Опыт работы
статья по литературе на тему

Обобщение  опыта работы

Васильевой Ирины Александровны

учителя русского языка и литературы

ГБОУ Гимназии № 524 Московского района Санкт Петербурга

 

«Проектная деятельность»

... Переходя к практической части моего эссе, я хотела бы поделиться еще одним своим наблюдением. Успех учителя во многом определяется личными отношениями с учениками, эти отношения складываются годами и не всегда в пользу учителя. Я не склонна думать, что мои личные качества нравятся большинству детей. Я и не ставила никогда перед собой цель понравиться ученикам. Иногда я слышу сетования учителей на то, что авторитет учителя вообще сошел на нет  в связи с новыми нравственными ориентирами в обществе. И поэтому учителю ничего не остается, как стать суперпрофессионалом, чтобы  «подавить» своим интеллектом еще не устоявшуюся психику подростков и заставить их беспрекословно выполнять все учебные требования. Мол, сейчас не до сантиментов. Нужно работать на результат. Будет результат (высокие показатели ЕГЭ) -  будет и повод для всеобщей радости. Позиция понятна и вполне оправдана реалиями нашего времени. Но меня почему-то коробит от такой воинствующей позиции. Себя я пока не вправе считать  суперпрофессионалом (еще очень маленький стаж работы), результатов ЕГЭ у меня на сегодняшний день тоже нет. Есть желание работать в том направлении, которое я для себя определила, и еще есть потребность видеть на каждом уроке живые, заинтересованные лица, хотя бы пару внимательных глаз, ради которых я готова  сидеть долгими вечерами в школе,  придумывая   новые творческие задания, неожиданный ход урока, нестандартные вопросы, интересное внеклассное мероприятие. И все это для того, чтобы ученик сказал  мне однажды спасибо не за высокие баллы по литературе, а за то, что на уроке было интересно, за то, что творчество помогло ему обнаружить в себе  скрытые таланты, за то, что наконец он понял: чтение – это не только удовольствие, но и труд, тяжелый и благодарный труд. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой опыт работы в школе.

Вот и закончился еще один педагогической год моей жизни, а их всего-то 11, три из которых отработаны в лихие 90-ые,  еще до университета,  на должности  учителя без  диплома,  так сказать, человека с улицы. Пять лет учебы  в РГПУ им Герцена  остались тоже где-то далеко,  за поворотом  моей извилистой  судьбы, в которой было много других профессий, других мест работы, никак не связанных со школой.  А что же за плечами?  8 лет работы в школе  – не много и не мало. Не много для педагогического стажа, для обретения профессиональных навыков, для оттачивания мастерства. Не мало – для обогащения жизненного опыта, для формирования собственного стиля общения, методики преподавания, для обретения собственного  профессионального взгляда на  школьное образование.  

В  первые годы  работы в школе было много радостей, но больше – разочарований. И главное из них – утрата всех иллюзий в отношении того, чему нас учили в университете. Вот эти несбывшиеся вузовские надежды:  учитель на уроке – Царь и Бог, его авторитет непререкаем;  хорошая подготовка  и знание предмета – залог успеха на уроке;  все современные методики призваны облегчить деятельность учителя и помочь  ему осуществить цели и задачи урока.  Все это было прекрасно преподнесено нам – студентам филфака,  без тени сомнения в том, что педагогика с методикой - главные в иерархии всех институтских дисциплин и  что, хорошо усвоенные студентами, потом  они непременно приведут начинающего учителя к  победе над умами и душами  учеников. Многие разработчики институтских программ и не подозревали, наверное, что в школах учатся не идеальные дети, а самые обыкновенные пети и маши, которым хочется и пошалить на уроке, и обсудить последние новости, а если они и готовы что-то почитать и разобрать  с учителем, то уж поверьте, не «Войну и мир» Толстого, а в лучшем случае «Одиночество в сети» Януша Вишневского (в эпоху моего начинания это был самый популярный писатель у молодежи).

