Сценарий конкурса чтецов "Живая классика"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

носкова ирина анатольевна

Сценарий разрабатывался в рамках Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика", рассчитанного на учащихся 12 лет. Здесь представлены авторы русской и зарубежной литературы.Даны их краткие биографические данные, факты из жизни. Материал мотивирует учащихся к чтению книг. Сочетает в себе  и декламацию отрывков из произведений, и дополнительные сведения для расширения читательского кругозора детей, содержит игровой момент "Ожившая литературная загадка", викторину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конкурс чтецов57.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»

Цели мероприятия: - выявление и раскрытие творческого потенциала учащихся;

- пропаганда и популяризация навыка вдумчивого чтения литературных произведений;

- расширение читательского кругозора;

- формирование коммуникативной компетенции  у учащихся;  

- развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации;

- возрождение традиций семейного чтения;

- повышение уровня грамотности населения;

Методы работы: -слово учителя, декламация  текстов, показ презентации, костюмированная загадка, выставка книг.

Cбоку, за письменным столом с высокой стопкой разных толстых книг,  сидит мальчик Артем и «читает» книги, морщась и отвлекаясь, явно чтение ему приносит мучение, и в итоге он засыпает…

Все это происходит на фоне звучащего текста (отрывок из рассказа А.Мошковского «Книга»):  

Учитель:«Да, книги Артемка не любил. В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня. Он зажимал кулаками уши, чтоб ничто вокруг не отвлекало его, и, уставившись в цепочки строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо. Но чтоб когда -нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой. Лишь восемь часов в сутки оставался он неподвижным – когда спал.»

Мальчик просыпается, поднимает голову и видит школьного библиотекаря Марию Викторовну.

М. В.:  – Здравствуй, Артем, я  не помешала, ты так сладко спал!

Артем: - Да нет, Мария  Викторовна, я тут… читал и … немного … уснул.

М.В.: - У тебя  большой выбор (смотрит на стопки книг). Ах, какие интересные книги! Ты решил их прочесть, какой молодец!

Артем: - Да я бы их не читал, если бы не наша учительница по литературе Ирина Анатольевна. Она сказала, чтобы мы на уроке литературы рассказали о своей любимой книге. Но …. у меня нет любимой книги, да и как тут выбрать, их так много (перебирает книги), и они такие толстые, охо-хо (вздыхает).

М.В.: - Ну, что же, Артем, пожалуй, я тебе помогу. В жизни каждого человека обязательно должна быть любимая книга и не одна. Сегодня я познакомлю тебя с ребятами, у которых уже есть любимые книги,  они участвуют в конкурсе юных чтецов прозы «Живая классика». Давай послушаем с тобой, как  эти ребята читают отрывки из своих любимых книг. (Уходят –библиотекарь –в жюри, а ученик- к зрителям).

Слайд 1

Учитель: - Добро пожаловать, друзья! Мы начинаем школьный тур чтецов прозы «Живая классика». О значении нашего сегодняшнего праздника хорошо сказал поэт Борис Слуцкий

Сколько книг прочтено – не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное – с лампой зажженной – в окно.

И пока круг от лампы на круглом столе
выключается только на позднем рассвете,

все в порядке на круглой и светлой Земле,

населенной читателями планете.
 

Слайд 2

Учитель: - Сегодня перед вами выступят с отрывками из любимых произведений 6 чтецов. А оценивать наших участников,  их выступления будет компетентное жюри, в которое входят

Председатель жюри: Зарипова Роза Абдулкабировна – директор школы (дети приветствуют)

Члены жюри: Гаделян Мария Викторовна – заведующая сельской и школьной библиотекой (дети приветствуют)

Хайрутдинова Зульфия Ильгизовна – учитель русского языка и литературы (дети приветствуют)

Колсанова Татьяна Анатольевна - учитель русского языка и литературы(дети приветствуют)

Слайд 3

Учитель: -Выступления оцениваются по следующим основным параметрам:              
               грамотная речь;
               артистизм исполнения;
               глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

У каждого члена жюри есть оценочный листок , в котором они выставят участникам баллы за выступления. Максимальный бал за выступление – 21.

Учитель:- Итак, мы начинаем.

Слайд  4          Анто́н Па́влович Че́хов ( 18601904) —  общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач.. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира. Отрывок из пьесы «Чайка» читает Аджихай Адила.

Слайд  5       О. Ге́нри, настоящее имя Уи́льям Си́дней По́ртер, (1862 1910 ) — признанный мастер американского рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.  Всего О. Генри написано 273 рассказа, а полное собрание его произведений составляет 18 томов. В память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая в Америке вручается ежегодно. Отрывок из рассказа «Вождь краснокожих» читает Афанасьев Илья.

Слайд  6  Лев Никола́евич Толсто́й ( 18281910) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя .Просветительпублицистрелигиозный мыслитель. С 1840 г. по 1847 г. жил в Казани и учился вместе со своими тремя братьями в Императорском Казанском Университете. Рассказ «После бала» был напечатан  после  смерти Льва Толстого, в 1911 году. В основе рассказа лежат события, произошедшие в Казани со старшим братом Льва Толстого — Сергеем. Сергей Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. Упоминаемый Толстым в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.

