Интеллектуальный турнир "Умники и умницы" (7 класс)
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Предлагаемый  материал - урок-обобщение по ранним рассказам А.П.Чехова. Рассчитан на два часа, аудитория - учащиеся 7 класса. Подробно описана подготовка к занятию, методика проведения турнира, даны задания, вопросы  и ответы на них для умников и теоретиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_turnir_umniki_i_umnitsy.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный турнир «Умники и умницы»

(Урок-обобщение по ранним рассказам А.П.Чехова.

Материал рассчитан на два часа в 7 классе).

Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», - скажу: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят, желание работать творчески.

Организация викторин типа «Звёздный час», «Умники и умницы» на литературном материале способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре. Учитель же получает возможность в ненавязчивой форме выявить знание текста.

Предлагаемый материал – урок-обобщение по ранним рассказам А.П.Чехова. Почему именно Чехов? Следующая встреча с творчеством великого писателя у этих детей-семиклассников состоится в самом конце 10 класса. Временной промежуток большой! Вот и хочется мне, чтоб ребята запомнили раннее  творчество Чехова, чтоб захотелось им перечитать изумительные творения писателя не к уроку, а просто для души.

Оформление урока:

● красочный плакат «Умники и умницы»;

● три дорожки: красная, жёлтая, зелёная;

● ордена Шёлкового умника;

● портрет А.П.Чехова;

● фотогазета «А.П.Чехов в фотографиях современников»:

● плакаты с высказываниями:

Чехов – это Пушкин в прозе (Л.Н.Толстой)

Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут (А.П.Чехов)

Искусство писать состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычёркивать плохо написанное (А.П.Чехов)

Моделирование ситуации игры начинается с установления определённых правил.

Напоминаю правила интеллектуального турнира.

Турнир состоит из трёх этапов (агонов).

Девять умников (агонистов) отвечают на вопросы ведущего (учителя). Если агонист затрудняется ответить или ответ его неверен, неполон, ведущий обращается к зрителям (теоретикам).

Теоретики получают за правильный ответ орден Шёлкового умника. Зрители-теоретики, набравшие наибольшее количество орденов, также становятся победителями.

Агонисты, не прошедшие свои дорожки, то есть не ответившие на вопросы ведущего, становятся теоретиками.

Оценивает турнир жюри (ареопаг). Членами ареопага были учащиеся 10А (социально-гуманитарного) класса. (Кстати, замечу, как они тоже живо реагировали на вопросы ведущего, внимательно слушали ответы ребят – турнир им нравился).

Каждый агон заканчивается вопросами теоретикам. Отвечать могут и агонисты.

После первого и второго агонов – две  небольшие театральные паузы. Представлены спектакли-миниатюры по рассказам А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и «Репетитор». Создатели – ребята этого же класса.

Всем учащимся были предложены рассказы А.П.Чехова для внимательного чтения. Рассказов девять:

«Смерть чиновника»

«Толстый и тонкий»

«Хирургия»

«Хамелеон»

«Злоумышленник»

«Тоска»

«Переполох»

«Беззащитное существо»

«Каштанка»

За неделю до интеллектуального турнира умники получили домашнее задание. Выполнение его и обусловило выбор дорожки на турнире.

Зелёная – четыре этапа, то есть задаётся четыре вопроса, в ответах допускаются две ошибки или две неточности.

Жёлтая – агониста ожидают три вопроса, допустима одна ошибка или одна неточность.

Красная – самый короткий путь к победе, ибо агонист должен ответить всего лишь на два вопроса. Но здесь наибольший риск: нельзя ошибаться.

Первый агон.

Домашнее задание для розыгрыша дорожек: написать письмо литературному герою А.П.Чехова (из предложенных учителем девяти рассказов).

Агонисты читают свои письма. Ареопаг оценивает, дорожки распределяются.

Зелёная дорожка. Вопросы и задания.

 - Вы встретились с другом своего детства на вокзале Николаевской железной дороги. Вы женаты (жена – худенькая женщина с длинным подбородком), у вас есть сын (высокий гимназист с прищуренным глазом.)

Кто вы? Откуда? Назовитесь. («Толстый и тонкий», я – тонкий, Порфирий).

● А.П.Чехов описывает вас так: «Тонкий…только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

 Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительны? (Навьючен. Вьюк – это поклажа, перевозимая на спине животных. Значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, узлами, картонками, он жалок.)

● Услышав о звании Толстого, вы сильно изменились (поведение, поза, внешность, речь.)

Припомните, как? Какие чувства испытываете вы к своему герою? (Я побледнел, окаменел, лицо моё искривилось улыбкой… я вдруг съёжился, сгорбился, сузился… поклажа моя тоже съёжилась… длинный подбородок моей жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся и застегнул все пуговицы мундира; я стал хихикать: «Хи-хи-с. Очень приятно-с!» Мне стыдно за этого человека. Так унижаться, чувствуя себя маленьким, ничтожным.)

