Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 6 класса (УМК Меркина) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

 Рабочая учебная программа по литературе для 6 «в» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа)  в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и обязательного минимума содержания учебных программ.         Обоснование  отличительных особенностей рабочей учебной программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления  рабочей и авторской программ выявлено, что  расхождений при изучении ключевых тем курса нет.

                           Расширения целей и задач  при изучении предмета в рабочей учебной программе по сравнению с авторской  программой за счёт введения регионального компонента не произошло, так как часы регионального компонента на обучение литературе в 6 «в»  классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» не предусмотрены.

Программа предназначена для обучающихся 6 «в» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района и составлена с учетом преемственности с программой 5 класса, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Место предмета На обучение литературе в 6 «в» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        70 часов (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);                                      

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

        Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

       Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС

       --------------------------------------------------------------------------------        

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик,  основные жанры фольклора, миф, мифология, предание, легенда, виды сказок, сказка народная и литературная, волшебная сказка, сказание, летопись, воинская повесть, плач, поучение,   рассказ, рождественский рассказ, новелла, роман, автобиографическая проза, героическая повесть, силлабо-тоническое стихосложение, двусложные и трехсложные размеры стиха, элегия, баллада, стихотворение, перевод, выразительные средства художественной речи ( устойчивые обороты, постоянные эпитеты, гипербола, градация, риторический вопрос, цветообраз, антитеза, инверсия, иносказание, метафора, сравнение, символ, анафора, портрет, деталь, юмор, сатира, ирония, риторические фигуры)

уметь:

  1. Правильно, бегло и выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
  3. Осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести,рассказа и пр.)
  4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
  5. Составлять простой и сложный план изучаемого произведения или его части..
  6. Давать сравнительную характеристику героев.
  7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
  8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв   на   самостоятельно   прочитанное   произведение,   просмотренный   фильм, иллюстрацию и т.д.
  • Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста.

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)

  • Использование словарей

Письменно:

  • Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая), двух (сравнительная).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения.
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 6 классе.



Предварительный просмотр:

3. Учебно-тематический план.

№п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение

1

2

Греческая мифология

2

1

3

УНТ

3

1

4

Древнерусская литература

2

1

5

Русская литература 18 в.

2

1

6

Русская литература 19 в.

35

8

2

6

7

Русская литература 20 в.

20

7

4

8

Зарубежная литература

4

1

9

Итоги

1

70



Предварительный просмотр:

4. Основное содержание учебно-тематического плана.

№п/п

Тематический блок

Всего

часов

В том числе на:

Наизусть

уроки

к/тесты

Р/р (соч.)

Вн/чт.

Теорет. срезы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение

1

1 лекция с элементами беседы

2

Греческая мифология

2

2

3

УНТ

3

2

1

4

Древнерусская литература

2

1 Урок-игра

1

5

Русская литература 18 в. М.В.Ломоносов

2

1

1

1

6

Русская литература 19 в.

В.А.Жуковский

2

2

А.С.Пушкин. Лирика

3

3 Заочная экскурсия

2

Роман «Дубровский»

6

4 Инсценировка

2 кл/соч

М.Ю.Лермонтов

3

3 Заочная экскурсия

1

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

6

3 Урок-практикум

2 кл/соч

1

1

И.С.Тургенев

3

2 Заочная экскурсия

1

Н.А.Некрасов

3

2

1

2

Л.Н.Толстой

3

2 Заочная экскурсия

1 кл/соч

В.Г.Короленко

3

3 Диспут

А.П.Чехов

3

2

Дом/соч

1

7

Русская литература 20 в.

И.А.Бунин

2

2

1

А.И.Куприн

3

3

С.А.Есенин

2

2

1

М.М.Пришвин

3

3

1

Н.М.Рубцов

2

1

1

1

А.А.Ахматова

1

1

1

Поэзия о Великой Отечественной войне

2

2 Урок-конкурс

1

В.П.Крапивин

1

1

В.П.Астафьев

2

2

А.Г.Алексин

1

1

Итоги

1

1

8

Зарубежная литература

4

4 Урок-викторина

9

Итоговое занятие в форме конференции

1

1 Конференция

1

70

1

8

8

13

Кл.соч-3

Дом.соч-1



Предварительный просмотр:

5. Календарно-тематический план.  

№ п/п

Дата проведения

Название разделов, тем

Всего часов

Словарь

Опорные знания, умения

Образовательные технологии, эл. ресурсы

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

1 ТРИМЕСТР

1

Введение

1

1.1

Введение. О литературе, писателе и читателе

Справочный аппарат, личность, мировоззрение

Уметь формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях, характеризовать структуру учебника, выявлять ее особенности, формулировать на основе личных впечатлений вывод о роли чтения и книги в жизни человека и общества

 Здоровьесберегающие, дифференц.