Итак,  правда жизни оказалась суровой и отрезвляющей. В первый же год работы пришлось усвоить, что твой предмет не самый основной в сетке расписания. Русский язык еще вроде как важен, ведь всем сдавать экзамены в 9 и 11 классах. А вот литературы бы поменьше, рассуждают современные ученики, особенно в старшей школе, когда и так сил не хватает на основные предметы, то есть те, которые востребованы   с точки зрения поступления в вузы.  Второе открытие сильно ударило по моему профессиональному самолюбию. Оказывается,  твое понимание предмета   и использование на уроке новейших  технологий  (а лет шесть  назад простая презентация  уже считалась  высоким уровнем владения ИКТ) еще не обеспечивают любовь учащихся к литературе  и уважение к тебе как к авторитетному  источнику знаний.  А что касается теоретических аспектов педагогики, то тут и говорить нечего. Можно только повторить вслед за Мефистофелем: «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Первые два года  работы в школе учителем-словесником прошли как в чаду пламени самосгорания. Я горела работой и искала пути взаимопонимания с юношами и юницами,  мне ведь  сразу достались взрослые ученики  – вся параллель 10-х классов.  Казалось, достаточно одной меня на уроке, чтобы взоры детей стали открытыми и заинтересованными, а их сердца наполнились добрым чувством взаимопонимания  и творческим огнем. Но мое горение сжигало только меня саму, никого вокруг не согревая. И пушкинский «Пророк» оказался вовсе не причем («глаголом жги сердца людей»), и «Памятник» он написал вовсе не про меня («что чувства добрые я лирой пробуждал»). А если к этому еще прибавить бесконечные  ночные бдения над учебниками, статьями, институтскими конспектами и ученическими тетрадями! А в придачу  -  панику перед каждым незапланированным вопросом ученика и  чувство моральной подавленности   после  провального урока – а такой случался почти каждый день. И плюс ко всему  постоянное ощущение какого-то необъяснимого сопротивления со стороны детей, нежелание выполнять даже тот минимум заданий, который я специально долго подбирала с целью экономии их  времени.  То можно представить себе, с каким моральным грузом невыполненных надежд и мечтаний я подошла к первому своему выпуску.

В конце второго года работы в школе мне предстояло пройти еще одно испытание – выпускные экзамены. Тогда  все сдавали литературу устно:  по билетам или в альтернативной форме – в форме рефератов;  понятие «проект» на тот момент еще не было введено в школьную практику.  Ожидание провала и на этом финише заставило меня мобилизовать все свои крошечные профессиональные резервы. Я поняла, что, по гамбургскому счету, именно сейчас мне предстоит выяснить, стою ли я чего-нибудь в этой профессии  или мне пора сходить с дистанции. А можно ведь попытаться сделать  прорыв в новое качество именно сейчас, когда на кон поставлена вся твоя дальнейшая профессиональная жизнь. И для этого были  все возможности. Человек 25 из трех 11 классов записались на рефераты – а это почти целый класс. Рефераты должны были быть исследовательскими, да и  темы были трудные:  я сама их подбирала с учетом нереализованных на уроках литературоведческих проблем. И работа закипела. Старшеклассники  были вынуждены погружаться в художественный мир произведений, ранее пройденных по сборникам  кратких содержаний, самостоятельно искать ответы на вопросы актуального  литературоведения.  Для многих из них это был настоящий прорыв в литературу,  они искренно делились своими неожиданными находками и открытиями. И поражались глубине и современности классической литературы. Для меня этот предэкзаменационный марафон стал настоящим шансом   реабилитации себя как учителя. Я поняла, что дело не только во мне, но и в том,  что традиционный путь преподавания литературы в школе, к которому нас готовили в университете, просто устарел. Школьное образование ждет от науки новых открытий в области методики и технологий, а от практикующих учителей – прежде всего смелости и новаторского вдохновения. И одним из каналов  сближения ученика и литературы может стать  исследовательская работа.

И вот на третьем году пребывания  в школе и начались, что называется, «мои университеты». Во-первых, необходимо было сместить акцент в проблеме  «учитель, ученик и литература». Начинать воспитывать нужно себя. Ведь учиться никогда не поздно. Вооружившись хрестоматиями по методике, я попыталась пересмотреть свое резко негативное  отношение к ней, как мне тогда казалось, консервативной по отношению к требованиям современной педагогики. Из хрестоматий я выбрала те методы, которые могут беспрепятственно обслуживать новую парадигму литературного образования. Но смена парадигмы не отменяет известные цели изучения литературы в школе. Так, в статье Б.А. Ланина к учебнику-хрестоматии «Методика преподавания литературы» я обнаружила мысль,  на которой раньше не останавливалась, мысль о том, что важнейшей целью литературного образования остается «воспитание современного читателя, эстетически развитого и гуманистически мыслящего. У литературы – свои высокие и благородные задачи, в этом специфика литературы и как вида творчества, и как школьной дисциплины». [1] То есть казавшиеся  ранее банальные, скучные истины вдруг загорелись для меня  новым светом.

