Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-teiaticheskoe_planirovanie_6_klass_literatura.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование. Литература. 6 класс. По учебнику Б.Ланина.

п/п

Тема урока, основное содержание

Кол-во

часов

Домашнее

задание

Примечание

1.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 – 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 – 11).

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

1

Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом.

Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»; «Сказание о белгородском киселе».

3.

Русские летописи. «Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24).

4.

Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия.

3

1

Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30).

5.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

2

1

Прочитать статью о И.А. Крылове, вопросы (стр. 34), выучить наизусть одну басню.

Выразительное чтение басни «Ларчик», вопросы (стр.43 вопрос 4).

6.

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Развитие понятия об аллегории.

Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

Инсценировать басню (групповое задание).

Сочинение «Что осуждается в русских баснях?».

7.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

10

1

Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 – 51), составить план статьи; индивид.: рассказать о детстве Пушкина, его семье. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро». Индивид.: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина.

8.

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1

Выразительное чтение стихотворения.

Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка».

9.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.

Роль случая в композиции произведения.

1

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

10.

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

1

Пересказ указанных отрывков.

11.

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

6

1

Устное рисование: какими вы видите Дубровского и Троекурова? Перечитать II и III главы, озаглавить их.

Перечитать главы IV – V, озаглавить их. Пересказать эпизод «Троекуров во дворе Дубровских».

12.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

1

Перечитать главы VI – VII.

Перечитать VIII, IX, X главы, озаглавить их. Приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова).

13.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

Перечитать главы XI – XVI, озаглавить их.

14 – 15.

Контрольное сочинение № 1 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина „Дубровский“».

2

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина.

16.

Анализ письменных работ.

1

Работа над ошибками.

Прочить статью о М.Ю. Лермонтове в учебнике.

17.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

3

1

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.

18.

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

1

Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть стихотворение «На севере диком …».

19.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

Стр. 166, вопросы и задания.

Сочинение по анализу одного стихотворения.

20.

Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

1

Прочитать «Бежин луг».

21.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

2

1

Прочитать статью учебника(стр.167 – 170, 197 – 198). Вопросы стр. 199.

Составить рассказ о героях по иллюстрациям.

22.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

Выразительное чтение отрывков.

Устное рисование: портреты героев.

23.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

2

1

Выразительное чтение стихотворения. Выучить одно стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения.

24.

Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1

Анализ стихотворения, выразительное чтение.

25.

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1

Выразительное чтение стихотворения, одно стихотворение выучит наизусть. Анализ стихотворения.

26.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

2

1

Прочитать стихотворение «Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы II части.

Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами.

27.

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1

Подготовиться к сочинению.

28 – 29.

Контрольное сочинение № 2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

2

Прочитать сказ «Левша».

30.

Анализ письменных работ.

1

Работа над ошибками.

31.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

3

1

Перечитать IV – X главы сказа, выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

Перечитать сказ до конца, составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.

32.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова „Железная дорога“ и сказе Н.С. Лескова „Левша“».

1

Сочинение.

33.

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

1

Прочитать рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др.

34.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

2

1

Ответ на вопрос «Как достигается в рассказах Чехова юмористический эффект?».

35.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть), сделать иллюстрации к стихотворениям.

36.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

1

Прочитать рассказ «Неизвестный цветок».

37.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

1

Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова».

Прочитать «Алые паруса».

38.

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать «Кладовая солнца».

39.

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2

1

Подготовить пересказы истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев (три группы учеников), для желающих – иллюстрации. Выразительное чтение указанного эпизода.

40.

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

1

Отзыв о сказке-были. Подготовиться к сочинению.

Р 41 – 42.

Контрольное сочинение № 3 «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина „Кладовая солнца“».

2

Выразительное чтение стихотворений о войне.

Р 43.

Анализ письменных работ.

1

Работа над ошибками.

44.

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

1

1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору).

2. Прочитать «Последние холода» А. А. Лиханова.

45.

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1

Прочитать «Конь с розовой гривой».

46.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

2

1

Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов.

47.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

 Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“».

1

Вопросы (стр. 106 – 107). Сочинение.

48.

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

2

1

Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 – 148).

49.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

Вопросы и задания (стр. 148 – 149).

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».

50.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла».

51.

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

2

1

Вопросы и задания (стр. 184).

52.

Юмор и его роль  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Прочитать статью учебника (стр. 186 – 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию).

53.

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

2

1

Выучить одно стихотворение наизусть.

Вопросы 3, 4 (стр. 193).

54.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1

Вопрос 5 (стр. 193).

55.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Прочитать статьи учебника (стр. 152 – 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики».

Вопросы и задания (стр. 201).

56.

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

1

Вопросы и задания (стр. 198).

Прочитать статью учебника «Мифы Древней Греции», вопросы и задания (стр. 203). Прочитать мифы о двенадцати подвигах Геракла. Подготовить пересказ одного мифа. Подготовить доклад об истории Олимпийских игр (по желанию).

57.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»,  «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

Прочитать и пересказать миф о двенадцатом подвиге Геракла. Составить план мифа, разбив его на микротемы. Вопрос 3 (стр. 210).

Задания III, IV (стр. 211).

58.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248).

59.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1

Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251).

60.

М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1

Отзыв о романе.

Прочитать статью учебника (стр. 252 – 253), баллады, вопросы (стр. 258).

61.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Прочитать статью учебника (стр. 258 – 260), «Матео Фальконе», вопросы (стр. 277).

62.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм  в произведении.

1

Прочитать «Приключения Гекльберри Финна».

63.

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

2

1

Характеристика героя (письменно).

64.

Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1

Прочитать статью учебника (стр. 279 – 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц».

65.

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча.

2

1

Вопросы (стр. 299).

66.

Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1

Отзыв о произведении.

67

Контрольное сочинение № 4 по зарубежной литературе.

1

68.

Анализ письменных работ.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

1

Работа над ошибками.

Подготовиться к читательской конференции.

Список литературы на лето.

69-70.

Резервные уроки.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 и 6 класса (учебник В.П. Полухина, В.Я. Коровиной и др.)

Данная методическая разработка предназначена для 5 и 6 классов, работающих по УМК под ред. В.Я. Коровиной по литературе....

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...