2

Греческая мифология

2

2.1

Мифы «Пять веков», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту

Миф,мифологический сюжет, мифологические герои

Уметь выразительно читать фрагменты мифов,составлять цитатный план, находить нужную информацию в учебнике, выявлять худ. идею мифа, самостоятельно находить информацию и необходимые материалы в Интернете.

ИКТ

2.2

Подвиги Геракла. Миф «Яблоки Гесперид»

Миф, мифологический сюжет, мифологический герой

Формулировать вывод о роли античных мифов для последующего развития литературы и искусства.

3

Устное народное творчество

3

3.1

. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и его художественные особенности

Легенда, предание

Знать особенности художественного пересказа, уметь пересказывать

3.2

Сказка и ее художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле

Сказка, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке

Знать особенности художественного пересказа, уметь пересказывать, сказывать сказки

ИКТ

3.3

Вн./чт. Сказки «Два Ивана-солдатских сына», «Каша из топора». Сюжет и герои сказок.

Сказители, собиратели

Уметь готовить сообщение на самостоятельно выбранную тему, связанную со сказками

4.

Древнерусская литература

2

4.1

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение Владимира Мономаха»  (фрагменты). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях

Древнерусская литература, сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой

Уметь характеризовать исторических персонажей древнерусской литературы, составлять простой и цитатный план и давать ответ по плану, формулировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Исследоват.

4.2

Р/р. Творческая работа. Создание «поучения» младшему брату, сестре, другу

Поучение

 Уметь создавать текст на заданную тему, используя изученный материал

5.

Русская литература 18 века

2

5.1

М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в  Петергоф». Независимость, гармония – основные мотивы ст-ия.

Стихотворение, иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Уметь характеризовать эмоциональное состояние лирического героя ст-ия; определять ведущий мотив ст-ия Ломоносова.

ИКТ

5.2

Р/р. Творческая работа. Устный портрет М.В.Ломоносова

Уметь создать устный портрет Ломоносова на основе личных впечатлений, а также на материале произведений живописи и скульптуры и статей учебника.

6.

Русская литература 19 в.

35

6.1

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин.

Личность, мировоззрение

Уметь подбирать материал и готовить сообщения, участвовать в коллективном творческом проекте

ИКТ, проектная деятельность

6.2

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа

Баллада, фантастика, фабула, композиция, лейтмотив, герой, образ

Выявлять и характеризовать признаки баллады, выразительно читать балладу, составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод

6.3

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга

Творческая биография

Уметь характеризовать отдельные эпизоды биографии поэта; готовить выставку, посвященную А.С.Пушкину

ИКТ

6.4

Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». Своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина

Элегия, двусложные размеры стиха, строфа,  типы строф.

Уметь выразительно читать лирические ст-ия поэта, определять двусложные размеры стиха

Исследоват,

6.5

«Зимнее утро», «Зимний вечер». Мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа

Элегия, двусложные размеры стиха, строфа, типы строф

Уметь выразительно читать лирические стихотворения, определять двусложные размеры стиха.

6.6

Интерес к истории России: роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел

Роман (первичное представление) историческая правда и художественный вымысел

Выявлять в тексте историческую основу и художественный вымысел

Исследоват.

6.7

А.С.Пушкин . Роман «Дубровский». Изображение русского барства Дубровский-старший и Троекуров.

Роман, композиция (развитие понятий)

Уметь выразительно читать, использовать  разные виды пересказа, в том числе от лица герое

6.8

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Роман, композиция (развитие понятий)

Составлять цитатный план

6.9

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям

Авторское отношение к героям, романтизм

Уметь подготовить сообщение по теме произведения, составлять цитатный план, работать с терминами. Выявлять (при помощи учителя) авторское отношение к героям.

6.10

Р/р. Подготовка к сочинению.

Уметь отбирать материал к предложенной теме

6.11

Р/р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Уметь составлять письменное высказывание по предложенной теме

6.12

М.Ю.Лермонтов. Годы учения. Ссылка на Кавказ Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость)

Трехсложные размеры стиха.

Подбирать эпиграфы для различных видов устных и письменных работ. Выявлять мотивный ряд ст-ий Лермонтова

ИКТ

6.13

Стихотворение «Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта к Родине

Композиция, антитеза

Сопоставлять ст-ия, определять трехсложные размеры стиха.

Исследоват.

6.14

«Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Тема красоты  природы. Многозначность художественного образа

Метафора, инверсия

Выразительно читать ст-ия, определять размеры стиха.

2 ТРИМЕСТР

6.15

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к Родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)

Героическая повесть, героический эпос. Тема, проблема

Уметь выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов

Проектная деятельность, ИКТ

6.16

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю

Разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен

6.17

Противопоставление Остапа и Андрия, смысл этого противопоставления

Тропы

Сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы, составлять план для характеристики образов; пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести; формулировать художественную идею про-ия.