Другим  моим «университетом»  стала книга С.П.Лавлинского «Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход». В ней автор приводит слова известного теоретика литературы Б.Э.Эйхенбаума: «Преподавать можно и нужно только то, что служит предметом не запоминания, а усвоения, т.е. изучения, осознания  /…/ литературу можно изучать в средней школе только в том случае, если в самом художественном творчестве видеть  не просто пассивное «отражение», а особый, именно ему свойственный способ познания мира, потому что при всякой иной точке зрения этот предмет не может быть действительно ценным в программе среднего образования. /…/ основное методологическое требование: каждый писатель должен изучаться в средней школе так, чтобы ученики /…/ осознали бы связь между целым и деталями, видели бы внутреннюю закономерность между всеми его образами и понимали бы, в каком смысле и почему образы эти составляют определенную художественную систему (картину мира). Все остальное – история происхождения отдельных произведений, различные историко-литературные проблемы /…/ - все это дело высшей школы и науки /…/ И вот для такой задачи изучение литературы – предмет поистине драгоценный». [2]

И наконец, третьим «университетом» в моем самообразовании стала книга Е.С.Громова «Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях». Хотелось бы привести в пример следующую цитату из этой книги, так как именно она приблизила меня к новому, качественному прорыву в выборе методики  преподавания литературы: «Интерпретация  художественных текстов – проблема не только эстетическая, но и социальная, педагогическая. К однозначным истолкованиям тяготеет школьное образование, что является его минусом, но и в той же мере плюсом. Без такого тяготения оно просто не может обойтись. Бесспорно, необходимо воспитывать в подрастающем поколении широту взглядов и уважение к плюральности вкусов. Но столь же необходима и надежная опора на устойчивые ценности мировой культуры. Художественный вкус – это способность к достаточно обоснованному различению прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, добра и зла, что немыслимо без нормирующих критериев этико-эстетического воспитания и образования». [3]

В качестве практического пособия в своем каждодневном учительском труде я выбрала две книги. Одна -  известного заслуженного учителя-словесника Льва Айзермана «Зачем я сегодня иду на урок литературы». В этой книге я нашла объяснение многим проблемам моего неудачного профессионального старта. Например, как узнать КПД своей  работы? Или, как донести до ребят свежие открытия школьного литературоведения? И вообще, можно ли преподавать литературу, обманывая себя и не видя, что есть на самом деле? Нужно ли поднимать детей до высокого, литературоведческого уровня понимания произведения, или лучше оставаться на детском уровне восприятия, не обременяя учеников трудной аналитической работой? Все эти вопросы встают передо мной почти на каждом уроке, и ответы на них становятся  следующим шагом на пути  моего профессионального педагогического роста.

Вторая книга, «Уроки русской литературы», написана замечательным человеком, учителем с большой буквы -  Ираидой. Серафимовной Грачевой.  Мне не посчастливилось увидеть  ее в жизни, но мне посчастливилось общаться с ее учениками, на мой взгляд, лучшими представителями современной плеяды словесников. Это как раз тот случай, когда школьный учитель мог бы гордиться своими выпускниками. Каждый раз, когда я перед уроками заглядываю в эту небольшую книгу, для меня вновь оживают, казалось бы, уже затертые истины, но без которых невозможно выходить один на один к детям, особенно когда литература в школе превращается в необязательный предмет. Эти истины становятся как глоток живительной влаги в эпоху духовного обнищания русской нации. Главная задача учителя словесности – «помочь молодым вписаться в мироздание, научить их пользоваться инструментами познания мира и самопознания». «Импрессионистический метод обучения, при котором литература только повод для разговора на уроке, а не цель, есть а) проступок по отношению к традициям русской культуры и русской школы и б) преступление по отношению к молодым». «Одно из главных условий эффективности нравственного воспитания – воспитание личностного отношения ученика к писателю, произведению, герою. Безадресное отношение к классу не может воспитать этого отношения». «Понятие о нравственном идеале человека, писателя вводится не только  и не столько для того, чтобы квалифицированно судить о творчестве или о произведении, сколько для того, чтобы дать в руки учащимся орудие познания» мира, общества, себя. «Личность отличает прежде всего самодостаточность и осознанное отношение к миру».[4] Вооружившись этими максимами, ранним пасмурным утром я снова иду в школу с высоко поднятой головой,  в полной уверенности, что литература – самый главный предмет в жизни любого человека.

