Рабочая программа по литературе 6 класс. Учебник В.П. Полухиной. 2014-2015 уч.г.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Виктория Николаевна Ганеева

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_6_klass_2014-2015uch.g.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Рабочая программа

курса « Литература»

в 6 классе

2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2010). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; учебно-методические средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

    освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

    овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

    основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выявлять авторскую позицию;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел III. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи/

сочинения

Контрольные работы

Вн.чтение

Введение

1

Устное народное творчество

3

1

1

Из древнерусской литературы

1

Из русской литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

30

5

1

2

Из русской литературы 20 века

20

3

2

3

Из зарубежной литературы

12

7

ИТОГО:

68

9

3

13

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инт­нации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие пон­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Клайв Льюис. Рассказ о писателе. «Хроники Нарнии». «Лев, колдунья и платяной шкаф» как христианское богословие для детей.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Список стихотворений для заучивания наизусть:

Автор:

Название:

1

И. А. Крылов

«Листы и корни»

2

И. А. Крылов

«Ларчик» , « Осёл и Соловей» (на выбор)

3

А. С. Пушкин

«Зимнее утро»

4

А. С. Пушкин

«Узник», « И. И. Пущину» (на выбор)

5

М. Ю. Лермонтов

«Тучи»

6

М. Ю. Лермонтов

«На севере диком..», «Утёс» (на выбор)

7

Н. А. Некрасов

«Железная дорога» (вступление)

8

Ф. И. Тютчев

«Неохотно и несмело…»

9

А. А. Фет

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

10

Е. А. Баратынский

«Весна,весна! Как воздух чист!...»

11

А.А. Блок

А. А. Ахматова

«Летний вечер»

«Перед весной бывают дни такие…»(на выбор)

12

13

Стихотворения о ВОВ (два на выбор)

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIIIвека

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIXвека

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XXвека

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Раздел V. Учебно-методические средства обучения.

Основная литература:

УЧЕБНИК: ЛИТЕРАТУРА. 6  КЛАСС. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор-составитель Полухина В.П. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература:

Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 6 кл. / Авт.-сост. Полухина  В. П. – М.: Просвещение, 2009.

Литература : 6 кл.: Метод. советы / Полухина В. П. – М.: Просвещение, 2003.

Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс./ Егорова Н. В. – М.: ВАКО, 2007.

Поурочное планирование по литературе: 6 класс./ Ерёмина О. А. – М.: Экзамен, 2008

Раздел VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата

(уч.

нед.):

урока

п/п:

№ по

теме:

Тема:

Контроль:

1

1

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

2

1

Вн.чт. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Вн. чт.

2

3

2

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

4

3

Р.р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Сочинение

№ 1

3

5

1

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.

6

1

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне.

4

7

1

И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик».

8

2

И. А. Крылов. «Осёл и соловей».

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Сочинение

№ 2

5

9

1

А. С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению (ОВЧ).

10

2

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения.

Сочинение

№ 3

6

11

3

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средство создания художественных образов в лирике Пушкина.

12

4

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Роль антитезы в повести. Роль случая в композиции произведения.

7

13

5

А. С. Пушкин. «Дубровский» Картины жизни русского барства.

14

6

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» и его роль в произведении.  

8

15

7

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.Развитие понятия о композиции художественного произведения.

16

7

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский»».

9

17

1

М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения.

18

2

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «утёс», «На севере диком…». Тема одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

10

19

3

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.

Сочинение №4

20

1

Контрольная работа за 1 триместр.

Контр.

работа №1

11

21

1

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг»

22

2

Духовный мир крестьянских детей. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

12

23

1

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Роль антитезы в стихотворении.

24

2

Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

13

25

1

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

26

2

А. А. Фет. «Ещё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

14

27

1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Тютчева и Фета

Сочинение №5

28

1

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда.

15

29

2

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

30

3

Вн .чт. Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка».

Вн. чт.

16

31

1

Н. С. Лесков. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие. Талант, патриотизм русского человека из народа.

32

2

Н. С. Лесков. «Левша». Изображение представителей царской власти. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. 

17

33

3

Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н. С. Лескова «Левша»».

Сочинение № 6

34

1

Вн.чт. А. П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.  

Вн. чт.

18

35

2

А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

36

1

Стихи русских поэтов 19 в. о родной природе. Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…». Развитие понятия о лирике.

19

37

1

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».

38

1

Вн.чт. А. С. Грин. «Алые паруса»

Вн.чт.

20

39

1

Контрольная работа за 2 триместр

Контр.

работа №2

40

1

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

21

41

2

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия.

42

3

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»».

Сочинение №7

22

43

1

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов «Сороковые» и др.

44

1

Вн. чт. А. А. Лиханов «Последние холода». Дети и война.

Вн. чт.

23

45

1

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

46

2

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

24

47

1

В. Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

48

2

Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

25

49

3

Р.р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Г. Распутина».

Сочинение №8

50

1

Н. М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

26

51

1

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

52

1

Стихи поэтов 20 века о родной природе. А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Мелколесье, степь и дали…»

27

53

1

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Р.р. подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

Сочинение №9

54

1

В. М. Шукшин «Срезал», «Критики».

28

55

1

Вн.чт. К. Кулиев. Г. Тукай. Тема Родины и народа. Любовь к малой родине, верность традициям народа.

Вн. чт.

56

1

Контрольная работа за 3 триместр

Контр.

работа №3

29

57

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Вн. чт.

58

1

Геродот «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

30

59

1

Вн. чт. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.

Вн. чт.

60

1

Вн.чт. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Вн. чт.

31

61

1

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

62

1

Вн. чт. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт есественной жизни и цивилизованного общества.

Вн. чт.

32

63

1

Вн. чт. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».

Вн. чт.

64

Вн.чт. К.Льюис . «Хроники Нарнии». «Лев, колдунья и платяной шкаф»

33

65

1

Вн.чт. К.Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Вн. чт.

66

1

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Вн. чт.

34

67

2

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Вн.чт.

68

1

Урок-викторина. Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе 5 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и программы общеобразовательных учреждений «Ли...

Рабочая программа по литературе 7 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений &la...

Рабочая программа по литературе 10-11 классы. Учебник В.И. Коровина. 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по литературе для 10- 11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...