Зачет №1 по русскому языку 10 Г класс
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Материал для зачета по литературе для 10 Г класса.

Предложены темы сочинений и тестовые задания по

изученным темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_no1_russkiy_yazyk_10_klass.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет №1 по теме  «Лексика и фразеология». Вариант I.

  1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Аня помнила из ра__казов матер__  что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев__зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве___ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю__ый Александр Пушкин.

 Аня в подр__стковом возрасте была н__чем (не)пр__мечательна. Тихоня замкнутая ст__снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу__ствовала себя как рыба.

 С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн__комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к__зались золотистыми (не)натуральными словно нареза___ыми из фольги.

 (На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н__чуть (не)была заинтересована этими щ__голеватыми гимназистами свысока заносч__во посматр__вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

 Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове__о смутили пухлые губки... Нежное лич__ко... Волосы... В ее облик__ было что-то (не)высказа__ое печальное таинстве__ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име__о в эту хрупкую девочку...

 После этой встреч__ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр__сте девушкам нрав__(ть,т)ся разоч__рова__ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра__ий пери__д несколько деревя__ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере__ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине__ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише__ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

 Позже возмужав и пройдя суровую к__в__лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр__восходной дли__ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр__ятен и даже интересен особе__о в мундире.

 Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход__т  избега__т его. Почему? (А.Н. Петров)

  1. Выполните задания
  1. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

  1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?


1)  золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2)  глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3)  глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
4)  глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
5)  каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

  1.  Найдите словосочетания, в которых подчёркнутые слова являются омонимами.

      1) коренной житель – коренной вопрос;

      2) спутник Марса – спутник в дороге;

      3) пачка папирос – пачка балерины;

      4) холодное молоко – холодный взгляд;

      5) крутой кипяток – крутой характер.

 

  1. Определите средства художественной выразительности в примерах:

     1) Люблю я пышное природы увяданье…

     2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

     3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

  1.  Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:

    1) гутарить, компьютер;

    2) поэт, лицедей;

    3) курень, предки (родители);

    4) притаранить (принести), вредный.

6. Определите, какие из названных слов являются архаизмами:

     Чело, дружина, лицедей, нэпман, волость, продналог, перст.

7. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

    Банкротство, имитация, адекватный, имидж.

8. Замените слова описательными оборотами (перифразами):

 

 Море, утро.

9. Определите, какие средства языковой выразительности использованы в предложениях.

1. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин) 2. Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Восемь лет не видел я Горюхина. (А.Пушкин) 4. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. (И.Тургенев) 5. Осенней неги поцелуй горел в лесах… (Н.Гумилев) 6. Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (В.Шукшин) 7. Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом!../ Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) 8. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

Зачетная работа №2 по теме «Лексика и фразеология». Вариант II

  1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Все сроки вышли. Т__нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.

 Хрупкая стройная девушка станов__(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр__двид__ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем__ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр__ятных обстоятельств направля__мая большевиками внутре___яя орда перелома__т хребет царству__щей д__настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!

 И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве__ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!

 По пути в церковь Анна стала ра__казывать Гумилеву свой сон. Ей пр__снилось что будет жить она в убогой обстановк__ (одна)одинеш__нька ветхое единстве__ое одеяло дырявый д__ван изноше__ый узорч_тый халат который (в)течени__ долгого врем__ни будет ее единстве__ой домашней одеждой.

 Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.

 Анна задумалась. Всегдашняя п__чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв__нечном наряде она к__залась еще п__чальней. Лишь глаза бл__стели делая ее лицо пр__красным и одухотворе__ым.

 Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр__вычной бедностью от которой даже не попыта__тся избави(ть,т)ся а ее единстве__ой утв__рью станет потертый чемодан__шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д__ржава (государство)к__лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв__рении (западника)п_(_сс,с)имиста выстро__лось в очереди в тюрьму лагеря к__лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.

 Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн__н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками. (А.Н. Петров)

  1. Выполните задания
  1. Найдите соответствия

1. Омонимы

А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению

2. Омоформы

Б) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения

3. Омофоны

В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы

4. Омографы

Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской

5. Паронимы

Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению

6. Синонимы

Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения

7. Антонимы

Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах

  1. Найдите словосочетания, в которых подчёркнутые слова являются омонимами.

   1) счастливый брак – заводской брак;

   2) корень слова – корень растения;

   3) идут торги – идут часы;

   4) сборка конструкции – сборка на юбке;

   5) звезда эстрады – звезда на небе.

  1.  В каком предложении слово употреблено в переносном значении?


1) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
2) Желтые листья медленно падали на землю.
3) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
4) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
5) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.

 

4. Определите средства художественной выразительности в примерах:

   1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.

   2) Где стол был яств, там гроб стоит.

   3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:

    1) маленький, очи;

    2) воевода, гимназия;

    3) облом, опричник;

    4) ликбез, лентяй.

6. Определите, какие из названных слов являются историзмами:

    Урядник, пиит, зерцало, боярин, око, гридница, град.

7. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

    Презентация, креативный, инертный, интерпретировать.

8. В каких примерах встречаются контекстуальные антонимы? Запишите их.

А) Речи что мед, а дела что полынь. б) Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает.

В) Час побережешься – век проживешь. г) На печи не храбрись, а в бою не трусь. д) Счастье – это всего лишь отсутствие несчастья. е) Речи как снег, а дела как сажа.

9. Укажите предложения, в которых использованы эпитеты. Выпишите их вместе с определяемым словом.

1. Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду. (С.Есенин) 2. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (В.Солоухин) 3. Гряды синеющих холмов / И груды белых облаков / На фоне мраморного неба. (М.Волошин) 4. На окне, серебряном от инея, / За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин) 5. В бездонном небе легким белым краем / Встает, сияет облако. (И.Бунин) 6. О пальцы гибкие, начните / Очаровательный урок. (О.Мандельштам) 7. Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов, / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов. (А.Ахматова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс зачет №1

русский язык 8 класс зачет №1...

русский язык 8 класс зачет №2

русский язык 8 класс зачет №2...

русский язык 8 класс зачет №3

русский язык 8 класс зачет №3...

русский язык 8 класс зачет №4

русский язык 8 класс зачет №4...

Теоретический зачет . Русский язык. 6 класс.

Зачет по русскому языку. 6 класс....

Зачет №1 русский язык 12 класс

Текст и тестовые задания по теме "Синтаксис простого осложненного предложения",исходный текст для создания сочинения-рассуждения...

Зачет №2 русский язык 10 класс

Темы сочинений и тестовые задания по изученному материалу...