● Назовите отрицательные черты, присущие вашему герою. (Чинопочитание, подхалимство, угодничество.)

● В финале рассказа мы читаем: «Толстый хотел было возразить что-то». Возразил? Каким словом передаёт писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого? (Нет, не возразил. На лице у меня было столько благоговения, сладости, почтительности, что тайного советника, извините, стошнило.)

Жёлтая дорожка. Вопросы и задания.

- Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимаете вы, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунсовой  жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице у вас выражение чувства долга и приятности.

Ваше имя? Откуда вы? (Я фельдшер Курятин, герой рассказа «Хирургия».)

●Фамилии у А.П.Чехова  вовсе не  случайные. Они говорящие. О чём говорит ваша фамилия? Какие ассоциации вызывает? (Куриная слепота, мокрая курица – вот ассоциации, которые она вызывает. Человека жалкого представляю, когда слышу выражение «мокрая курица».)

Учитель: Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким».

●В рассказе вы, фельдшер Курятин, дважды даёте определение одному понятию, и всякий раз по-разному. О каком понятии идёт речь? Какие даются определения? (Хирургия – пустяки, когда начинаю удалять зуб дьячку; хирургия не шутка, когда чувствую затруднение при удалении зуба.)

●Назовите отрицательную черту, присущую вашему герою. (Чинопочитание.)

Учитель: Сам Чехов никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но выше этого как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь». Антон Павлович шутил по поводу своей клиентуры: «… лечу в аристократических домах. Например, сейчас иду к графине Келлер лечить…её повара, а к Воейковой – лечить горничную».

Красная дорожка. Вопросы и задания.

- Вы идёте через базарную площадь. У вас новая шинель, в руке узелок.

Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа. (Полицейский надзиратель Очумелов, герой рассказа «Хамелеон».)

● Рассказ назван «Хамелеон». В книге Брэма «Жизнь животных» читаем: «Хамелеон издавна привлекал к себе внимание наблюдателей … замечательной особенностью – именно способностью произвольно менять свою окраску…» Какие превращения переживаете вы? Вспомните ту деталь, которая подчёркивает эти ваши превращения. (Шинель – это как окраска хамелеона. Очумелов её то снимает, то надевает. Его бросает то в жар, то в холод: и генералу надо угодить, и авторитет сохранить.)

●Припомните, какая деталь говорит о том, что  событий в этом маленьком провинциальном городке происходит мало, жизнь течёт спокойно? История с собакой вносит какое-то разнообразие в такую жизнь. (На площади ни души… Двери давок и кабаков открыты, но и здесь никого, нет даже нищих. После крика Хрюкина из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада собирается толпа зевак, всё какое-то разнообразие.)

Вопросы теоретикам.

●Толстого А.П.Чехов описывает так: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

О чём эта деталь говорит? (Человек богатый, состоятельный, довольный жизнью. От него пахло не «кофейной гущей», а хересом (сорт крепкого виноградного вина.)

●Что вынимает дьячок Вонмигласов из красного платочка и с поклоном кладёт перед фельдшером? (Просфору.)

Учитель: Просфора или просвирка – белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто её съест – на того сходит божья благодать.

●В какое время года происходит описанное в рассказе «Хамелеон» событие? Докажите. (В жаркий летний полдень: решето с конфискованным крыжовником, надзиратель говорит о жаре такой, какая бывает перед дождём.)

●Ещё один герой рассказа – полицейский Елдырин. Какова его должность, чем он занимается? (Городовой, обычно наблюдает за порядком на улице.)

●Согласно рассказу золотых дел мастера Хрюкина его укусила собака. Какой породы и масти она была? (Белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине.)

●Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Очумелова? (С ума сойти, очуметь=одуреть.)

●Какого человека называют хамелеоном? (Человека, который меняет свои убеждения сообразно с обстоятельствами для своей выгоды.)

Заканчивается первый агон спектаклем-миниатюрой по рассказу «Толстый и тонкий».

Агон второй.

Вызывается следующая тройка агонистов. Домашнее задание для розыгрыша дорожек: написать письмо от имени литературного героя А.П.Чехова – из предложенных учителем девяти рассказов.

Зелёная дорожка. Вопросы и задания.

-Вы молоденькая, благовоспитанная, чувствительная девица, дочь учителя, живёте в гувернантках у людей богатых и знатных.

Кто же вы, милая барышня? (Машенька Павлецкая из рассказа «Переполох».)

●Что же явилось причиной переполоха в доме Кушкиных? (У барыни пропала брошка в две тысячи.)

