ЕГЭ по литературе: что и как?
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
ЕГЭ по литературе на сегодняшний день, в отличие от государственного экзамена по литературе, который объявлен обязательным для всех выпускников и будет проводиться впервые в декабре 2014 года, является добровольным и ,пожалуй, самым сложным для учащихся. Сложность составляют, прежде всего, сочинения. Писать сочинения всегда представляло трудности для учащихся в курсе общеобразовательной школы, особенно в период, когда экзамен по литературе перестал быть обязательным и ,соответственно, школьники перестали читать. Как же научиться писать сочинения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по литературе 11 класс | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ по литературе: что и как?
ЕГЭ по литературе на сегодняшний день, в отличие от государственного экзамена по литературе, который объявлен обязательным для всех выпускников и будет проводиться впервые в декабре 2014 года, является добровольным и ,пожалуй, самым сложным для учащихся. Сложность составляют, прежде всего, сочинения. Писать сочинения всегда представляло трудности для учащихся в курсе общеобразовательной школы, особенно в период, когда экзамен по литературе перестал быть обязательным и ,соответственно, школьники перестали читать. Как же научиться писать сочинения?
На что же следует обратить внимание при подготовке к сочинению? Начать работу следует с анализа заданий и чтения критериев оценивания сочинений каждой части. При это мы увидим, что задания С-1 и С-3, а также С-2 и С-4 имеют много общего. На выполнение этих заданий следует отводить около 30 минут на каждое и ,разумеется, в рамках экзамена начинать работу на черновике, а потом переписывать на чистовик- слишком большая роскошь.
Большую помощь в написании малых сочинений С-1 и С-3 ( объем - всего 5-10 предложений) окажет внимательное чтение вопроса, приведенного отрывка и последовательное выполнение тестовых заданий, которые сами по себе содержат подсказки. Начинать сочинения надо с формулирования тезиса, а для этого – выделить ключевые моменты в вопросе - задании. Затем подобрать доказательства, привлекая анализируемый отрывок. Очень важно указать авторскую позицию. Для этого можно использовать следующие выражения: по мнению автора…, с точки зрения автора.., автор обращает наше внимание на …, использование данных изобразительно - выразительных средств позволяет автору….
Сочинения С-2 и С-4 призваны показать знания экзаменуемым литературного контекста. Вопросы –задания начинаются, как правило, словами « в каких еще произведениях отечественной классики…» или « кто из русских писателей (или поэтов)…». В этих сочинениях в первом предложении надо дать четкий ответ на поставленный вопрос, назвав авторов и произведения. Это уже даст учащемуся 1 балл. Далее следует обосновать выбор первого произведения ( можно словами - «Я выбираю это произведение, потому что…») и провести сопоставление по названному критерию. Следующий этап - обоснование второго произведения ( например, « В качестве второй позиции можно назвать такое- то произведение, потому что…») и сопоставление его с предложенным авторами КИМа текстом.
Сочинение С-5 – самое большое в составе ЕГЭ (более 200 слов). На написание его надо отвести 100 минут. И опять же, знание критериев оценивания поможет и выполнить задание, и получить хорошие баллы. Ответственный момент – выбор темы. Из трёх предложенных нужно выбрать одну. Здесь сработает принцип: я эту тему знаю лучше, чем остальные. Первая тема формулируется по курсу литературы 9 класса, а также частично 7 и 8 классов, вторая тема - по курсу 10 класса, третья тема – по курсу 11 класса. Как показывает практика, на экзамене чаще всего выбирают сочинения по курсу 10 класса или по произведению большого объема (роман, повесть), реже - сочинения по лирике. В процессе подготовки к этому заданию некоторые учащиеся сосредотачиваются более подробно непосредственно на выбранном курсе, заучивая наиболее характерные цитаты из произведений.
Начинать работу над сочинением С-5 следует с создания его плана. Черновой план поможет проследить развитие основной мысли в работе. План данного сочинения должен содержать вступление, в котором зкзаменуемый формулирует свою исследовательскую задачу, основную часть, где приводятся доказательства и комментарии к ним, и заключение, в котором подводятся итоги сформулированной исследовательской проблемы. Комментируя приводимые доказательства, ни в коем случае нельзя пересказывать содержание произведений. Но следует использовать при анализе термины: образ персонажа складывается из портрета, предыстории, поступков; говорите о роли портретов, диалогов; о высоком романтическом пафосе повествования, отражённый в стиле, особенностях пейзажа и пр. Правильное введение в ткань сочинения терминов (5-6 терминов) приносит дополнительные баллы.
И главное: огромную роль в благополучной сдаче этого экзамена играет практика. Бесспорно, здесь можно перефразировать афоризм: «Чтобы научиться кататься на велосипеде, на велосипеде надо кататься» - «Чтобы научиться писать сочинения, сочинения надо писать». И чем раньше школьники начнут это делать, тем выше будет результат на экзамене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...