В последние годы я часто задумываюсь о параметрах профессионализма учителя-словесника. Конечно, знание предмета – это один из важнейших постулатов его деятельности, а результаты ЕГЭ, возможно,  - объективный показатель  КПД учителя.  Но это далеко не все. Есть еще  не менее, а может, и более важные вещи. То, что делает учителя интересным собеседником, добрым наставником и авторитетным помощником не только в процессе образования, но и в период нравственного созревания школьников.   Для себя я попыталась выработать свой кодекс учителя. Что-то получилось, но это, конечно, не окончательный вариант. Ведь процесс личностного осмысления профессии продолжается. А вот требования личного отношения к предмету, мне кажется, я для себя определила уже точно и полноценно.

  1. Урок литературы  – это не просто чтение и анализ произведения, это поиск своего места в мире через личное отношение к авторскому идеалу.
  2. Урок литературы должен стать событием, и даже со-бытие'м, когда личное проживание художественного произведения дает ощущение сопричастности рождению истины.
  3. Сотворчество ученика и учителя дает импульс к личностному росту как ученика, так и учителя.
  4. Урок литературы для учителя – это не столько возможность высказаться самому, сколько возможность выслушать чужое мнение.
  5. Процесс ученичества для  учителя продолжается и на уроке и  никогда не закончится, а если учитель достигнет состояния самоуверенности и самодовольства, как герой чеховского «Крыжовника», то тогда можно смело уходить на пенсию.
  6. Учитель-словесник может давать свою оценку только тем произведениям, через которые прошел его личный опыт сопереживания и самоопределения. В противном случае, лучше вообще не оценивать или  прибегнуть к помощи профессиональных критиков.
  7. На уроках литературы нельзя лишать детей удовольствия общения с живой классикой, но и нельзя забывать о необходимости труда совместного постижения смысла.
  8. Урок литературы должен быть обучающим, а не беседой о нравственной проблеме. Тогда книга будет не средством,  а целью литературного образования. А нравственные вопросы сами будут возникать по поводу прочитанного и будить мысль и душу ученика.
  9. «Урок литературы должен образовывать учеников, только тогда он будет и воспитывать».[5] Именно русская литература является богатейшим материалом для формирования в душе «этического идеала», без которого личностный рост ученика может привести к  нежелательному результату. Ведь интеллект без совести может стать опасным оружием против человечества, о чем убедительно говорят книги писателя-фантаста А.Беляева.
  10. Учитель должен быть заинтересован прежде всего не в личном успехе, а в успехе своих учеников. А они определяются в первую очередь не оценками в журнале, а желанием учеников приходить на твои уроки и выполнять твои задания.

Переходя к практической части моего эссе, я хотела бы поделиться еще одним своим наблюдением. Успех учителя во многом определяется личными отношениями с учениками, эти отношения складываются годами и не всегда в пользу учителя. Я не склонна думать, что мои личные качества нравятся большинству детей. Я и не ставила никогда перед собой цель понравиться ученикам. Иногда я слышу сетования учителей на то, что авторитет учителя вообще сошел на нет  в связи с новыми нравственными ориентирами в обществе. И поэтому учителю ничего не остается, как стать суперпрофессионалом, чтобы  «подавить» своим интеллектом еще не устоявшуюся психику подростков и заставить их беспрекословно выполнять все учебные требования. Мол, сейчас не до сантиментов. Нужно работать на результат. Будет результат (высокие показатели ЕГЭ) -  будет и повод для всеобщей радости. Позиция понятна и вполне оправдана реалиями нашего времени. Но меня почему-то коробит от такой воинствующей позиции. Себя я пока не вправе считать  суперпрофессионалом (еще очень маленький стаж работы), результатов ЕГЭ у меня на сегодняшний день тоже нет. Есть желание работать в том направлении, которое я для себя определила, и еще есть потребность видеть на каждом уроке живые, заинтересованные лица, хотя бы пару внимательных глаз, ради которых я готова  сидеть долгими вечерами в школе,  придумывая   новые творческие задания, неожиданный ход урока, нестандартные вопросы, интересное внеклассное мероприятие. И все это для того, чтобы ученик сказал  мне однажды спасибо не за высокие баллы по литературе, а за то, что на уроке было интересно, за то, что творчество помогло ему обнаружить в себе  скрытые таланты, за то, что наконец он понял: чтение – это не только удовольствие, но и труд, тяжелый и благодарный труд.