Исследоват.

6.18

Р/р. Подготовка к сочинению

Уметь отбирать  материал на заданную тему, составлять план

6.19

Р/р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Т.Бульба»

Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему

6.20

Вн/чт. Нравственные проблемы произведения Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Нравственные проблемы, повесть

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, знать текст произведения, участвовать в диалоге

6.21

И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Стихотворение «В дороге»:выразительность и точность поэтического звучания.

Своеобразие характера, образ рассказчика, позиция автора, идея произведения и художественный замысел, тропы (сравнение, метафора, эпитет)

Рассказывать о творческой истории произведения, определять авторский замысел. Характеризовать тропы и фигуры в тексте и выявлять их художественную роль. Определять роль композиции в идейно-тематическом замысле

ИКТ

6.22

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Образ лесника, авторская позиция.

Позиция автора, своеобразие характера

Давать характеристику прочитанному. Характеризовать образ рассказчика в эпическом произведении

6.23

Вн/чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы». Тема, идея, персонажи произведения.

Тема, идея, персонаж

Формулировать художественную идею, самостоятельно характеризовать тему  и центральных персонажей произведения

6.24

Н.А.Некрасов. Гражданская позиция Некрасова

Гражданская позиция

Подбирать материал для литературно-художественной выставки

6.25

Темы народного труда и «долюшки женской» в ст-иях «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…» Образ матери.

Трехсложные размеры стиха (развитие темы).Коллективный портрет

Уметь отличать трехсложные размеры стиха от двусложных, объяснять понятие «коллективный портрет»

Исследоват.

6.26

Вн/чт. Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», Железная дорога». Тема, идея, отношение автора к героям и событиям

Композиция, эпиграф, риторические вопросы, диалог-спор

Выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении, формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного, формулировать идею худ.про-ия

6.27

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения детей и взрослых

Автобиографическая проза

Уметь составлять устное высказывание на заданную тему, готовить устное сообщение об автобиографическом характере повести

ИКТ

6,28

Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и его внутренняя связь с пов. «Детство»

Рассказ, повесть (развитие понятия)

Готовить художественный пересказ фрагмента, составлять цитатный план для устного ответа

6.29

Р/р.  Классное сочинение-зарисовка

Писать сочинение-зарисовку

6.30

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Проблематика про-ия

Повесть

Уметь формулировать вопросы для размышления, участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию, выявлять многоплановость названия и определять различные оттенки его смысла, определять худ.идею про-ия

ИКТ

6.31

Дети и взрослые в повести. Система образов

Художественная деталь, портрет и характер, герой про-ия

Уметь сопоставлять характеры героев повести, характеризовать нравственную позицию героев, определять функцию описаний природы в передаче душевного состояния героев повести, давать психологическую хар-ку поступкам героев в различных ситуациях.

6.32

Авторское отношение к героям повести

Позиция автора

Характеризовать образ рассказчика и выявлять его отношение к событиям и героям.

6.33

А.П.Чехов. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим».

Юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом про-ии (развитие и углубление представлений)

ИКТ, исследоват.

6.34

Отношение автора к героям рассказов. Приемы создания комического эффекта

Деталь и ее художественная роль в юмористическом про-ии

Уметь характеризовать роль детали в юмористическом про-ии, письменно создавать юмористический рассказ.

6.35

Вн/чт. А.П.Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». Темы, характеры персонажей»

Деталь

Находить в изучаемом тексте крылатые слова и хар-ть их худ.роль

7.

Русская литература 20 в.

20

7.1

И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворении Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Эпитет, метафора (развитие представлений)

Уметь проводить исследовательскую работу с текстом поэт.про-ия

ИКТ, исследоват.

7.2

Рассказ Бунина «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя

Стили речи и их роль в создании художественного образа

Выполнять художественный пересказ текста, находить материал о символике цвета (белый и красный) и с помощью найденного материала хар-ть второй план худ.про-ия

7.3

А.И.Куприн. Детские годы писателя

Готовить устный рассказ на заданную тему

ИКТ

3 ТРИМЕСТР

7.4

Рассказ «Белый пудель». Основная тема, характеристика образов.

