"Веснянка"
методическая разработка по литературе на тему

Григорьева Ирина Анатольевна

Сценарий интегрированного урока-праздника для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_vesnyanka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок-праздник в 5-6 классах

 «Весняночка»

(с использованием технологий группового, интегрированного обучения, игровых технологий, ИКТ)

  1. Вступление (создание атмосферы праздника, эмоциональный настрой, включение учащихся  в работу)

1.Звучит народная весенняя песня и  зале появляются исполнители в народных костюмах (группа совместно с учителем музыки Мосягиной Е.Л.)

2. Чтение стихотворений весенней тематики

(песня заканчиваются и исполнители произносят):

                                  Ой, бежит ручьем вода,

                                  Нету снега, нету льда.

                                  Ой, вода, ой, вода,

                                  Нету снега, нету льда.

                           

                                  Прилетели журавли

                                  И соловушки мои.

                                  Журавли, журавли

                                  И соловушки мои.

                         

                                  Мы весняночку поем,

                                  Весну красную зовем.

                                  Мы поем, мы поем,

                                  Весну красную зовем.

3.Выходят 2 ведущих, которые поочередно произносят:

1.

 Благослови, мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну закликати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

2.  

Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

1.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

2.

Ох, и длинны зимы в России! По этому поводу еще Пушкин сокрушался: «…полгода снег да снег.

Ведь это, наконец, и жителю берлоги – медведю надоест…»

1.

А уж людям как надоедает слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

4.Появляются 2 учителя в костюмах Зимы и Весны (театрализация)

Зима.

С Весной Зимушка повстречалася,

О здоровьице все справлялася.

Весна.

Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.

Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна.

Потому что ты – больно лютая

И холодная и голодная.

Я же теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Выгляни, солнышко из-за гор-горы,

Выгляни, красное, до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко, девицу-весну?

Зима.

Не уйду я, не уйду.

Как такую красоту

Вы решилися прогнать да еще и проклинать

Ещё вволю не натешилась,

Не напелась

II.  Знакомство с темой урока, определение задачи и путей ее решения

(выходят 2 учеников –соведущих):

1. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

2. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд – закликание весны. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего солнцеворота. Сегодня мы познакомимся с ним.

1. Приглашаем вас, ребята, на необычный урок – игру, с необычным названием – «Весняночка», на котором перед вами будет стоять сразу несколько задач, которые вы будете решать в составе малых групп под руководством учителей литературы, технологии, музыки. Но каждой группе предстоит  знакомство с народным обрядом встречи весны

* Ведущие разъясняют порядок работы, который предполагает:

- деление на малые группы под руководством учителей предметников:

1. «Литературную» (руководитель – учитель словесности)

Цель работы:

А) познакомиться с русской традицией и с обрядом  встречи весны;

Б) поставить мини-спектакль на основе полученных знаний об обряде встречи весны с использованием пальчиковых кукол.

2. «Умелые ручки» (руководитель – учитель технологии у мальчиков)

Цель работы: а) узнать, что такое ветрячки;

б) познакомиться с технологией их изготовления;

в) изготовить ветрячки;

г) представить результаты работы группы.

3. «Музыкальная » (руководитель – учитель музыки)

Цель работы:

А) познакомиться с  текстами закличек-веснянок, манерой их исполнения;

Б) разучить 1-2 заклички, подготовиться к их исполнению;

В) представить результат работы группы.

4. «Кулинарная» (руководитель – учитель технологии у девочек)

Цель работы:

А) познакомиться с технологией выпечки жаворонков;

Б) украсить выпеченных жаворонков;

В) представить результат работы группы.

III. Работа в составе малых групп.

IV. Представление результатов работы малыми группами

1.«Литературная»

А)Организация работы в группе

- знакомство с обрядом;

- распределение ролей;

Б)  Подготовка мини-спектакля «Весну зовем», текст которого представляет собой информационные «мостики» для выступления каждой из малых групп.

Примерное содержание мини-спектакля «Весну закликаем»

Ведущий: Зима, зима!.. Как же ждут люди ее окончания, торопят приближение весны. Вот даже и обряды разные придумали. Масленицу, например. Отшумела веселая Масленица, чучело сожжено, а весна все не вступает в свои права. И тогда люди решили, что нужно зазывать весну, и она непременно придет. Так родился новый обряд, о котором я, нет, мы вам и расскажем.

(обращается к куклам – бабке и деду)

Дед напевает:

- Ой мороз, мороз, не морозь меня…

Дети:

- Здравствуйте, добрые хозяева, как живете-поживаете

Бабка и дед:  Ну здравствуй, гостья дорогая.

Дед: Вот весны ждем не дождемся, да без дела не сидим.

