О дружбе и друзьях
план-конспект занятия по литературе на тему

Макарова Надежда Павловна

Конспект НОД Образовательная область "Социально коммуникативное развитие" для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_o_druzhbe_i_druzyakh.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши»

 Тетюшского  муниципального района Республики Татарстан

                  

Непосредственно – образовательная                                                     деятельность

«О дружбе и друзьях».

                                                                                                Воспитатель  высшей

                                                                                  квалификационной категории

                                                                                Макарова Н.П.

                                         

                                                         

                           

                                      Тетюши 2014год

 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Цель: - формирование опыта социального взаимодействия между детьми. 

Задачи:

Воспитательные – формировать доброжелательные  взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам;  поддерживать детскую инициативу; воспитывать товарищество.

 Развивающие – закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; развивать умение  на примере героев сказки правильно оценивать поступки людей; развивать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу 

Образовательные –  формирование социально-коммуникативных качеств; средствами игровой деятельности знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; закрепить использование в речи татарских слов и пословицы.

Целевые ориентиры:

  • Умеет поддерживать беседу о дружбе и друзьях,  высказывает свою точку зрения;
  • Активно и доброжелательно  взаимодействует  с педагогом и сверстниками;
  • Сопровождает творческие и познавательные игры эмоциональной речью, активно рассуждает,
  • Выражает свои эмоции при прочтении татарской сказки  А.Алиша «Чукмар и Тукмар»;

 Методы и приемы

Методы        

Игровые – игры  «Петушиные бои»

Словесные - игры «Да-да-да, нет-нет-нет», «Я начинаю , а вы продолжайте»

Наглядные- Презентация к сказке  

Приемы

Художественное слово, вопросы к детям, слушание музыки.

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
  • Повторение с дошкольниками стихотворений и пословиц о дружбе. Работа над смыслом пословиц.
  • Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
  • Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
  • Разучивание песни «Мы дружные ребята»

Материал и оборудование:

  • Аудиозаписи песен: «Песня о дружбе» Барбарики,
  • муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Дружба крепкая не сломается».
  • Презентация сказки А. Алиша « Чукмар и Тукмар».
  • Шапочки-маски (Заяц, Ежик)

План

  • Организационный момент
  • Введение в тему
  • Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
  • Инсценировка стихотворений
  • Игра «Я начинаю, вы продолжайте»
  • Динамическая пауза
  • Презентация сказки  «Чукмар и Тукмар»
  • Игра «Петушиные драки»
  • Пословицы о дружбе
  • Песня «Мы дружные ребята»

  Содержание организованной  деятельности детей.

  1. Организационный момент.  Воспитатель:

 Собрались все дети в круг  (дети берутся за руки и встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

 Друг  другу подарите,   (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»- скажите.

Здравствуйте, ребята! Исәнмесез баллалар!

Дети: Исәнмесез! .  Дети садятся на стулья.

  1. Введение в тему

 Воспитатель: Ребята, послушайте песенку и скажите о чем она?

(Звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая не сломается » )

 Дети: О дружбе, о друзьях,

Воспитатель: Правильно, ребята.  А кто такой друг?

Дети:  человек, с которым интересно общаться, играть, делиться секретами…  
Воспитатель: Можем ли мы назвать друг друга друзьями? (да).
Могут ли дружить взрослые и дети? (да, могут)
Значит действительно, мы с вами друзья.                                                                    Можно ли прожить без друзей?

Дети:  Без друзей неинтересно, не с кем поговорить, поиграть.                                                                                       Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?

Дети: отвечают

Воспитатель: Дружба, ребята, это когда друзья играют вместе и не ссорятся. А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".  .

3.Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

 Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей).                                                                               Самая частая причина ссор - когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей. Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться?                                                                                                                   (Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой.  Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию).

4. Инсценировка стихотворений.  «Заяц и Ёжик на качелях»

В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей).

- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (ответы детей).

- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы детей).

- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.

2. В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Воспитатель: Ребята,  что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей (уметь договариваться)  

  Чтение стихотворения: « Подарок» - ( Ребенок)

Елена Благинина

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была,

А всё-таки подружке

Лягушку отдала.

Воспитатель: Правильно ли поступила Арина?  Как вы будете вести себя в этом случае чтобы не поссориться? (делиться игрушками) .

 Не надо жадничать. Делитесь с друзьями, если у вас есть интересные игрушки, игры, книги.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в  игру:

  • 5.Игра  «Я начинаю, а вы продолжайте »
    – Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
    – Я сержусь на друга, когда…
    – Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
    – Я грущу, когда… (друг уезжает)
    – Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
    – Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
    – Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
    – Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
    Воспитатель: Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Не ссорьтесь  с друзьями, старайтесь играть с ними мирно. Почаще говорите: давай дружить, давай играть.  
  •  Я приглашаю вас поиграть в игру  «Найди друга»

6.Динамическая пауза.

 Игра «Найди  друга».  (Барбарики. Песня о  дружбе)

Воспитатель:  Пока будет звучать веселая музыка, дети должны танцевать в разных местах , но как только музыка смолкнет, надо быстрее найти своего друга.

