Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
рабочая программа по литературе (7 класс)

Патрушева Мария Андреевна

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass_1.docx61.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки РБ

Прибайкальский район

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

        

«Рассмотрено»

« Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор гимназии:

______/ Кудряшова Е.В./

________/ Лошицер Т.И./

______/ Воробьѐва И.Н./

Протокол № ____

Приказ №

от _________20___ г.

от _________20___ г.

от _________20___ г.

Рабочая программа

по литературе

для учащихся: 7 класса

учитель: Патрушева М.А.

учебный год:

количество часов:  68

с. Турунтаево

20     г.   

                                                   

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования, авторской программы Г.С. Меркина. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

 Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Для реализации поставленных целей используются элементы следующих образовательных технологий: 

- проблемное обучение;

- технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;  

- система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;

- педагогика сотрудничества;

- личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);

- дифференцированное обучение;

- игровые технологии.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В 7 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя.  Центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть. Кроме характеристики одного художественного произведения, вводятся элементы сопоставительного анализа. Производится усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Происходит знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Литература»  входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

 Программа рассчитана на  68 часов (2 часа в неделю)

  1. Планирование результатов освоения учебного предмета «Литература»

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Класс

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

 

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

Класс

Личностные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .

7 класс

Метапредметные  результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

 видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

          Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

       Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

        Оценка личностных результатов проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
  • наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами литературы.

        Достижения  личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

  1. Содержание учебного предмета

7 класс  (68 часов)

Введение (1 час). Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Из устного народного творчества (4 часа).

Былины (2 час). «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» А.К. Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Русские народные песни (2 час). Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.

Контрольное тестирование по разделу «Устное народное творчество»

Из древнерусской литературы (2 часа). Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Из русской литературы XVIII века (7 часов).

М.В. Ломоносов (2 час). Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на

всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Г. Р. Державин (2 час). Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»).

Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Д И Фонвизин (2 часа). Краткие сведения о писателя. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Развитие речи: Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Из русской литературы XIX века (25 часов)

А.С.Пушкин (4 часа). Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений.

М.Ю. Лермонтов (3 часа). Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

Н.В. Гоголь (3 часа). Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

И.С. Тургенев (3 часа). Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Н.А. Некрасов ( 2 часа). Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая). Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа). Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Л.Н. Толстой (2 часа). Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Н.С. Лесков (2 часа). Краткие биографические сведения. «Лесков – писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

А.А. Фет (1 час). Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

А.П.Чехов (2 часа). Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Развитие речи: Сочинение с элементами рассуждения по лирическим произведениям А.С. Пушкина;

Написание рассказа по заданному сюжету (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»);

Исследовательская работа с текстом (по рассказу И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»);

Составление цитатного плана к стихотворениям Н.А. Некрасова.

Составление языка персонажа (по сказу Н.С. Лескова «Левша»).

Контрольная работа по теме «Литература XIX века».

Из русской литературы ХХ века (20 часов)

М. Горький (3 часа). Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

И.А. Бунин (2 часа). Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

А.И. Куприн (2 часа). Рассказы «Чудесный доктор», «ALLez!». Основная сюжетная линия рассказов и

подтекст; художественная идея.

А.С. Грин (1 часа). Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.

В. В. Маяковский (1 час) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

С.А. Есенин (2 часа). Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

И.С. Шмелев (1час). Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказова манера. Сопоставление с «Левшой».

М.М. Пришвин (1 час). Рассказ «Москва река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

К.Г. Паустовский. (2 часа). Повесть «Мещерская сторона» (главы «»Обыкновенная земля», «Первое

знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Н.А. Заболоцкий (1 час). Стихотворение «не позволяй душе лениться!..». тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд – основные нравственные достоинства человека.

А.Т. Твардовский (2 часа). Стихотворения: «прощаемся мы с матерями..» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (1 час). Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

Б.Л. Васильев» (1 час). «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат№…». Название рассказа и его рольв раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В. М. Шукшин (2 часа). Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. шукшина.

«Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Поэты ХХ века о России (2 час). Г. Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был.он звал

утешно…»; М. И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…»; И. Северянин «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я. В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль…»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев «Волга». Своеобразие раскрытие темы Родины в стихах поэтов ХХ века.

