Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Учебник С.А.Зинина, В.А.Чалмаева.
Составила учитель русского языка Чебакина Л.С.
№ урока |
Тема урока | Кол-во часов |
Тип урока | Характеристи ка деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
1-2 | Введение. Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. | 2 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Запись тезисов лекции Составление тезисного плана | Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана. | Прочитать стр.5-16, составить тезисы. Стр. 28-30 (биография Бунина) + самостоятельно найденный материал. Выразительное чтение фрагментов книги «Окаянные дни» | ||
3. | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. | 3 | Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. | Письменный ответ на вопрос 2 (с.26) Совершенствование навыков тезисной записи. | Проверка тезисов. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки» Анализ пейзажа в начале рассказа. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Вечер», «Седьмое небо надо мною…» | ||
4. | Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина. | Совершенствование знаний, умений, навыков. Семинар. | Письменный ответ на вопрос 4 (с.51) Анализ рассказа «Легкое дыхание» | Проверка письменных ответов. Оценка анализа рассказа «Легкое дыхание» | Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа. | Прочитать с. 30-36. Написать мини-сочинение «Усадебная Русь И.Бунина» Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник» | |||
5. | Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Совершенствование знаний, умений, навыков. | Работа с текстом рассказа. | Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос. | Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности. | Прочитать с.38-51 Подготовить сообщение по биографии Горького Домашнее сочинение по творчеству Бунина. | |||
6. | М. Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения М.Горького. | 4 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Выступления учащихся с сообщениями.»Горький в Казани», «Горький и Шаляпин» | Фронтальный опрос. Проверка хронологической таблицы жизни и творчества Горького. | Умение составлять конспект урока. | Прочитать с.54-58 Повторить сведения о романтизме. Читать рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» Индивид. Задания по рассказам «Челкаш», «Коновалов» | ||
7. | Драматургия М.Горького. драма «На дне» и система образов. | Изучение нового материала. Творческое чтение. Информационно-рецептивный метод. | Чтение по ролям драмы; составление словесных портретов героев. | Проверка выразительности чтения | Составление словесных портретов. | Стр. учебника 70-75, ответы на вопросы 5,7 Инд.задание: «Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. | |||
8. | Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин) | Комбинированный (работа с текстом, анализ эпизодов, определение позиции автора) | Сообщения учащихся об обитателях ночлежки. Критическая оценка поступков героев. | Выполнение теста. Фронтальный опрос. комментированное чтение текста. | Умение критически оценивать поступки героев. Использование цитат для аргументированных ответов. | Стр. 75-79(учебник), наизусть монолог Сатина о Человеке. | |||
9. | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | Обобщение и систематизация знаний. Приемы и методы истолкования художественного произведения. | Инсценирование финала пьесы. Выразительное чтение (сценическое) | Чтение наизусть монолога Сатина; комментированное чтение | Умение ориентироваться в литературоведческих терминах; использование критической литературы; тезисы статей | Тезисы статьи Горького «Несвоевременные мысли». Подготовиться к сочинению по творчеству Горького. Чтение повестей А.Куприна.»Гранато вый браслет», «Олеся» «Поединок» | |||
10. | Сочинение по творчеству М.Горького. | 1 | Контрольный (оценка ЗУН) творческая самостоятельная работа. | Написание сочинения. | Составление плана (сложного, тезисного, цитатного) | Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе. | Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по творчеству Куприна. | ||
11. | А.И.Куприн. Художествен ный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет» | 2 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Мини-сочинение: «О чем заставил меня задуматься рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет? Сообщения учащихся. Запись лекции учителя | Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. | Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение. | Прочитать повесть А.Куприна «Олеся». Написать рецензию на это произведение. Чтение статьи учебника на с.82-88, ответы на вопросы 1,2 | ||
12. | Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся» | Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа. | Эссе «Что я узнал на уроках по творчеству Куприна?» Характеристика героев. | Тесты, ответы учеников на вопросы, характеристика героев. Фронтальный опрос. | Навык анализа прозаического произведения; комментированное чтение. | Чтение учебника с.88-92 Ответы на вопросы 3,4 Подготовиться к сочинению по творчеству И.Бунина, А.Куприна. | |||