Проектная деятельность на уроках и внеклассных мероприятиях.

В новом своем качестве – учителя-новатора – я существую сравнительно недавно. Проект как форма урока или форма внеклассной деятельности получил свое рождение  в нашей гимназии несколько лет назад. Началось все с научно-практической конференции, которая много лет подряд проводится в стенах гимназии для школьников, занимающихся исследованиями в разных научных областях. Первый мой опыт в подготовке учащихся к защите исследовательских работ по литературе оказался удачным. Десятиклассникам на факультативе я предложила общую тему  углубленного изучения творчества Ф.М.Достоевского.  Потом эту тему мы разбили на несколько исследовательских аспектов, и каждый учащийся получил свое индивидуальное задание в разработке данного аспекта. Например, одна ученица разрабатывала маршруты героев романа «Преступление и наказание», другая составляла психологический портрет героя, третья исследовала тему «маленького человека» в произведении и т.д. Большим плюсом такой постановки задачи явилось то, что все ученики (10 человек!) оказались вовлеченными в одну исследовательскую  тему, были готовы вести общий диалог, задавать друг другу компетентные вопросы, поправлять и дополнять индивидуальные наработки, и это, бесспорно, облегчало работу всей группы и деятельность учителя не только во время дополнительных занятий, но и на уроке.

Этот прием я применяла неоднократно. Так, готовясь к районной конференции «Загадки русского языка», я собрала ребят 6 класса в одну команду для создания электронной энциклопедии школьной лексики. Каждый ученик получил для разработки свой раздел лексики: математические, географические, исторические, общешкольные  и т.д. термины, их происхождение, история  и употребление. В итоге получилась большая информационно-познавательная  презентация, с которой ребята выступили на конференции и заняли первое место. Другим примером  группового проекта стали работы учащихся 8 класса по теме: «Мировая литература: стили и направления». В рамках этой темы были представлены разные литературные эпохи (Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время) и направления (классицизм, романтизм, реализм, модернизм), черты которых воплотились в произведениях конкретных авторов (Данте, Шекспир, Гюго, Бальзак и т.д.). Данный проект (презентация)  теперь может быть использован в качестве наглядного пособия  на уроках  при изучении истории  мировой литературы.

В связи с новыми стандартами ФГОС в современной школе значимым  компонентом становится внеклассная деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Осознавая необходимость этой работы, я предложила учащимся своего класса создать проект «Книга памяти», посвященный жизни и деятельности семьи в годы Великой Отечественной войны. Почти в каждой семье наших детей хранится память о близких и дальних родственниках, защищавших  родину от фашистских захватчиков. Со слов родителей, бабушек и дедушек ребята записали истории своих семей, кто-то принес семейные фотографии, письма. Все это стало страницами книги памяти.

 На протяжении нескольких лет мы всем классом ежегодно посещали места славы Ленинграда и Ленинградской области. После экскурсий у  ребят остались фотографии, воспоминания, отзывы, которые тоже решено было включить в книгу памяти.  Но и на этом работа не закончилась. Готовясь ко Дню Победы, ребята учили стихи, написанные жителями Ленинграда  в годы войны. Ребятам стало интересно узнать о судьбах ленинградских поэтов. Потом мы обратили внимание на то, что в нашем городе многие улицы названы в честь героев войны. Тут же нашлись добровольцы, которые взяли на себя труд выяснить судьбы этих героев. Найденные материалы тоже стали страницами книги памяти.  В этом году проект решено было продолжить уже силами других классов, заинтересовавшихся этой темой.

