Конспекты уроков литературы в профильном классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

фомичева ольга викторовна

Данный материал содержит 5 конспектов по творчеству Ф.И.Тютчева,А.А.Фета,А.Н.Островского.В разработки включены задания-маршруты,выполнение которых позволяет индивидуализировать прохождение учебного материала в рамках работы малой профильной группы и оптимально подойти к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_uroka.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Человек и  история в лирике Ф.И.Тютчева.

Жанр лирического фрагмента в его творчестве».

Цели: сформулировать  историческую концепцию поэта на основе анализа стихотворения «Цицерон»; дать понятие о жанре лирического фрагмента  и особенностях выражения его поэтического языка; опережающее представление о символизме.

Оборудование: на экране слайды «Символизм как литературное течение», «Цицерон – великий оратор древнего Рима».

Словарная работа:

Монархизм, тирания, республика, символизм, фрагмент.

1.Сообщение учащегося о взглядах Ф.И.Тютчева на историю. (На основе воспоминаний И.Аксакова, В.Брюсова, К.В. Пигарева ).

Романтик Ф.И. Тютчев был сыном своей эпохи. Символисты (работа со слайдом) объявили поэта своим «великим учителем», который стоял над жизнью и общественной борьбой. Но воспоминания И. Аксакова (зять поэта) рисуют образ человека, размышлявшего о времени, истории и судьбе России.

Ф.И.Тютчев был связан со славянофильством. У поэта после возвращения из-за границы в 1844 году была большая популярность в высшем свете.

В.Брюсов (биограф и исследователь поэта) доказал, что и в период заграничной жизни Тютчев не терял связей с Россией, подчеркивал патриотическое к ней отношение и высоко оценил многие его политические стихотворения.

В исследованиях К. В.Пигарева Ф.И. Тютчев предстает как общественно активная личность, стремящаяся повлиять на ход политических событий в России и на Западе . Человек высшего дворянского общества ,Ф.И.Тютчев был близок царскому двору. При этом  он негодовал на высшую знать, «привилегированную накипь», обличал тупоумие царского правительства. Монархизм поэта сочетался тс осознанием начала «республиканской эры в европейском мире», неприятие революции – с пониманием ее неизбежности и стихийным бунтарством. Ф.И.Тютчев в свой неспокойный век предложил такой путь борьбы с тиранией: «Под царскою парчой смягчай, а не тревожь сердца». Это путь нравственного воздействия , который считали единственно возможным и Л.Н.Толстой, и Ф.М.Достоевский.

2.Аналитическая работа с текстами стихотворений «Урания», «Наш век», « Хотя б она сошла с лица земного», «Средь Рима древнего сооружалось зданье…».

Учащиеся читают стихотворения, отвечают на предложенные вопросы:

 - Какова тема стихотворений? (Время).

-Чему поэт уподобляет время? (Року).

-Как происходит движение времени? Есть ли у времени законы?(Человек наблюдает движение времени в бое цветов, цветении и увядании растений, в течении воды. Время течет безостановочно в одном направлении, единственным законом становится неумолимость изменения мира, смена явлений природы,  неизбежность исчезновения  одного и появление  другого.)

3.Чтение учителем стихотворения «Цицерон».

Ф.И.Тютчева волновал вопрос: «Может ли человек противостоять неумолимому времени, которое поглощает «народы, царства и царей»? Ответил двумя строфами стихотворения «Цицерон». Поэт заставляет читателя мысленным взором охватить огромный отрезок истории, из современности перенестись в Древний Рим, в эпоху заката республики. Из глубины веков встает лишь одна фигура: человека-оратора. Один человек сопоставлен со всей эпохой. Человек изображен «средь гражданских и тревоги». Фоном является «закат звезды его кровавой», «ночь» Рима. Цицерон остался один на один с историей. Эта личность сформировалась в эпоху кризиса, но не исчезла в потоке событий, а наоборот, определила лицо этого трагического периода в истории Рима. Цицерон - деятель, оратор. Он говорит. Его слова знаменательны, многозначительны: «Я поздно встал и на дороге застигнут ночью Рима был».Таким образом, концепция взаимоотношений человека и истории определяется личностью. Такие титаны мысли ,как Цицерон ,не исчезают в бурном море истории. В стихотворении «Цицерон» звучит гимн мужеству человека, постигающего историю:

           Блажен,кто посетил сей мир

   В его минуты роковые!

    Его призвали всеблагие

       Как собеседника на пир.

                 Он их высоких зрелищ зритель,

            Он в их сове допущен был –

          И заживо, как небожитель,

             Из чаши их бессмертье пил.

Бессмертье, блаженство не в самосохранении, не в устранении от бурь истории, а участии, «в собеседовании». Человек становится в такой момент равным Богу. В этом стихотворении поэт декларирует активную жизненную позицию, смысл которой заключается в открытости человека этому миру. Закрытые миру люди « не видят, иные слышат, живут в сем мире, как впотьмах».

4.Словарная работа в связи с определением понятия «Жанр лирического фрагмента в творчестве Ф.И.Тютчева». Учащиеся работают с толковым словарем: поиск значений слов «фрагмент», «лирический».На следующем этапе пробуют соединить два понятия в одно, оформляя в виде небольшой словарной статьи «Жанр лирического фрагмента».(творческая работа).