13. | Л.Н.Андреев. жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот» | 2 | Изучение нового материала. Иллюстративно-объяснительный, поисковый метод. Сообщение учителя, работа с учебником, беседа. | Составление тезисов. | Работа над тезисами. Фронтальный опрос, развитие речи. | Навык работы с текстом, комментированное чтение. | Прочитать повесть «Иуда Искариот»; ответить на вопросы 4,5 Индивидуальное задание: «В чем своеобразие андреевского стиля?» | ||
14. | Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими». | Урок-исследование. Научно-поисковый метод. | Анализ эпизодов повести. Ответы на вопросы. | Мини-сочинение «Мой Иуда Искариот» | Совершенствование исследовательских навыков, развитие устной и письменной речи. | Прочитать рассказы «Вор» «Первый гонорар» «Баргамот и Гараська» «Ангелочек» | |||
15. | Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева | 1 | Контрольный (учет оценки ЗУН) . Творческая самостоятельная работа | Написание сочинения; выражение личного отношения к написанному | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление | Индивидуальное задание: «Серебряный век в литературе, живописи, музыке» | |||
16. | Серебряный век русской поэзии | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся; составление тезисов лекции | Ответы учеников, чтение и анализ стихов, индивидуальные задания, записи в тетради. Составление схемы. | Усвоение новых понятий – декадентство, символизм, акмеизм, футуризм; конспектирование; Навык выразительного чтения, дискутирования. | Инд сообщение: «Основные направления в русской поэзии начала XX века» Наизусть стихотворение (по выбору) + анализ | ||
17.-18 | Символизм и поэты-символисты. В.Брюсов К.Бальмонт | 2 | Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся. | Эссе, сообщения учащихся, составление тезисов выступления | Опрос по домашнему заданию, Контроль за составлением опорных схем. | Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения | Доклады по биографии и творчеству В.Брюсова, К.Бальмонта; чтение и анализ стихов; индивидуальные задания. Учебник: с.124-136;139-147, вопросы 1,4,5 | ||
19. | И.Ф.АнненскийСмысл поэзии И.Ф.Анненско го. | 1 | Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся. | Навык анализа лирических произведений. Умение выразительно читать стихотворения. | Чтение статьи на стр.162-170 Ответы на вопросы 1,3,4 Наизусть одно стихотворение. Подготовиться к зачету. | ||
20. | Групповой зачет по поэзии Серебряного века. | 1 | Урок учета ЗУН. | Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем. | Письменный опрос (тест) Защита творческих работ (по группам) | Знать символизм и его признаки; Индивидуализм Серебряного века; умение оперировать знаниями по темам; навыки анализа текста; создание своего текста. | Индивидуальные задания по творчеству А. Блока | ||
21. | А.А.Блок. Жизненные и творческие искания. | 5 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод. | Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества А.Блока. Фронтальный опрос. Запись лекции. | Знать творческий путь А.Блока. уметь составлять конспект урока. | Подготовить рассказ о поэте. Выучить стихотворение «На железной дороге» | ||
22. | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. | Совершенствование знаний и умений. | Сопоставитель- ный анализ стихотворений Блока и Некрасова. | Перечитать стихотворение «Тройка» и поэму «Железная дорога» Некрасова и сопоставить со стихотворением Блока «На железной дороге». | Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений | Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка» Устный анализ стихотворения. | |||
23. | Россия и ее судьба в поэзии Блока. | Комбинирован ный. Объяснительно-иллюстративный метод. | Сообщение на тему «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве Блока. Анализ стихотворения. | Составить вопросы по данному сообщению. Устный анализ стихотворения «Россия». Ответы на вопросы. | Навыки анализа стихотворений. | Выучить стихотворение, посвященное теме России. Сообщение «Эволюция темы Родины в лирике А.Блока» Прочитать поэму «Соловьиный сад» | |||
24. | Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать» | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Сообщения учащихся. Анализ поэмы «Соловьиный сад» Анализ сюжета и образной системы поэмы «Двенадцать» | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы. | Умение анализировать сюжет стихотворного произведения; навыки выразительного чтения. | Прочитать в учебнике главу о поэме. Перечитать поэму, обратить внимание на композицию. | |||
25. | Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала. | Совершенствование знаний и умений учащихся.рассказ учителя с элементами беседы. | Задание по группам: раскрыть символичность образов в поэме, дать толкование их смысла. | Опрос учащихся. Дискуссионное обсуждение финала поэмы с привлечением различных его трактовок. | Навыки письменного отзыва о произведении. | Чтение учебника. Подготовка к сочинению по творчеству Блока. | |||
26. | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. | 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Сообщения по темам: «Кризис символизма», «Акмеизм. Смысл его манифестов» «Что такое футуризм?» «Новокрестьянс кие поэты». Составление конспекта урока. | Тестирование. Ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм. | Сформировать знания о новых течениях; Умение работать с критической литературой; составление схем, выразительное чтение. | Чтение учебника Сочинение-рассуждение «Футуризм – это только новое мышление или только форма?» Индивидуальное задание к теме «Н.Гумилев. Поэзия и судьба». | ||
27. | Н.С.Гумилев. поэзия и судьба. | 1 | Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. | Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Гумилева. | Умение составлять конспект урока. | Чтение учебника. Выучить наизусть стихотворения «Жираф», «Кенгуру» | ||
28. | А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика. | 3 | Изучение нового материала. Урок-лекция. | Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. | Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Запись плана лекции. | Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста. | Подготовить выразительное чтение стихов о Родине. Подготовить сообщение «Тема любви и страдания в лирике А.Ахматовой» Составить конспект статьи учебника. | ||
29. | Тема Родины в творчестве Ахматовой. | Совершенствование ЗУН. Урок-беседа. Комментированное чтение. | Сообщения учащихся. Доклад, подбор цитат. | Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. | Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать. | Прочитать поэму «Реквием» Выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. | |||
30. | А.Ахматова. поэма «Реквием» | Урок обобщения и систематиза- ции знаний, умений и навыков | Цитирование. Работа с учебником. | Развивать умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствовать навыки целостного анализа текста. | Биография М.Цветаевой. Групповые задания. Учебник, с. 244-251. Написать сочинение по творчеству А.Ахматовой. | ||||
31. | М.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | 2 | Урок изучения нового материала. Смешанный, с использованием сообщений учащихся. | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой; составление тезисов стать учебника. | Проверка и оценка сообщений учащихся. | Развитие умений и навыков связной речи | Учебник, с. 254-264, составить конспект статьи Подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине!...» | ||
32. | Тема России в поэзии Цветаевой. | Урок совершенствования и углубления знаний. | Составление плана статьи учебника. | Оценка умений анализа текста. | Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста. | Анализ стихотворения М.Цветаевой (выбор учащихся) Индивидуальные задания по творчеству Н.Тэффи и С.Черного. | |||
33. | А.Аверченко. «Сатирикон». «Дюжина ножей в спину революции» | 1 | Изучение нового материала. | Запись тезисов статьи учебника «Биография Аверченко». Выступление с сообщениями. Анализ отдельных эпизодов текста. | Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения. | Формирование навыков анализа юмористического текста | Прочитать «Разгром» Фадеева. Составить тезисный план по учебнику, с.283-285, сообщения о Пришвине и Волошине. | ||
34. | Литературные направления и группировки в 20-е годы XX века. | 1 | Изучение нового материала. Лекция с использованием материалов учебника. | Запись тезисов статей учебника (по вариантам) | Оценка ответов на вопросы. | Совершенствование навыков тезисной записи нового материала учебника. Развитие умения краткого изложения статьи учебника. | Прочитать «Окаянные дни» И,Бунина.и «Несвоевременные мысли» М. Горького, сравнить их. | ||
35. | Публицистика. Анализ статей «Окаянные дни» Бунина и «Несвоевременные мысли» М. Горького. | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Исследовательский метод | Работа с первоисточником, составление вопросов, нахождение тезисов статей, составление таблицы. | Тестирование, индивидуальный и групповой опросы. | Умение писать конспект статьи, развитие устной речи, умения слушать. | Перечитать роман А.Фадеева «Разгром». Индивидуальное задание: Написать реферат о жизни и творчестве А.Фадеева. | ||
36. | Возрождение традиций Л.Толстого в романе А.Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик. | 2 | Изучение нового материала. Работа с книгой. | Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств. | Тестирование, индивидуальные задания по карточкам | Умение сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа. | Письменная сопоставительная характеристика Мечика и Морозки. Письменная характеристика Левинсона. | ||
37. | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | Комбинирован –ный урок. Проблемное изложение. | Работа с текстом. Ответы на вопросы. | Письменный опрос. Фронтальный опрос. | Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст. | Сочинение малой формы на тему: «Смерть Морозки» (анализ эпизода). | |||
38. | Изображение Гражданской войны в романе И.Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге. | 1 | Изучение нового материала. Метод литературного поиска. | Работа с учебником. Поисковая работа с художественным текстом. | Тестирование. Эвристическая беседа. | Умение находить в художественном произведении изобразительные средства, определять стиль писателя. | Анализ любой новеллы. | ||
39. | Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы» | 2 | Изучение нового материала. | Работа над портретной характеристикой Д-503. Определение особенностей внешности И-330 и других героев. | Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты) | Формирование навыков анализа антиутопии. Углубление знаний о многообразии литературных жанров. | Задание по роману «Мы» (по группам) 1 – Как устроено счастливое общество будущего? О чем предупреждает писатель своим романом? 2 – Выделить эпизоды: «Формула счастья»; «Лекция о «музыке других», «Три изображения Благодетеля» 3 – сопоставить с «Историей одного города» | ||
40. | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы») | Урок совершенствования ЗУН. Метод изучения художественного произведения. | Анализ прозаического текста. Запись выводов в таблицу. | Викторина. Урок-практикум (групповые и коллективные задания). | Умение объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять характеристику героя. | Индивидуальные задания по биографии и творчеству В. Маяковского . | |||
41. | В.В.Маяковс-кий. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. | 4 | Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклад ученика. Творческое чтение. | Сообщение о кубофутуризме. Развернутые ответы на вопросы. | Хронологическая таблица. Выступление учащихся с сообщениями. | Развитие познавательных процессов. | Составить план-схему биографии Маяковского Тезисы статьи В.Маяковского «Как делать стихи» Чтение стихотворений «Нате!», «А вы могли бы?» |
42. | Тема поэта и революции в творчестве В.Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» | Изучение нового материала. Объяснительно-иллюстративный метод с элементами поискового. | Составление аннотации к прочитанному. Сообщения учащихся. | Мини-сочинение. Эвристическая беседа. | Умение проводить анализ лирического текста. | Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся» (по вариантам) | |||
43. | Сатира В.Маяковского. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня» | Комбинирован-ный. | Работа с текстом стихотворений. | Самоконтроль. Работа в группах. | Умение находить приемы комического изображения в пьесах и стихах поэта. Совершенствование навыков анализа и выделение ключевых проблем. | Письменный анализ стихотворения по группам. 1 – «Письмо Татьяне Яковлевой» 2 – «Письмо товарищу Кострову…» 3 – «Про это» (прочитать поэму) | |||
44. | Любовь и быт в поэзии В.Маяковского. | Совершенствование ЗУН. | Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | Совершенствование умений и навыков анализа, построения устного монолога. | Составить тесты по творчеству В.Маяковского. Подготовиться к сочинению. | |||
45. | РР. Подготовка к сочинению по творчеству В.Маяковского. | 1 | Совершенствование ЗУН. | Составление плана, подбор цитат. | Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С.Есенина. (инд. задание) Написать сочинение. | |||
46. | С. Есенин: поэзия и судьба. («Поющее сердце России…») | 5 | Изучение нового материала. Урок -литературная композиция. | Рассказ о поэте. | Контроль осущ. на последующих уроках (устный и письменный) | Знание биографии поэта; умения и навыки сценической деятельности; навыки слухового восприятия прозы и лирики. | Биография С.Есенина. Выразительное чтение стихотворений и устный анализ («Выткался на озере алый цвет зари…», «Гой ты, Русь моя родная…» | ||
47. | Образ Руси и природа родного края в лирике Есенина. | Комбинирован-ный урок | Литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая самостоятельная работа «Примеры цветового изображения природы» | Фронтальный опрос, письменный анализ стихотворения. | Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия поэтического текста. Развитие познавательных процессов. Развитие речи учащихся. | Выучить наизусть стихотворение о природе, о Родине (по выбору учащихся) С.362 – вопросы для анализа стихотворения | |||
48. | Тема революции в поэзии С.Есенина. | Комбинированный урок. | Анализ лирического текста | Устный и письменный | Знание материала урока Умение проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы | Написать мини-сочинение «Революция 1917 года в творчестве С.Есенина» Прочитать поэму «Анна Снегина» | |||
49. | Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина» | Изучение нового материала. Урок-беседа. | Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос. | Самостоятельная творческая работа. Фронтальный опрос. | Знание содержания поэмы, умение анализировать ее с нравственно-философской стороны, умение обобщать, делать выводы. | Подготовка к сочинению. | |||
50. | РР. Сочинение по творчеству С.А.Есенина. | Урок развития речи. | Написание сочинения | Глубокий анализ поэтического текста. Умение избегать «общих» мест. | Закончить сочинение. | ||||
51. | Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов. | 1 | Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщение учащихся. | Сообщения учащихся.сопоставительный анализ стихотворений разных авторов. | Основные положения лекции. Групповая форма работы. | Умение делать выводы по уроку, давать оценку лирическим произведениям. | Материал учебника. С.5-11, вопросы 1-4 (с.34) Перечитать из романа Толстого следующие сцены: «Народ у Кремля»(кн.1,гл.1,сц.16; «Казнь Кульмана» (кн.1, гл.5, сц.9; «Кабак на Варварке» (кн.2, гл.1, сц.2) Как представлен народ в этих сценах? Выбрать из романа главы, посвященные деятельности царя-реформатора | ||
52. | А.Н.Толстой. Историческая проза. Личность царя-реформатора в романе «ПетрI» | Урок изучения нового материала. | Анализ эпизода (задание по группам) | План характеристики героя. | Характеристика героя произведения, умение обосновать свою точку зрения. | Люди из народа: Меньшиков, Лефорт, Бровкин. | |||
53. | Противники и соратники Петра. Народ и власть в романе. | Комбинированный. | Запись выводов. Самостоятельный анализ отдельных эпизодов. | Умение анализировать эпизод. | Голиков. Жемов. Вопрос 9, стр.48 Подготовить сообщения по биографии Шолохова. | ||||
54. | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь. | 5 | Изучение нового материала. Сообщение учителя. Доклад ученика. Анализ рассказов. | Сообщения учащихся. Выявление позиции через анализ рассказа. | Составление хронологической таблицы. Составление плана лекции | Умение выявлять авторскую позицию через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов. | С. 49-59. Прочитать 1-2 части «Тихого Дона» Письменный анализ рассказа «Лазоревая степь» Индивидуальное задание: сообщение «Значение пейзажа в романе М.Шолохова «Тихий Дон» | ||
55. | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | Урок совершенствования ЗУН. | Работа по карточкам. Доклад-сообщение об истории казачества. | Проверка знания текста (викторина) | Умение давать сопоставительную характеристику. | Прочитать главы 5,7,8,10,12 третьей части; гл.3,4 четвертой части «Тихого Дона»; ответить на вопросы. | |||
56. | События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон» | Урок совершенствования ЗУН. Беседа-анализ эпизодов. | Работа с текстом. Развернутые ответы на вопросы. Самостоятельные выводы. | Фронтальный опрос-беседа. Характеристика героя. | Умение делать самостоятельные выводы. | Прочитать главы 11,12,13,28 пятой части. Ответить на вопросы. Письменный анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарском (гл.24, ч.6)). Подобрать эпизоды на тему «Гражданская война как трагедия народов» | |||
57. | Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. | Урок совершенствования ЗУН. | Анализ эпизодов. | Пересказ эпизода. Ответы на вопросы по карточкам. | Умение давать оценку произведения в контексте художественной культуры и традиции. | Прочитать гл.63 шестой части; гл.29 седьмой части. В чем «преступление и наказание» Григория Мелехова? Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова» | |||
58. | Григорий Мелехов и его путь исканий | Урок совершенствования ЗУН | Графическое изображение поворотов судьбы Григория Мелехова. | Характеристика героя. Финал романа, его смысл. | Умение грамотно строить монологическое высказывание | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?» Подготовиться к сочинению. | |||
59. | РР. Сочинение по творчеству М.Шолохова. | Урок обобщения и контроля. | Написание сочинения. | Понимание темы сочинения; Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения. | Дописать сочинение. Чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 1 главы романа. | ||||
60. | М.А.Булгаков. жизнь и судьба. | 6 | Изучение нового материала. | Сообщения учащихся. | Устные ответы на вопросы. Запись лекции. | Умение делать выводы, проводить аналогии. | С.91-95 (учебник) Таблица «Этапы биографии М.Булгакова и их отражение в его творчестве». | ||
61. | Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». | Изучение нового материала. | Анализ глав, пересказ | Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков. Какой смысл этих взаимных отражений?» | Умение анализировать своеобразие композиции, жанра произведения. | Гл.2,16,25,26,31,32, эпилог. Сопоставить «ершалаимские» главы с библейским первоисточником. Найти расхождения. Пилат и Иешуа. | |||
62. | Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. | Комбинирован-ный урок. | Сообщения учащихся. Анализ эпизода. | Игра «Угадай героя по фразе из романа».письменно сформулировать выводы. | Умение делать сравнительный анализ, находить интертекстуальные связи. | Статья учебника «Карнавальный смех сатаны» Составить тезисы. Индивидуальные задания: характеристика сатирических персонажей (Степа Лиходеев, Варенуха, Моков, Аннушка, Алоизий Могарыч и др.) | |||
63. | Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита» | Комбинирован-ный урок | Анализ эпизодов Характеристика героев Сообщения учащихся | Разноуровневые задания (отвечают письменно) | Навыки монологического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы. | Индивидуально: подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты. Выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе. | |||
64. | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | Комбинирован-ный урок | Сообщения учащихся Анализ эпизодов | Анализ эпизодов Характеристика героев. | Совершенствование навыков пересказа | Составить сложный план к одной из тем сочинений (с.119 учебника) | |||
65. | РР. Сочинение по творчеству М.Булгакова. | Контроль ЗУН. Творческая самостоятельная работа. | Сбор материала. Подбор цитат. | Написание сочинения. | Умение раскрыть тему использование цитат и их оформление. Выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении. | С. 120-123. Составить тезисы. Индивидуально: подготовить доклады, связанные с разными периодами жизни Пастернака. | |||
66. | Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь. | 4 | Урок изучения нового материала. | Рассказ учащихся, сопровождающийся чтением стихотворений . | Хронологическая таблица. Опрос творческих групп учащихся, работа над вопросами. | Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества писателя. | Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идет», «Плачущий сад» | ||
67. | Лирика Б. Пастернака. | Совершенствование ЗУН, | Письменный анализ стихотворения (по выбору) | Вопросы учителя. | Умение выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализ стихотворения. | Выучить наизусть стихотворение по выбору. Читать стихотворения из цикла «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется» и др. | |||
68. | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев. | Изучение нового материала. | Сообщения учащихся (образ Ю.Живаго в системе образов романа) | Тесты на знание текста | Формирование умений анализировать и обобщать по теме; Углубить навыки анализа произведения. | Обзорный анализ романа с частичным чтением произведения и «Стихотворений Ю.Живаго» | |||
69. | Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность | Совершенствование ЗУН. | Работа над вопросами с.137-138. Сообщения учащихся. | Опрос по творческим группам. | Формирование умений анализировать и обобщать по теме; углубить навыки анализа произведения. | Подготовиться к письменной работе по творчеству Б.Л.Пастернака. (Работу выполнить дома) | |||
70. | А.П.Платонов. очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа «Июльская гроза» | 2 | Изучение нового материала. | Анализ эпизода . рассказ о писателе. | Хронологическая таблица. Самостоятельный анализ текста. | Умение составлять хронологическую таблицу, цитатный план к художественному произведению. | Анализ рассказов «Фро», «Возвращение» Читать повесть «Котлован» | ||
71. | Проблема поиска истины в повести «Котлован» | Урок совершенствования ЗУН. | Письменный ответ на вопрос: «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?» | Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка ответа на проблемный вопрос. | Умение работать с художественным текстом, выделять проблемные вопросы. | Составить тесты по творчеству А. Платонова. | |||
72. | Лирика периода Великой Отечественной войны. | 1 | Изучение нового материала. | Монологические выступления. | Текущая проверка. | Умение выявлять художественные средства, характерные для лирики военных лет. | Определить основные мотивы М.Светлова «Итальянец» Анализ стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» или «Жди меня» Симонова. | ||
73. | Проза и публицистика военных лет. | 1 | Урок усвоения материала, формирования знаний | Письменный ответ на вопрос. | Самостоятельные выводы по урокам. | Умение отбирать материал, анализировать эпизод, сопоставлять произведения разных авторов. | С.171-176, 186-190 Индивидуальные задания (биография А.Твардовского, по поэме «Василий Теркин» Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о войне. | ||
74. | А.Т.Твардовский. жизненный и творческий путь. | 3 | Изучение нового материала. | Обсуждение прочитанного, анализ эпизодов | План лекции. | Умение ставить вопросы, анализировать эпизод. | С.193-196 Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского о войне, о памяти. | ||