●Какие чувства переживали вы, узнав про обыск в своей комнате? (Как это унизительно! Чувство обиды, оскорбления человеческого достоинства, стыда, страха.)

●Чехов пишет о Николае Сергеевиче (кстати, кто это?), что «…этот… нерешительный человек ровно ничего не значил в доме. Он играл жалкую роль приживала и лишнего человека даже у прислуги; извинение его тоже ничего не значило». На какие положительные черты характера, присущие этому герою, вы обратили внимание? Что ценит он в вас? (Николай Сергеевич – муж барыни. Ему стыдно за действия жены, потому он и извиняется. Николай Сергеевич ценит, мне кажется, умение оскорбляться, презирать. Он трогательно прощается со мной, говорит, что с моим уходом во всём доме не останется ни одного человеческого лица.)

●Фамилия Мамиков вам ничего не говорит? (Как же, это домашний доктор хозяйки. Произносит всего три фразы сладким голосом, улыбается так же сладко. Место своё тёплое терять не хочет.)

Жёлтая дорожка. Вопросы и задания.

- У вашей героини жизнь не очень счастливая. Она потерялась и теперь скитается по улицам. Изредка останавливается и старается дать отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась. Она озябла, хочет есть.

Назовите её. (Каштанка же, конечно.)

●Героиню рассказа называют по-разному. Как? Почему А.П.Чехов не написал наоборот? (Да, по-разному. Столяр и Федюшка – Каштанкой, Незнакомей – Тёткой. Столяр и Федюшка роднее Каштанке.)

●В рассказе Чехов приближает чувства собаки к чувствам человека. Как это ему удаётся? (Много глаголов, которые характеризуют состояние человека, а в рассказе это о собаке: старалась дать отчёт, отлично помнила, стала горько плакать, грусть подкрадывалась к ней и овладевала ею, стала думать.)

●Видимо, собачье имя Каштанка нравилось Чехову. Вспомните рассказ, где мы встречаемся с Каштанкой. (Рассказ «Ванька». Каштанка у деда Константина Макарыча.)

Учитель: На даче у А.П.Чехова была собака Каштан.

Красная дорожка. Вопросы и задания.

-Вы женщина беззащитная, слабая, болезненная, бедная, только и кормитесь жильцами.

Вы, конечно же… (Госпожа Щукина из рассказа «Беззащитное существо».)

●Вы обратились в учреждение с прошением вернуть вычтенные из жалованья вашего мужа 24 рубля 36 копеек. Расскажите, к кому вы обращались и вернули ли вам деньги? Как вам это удалось? (Я обращалась к господину Кистунову, к служащему Алексею Николаевичу, к бухгалтеру. Деньги отдал Кистунов. Я настойчиво пыталась разжалобить Кистунова; Алексея Николаевича я припугнула адвокатом.)

●Что делает рассказ смешным? Назовите эти детали. (Действительно, рассказ смешной. Смешно уже название рассказа, рядом моя фамилия; писатель изобразил меня похожей на большого навозного жука; красная как рак; глупа, как сивый мерин; служащие приняли по двадцать лавровишнёвых капель.)

Вопросы теоретикам. 

●От какой мысли Машеньку бросило в жар, стало стыдно, и от всего этого-то страха, стыда, от обиды – началось сильное сердцебиение? (От мысли, что её маленькая тайна – прятать сладости – по старой институтской привычке – уже известна хозяевам.)

●Хозяйка дома говорит, что не потерпит в своём доме воров и найдёт брошку. Это случится? (Нет, брошку у жены взял Николай Сергеевич.)

●Назовите породу Каштанки. Имеет ли это в рассказе какое-либо значение? (Помесь таксы с дворняжкой, а ведёт себя, чувствует благородной собакой. Каштанка благородна в душе.)

●Какие ассоциации вызывает у вас имя Каштанки? (Каштанка – каштановый цвет, цвет огня; ласковое имя, от него веет теплом; это имя не крикливое, а тихое, доброе.)

Заканчивается второй агон спектаклем-миниатюрой по рассказу «Репетитор».

Агон третий.

Домашнее задание для розыгрыша дорожек: представить разговор с литературным героем или взять у него интервью. (Герои из предложенных учителем девяти рассказов.)

Зелёная дорожка. Вопросы и задания.

-Вы живёте в Петербурге. Хорошо знаете город. Много раз проезжала по его улицам. Бедны. Одиноки, хотя вокруг вас всегда много людей разного сословия и возраста. Чехов так пишет о вашем состоянии: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина». Вы равнодушны ко всему, но так было не всегда.

Представьтесь, пожалуйста. (Извозчик Иона Потапов, рассказ «Тоска».)