Речь героя как средство создания образа

Уметь выявлять особенности речи героев, готовить художественный пересказ текста, характеризовать худ.идею про-ия, подбирать заглавия к частям рассказа

7.5

Рассказ «Тапер». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Рождественский рассказ. Речь героя как средство создания образа. Детали портрета

Уметь выявлять особенности портрета героев, производить детальный разбор фрагмента текста, составлять отзыв об эпизоде

7.6

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Трагизм ст-ия «Песнь о собаке»

Поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, песня, эпитет, метафора

Уметь составлять устный отзыв о стихотворении, проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной теме,  находить в тексте и хар-ть цветообраз, определять его роль в структуре про-ия

ИКТ, исследоват

7.7

 С.Есенин.  «Разбуди меня завтра рано…» Тема стихотворения.  Человек и одухотворенная природа в про-ии

Эпитет, метафора

Готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах в стихотворениях С.Есенина

7.8

М.М.Пришвин. Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца» Особенности жанра

Сказка-быль

Уметь отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка-быль»

ИКТ, исследоват

7.9

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца»

Конфликт. Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений),фабула (развитие представления)

Определять конфликт про-ия, проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, находить элементы фабулы

7.10

Изображение  природы в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения

Сказочные и мифологические мотивы

Внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту

7.11

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Человек и природа в ст-иях «Звезда полей», «Тихая моя родина»

Художественная идея, образ, кольцевая композиция

Уметь выразительно читать ст-ия о природе, определять тему и идею поэтического текста

ИКТ, исследоват.

7.12

Р/р. Творческая работа.  Сочинение-миниатюра «Тихая моя родина»

Уметь устанавливать связи между тематически близкими стихотворным и прозаическим текстами

7.13

А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Основные темы творчества. Ст-ия «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля»

Мотив, анафора, эпитет

Уметь определять тему ст-ий, выразительно читать, определять мотивы ст-ий, находить образно-выразительные средства в тексте и характеризовать их роль

ИКТ

7,14-7.15

Из поэзии о Великой Отечественной войне. М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатов «Журавли», Д.С.Самойлов «Сороковые». Основные проблемы произведений

Мотив, художественные средства

Уметь выразительно читать про-ия военной лирики, устанавливать внутрипредметные связи

7.16

Вн/чт. Нравственные проблемы произведения В.П.Крапивина «Мальчик со шпагой»

Нравственные проблемы, нравственность

Уметь определять нравственные проблемы самостоятельно прочитанного про-ия, давать характеристику героям

7.17

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Рассказ (развитие представлений), тема, идея, проблема

Уметь определять тематику и проблематику про-ия

ИКТ

7.18

Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе. Юмор, особенности использования народной речи в произведении

Речевая характеристика героев

Уметь давать речевую характеристику героев, формулировать вопросы к эпизодам про-ия, хар-ть образы про-ия

7.19

Вн/чт. А.Г.Алексин «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе». Нравственные проблемы произведений

Нравственные проблемы, нравственность

Уметь определять нравственные проблемы самостоятельно прочитанного про-ия, давать характеристику героям.

7.20

 Тест по изученным произведениям

Знать творчество авторов, изученных в 6 кл., произведения, теорию литературы

8.

Зарубежная литература

4

8.1

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика

Сказка (развитие представлений), стиль

Уметь находить специфические для восточной сказки речевые и сюжетные элементы, пересказывать эпизод с заменой лица, выразительно читать восточную сказку, отличать по стилю русскую волшебную сказку от сказки народов Востока

8.2

Я. и В. Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки

Народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий сюжет»

Уметь сопоставлять русские народные сказки и сказки братьев Гримм, формулировать выводы, готовить худ. Пересказ, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета, находить основные признаки «бродячего» сюжета

8.3

Дж.Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.

Рассказ, сюжет

Уметь самостоятельно исследовать эпизод про-ия, готовить сообщение о художественных средствах рассказа, характеризовать личность героя, формулировать микровыводы и выводы.

Исследоват

8.4

О.Генри Рассказ «Вождь краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. «Дары волхвов». Тема бедности, любви, счастья

Новелла; юмор, ирония (развитие представлений)

Уметь выявлять особенности характера героя и вводить элементы характеристики в устный портрет, находить в тексте худ.детали, важные для характеристики сюжета и персонажа, находить отличительные признаки новеллы, самостоятельно осуществлять характеристику образно-выразительных средств произведения

9

Итоги

1

9.1

Вн/чт. Итоговая конференция «В мире приключений» с рекомендацией книг для летнего чтения.



Предварительный просмотр:

6. Информационно-методическое обеспечение.

литература для учителя;

1. «Программа курса «Литература». 5-9 классы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

2.Учебник «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО  «Русское слово»,2010.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 6 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО  «Русское слово»,20011.

4.Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». 5-11 классы. /Авт. и сост. Е.А.Виноградова, Т.А.Кузнецова, Е.А.Князева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

     

литература для обучающихся

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство:
Высшая школа, 2003 год

2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство:
Дрофа, 2002 год

3.
Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство:
Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство:
Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир: Литература.Издательство:
АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта+, 2006 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство:
Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX векаИздательство:
Аванта+, 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...