 Физкультурная минутка. 
Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь      (встаем в круг)
Вправо – влево повернитесь.  (повороты вправо – влево)
Будем веселиться,                   (хлопки)
Прыгать                                   (прыжки)
И кружиться.                            (кружение)
Много радостных людей       (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем                (подходим к центру)
Про печаль забудем.                (отходим назад).

7. Презентация сказки

Воспитатель: - Ребята, садитесь на стулья,  посмотрите и скажите  к какой сказке иллюстрация?  Слайд №1
Дети:  «Два петуха».
Воспитатель:- Правильно, это сказка «Два петуха».

 Кто написал эту сказку?

Дети:  Абдула Алиш ?

Воспитатель:   Ребята,   сказки А. Алиша переведены на многие языки.

Эту сказку можно прочитать на нескольких языках: татарском, русском, английском.

Воспитатель:  А помните ли вы, как называется эта сказка  по – татарски?

Дети: ( Чукмар белән Тукмар)

Воспитатель: Ребята, какой Тукмар , Какой Чукмар?  ( Балалар, Тукмар нинди? Чукмар нинди?)

Дети: Тукмар  кара әтәч. Чукмар ак әтәч.  (Тукмар белый петух, Чукмар черный петух)

Воспитатель: Кто заботился о  петушках? Скажите по- татарски .

Дети: Әби (бабушка).

Воспитатель: Ребята послушайте сказку.

                        -  Скажите, петушки  умели  дружить? (ответы детей)

                       -  Что говорится о Тукмаре и Чукмаре в конце сказки?

                       - Как вы думаете, почему они стали жить дружно? (ответы детей) 

 Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?                     Дети: Не  надо  драться,  не надо ссориться, нужно делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться о друзьях, играть дружно,..

Воспитатель:   Ребята, а драться хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции и плохое настроение направить в игру?

8.Поиграем в игру «Петушиные драки». А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)

- Ребята,  я вижу, что вам стало весело, интересно, вы соблюдали правила игры , а это очень важно играть по правилам, чтобы не ссорится.  Воспитатель: В сказке «Два петуха» Абдулла Алиш  призывает  детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.
Тот, кто
 умеет  дружить  – не ссорится с другом или подружкой,  делится игрушками, заботится  о друге, ведь –друг (закройте глаза и представьте своего друга)

 Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

 

Друг никогда тебя не обидит,

Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.

И тот, у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

 

И даже когда никого нет вокруг

Незримо с тобою твой лучший друг...  (откройте глаза)

Воспитатель: Вот такой он лучший друг.

Не думайте, ребята,  что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг, лучше новых двух».

- Вы знаете много пословиц о дружбе, давайте вспомним их.

9. Пословицы о дружбе
1. Без друга в жизни туго.

2. Птица сильна крыльями,  а человек дружбой.
3. Дружба, как стекло разобьёшь, не сложишь.
4. Там, где дружат – живут, не тужат.
5. Ссора до добра не доводит.                                                                                                                             6.  Друг за друга держаться – ничего не бояться.                                                                                        7. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
8. Дружба в делах помощница.

9. Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Воспитатель: Ребята, вспомните пословицу о дружбе, которую вы учили в кабинете татарского языка, давайте ее повторим и  переведем на русский язык.

Дустың булмаса – эзлә, тапсаң – югалтма. (Нет друга – ищи, а нашёл – береги).
Воспитатель:  Сегодня мы поговорили о дружбе и друзьях, узнали много нового, еще раз убедились, что без дружбы с друзьями невозможно прожить доброму, хорошему человеку. Споем все вместе песню

                10. «Мы дружные ребята»

1.Девчонки и мальчишки мы весело живем

Друг друга очень любим мы в обиду не даем.

Припев  Мы дружные ребята не ссоримся совсем.                                                                                                                                              Мы дружные ребята скажите это всем.                                                                    

2. Мы строим бабу снежную зимою во дворе

Друг другу помогаем мы в работе и в игре

                Припев

3.Все вместе мы под музыку выходим в хоровод.

Возьмемся  дружно за руки  и каждый запоет.

                Припев  

 Итог :Воспитатель: -Давайте возьмемся  за руки и вместе произнесем слова

Ребята, давайте с друг другом дружить

Ведь имея друга -  хорошо на свете жить!

 Ребята, я желаю вам  иметь в жизни много настоящих, верных друзей .  Запомните дети – дружба дороже всего.

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диспут «О дружбе и друзьях»

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.        Задачи:1.     развивать у детей нравственные качества:·...

Классный час "О дружбе и друзьях"

Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями...

Внеклассное занятие «Дружба и друзья»

Внеклассное занятие «Дружба и друзья»  в 7 классе...

Диспут «О дружбе и друзьях»

Диспут «О дружбе и друзьях»                         Цель – формирован...

Открытый урок "О дружбе и друзьях"

Урок предназначен воспитанникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Дети с умственной отсталостью не понимают, что значит дружить и поэтому задача педагога научить детей помогать друг друг...

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс

Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....