75. | Основные мотивы лирики А.Твардовского | Отработка практических умений и навыков. | Анализ стихотворений. | Составить перечень основных мотивов лирики Твардовского, подтвердить строчками из стихотворений. | Умение анализировать произведение | С. 196-204. Письменные ответы на вопросы. | |||
76. | Поэма «По праву памяти» и ее нравственно-философский смысл. | Урок формирования ЗУН. | Ответы на вопросы, работа с учебником. | Проверка домашнего задания; обоснование своей точки зрения. | Умение сопоставлять тексты; знание биографии поэта в единстве с исторической обстановкой. | Написание сочинения по творчеству А.Твардовского. | |||
77. | Литературный процесс 50-80-х годов. | 1 | Изучение нового материала. | Самостоятельная работа с учебником; ответы на вопросы; обоснование своей точки зрения. | Коллективная проверка домашнего задания. | Знание литературных особенностей эпох «оттепели» и «застоя»; умение проводить параллели и обобщать. | Подготовиться к семинару на тему «Проблематика «военной прозы» (групповое задание) | ||
78. | Герои и проблематика «военной прозы» | 1 | Урок-семинар. | Выступление учащихся с сообщениями. | Оценка за участие в семинаре. | Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, искать истину. | Письменная работа «Мой любимый герой в произведении о войне» Сообщения по творчеству Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Галича, Окуджавы (индивидуально) | ||
79. | Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенный монотеатр. | 1 | Изучение нового материала. Литературный салон. | Выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений, исполнение песен. | Работа в творческих группах. | Умение выступать перед аудиторией, знание творчества поэтов-бардов. | Письменный анализ одного из стихотворений по теме урока. | ||
80. | Поэтическая «оттепель». «Тихая» лирика. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Самостоятельное построение выводов, решение проблемных вопросов. | Опрос, беседа по впечатлениям. | Умение делать выводы, обобщать и систематизировать: понимать современную прозу. | Задание по вариантам.1 – выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей» 2 – составить тезисы по теме «Поэтическая «оттепель» | ||
81. | «Деревенская проза» 50-80-х годов. | 1 | Урок-презентация. | Самостоятельный анализ эпизода. | Опрос по творческим группам. | Умение самостоятельно анализировать произведение, фрагменты произведения. | Творчество В.Распутина: «Прощание с Матерой», «Пожар» (прочитать) | ||
82. | Творчество В.Распутина. повести «Прощание с Матерой», «Пожар», | 1 | Урок обобщения и систематизации полученныхЗУН | Ответы на вопросы. Работа по карточкам. | Опрос. Составление и обсуждение тезисного плана. | Знание особенностей «деревенской прозы». | Индивидуальные и групповые задания к конференции. | ||
83. | Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов. | 1 | Урок-конференция. | Выступление с докладом, рефератом. | Проверка и оценка докладов и рефератов. | Умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений. | Творчество В.Астафьева (сообщение) Художественный рассказ «Царь-рыба» | ||
84. | Художественный мир В.Астафьева. | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН. | Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов. | Фронтальный опрос. | Умение анализировать эпизод. | Прочитать «Старший сын» А.Вампилова «Обмен» Ю. Трофимова. | ||
85. | Ю.Трифонов «Обмен» А.Вампилов «Старший сын». Нравственно-философская проблематика. | 1 | Урок изучения нового материала. | Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино. | Основные положения лекции. Ответы на вопросы по теме. | Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения. | Материал учебника. Содержание лекции. | ||
86. | Н.А. Заболоцкий. Лирика. | 1 | Изучение нового материала. | Анализ стихотворений.. ответы на вопросы по теме. | Проверка выполненных работ. | Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. | Материал учебника. Выучить стихотворение наизусть. Проанализировать стихотворение «Некрасивая девочка» | ||
87. | Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться!» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Анализ стихотворений. Выводы. | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы по теме. | Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. | Материал учебника. Письменный анализ стихотворения. | ||
88. | В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. («Чудик», «Миль пардон, мадам» ) | 3 | Изучение нового материала. | Ответы на вопросы по теме. | План характеристика героя. Основные положения лекции. | Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком. | Материал учебника. Индивидуальные задания. |