Тема военного прошлого нашей родины уже не раз вдохновляла меня, моих коллег  и наших ребят на создание проекта. Пять лет  назад состоялся первый масштабный проект, итогом которого стал уникальный продукт – фильм-презентация «Дети о блокаде – детям о блокаде». Тема оказалась очень актуальной, а проект долгосрочным. В создании фильма тогда  участвовали шестиклассники (теперь это учащиеся 11 классов) и учителя, работавшие в этих классах (Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.). Ребята подбирали фотографии,  документы, стихи. В рамках проекта была организована встреча с ветераном, и дети готовили к встрече вопросы, сами провели пресс-конференцию, аудиозапись которой  тоже вошла в фильм. Теперь этот фильм демонстрируется в памятные дни по школьному телевидению. Никого он не оставляет равнодушным. Два года назад этот фильм посмотрели нынешние восьмиклассники и написали замечательные отзывы, которые решено было тоже включить в фильм. Так появилось продолжение этого проекта.

На мой взгляд, именно такая внеклассная деятельность сплачивает детей, учеников и учителей, учителей и родителей и помогает осуществлять главные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию будущего поколения россиян. Внеклассная проектная деятельность дала мне возможность увидеть в своих учениках заинтересованных личностей, соответствующих требованиям российской гражданской идентичности:   способных  смотреть на мир   через призму своей культуры, одновременно сохраняя и развивая ее содержание и традиции.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Работа в технологии проектной деятельности требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способностей быть инициатором интересных начинаний. Именно эти требования и  стали  для меня решающим фактором  в выборе моей сферы деятельности. Проектная деятельность помогает развиваться и самому учителю, причем в разных направлениях.

Замечательным видом внеурочной проектной деятельности может стать  совместная подготовка и проведения урока внеклассного чтения. В прошлом учебном году мои восьмиклассники  участвовали в таком проекте и с большим удовольствием проводили уроки в 5-х и 6-х классах. Примерный сценарий проекта выглядит так. Команда участников делится на три группы: 1) автор и его творческая биография (Конан Дойл «Затерянный мир» и Майн Рид «Всадник без головы»); 2) герои, сюжет, детали произведения (подготовка беседы по прочитанному); 3) «Своя игра»   (подготовка и проведение игры на знание книги). В процессе подготовки  ребята составляют сценарий урока (три части: беседа о писателе, беседа о книге, игра-викторина), готовят вопросники, презентации, учатся выступать перед аудиторией. В конце проекта каждый пишет отчет о проведенной работе и о своей роли в данном проекте. Такая форма работы позволяет мотивировать детей  на самостоятельное творчество и инновационную деятельность, на готовность  к плодотворному сотрудничеству, и главное, здесь минимизируется  роль учителя-поводыря и актуализируется значимость самостоятельной деятельности учащихся.

Новой темой моей внеурочной деятельности стал литературный театр. Чем интересна эта форма работы в школе? Во-первых, ролевые игры для подростков являются одним из самых привлекательных способов выражения своей «самости», своего творческого потенциала. Урочная деятельность  не всегда помогает ребенку самовыразиться, найти   контакт со сверстниками, с учителем. Во-вторых, как отмечают психологи, основное отличие всех интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участника, но затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знания, интересы и стремления. В-третьих, сильной стороной игры является  востребованность активной позиции детей. Это позволяет задействовать естественные потребности подростков, которые при традиционном обучении обычно рассматриваются как помехи, например: желание поговорить с соседями по парте и стремление к физической активности.  Наконец, главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения носят личностный характер, легко актуализируются в самых разных видах деятельности.

Поначалу я не рассматривала подготовку школьных спектаклей как проектную деятельность. Мне важно было повысить интерес детей к изучаемому произведению и дать возможность всем участникам  выразить свое отношение к персонажу через игру, через погружение в сценическую ситуацию, через эмоциональную вовлеченность в процесс проживания роли. Первым полноценным спектаклем с большим количеством исполнителей стала пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица». Надо сказать, что изучение этого сложного произведения на уроках не всегда приносит желаемого результата. Дети часто остаются глухими к  нравственно-эстетической проблематике произведения. Подготовка к спектаклю, подробное обсуждение героев, их роли в пьесе значительно повысили интерес детей к произведению и помогли им выразить свое отношение к прочитанному.