Бабка: на дворе уж марток, и я вот из остатков пшеничной и овсяной муки пеку маленькие шарики

Дед: А потом мы каждый день будем выбрасывать по одному шарику на улицу для батюшки мороза.

Вед. Так в марте поступали многие хозяйки, угощая мороз и приговаривая:

 Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру-поздорову.

Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.

  1. Появляются шумные куклы-детишки, они шалят и смеются

Дед: Ну будет вам шуметь! Что так рано с улицы убежали?

Дети 1: Да холодно ведь еще.

Дети 2: Вот ведь уж март, весна должна начаться, а холодно. Надоело

Дед: Эээ, я смотрю: вы секрета мартовского не знаете!

Дети 1: Не знаем!

Дети 2: Да какой же секрет?

Бабка: Ну как, дед, расскажем?

Дед: Март, он не простой, особенный. Он день удлиняет, а 22 марта вообще чудо происходит.

Бабка:

Да уж, день этот называют днем весеннего равноденствия и солнцеворота.

Дед: А еще  по народным  поверьям именно  в этот день, 22 марта, прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

Ведущий. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне.  

Дед: А ну, угадайте, что за птицы были?

 Вот вам подсказки

Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.        (грач)

Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.          

Сама птичка мала, а за морем была.                                    (ласточка)

Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку».                      (кукушка)

Вед. Но больше всего крестьяне  любили звонкого певца -  жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.

1.

 Зима недаром злится –

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

2.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Бабка:  А потому 22 марта по народному календарю день – «ЖаворОнки».

И начинались в марте заклички весны, настоящий праздник.

Дед: А какой праздник без забав?

Дети 1: Какие, дедушка, забавы?

Дед: Да самые разные. Ветрячки, например.

Дети 1: Ветрячки? А что это?

Ведущая: А вот что это мы сейчас узнаем да еще и увидим.

2. Выступление 2 группы (руководитель – учитель технологии), представляют результат своей работы – ветрячки

(продолжение спектакля)

Дети: Расскажи еще, деда!

Дед: Ну еще, так еще. Помните, о птицах, приносящих весну, я вам рассказывал? Так вот. Их принято зазывать потому, что они спутники весны, а потому птицы становились главными героями этих обрядов.

Бабка: ДА! ИХ лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой.

Вед. А в наши дни эти символы весны можно сделать… А впрочем, вы сейчас узнаете об этом из выступления следующей группы

3.Выступление 3 группы (руководитель – учитель технологии у девочек) и представление результатов работы- печеные жаворонушки

Бабка: А еще, внучата, 22 марта,  когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме хозяйки  пекли из теста – жаворонков или куличков, мазали их сладким душистым медом. В некоторых русских губерниях принято было даже вкладывать внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки.

Вед. А чем же мы хуже! У нас тоже сдобные птички есть! Убедитесь сами!

  1. Выносят корзинки (тарелки с птичками).

Дети 2: А дальше? Ч то было дальше?

Дед: А дальше нарядные девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели веснянки

Вед. То есть маленькие песенки, приуроченные к весне - пробуждению природы, первому теплу, яркому солнцу, быстрым ручейкам, прилету птиц. Словом, ими встречали весну. Они и сегодня прозвучат!

4.Выступление 4 группы (веснянки) (руководитель учитель музыки , представление результатов работы - исполнение закличек).

Бабка: Не обходился этот обряд без выкрикивания  закличек! Ведь весну именно кликали.

Дети1: Как это?

Вед. Кликать, т.е. зазывать. Слушайте сами!

Дед: Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи, которыми замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.

Бабка:   И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы.

V.Завершение работы

Ведущие - ученики:

 И пусть сегодня наша весна вступит в свои права. Примите угощенье – жаворонков, не  спешите их попробовать. Пусть сначала они помогут нам всем вместе призвать весну.

 Давайте произнесем последнюю  закличку, повторяйте за мной каждую строчку.

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

VI. Домашнее задание: сочинение –миниатюра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник -Веснянка

Празднично - игровая программа для детей младшего и среднего школьного возраста, дает представление детям о весенних обычаях и традициях русского народа, развивает познавательный интерес к национальны...

Праздник "Веснянка 2012"

Сценарий праздника для девочек начальных классов...

Конспект фольклорного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Веснянка"

Конспект фольклорного праздника для детей младшего дошкольного возраста и их родителей "Веснянка"....

Изготовление куклы оберег Веснянка

Дорогой друг! Если ты любишь заниматься творчеством, делать подарки друзьям и близким своими руками, то эта книга для тебя. Она поможет тебе создать веселую, задорную куклу Веснянку, символизирующую н...

"Юные веснянки" сценарий к 8 марта

Сценарий к 8 марта для мам и бабушек...