Развитие речи: Исследовательская работа с текстом (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»;

Сочинение-рассуждение по рассказам А.И. Куприна «Allez!», «Куст сирени»;

Анализ лирического текста ( по стихотворениям поэтов «Серебряного века»);

Комментирование эпизода (по повести Б.Л. Васильева «Экспонат №…»)

Внеклассное чтение: В.Гаршин «Сигнал»; Б. Екимов «Ночь исцеления»; В. Конецкий «Тамара»; М. Булгаков «Стальное горло»; В. Быков «Крутой берег реки»

Контрольная работа по теме «Литература XX века».

Из зарубежной литературы (7 часов)

У. Шекспир (1 час). Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…»,

«Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», Люблю, - н реже говорю об этом…», «»Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Мацу Басё (1 час). Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.

Р.Бёрнс ( 1час). Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное

зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Р.Л. Стивенсон (1 час). Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

А.Де Сент-Экзюпери (2 часа). Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» ( в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Р. Брэдбери (1 час). Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Я. Купала (1 час). Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: Сочинение-отзыв на прочитанное произведение зарубежного автора.

Итоговая контрольная работа по изученным произведениям за год.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы ХVIII века

Г.Р. Державин. «Признание».

Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «В людях».

И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Булычев. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».

  1. Тематическое планирование

РАЗДЕЛ\ ТЕМА

Количество часов

Из них-

уроки по

развитию речи

уроки по              внеклассному чтению

1.

Введение

1ч.

Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

2.

Из устного  народного

творчества

4ч.

1

Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

      1

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

А.К. Толстой «Илья Муромец».

           1

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»).

           1

Легенды и предания Бурятии. НРК

       1

3.

Из древнерусской              литературы

2ч.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»),  Поучительный смысл древнерусской литературы

      1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

       1

4.

Из русской литературы XVIII века

7 ч.

1ч.

1ч.

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного.

     1

Теория о «трёх штилях» (отрывки).

     1

Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»).

     1

«Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения

1

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

Основной конфликт пьесы «Недоросль»  и её проблематика.

Проблема образования и образованности, воспитания и семьи.

Социальные вопросы в комедии.  Проблема крепостного права и государственной власти в комедии. Позиция писателя.

1

«Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

1

5.

Из русской литературы

XIX века

25 ч.

4ч.

4ч.

А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву»,  «Во глубине сибирских руд»

1

Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча».

1

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы, предсказания, предзнаменования. Вера и суеверие.

1

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Своеобразие поэтического языка.

Гражданский пафос поэмы.

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

1

«Песня про купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы произведения (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть)

1

«Песня про купца Калашникова». Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя.

       1

«Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство произведения

       1

Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

1

Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

1

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.

1

Рассказ «Хорь и Калиныч».

1

«Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

1

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народа – основная тема произведений,  чванство, равнодушие, покорность судьбе. Своеобразие поэтической музы поэта. Писатель и власть.

      1

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость.

       1

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета.

1

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

1

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1

Н.С. Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».

1

«Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести

1

«Левша»: образный мир произведения.

1

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

А.П. Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета

1

«Смерть чиновника»: разоблачение чинопочитания, самоуничижения. Способы создания образов. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

1

6.

Из литературы  XX века

20 ч.

2ч.

1ч.

М. Горький. Повесть «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика

1

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»)

Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

1

И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы.

1

Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

1

А.И. Куприн «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея.

1

В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

1

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1

Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1

Чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина

И.С. Шмелёв  «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика

1

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов.

1

Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении.

1

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека

1

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

1

 «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина.

1

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России

1

Урок выразительного чтения наизусть

1

7.

Из зарубежной  литературы

7 ч.

1ч.

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»

1

М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

1

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания   образов. Находчивость, любознательность  - наиболее привлекательные качества героев.

1

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (или «Маленький принц»).

1

А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

1

Янка Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

8

Итоговая контрольная работа и её итоги.  Литература для летнего чтения

2

Итого:

68 ч.

8ч.

8ч.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Оценка устных ответов по литературе

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями' и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.


Оценка письменных ответов по литературе

Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:

в 5 классе—   1—1,5 тетрадные страницы,

в 6 классе—   1,5—2,

в 7 классе—   2—2,5,

в 8 классе—   2,5—3,

в 9 классе—   3—4,

в 10 классе— 4—5,

в 11 классе— 5—7 страниц (за 2 часа).

Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5».

 Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

-полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

-последовательность и логичность изложения;

-правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

  Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

                               Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка        

Содержание и речь        

Грамотность

«5»        

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.        

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»        

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.        

Допускаются:

 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и  пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

«1»

Отсутствие работы

Более 8 орф. ошибок (при наличии работы)


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...