На следующий год создание спектакля стало для нас проектной деятельностью, которая требовала от участников большой сплоченности и концентрации всех усилий. На начальном этапе мы делились на инициативные группы по интересам и возможностям участников: сценаристы, дизайнеры, костюмеры, осветители и т.д. Это помимо исполнительской роли, которую получал каждый участник проекта. Такая полная вовлеченность ребят в процесс создания спектакля помогает им, во-первых, социализироваться, а во-вторых, осознать свой личный интерес как общественный, направленный на достижение коллективного успеха.  С целью развития  универсальных учебных действий (предметных и метапредметных) каждый ученик  завел портфолио своего героя, в котором он собирает все сведения о персонаже, эскизы костюмов, партитуру роли, речевую характеристику и рекомендации для исполнителя. В конце проекта ученик обязательно пишет эссе «Как я работал над ролью», в котором описывает все этапы своей деятельности, анализирует удачные или неудачные выступления, делает вывод о личностных достижениях в ходе работы над проектом.

В прошлом учебном году силами учеников и учителей  7, 8 и 10 классов были поставлены три спектакля, которые неоднократно демонстрировались на сцене нашей гимназии: «Лицейское братство» (Пушкин и его друзья-лицеисты), «Снегурочка» (по драме А.Н.Островского), «Поэзия серебряного века» (мистическая феерия по мотивам «Поэмы без героя» А.Ахматовой и пьесы «Балаганчик» А.Блока).

Возвращаясь к разговору о значимости проектной деятельности в современном образовании, хочется добавить слова, выражающие основной постулат  интеллектуального развития человека в XXI веке: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить". В его основу положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Для реализации Стандартов второго поколения вся организация работы учителя должна быть направлена  на формирование у учащихся умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности. Все компоненты процесса обучения должны быть подчинены и работать именно на формирование этих действий: начиная с постановки цели, которая должна являться и нормативно заданным результатом планирования и организации деятельности ребенка до проведения рефлексии. При этом ребенок должен уметь  взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Можно выделить следующие критерии оценки умений  ученика:

  • ставить перед собой цель и определять задачи;
  • работать на основе приобретенных ранее знаний, умений, опыта;
  • при выполнении работы проявлять самостоятельность;
  • находить  способ действий при решении учебных и практических задач;
  • осознанно рефлектировать;
  • выполнять интеллектуальные преобразования;
  • проявлять  активность и творчество.

В связи с этим большую значимость в учебном процессе приобретают уроки-проекты с использованием информационно-компьютерных технологий. В прошлом учебном году я поставила перед собой цель освоить методику проведения уроков в новом формате, который позволяет  формировать все основные универсальные учебные действия в комплексе, сочетать личные и социальные мотивы в изучении материала, помогает добиваться  результатов освоения предмета  и вместе с тем создавать   продукт, который имеет значимость не только для отдельного ученика, но и для всех участников проекта.

В прошлом и в этом году мне удалось провести несколько уроков–открытий новых знаний в форме проектной учебной деятельности. Например, по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» в учебном плане предполагается серия уроков, один из которых посвящен продуктивному чтению по ролям. Этот урок я и предложила ребятам провести в форме мини-проекта, результатом которого стало написание партитуры роли  героев пьесы. То есть в ходе урока дети в группах (каждая группа работала со своим героем) заполняли отсутствующие в пьесе авторские ремарки, что дало им возможность лучше понять героев и авторский замысел:

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. (Говорит важно и вместе с тем взволнованно).

Аммос Федорович. Как ревизор? (Говорит быстро, с недоумением, делая акцент на первое слово).

Артемий Филиппович. Как ревизор? (Говорит медленно, с паузой между словами, делает акцент на втором слове).

Городничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем. (Говорит, повышая голос, с раздражением).

Аммос Федорович. Вот те на! (Говорит громко, значительно).

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай! (Говорит тихо, как бы про себя, в большой задумчивости).

Лука Лукич. Господи боже! еще и с секретным предписаньем! (Говорит дрожащим голосом, в полной растерянности).

