. Легенды и мифы о богах и героях.  

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Происхождение  и тематика загадок.

Пословицы и поговорки. Их отличие. Основные виды.

Сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица»

Внеклассное чтение. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя.

Развитие речи. Классное  сочинение. Создание

собственной сказки.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Отражение истории в древнерусской литературе.

 Басни народов мира

Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях.

Русская басня

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». Нравственная проблематика басен

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравоучительное в басне.        

Развитие речи. Сочиняем басню

Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова, С.В.Михалкова (по выбору)

Из литературы 19 века

А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве  поэта. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение  «Няне».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Образы природы в стихотворениях поэта.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои и персонажи в «Сказке…»

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

А. С. Пушкин .Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Поэзия 19 века о родной природе. М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, И.З.Суриков. Художественные особенности и идеи стихотворений

2 триместр

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос «Какое стихотворение русского поэта мне особенно нравится и почему?»

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания.

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.

И.С. Тургенев. Краткие сведения о писателе. История создания рассказа «Муму».

Тематика и социальная проблематика рассказа. Образ Герасима.

Социальная несправедливость,  доброта, сострадание в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

Развитие речи. Подготовка к анализу эпизода рассказа «Муму»

Развитие речи.  Классное сочинение. Анализ эпизода рассказа «Муму»

И.С. Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».Особенности композиции. Основная тема и способы ее раскрытия.

Н. А. Некрасов «Тройка». Судьба русской женщины.

 Краткие сведения о Л.Н.Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Развитие речи. Классное  сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Краткие сведения об А.П.Чехове. Рассказ «Пересолил». Жанровое своеобразие рассказа.

А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций. Отношение писателя к персонажам.

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова

 Из литературы 20 века

И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия

И. А. Бунин. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе.

Л. Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа

3 триместр

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

А.А. Блок. Детские впечатления А. Блока.  

 Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие.

С.А. Есенин. Детские годы. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... ». Единство человека и природы.

Развитие речи. Творческая работа. Устный рассказ

А.П. Платонов.  Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка.

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Юмористическое и лирическое в рассказе.

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Нравственные проблемы произведения.

Родная природа в произведениях писателей 20 века

Поэзия и проза XX века о родной природе. В.Ф. Боков, Н.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов, В.И.Белов, В.Г.Распутин. Художественные особенности произведений.  

Внеклассное чтение. Стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.

Контрольный тест.

 Из зарубежной литературы

Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажа.

Х.К. Андерсен.    Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность.

М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых. Повторение. Сюжет, фабула.

Внеклассное чтение. Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Герои, проблематика

Ж. Рони-старший.   Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Повторение. Композиция.

ДЖ. Лондон. «Сказание о Кише». Художественная идея сказания. Повторение. Герой и персонаж.

А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок). Черты характера героя произведения. Повторение. Юмор и сатира.

Развитие речи. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей»

Внеклассное чтение. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги» с рекомендацией книг для летнего чтения.

Защита проектов «Легенды и предания нашего края» (1 группа), «Фольклор нашего края» (2 группа)

5. Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК)

      Меркин Г.С. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2011

Литература для учителя

  1. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009
  2. Меркин Г.С. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2011
  3. Программа  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с
  4. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин).  Методичское пособие под редакцией Г.С.Меркина. М.: «Русское слово» 2011

Литература для обучающихся

      1.    Античная литература. Рим. Хрестоматия. М.:
Высшая школа, 2003 год

      2.    Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год

      3.    
Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. М.:
Мнемозина, 1999 год

      4.    Шинкарев В.Всемирная литература. М.:
Красный Матрос, 2000 год

      5.    Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. М.:
Аванта+, 2006

      6.    Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. М.:
Аванта+, 2005 год

      7.    Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века. М.:
Аванта+, 2005 год

      8.     Я познаю мир: Литература. М.:
АСТ, 2006 год

Адреса электронных ресурсов.

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7 кл.

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru

         6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...