●Несколько раз пробуете вы рассказать о своём горе. Сколько раз и кому?

(Сначала пытаюсь рассказать военному в шинели; затем молодым людям; наконец, молодому извозчику.)

●Вы, конечно, обратили внимание, что всем людям, которым хотите рассказать о своём горе, присуща одинаковая черта характера. Какая? (Безразличие к человеку, к чужому горю.)

●Ионе Потапову о многом хочется сказать (болезнь сына, похороны, история дочки Анисьи). С кем, по вашему мнению, лучше всего говорить? Почему? (С бабами… ревут от двух слов. Слушатель должен охать, вздыхать, всхлипывать.)

●Наконец извозчику удаётся излить свою душу. Кто является вашим молчаливым слушателем? Почему? (Лошадь. Слушает, дышит на руки своего хозяина. Может быть, она мне сочувствует. Наверное, жалеет по-своему.)

Жёлтая дорожка. Вопросы и задания.

-В один прекрасный вечер вы сидели во втором ряду кресел и глядели в бинокль «Корневильские колокола». Вы глядели чувствовали себя на верху блаженства. Но вдруг…

 Вы себя узнали? Что с вами произошло? (Иван Дмитрич Червяков, рассказ «Смерть чиновника». Я чихнул.)

●Итак, пустяк. Люди не умирают оттого, что чихают. Но с вами – другое дело. Вспомните, как пустяк постепенно разросся в ваших глазах в страшное дело. Что с вами происходило? (Я сконфузился, забеспокоился, прошу прощения; вторично извиняюсь, в третий раз извиняюсь – и изгоняюсь вон; внезапно умираю.)

●Как вёл себя генерал Бризжалов при встречах с вами? Можно ли его в чём-либо упрекнуть? (Поведение генерала не вызывает упрёков: он удивлён, как можно из-за пустяка дважды и трижды обращаться с извинениями. В четвёртый раз он накричал и выгнал – это естественная реакция.)

●Что же явилось причиной, извините, вашей смерти? (Я маленький чиновник, привык на любого начальника глядеть со страхом, так как моё будущее зависит от их милости или немилости. Я решил, что такой казус (чих!) не простит ни один начальник, а значит, конец моей карьере, голодная смерть.)

Красная дорожка. Вопросы и задания.

-Вы бедный крестьянин, в ответ на обвинение в уголовном преступлении рассказываете об особенностях ловли разных рыб.

Ваше имя? (Денис Григорьев, рассказ «Злоумышленник».)

●Так почему же именно гайку выбрали вы для грузила? (И тяжёлая, и дыра есть.)

●Существует выражение «Смех сквозь слёзы». Что в характере вашего героя показалось вам смешным, а что горестным? (Смешно поведение Дениса, его объяснение: вот если б рельсу унёс, бревно поперёк ейного пути положил; гайки хранит под сундучком, на дворе в сенях… Горечь – темнота, не6вежество, бедность Дениса; он бос, волосы давно не чёсаны, угрюм.)

Вопросы теоретикам.

●В какое время суток происходят события, описанные в рассказе «Тоска»? Почему? (Вечером. Тоска особенно одолевает вечером любого человека, не только Иону.)

●Что же сделало Червякова столь робким, жалким существом?  (Жизнь; служба в государственном учреждении, где царит дух чинопочитания, заискивания.)

●Судебный следователь бросает Денису обвинение: «Ты людей убил бы» Каков ответ Дениса на это? (-Зачем убивать? Избави господи! Мы ведь не злодеи какие! Век прожили и мыслей таких не было.)

●Считает ли Денис себя злоумышленником? А судья? А вы?

 (-Конечно, нет.

  - Судья не хочет разбираться в причинах поступка Дениса. Он видит только факт.

  -Нет, Денис не злоумышленник.)

Интеллектуальный турнир закончен.

Подводятся итоги.

Выставляются оценки.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»

План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»...

Интеллектуальный марафон 2-4 класс

Данная работа предназначена для проведения Интеллектуального марафона в начальной школе.  Работу выполняет команда класса. В каждом задании класса дано по 5 заданий. Каждое правильно выполненное ...

интеллектуальная игра в 9 классе "Брейн-ринг" по теме: "Электронные таблицы"

Урок повторение и систематизация знаний  по теме: "Электронные таблицы". Командная игра.На экране - презентация, на которой этапы игры. Заранее приготовлены на карточках задания для болельщиков. ...

Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.

Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...

Интеллектуально-познавательная игра "Умница"

Интеллектуально-познавательная игра «Умница»  Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;   - формировать познавательный инте...

Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс

Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и мно...

Интеллектуальная игра для 8 класса «Умники и умницы» по теме «Тепловые явления».

Работа была написана для использования как внеклассное мероприятие. Данная работа развивает интерес к предмету....