В 11 классе в начале года в технологии  проектной деятельности прошел урок по внеклассному чтению. В конце 10 класса, предварительно изучив круг читательских интересов,  в дополнение к изученным программным произведениям я предложила ребятам прочитать летом на выбор следующие книги: Ф.М.Достоевский «Идиот», М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» и Л.Н.Толстой «Анна Каренина». Поскольку на внеклассное чтение было запланировано только 2 часа, а ребятам хотелось поделиться впечатлениями по всему прочитанному, то передо мной встала задача так организовать уроки, чтобы удовлетворить запросы любознательных  читателей и вывести ребят на понимание авторской позиции во всех трех произведениях. Задача трудная, но выполнимая, если за связующую основу  взять сквозную тему. Такой сквозной темой оказалась «Любовь  в понимании автора». При планировании данных уроков было важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся сумели за возможно короткое время и при большом объеме материала не просто усвоить новые знания (авторское понимание любви), но и выполнить основополагающую цель серии уроков по внеклассному чтению. Такой целью стало формирование собственной позиции по нравственно-эстетической проблеме – «Как я понимаю, что такое любовь?» Именно это и определило формат урока – учебный проект.  Учебный проект позволил совместить два важных аспекта учебной деятельности на уроке: 1) получение предметных знаний и 2) производство продукта, позволяющего систематизировать полученные знания и перейти на новый уровень обучения – применение  знаний на практике. Таким продуктом стала подборка цитат (цитатник), демонстрирующих разное и общее в авторском понимании проблемного вопроса. Далее дети в качестве рефлексии писали эссе на тему: «Как я понимаю, что такое любовь?»  А в конце второго урока я им предложила дополнить цитатник высказываниями из речи  апостола Павла о любви (1 Кор. 13). Прочитав послание апостола Павла и соотнеся его с точкой зрения Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина и Л.Н.Толстого, некоторые дети подкорректировали свое высказывание, таким образом,  выйдя на новый интеллектуально-нравственный уровень понимания основополагающей ценности человеческого бытия.

В заключение я хотела бы  перечислить те проблемы, которые неизбежно возникают перед учителем, работающим в новом формате. Каким образом, участвуя в проекте, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
  • консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам;
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • «человек, который задает вопросы» - организатор;
  • психолог, помогающий наладить контакт между членами группы;
  • координатор всего группового процесса;
  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

 Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы через их  сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных способностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Часто возникает проблема подбора  таких видов и продуктов проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым, а была бы востребована самими участниками проекта.  

Все эти вопросы и проблемы решаются по мере освоения новой,  компетентно-деятельностной методики. Главное, какой учитель видит конечную цель школьного образования и воспитания подрастающего поколения россиян.  Такой целью является формирование духовно-развитой личности гражданина России, способного к самореализации в различных видах деятельности. Изучение русской словесности – один из важнейших этапов в формировании  личности, способной

  • любить свое Отечество, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознавать свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать  мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеть основами научных методов познания окружающего мира;
  •  на творчество и инновационную деятельность;
  • к плодотворному сотрудничеству в разных сферах деятельности.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Новый стандарт предполагает уменьшение роли классно-урочной системы в школе. В связи с этим, с 1 по 11 класс предусмотрена проектная деятельность,  способствующая развитию и воспитанию личности ребенка, способного к самоидентификации и осмыслению своих ценностных приоритетов. Таким образом, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную. При разработке ФГОС второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность не только  последующего обучения, но всего жизненного пути подростка. Согласно  ФГОС второго поколения,  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается в качестве одной из  миссий образования, как ценностно-ориентированный процесс.


[1] Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум/ Автор-составитель Б.А.Ланин. М.: Эксмо, 2007. – С. 508.

[2] Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. М.: Прогресс- Традиция, 2003. – С. 48.

[3] Громов Е.С. Искусство и герменевтика в ее эстетических и социологических измерениях. СПб.: Алетейя, 2004. – С. 51.

[4] Грачева И.С. Уроки русской литературы: Методическое пособие. СПб., 1993. – С.7-28.

[5] Грачева И.С. Уроки русской литературы: Методическое пособие. СПб., 1993. – С.7-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...