89. | Проза В.М.Шукшина. тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «выбираю деревню на жительство» | Совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. | Ответы на вопросы по теме. Анализ рассказов, характеристика героя. | План. Характеристика. Основные положения лекции. Опрос. | Умение дать характеристику героя, анализировать события. | Материал учебника. Подготовиться к классному сочинению. Прочитать повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | |||
90 91. | Сочинение по творчеству В.М.Шукшина. | 2 | Контрольный урок. | Сбор материала. Подбор цитат. Написание сочинения. | Составление плана. | Выражение личностного восприятия проблемы, поднятой в сочинении. | Индивидуальные задания: сообщения «История русской революции в «большой» прозе А.Солженицына. | ||
92. | А.И.Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Усвоение новых знаний | Работа со справочной литературой; доклады; выступления. Конспектирование | Опрос по карточкам. | Знать творческий путь писателя; уметь строить связное высказывание. | Написать письмо Ивану Денисовичу (инд.задание) Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя. | ||
93-94. | А.И.Солженицын Обзор романов. | 2 | Усвоение новых знаний. Лекция учителя. | Составление плана лекции. | Выступление учащихся. | Умение составлять план лекции; обучение работе с критической литературой. | Прочитать рассказ «Матренин двор», Ответить на вопросы учебника. | ||
95. | Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества. | 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника» | Вопросы учителя. | Умение анализировать текст. | Подготовиться к сочинению по творчеству Солженицына и Шукшина. | ||
96. | РР. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына и В.М.Шукшина. | 1 | Письменная работа. | Анализ текста. | Письменная работа на заданную тему. | Умение анализировать текст. | Повести Е.Носова – война без войны. |
97. | Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Работа с текстом произведений . | Проверка знания текстов. | Умение давать монологические ответы. | Читать произведения В.Распутина, В.Астафьева, В. Маканина, Л.Петрушевской. Учебник с.326-327 | ||
98. | Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса. Реалистическая проза. | 1 | Изучение нового материала | Работа над конспектом лекции. | Вопросы учителя и ответы учащихся. | Умение отбирать самое важное для конспекта. | Подготовить сообщение по группам 1 – произведения Распутина; 2 – произведения В.Астафьева 3 – произведения В.Маканина 4 – произведения Л.Петрушевской. | ||
99. | Своеобразие современной реалистической прозы. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Конспект лекции. | Индивидуальная работа. | Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать | Составить план статьи «Реалистическая проза» с. 328-340, подготовиться к беседе. Прочитать «Москва-Петушки»В.Ерофеева и рассказ В.Пелевина «Жизнь насекомых» | ||
100 | Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. | 1 | Урок-презентация | Работа над анализом текста | Индивидуальная работа. | Навыки множественности прочтений произведений, относительности любого утверждения. Выразительность фэнтези, римейка, неореализма. | Письменный ответ на вопрос. Выучить новые термины, подготовиться к беседе по произведениям Т.Толстой, Игоря Губермана. |
101 102 | Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. Проза Татьяны Толстой. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Работа над анализом текста. | Проверка письменных ответов на вопрос. | Умение определять и выделять основные черты эссе. | Подготовиться к заключительному уроку ( «Исповедь читателя») | ||
103 104 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | 1 | Сообщение и систематизация знаний. | Выступление учащихся с «исповедью читателя» | Умение представлять любимую книгу, сопоставлять, сравнивать. | Подготовка к экзамену. | |||
105 | Заключительный урок «Прощай, страна Литературия!» (Урок-бенефис любимых литературных героев) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А.Чалмаева
Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А.Чалмаева...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356056-1385567564.jpg)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/10/picture-544480-1470857040.jpg)
Рабочая программа по литературе для 11 класса по учебнику С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
Адресность программыНастоящая программа по литературе для 11 класса создана для общеобразовательной школы с модульной технологией обучения на основе федерального компонента государственног...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-24468-1623246680.jpg)
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС. 6 класс
Количество часов в неделю – 3.Количество часов в год – 102....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843530-1478334838.jpg)
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-72833-1453744284.jpg)
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Чалмаева В.А., Сахарова В.И., Зинина С.А, 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса к учебнику Чалмаева В.А., Сахарова В.И., Зинина С.А....