Сценарий конкурса "Живая классика"
статья по литературе по теме

Попова Татьяна Юрьевна

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» - соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.

Участниками Конкурса могут быть обучающиеся 6-10 классов общеобразовательных организаций Люберецкого муниципального района.

Конкурс проводится ежегодно

В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе согласно кодификатору.

Цели и задачи Конкурса

Цели:

1. Повышение интереса к чтению детей и подростков.

2. Расширение читательского кругозора детей.

3. Формирование сообщества читающих детей.

4. Возрождение традиций семейного чтения.

Задачи:

1. Повышение общественного интереса к библиотекам.

2. Повышение уровня грамотности населения.

3. Поиск и поддержка талантливых детей.

4. Знакомство детей с современной детской и подростковой.

5.Знакомство детей с произведениями русской литературы XVIII-XX вв., которые не входят в школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий школьного этапа конкурса «Живая классика»

    Цели проведения:

          1. Повышение интереса к чтению детей и подростков.

2. Расширение читательского кругозора детей.

3. Формирование сообщества читающих детей.

4. Возрождение традиций семейного чтения.

    Задачи:

1. Повышение общественного интереса к библиотекам.

2. Повышение уровня грамотности населения.

3. Поиск и поддержка талантливых детей.

4. Знакомство детей с современной детской и подростковой.

     5.Знакомство детей с произведениями русской литературы XVIII-XX вв., которые не входят в школьную программу.

Добрый день, уважаемые гости! Мы начинаем школьный этап VI Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». В 2017 году это соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных авторов. Произведения декламируются по памяти либо с использованием печатного материала.

Продолжительность выступления – не более 5 минут. Во время выступления можно использовать декорации, музыкальное сопровождение, костюмы.

Три финалиста продолжат соревнования на муниципальном этапе конкурса в г. Люберцы.

Среди критериев оценивания - выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса; грамотная речь; способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя; глубина  проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

Перед началом конкурса хочу прочитать выдержки из письма Д.С. Лихачёва  «Любите читать!». (Ведущий сам определяет, какие именно)

Письмо двадцать второе

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

  1. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора

Линатова Анна 5а  «Милостыня»

  1. Ишханян Виктория «Воробей», И.С. Тургенев

  1. Эрнест Сетон-Томпсон – канадский писатель, один из зачинателей литературного жанра о животных и один из основателей движения бой-скаутов,человек, предпочитавший городской суете жизнь на природе.

Зеулина Дарья, рассказ «По следу оленя».

  1. Человек и природа – главная тема произведений и писателя Александра Сергеевича Баркова. Вот его слова: «Путь к природе – это путь к свету, путь к здоровью, путь к прекрасному! По себе знаю, что юный читатель только тогда сможет по-настоящему стать счастливым, когда научится любить и беречь всё живое, что его окружает».

Чханов Даниил, 6г класс, рассказ «Тетеревиная песня».

  1. А Альберт Анатольевич Лиханов главным смыслом своего литературного труда считал подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей.

Кырбоба Максим, 6б класс, отрывок из романа Лиханова «Лабиринт»

  1. О Фёдоре Михайловиче Достоевском можно сказать, что он «ум, честь, совесть»

Своей эпохи, великий мыслитель русской классики. Он такой же человек, как и все., с пороками и страстями и так же двойственен, так же ведёт борьбу прежде всего с самим собой, как и его герои, которых он всегда описывает с большой любовью и пониманием. Об этом его роман «Подросток»

Копайгородский Денис, 7а , «Подросток»

  1. А вот уже новая нравственная категория – дружба.

Дружба – главное чудо из всех,

По земле вместе с нами парящее.

И любая беда уже не беда,

Если с нами друзья настоящие.

Собственно, об этом рассказ Евгения Андреевича Пермяка «Надёжный человек».

Читает Журина София, 6б класс

  1. Максим Горький писал: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки матери. Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград».

Суворова Лейла, 7г класс, отрывок из романа Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая».

  1. И вновь произведение о судьбе женщины-матери. В эпиграфе к своей повести «Материнское поле» писатель Чингиз Айтматов написал: «Отец, я не знаю, где ты похоронен, Посвящаю тебе, Торекулу Айтматову. Мама, ты вырастила всех нас четверых, Посвящаю тебе, Нагиме Айтматова»

К состраданию, к светлым нравственным началам взывает героиня повести, перенесшая все вся тяготы и горести войны

Отрывок читает Рогожина Валерия, 7б класс

  1. Сложнейшие философские вопросы поднимает Александр Иванович Куприн в соём рассказе «Allez», размышляя о человеческом одиночестве, предательстве, акцентируя внимание на роли детства в дальнейшей жизни человека.