Отрывок из рассказа читает Куликова Эльмира.

Слайд 7   Литературной деятельностью Чехов стал заниматься в конце 70-х гг. Тогда себя он зарекомендовал как автор коротеньких юмористических рассказов, которые публиковали в журнале «Стрекоза», «Осколки» и многих других. Там он издавался под псевдонимами Человек без селезенки, Чехонте, Антошка. Не смотря на то, что некоторые произведения Чехова помещаются на нескольких страницах, они несут в себе целую жизнь. Это еще раз говорит о большом таланте автора. Любимое выражение Антона Павловича: «краткость – сестра таланта». За неповторимый талант Чехова, Лев Толстой называл его «уникальным и несравненным художником жизни». С коротеньким рассказом «Муха» нас познакомит Фатхутдинов Булат.

 Слайд 8     Специальные «детские» произведения в репертуаре Чехова отсутствуют. Автор сам говорил: «писать для детей вообще не умею». Но каждый из ребят знаком с Белолобым и КаштанкойВанькой Жуковым и его письмом «на деревню дедушке».Рассказ А.П.Чехова «Ванька» известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Он написан в 1886 году и уже более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе. Письмо Ваньки читает Носкова Маргарита.

 Слайд  9    Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных общим замыслом автора.«Стихотворения в прозе» являются образцами высокой поэзии. Всего их 51, в них нет ни рифмы, ни особого размера, но есть внутренний ритм, какой-то особый поэтический дух, построение фразы, роднящие эти произведения с поэзией. Тургенев писал: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Стихотворение «Чья вина?» читает Шамсутдинова Диляра.

М.В. : -Ну, как, Артем, тебе понравилось?

Артем :  -Да, Мария Викторовна. Я и не думал, что книги такие интересные. Теперь я точно решил записаться в библиотеку и найти свою любимую книгу. Вот уж расскажу о ней на уроке литературы!!

М.В.:  -А  я тебе в этом помогу.

 Учитель:- Наша конкурсная программа подошла к завершению. Мы хотим, чтобы высокое жюри оценило наш пыл и старания, и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец! Просим жюри подвести итоги.

Учитель: А пока жюри поводит итоги, предлагаем всем поучаствовать в «Угадай- ке!». Ребята-зрители, как все успели заметить, пришли в костюмах персонажей различных произведений. Наша задача по костюму и небольшому монологу учащегося узнать героя произведения, назвать его, произведение и автора. А громкими и продолжительными аплодисментами дать оценку наиболее удавшемуся образу.  (дети представляют свои костюмы)

Если еще осталось время можно провести шуточную литературную викторину.

ВИКТОРИНА  «ИНИЦИАЛЫ» 

  Инициалы какого знаменитого русского поэта (начиная с фамилии) складываются в спортивный и карточный термин?           (Пушкина Александра Сергеевича - ПАС.)

Инициалы какого русского писателя-классика (начиная с фамилии) складываются в название вечнозелёного хвойного дерева?           (Тургенева Ивана Сергеевича - ТИС.)

Какое слово можно сложить из инициалов детского писателя Маршака: ТАМ или СЯМ?

(СЯМ - Самуил Яковлевич Маршак.)

Инициалы какого русского детского писателя состоят из трёх букв «Н»?

(Носова Николая Николаевича.)

 Кто это?»
Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т.п из следующих литературных персонажей:
Мойдодыр.                                           (умывальник)

Дядя Фёдор.                                         (мальчик)

Тянитолкай.                                         (олень)

Рикки–Тики – Тави.                            (мангуст)

ГассанАбдуррахман ибн Хоттаб.       (джин)

Каа.                                                        ( удав)

Страшила.                                            (Соломенное чучело)

Матроскин.                                          (кот)

Гена.                                                      (крокодил)

Ослиная шкура.                                    (принцесса)

Слайд 10

Учитель: -Для подведения итогов и вручения дипломов победителям конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса Зариповой Розе Абдулкабировне. (вручение грамот, книг)

Учитель: А в заключение хочется сказать:

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое

Время – придёт!
(Н. Пикулева)  

Слайд 11

Учитель: - ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Звучит мелодия, песня «Дорогою добра».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса "Живая классика"

Сценарий Всероссиского конкурса чтецов "Живая классика"...

Сценарий конкурса "Живая классика"

Сценарий и презентация к конкурсу...

Сценарий конкурса "Живая классика" с презентацией

Данный сценарий позволит провести школьный этап конкурса "Живая классика"...

Сценарий конкурса "Живая классика"

Сценарий школьного тура конкурса "Живая классика"...

Сценарий конкурса "Живая классика"

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» - соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Учас...

Сценарий конкурса "Живая классика"

В данном материале предложен сценарий муниципального этапа конкурса чтецов "Живаая классика"....