Проект "Отрицательные герои русских народных сказок"
проект по литературе на тему

Яхонтова Наталья Анатольевна

В проекте представлена попытка выявить происхождение отрицательных героев в русской народной сказке на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otritsatelnye_geroi_russkikh_narodnykh_skazok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

Проект

«Отрицательные герои русских народных сказок»

 

                                                                                                                                                     

Руководитель:

Яхонтова Наталья Анатольевна

г. Кемерово,  2014г.

Оглавление.

1.    Введение.

2.    Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

3.    Заключение.

4.    Используемый материал.

Введение.

Тема проекта «Отрицательные герои русских народных сказок»

Актуальность:

Сказки ... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства. Актуальность темы видится нам в приобщении к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, мы наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.

Так появилась тема нашей научно-исследовательской работы «Отрицательные герои русских народных сказок». 

Цель:

Выявить происхождение отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча.

Задачи:

- познакомиться с русским фольклором,

- изучить происхождение отрицательных героев русских народных сказок,

- провести анализ поведения Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки.

Методы исследования: работа с информационными источниками, анализ и обобщение информации, социологическое исследование.

Гипотеза: на самом ли деле существовали прототипы Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча.

                                                         

Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).

Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Сказки бывают нескольких видов: бытовые, сказки о животных, волшебные

Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, перед нами возникла еще одна задача – проверить данную информацию.

Мы решили провести социологический опрос среди сверстников и взрослого населения. В ходе социологического опроса выявилось, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит, информация верна.

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

Герои русских народных сказок – сколько их? Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым?

Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако и отрицательные герои вызывают интерес, главное, откуда они появились, и почему обладают именно такими чертами характера и внешним видом в большинстве сказок русского народа. И первый, самый популярный герой русских сказок – это Баба Яга.

Баба Яга.

В ходе нашего исследования выяснилось, что Баба Яга, Ягиня – очень древний мифологический персонаж, который со временем переместился из мифа в сказку. Мы нашли три образа Бабы Яги, о которых сейчас вам расскажем.

Первый образ – прекрасная богиня Буря Яга. Это была очень красивая женщина, и был у неё муж Велес (древнерусский бог богатства и скота, проводник в загробный мир, один из верховных небесных богов) и три дочери. Выбрал бог Велес жену под стать. Буря Яга или Баба Яга охраняла границу между царством живых и царством мёртвых, не позволяя проникнуть в тайны жизни и смерти.  Очень уж она любила своего мужа.       

Но однажды случилось горе.

 «…..и охотился Велес на Вепря.  И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес…Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на веке там поселилась…». (Славянская мифология, «Повесть временных лет»).

Так же Баба Йога (Йогиня-Матушка) – вечнопрекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле (древнее название планеты Земля) то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай).
Дальше богиня проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения древним высшим богам. Для этого спящих детей в белых одеждах укладывали на каменный помост в скале, который назывался Пещь Ра (отсюда пещера). Этот помост делился на два углубления (лапата, он же лепота, красота), в один клали детей, в другой клали хворост. После этого лапата задвигалась в Пещь Ра и Ягиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, считали, что дети погибали. На самом деле в этот момент очень специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.

Второй образ Бабы-Яги (самый распространенный в настоящее время) – это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняет ее пестом и заметает следы метлой. Любит полакомиться маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

По одной версии, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она живет на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорит то, что ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Третий образ – это предположение, что Баба Яга попала к нам из космоса, так как ступа очень похожа на металлическое тело цилиндрической формы, напоминающее контуры современной ракеты, а полет сопровождается явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов, из ступы выступает реактивный огонь во время движения.

Вот такая она, многоликая и неоднозначная Баба Яга.

Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых, сын Матери Сырой Земли. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий, или слово «коша» означало хозяин (отсюда слово кошка, хозяйка дома). От него, видимо, произошло современное слово «кость». В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать.

Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной, или замораживал лютым холодом.. Завывание вьюги, так похожее на звуки, издаваемые любимыми Кощеевыми гуслями-самогудами. Заслушавшись этой песней, люди замирают, а то и вовсе замерзают, оледенев. Кощея Бессмертного изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.


Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса. Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу, способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу-громовнику. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней — намек...

Еще одно представление о Кощее Бессмертном возникло с давних времен. Одно из первых славянских племен – древляне (жившие в лесах)  имели обычай хоронить своих сородичей в священном лесу, подвешивая на веревках (цепях) на деревьях. И так, иноземец, зашедший в такой лес и увидевший подвешенные на деревьях скелеты воспринимали их как страшную нечисть, способную причинить вред путнику.

Следующий герой нашего исследования – это Змей Горыныч.

Практически у всех народов мира есть мифы про летающих, огнедышащих, пожирающих людей драконах. Такой герой присутствует и в русских народных сказках. Его образ – огнедышащий дракон или змей, имеющий несколько голов, чаще 3, но бывает и больше. Часто в сказках или былинах он умеет летать.  В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня река на Украине и в Белорусии). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими.

Другое представление Змей Горыныч – это природное явление, смерч. Его появление почти во всех сказках и былинах описывается одинаково

Налетела туча черная, скрыла Ярило Красное, появился ветер великий. Это налетел тучей черною Змей Горыныч - Виев сын. Стога разметал, крыши с изб посрывал, людей и скот в полон унес…
Сколько смельчаков не ездило сражаться, никто не справился. Меч рубит шею, а она опять отрастает…

Почему же змей? «Змей» - потому что круглый, как змея, а «Горыныч» - значит высотой с гору.

Заключение.

        

Таким образом, изучив происхождение отрицательных героев русских народных сказок Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча мы пришли к выводу, что все эти герои появились в сказках не случайно, они являются героями мифов древних славян. Мир русского фольклора очень богат и не до конца изучен. Он хранит еще много загадок, которые ждут открытия.

Список использованной литературы

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  4. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. -  176 с.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
  6. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
  7. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
  8. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме
  9. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
  10. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
  11. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

При иллюстрировании   русских народных сказок  учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать ...

Литературоведческая пропедевтика (на материалах русских народных сказок)

В статье рассматривается один из методических аспектов работы с данным учебником. А именно пропедевтика изучения литературоведческих понятий на примере русских народных сказок....

урок литературы "Северные варианты русских народных сказок"ФГОС

в уроке представлена работа с историей фольклористики на Севере, сравнительная таблица волшебных сказок "Хрустальная гора" и "Три царства: медное, серебряное и золотое"...

Виды русских народных сказок

Конспект урока  литературы в 5 классе...

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....