Бобовникова Аполлинария, 7а класс

  1. Известному немецкому поэту Лессингу принадлежат Такие слова: «Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт отпечаток на самое великолепное сложение и на прекраснейшие черты какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение». Об этом размышляет и Александр Грин в своём произведении «Голос и глаз»

Самодурова Юлия, 7а класс

  1. 1-й этап конкурса мы начали тургеневскими стихотворениями в прозе, ими же и заканчиваем. Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисует писатель в стихотворении «Роза»

Сайганова Варвара, 7в класс

  1. Начинаем с зарубежной литературы. И сначала научная фантастика. Дональд Уилсон. «Доктор Кто»

Печенин Сергей, 10 а класс

  1. А теперь добро пожаловать в смешной фэнтезийный мир самого читаемого автора Великобритании Терри Пратчетта.

Сытор Данила, 8б класс, «Вор времени».

  1. А сейчас выдающийся ирландский драматург и прозаик Бернард Шоу и его высокая героическая трагедия «Святая Иоанна». Особенно привлекает созданная автором параллель между жестоким процессом над Жанной д/Арк и угнетением личности в современном мире.

Хворостюк Влада, 8б лкасс

  1. «Добиться воплощения своей мечты – это единственная подлинная обязанность человека». Эти слова принадлежат всемирно известному бразильскому поэту и прозаику Паоло Коэльо. Его книги привлекают внимание читателей тем, что в них поднимаются столь волнующие людей во все времена, извечны нравственные проблемы: герои стремятся постичь любовь, претворить мечту в явь, найти своё предназначение на Земле.

Акулич Дарья, 9в класс, «Секрет счастья»

  1. Алессандро Барикко – известный итальянский писатель. Пьеса «1900. Легенда о пианисте» пронзительное повествование о музыканте, ни разу не сходившем на берег. Книга послужила основой для одноимённого фильма. А известный актёр Олег Меньшиков на сцене театра имени Вахтангова поставил моноспектакль «1900-й», который заслужил симпатии зрителей и восторженные отзывы критиков. Очень рекомендуем посмотреть этот спектакль.

Ну в преддверии – Колышкина А 10 б класс

  1. Люди часто создают систему ложных ценностей, считая их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что действительно достойно внимания человека. Часто настоящую красоту жизни мешает увидеть собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть внимательным.

Обо всём этом заставляет задуматься Оскар Уайльд, один из самых ярких писателей в истории английской литературы, в своей сказке «Соловей и Роза».

Томашевский Сергей, 9а класс

  1. И вновь размышления об иллюзорном мировосприятии. А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» призывает читателя задуматься, ради чего действительно стоит жить, как не перепутать жизнь с жалким, презренны, ограниченным существованием, как не подойти к духовной гибели.

Беспалов Деннис, 8б класс

  1. А сейчас самая популярная детская писательница начала 20 века, дореволюционной России, Лидия Алексеевна Чарская и одно из лучших её произведений «Записки маленькой гимназистки», в котором на долю героини выпадут серьёзные испытания. Но с христианским терпением и любовью она преодолеет злобу и ненависть и будет вознаграждена любовью и признанием окружающих.

Петрунина Екатерина, 9а класс

  1. В своих произведениях Владимир Железников, автор книг для детей и подростков, рассказывает о жизни современных ему мальчишек и девчонок, о непростых жизненных ситуациях, в которые они попадают. Особое значение он придаёт взаимопониманию в отношениях между людьми.

Отрывок из повести «Чучело» читает Филитова Ольга, 8б класс

  1. «Обида – худой товарищ», «Но ведь ты сильнее, значит, должен уметь прощать», «Разве, сделав добро, можно унизиться?», «Вера на то и вера, что доказательств не требует». Это слова главной героини повести Тамары Шамильевны Крюковой «Костя + Ника», в которой автор рассматривает проблемы одиночества, дружбы, лжи, ответственности, первой любви.

Суков Мария, 8а класс

  1. Под красивым и забавным псевдонимом Тэффи скрывается очень популярная русская писательница начала 20 века Лохвицкая Надежда Александровна.

Мир детства глазами Тэффи – простой и добрый. Она словно предостерегает взрослых: будьте осторожны, будьте внимательны. Не навредите. Ведь черты будущего характера, основы человеческой личности закладываются ещё в детстве.

«Счастливая», читает Акобян Анна, 11а класс

  1. Отрывок из произведения малоизвестной писательницы Галины Смирновой «Мама» читает Бабаян Сюзанна, 8в класс.
  2. В 2015 году Нобелевскую премию в области литературы получила белорусская писательница Светлана Алексиевич за книги о войнах. В 1999 году много шума наделала её работа «Цинковые мальчики». Автор рассказывает об огромном горе матерей, потерявших своих сыновей и не понимающих, за что погибли их дети.

Карнетова Анна, 9г класс.

  1. И вновь проблема насилия, жесткости, бесчеловечности по отношению к людям, в особенности детям. История трагедии Беслана в произведении Е. Сараевой «Первое сентября».

Саакян Ася, 9г класс

  1. «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за вас… Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами». Эти слова одного из ветеранов Великой Отечественной войны. Об этом же рассказ «Солдатёнок» Чингиза Айтматова.

Гогу Екатерина, 11б класс