5.Комментарий учителя:

Поэт вступил в борьбу со временем. Ф.И.Тютчев «вышел на дорогу» в момент, когда стала остро ощущаться интенсивность жизни, а бурные исторические события конца XVIII  и XIXвеков породили ощущение непрочности бытия. Возникла потребность как бы задержать время, сохранить исчезающие ценности, всмотреться в них, успеть должным образом оценить то, что мелькает в калейдоскопе лет, дней. Это стремление было своеобразно реализовано в жанре лирического фрагмента.

Лирический род поэзии останавливает бегущее мгновение бытия, властвует над ним.

Творчество Тютчева сознательно устремлено к настоящему времени. Прошлое поэт называет « былое» («было ль когда?»). образ будущего туманен – «безвестность впереди». Несомненно только настоящее. Вот его-то и необходимо подвергнуть тщательному анализу:

«И жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита». Момент лирической остановки времени Тютчев воплотил в стихе: «О, время, погоди!». Тютчев совершает настоящее открытие: миг оказывается приближенным к вечности. В «некие часы», мгновенья в своем воображении поэт отправляется в странствия по океану столетий, постоянно ощущает «дыхание старины»:

«Здесь былое чудно веет», «Баснословной былью веет»,  «Минувшим нас обвеет и обнимет». «Память дальнего былого» особо значима для поэта. Самое страшное для человеческой души –  «следить, как вымирают в ней лучшие воспоминания». Тютчева влечет к себе устойчивое, вечное. Поэт был уверен, что есть непрерывная связь между прошлым и настоящим. Начатое  предыдущими поколениями продолжается ныне. История  живет в созданиях рук человеческих: старинных храмах, дворцах, руинах замков, скульптурах. Память побеждает неумолимое время. Человек достигает бессмертия, приобщаясь к великим свершениям истории.

6.Обобщающие задания- маршруты:

1.Докажите, что в предложенных стихотворениях Ф.И Тютчев подвергал настоящее тщательному эстетическому, социально-историческому, политическому и философскому анализу: «Так, в жизни есть мгновенья», «Пламя рдеет, пламя пышет», «В часы, когда бывает», «Я встретил вас – все былое».

2.Напишите эссе «О, время, погоди!» на материале стихотворений о природе.

Конспект урока: «Любовная лирика Ф.И.Тютчева».

Цели: выявить особенности изображения чувства любви в лирике поэта как стихийного чувства и «поединка рокового» на примере стихотворений «денисьевского цикла», развивать умение анализировать поэтический текст и определять лирическое настроение стихотворений Ф.И.Тютчева о любви на основе сравнения с другими поэтическими текстами.

Урок проводится с элементами ролевой игры.

        1.  Ученик-литературовед, биограф Е.А.Денисьевой:

         Тютчев посвятил немало стихотворений высокому чувству любви к женщине. В большей части из них автор тщательно скрывал своего адресата, и лишь по едва заметным приметам, переходящим из одного в другое любовное послание, можно догадаться, кому оно относится. Так случилось и с первым поэтическим сборником Ф.И.Тютчева.

В нем среди стихотворений, написанных поэтом уже после возвращения  в Россию, были и такие, подлинное содержание которых стало известно любителям тютчевской поэзии только после его смерти. Среди них «Предопределение», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Не говори: меня он как и прежде любит…», «Сияет солнце, воды блещут….», «О, не тревожь меня укорой справедливой…». Все они посвящены последней любви поэта Елене Александровне Денисьевой.

         Их знакомство состоялось  в конце 1840 –х годов в Смольном институте, где учились дочери Тютчева, Дарья и Екатерина. Елена Александровна была племянницей инспектрисы института и вполне могла быть подругой его дочерям. Она была на двадцать три года моложе поэта.   «…Природа одарила ее большим умом и остроумием, -вспоминал А.И.Георгиевский, муж сестры Е.А. Денисьевой, - большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при всей своей большой любезности и приветливости, при всей своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников».

        Денисьеву хорошо знали и в семье поэта, поэтому не было ничего удивительного в том, что в августе  1850 года Тютчев вместе со старшей дочерью Анной о Е.А.Денисьевой совершил поездку в Валаамский монастырь. Взаимное увлечение поэта в преклонном возрасте и молодой девушки росло незаметно для обоих, и наконец вылилось в с ее стороны   в «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником..»- свидетельствовал А.И.Георгиевский.

           Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга, в котором Тютчев продолжал блистать и Остроумием, и светской беседой, оказалось невозможно. И поэтому Е.А.Денисьевой было отказано в приемах в тех домах, где она еще совсем недавно была желанной гостьей, тетка ее была вынуждена вскоре оставить свою должность в институте и переселиться вместе с племянницей на частную квартиру. От Денисьевой отрекся отец. О течении этой «блаженно-роковой» любви рассказывают сами произведения поэта:

      Чему молилась ты с любовью,

Что как святыню берегла,-

       Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

        Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

    И ты невольно постыдилась

        И тайн, и жертв, доступных ей…

           В дальнейшем жизнь Денисьевой складывалась несчастливо. Под влиянием ее странного положения в обществе начал портиться характер, появилась вспыльчивость, обидчивость, религиозная экзальтация. В то же время Тютчев не порывал с семьей, положение ее и в общественной жизни , в служебной карьере оставалось тем же. Он по-прежнему писал стихи, создавая ставший потом знаменитым  денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей…»

      Дети Денисьевой и Тютчева (дочь Елена-1851, сын Федор-1860, сын Николай-1864) носили фамилию отца, но, как незаконнорожденные, были приписаны к мещанскому сословию. В живых остался только сын Федор. Только в русско-японскую войну, уже будучи старшим офицером, получил право на дворянское звание. Дочь Елена воспитывалась в одном из известных петербургских пансионов. Вскоре после смерти матери к ней обратилась мать одной из ее сверстниц, спросив, как поживает ее мама, подразумевая под ней Эрнестину Федоровну, жену поэта. От нервного потрясения Елена заболела и умерла от скоротечной чахотки2 мая 1865 года. В этот же день умер и ее годовалый брат Николай.

        Сама Елена Александровна также давно и тяжело болела чахоткой. Тютчев видел это, и его муки становились невыносимыми.

(Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»)

         Елена Денисьева умерла в возрасте 38 лет. «Не живется, мой друг Александр Иванович, не живется. Гноится моя рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя…. Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество….»В  стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года…» троекратно звучит призыв к душе возлюбленной:

Ангел мой,  ты видишь ли меня?

---------------------------

Ангел мой,  где б души не витали,

Ангел мой,  ты видишь ли меня?

2.Чтение стихотворения «Предопределение».

3.Литературовед-аналитик.

        Любовь в этом стихотворении Тютчев изображает как поединок. Эпитет «роковой» нередко встречается не только в любовной  лирике поэта: «призванье роковое», «минуты роковые», «память рокового дня». За ним всегда ощущается неотвратимость того, что человек не в силах изменить. Судьба безжалостно  разлучала поэта с возлюбленными, отнимала самое дорогое. Тема рока, предопределения в любви затронута Тютчевым в            разговоре с Жуковским: «Есть  ужасные годины в существовании человеческом… Пережить все, чем мы жили  - жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы - что ужаснее? Все пережить и все-таки жить. Есть слова, которые мы всю жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем…и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится». «Роковым »поединком с самим собой оказался для Тютчева день прощания со своей первой женой Элеонорой. Находясь у ее гроба, поэт стал седым за одну ночь.

4.Параллельный анализ стихотворения «Последняя любовь» Ф.И.Тютчева и

стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил»

       На доске проецируются оба текста. Учащимся предлагаются вопросы для их сопоставления:

  • Сколько раз употребляют поэты слова «любовь» и «любил», «любим»? Какие смысловые значения они выражают?
  • Какие эпитеты,  сравнения,  метафоры встречаются в стихотворениях А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева ?
  • Как в синтаксическом построении текстов показано нарастание чувства любви?
  • Какую роль играют ассонансы и аллитерации?
  • Определите стихотворный размер, характер рифмы, особенности ритма.
  • Какие слова, передающие оттенки переживаний в любви,  совпадают почти буквально?
  • В чем  вы видите различие в восприятии чувства любви лирическим героем А.С.Пушкина и лирическим героем Ф.И.Тютчева?

3.Слово учителя:

       В стихотворении «Последняя любовь» показана страсть, с которой не в силах справиться человек пожилого возраста. Мы видим невозможность соединения двух сердец. Противоречие между старостью человека и молодым любящим сердцем в стихотворении перерастает в глубокое чувство печали: человек смертен, а душа его рвется к вечности, ищет блаженства и на закате дней. Между тем в лирике Ф.И.Тютчева мы находим отображение настроения юношеской влюбленности. (Учитель читает стихотворение «Я помню время золотое»)

    Аромат юности – в утонченности образного рисунка, в музыке стихов, в задушевности лирического настроения. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня. На «плечи юные» падает цвет яблонь, ветер играет ее одеждой, она беззаботно смотрит вдаль. Но, как всегда, в лирике Ф.И.Тютчева о любви в настроении лирического героя сливаются два чувства: беззаботная радость и меланхолия, мотив прощания, проводов, сладость юных лет, золотое время молодости, цветение и горечь осознания быстротечности золотых часов. Нежной юности противопоставлены руины замка, вечереющий день, дымно гаснущий край неба, меркнущие воды реки, пролетающая тень. Распустившиеся яблони облетают, сладкий день пролетел.

4.Историческая справка, биограф Амалии Крюденер.

       Стихотворение посвящено Амалии Лерхенфельд. Золотоволосая красавица происходила из знатного германского рода, была двоюродной сестрой русской императрицы Марии Федоровны. Когда Тютчев познакомился с ней, ей было 15 лет. У юной графини было много поклонников. В их числе оказался и барон Александр Крюденер, секретарь посольства, товарищ Тютчева. Родители Амалии предпочли Тютчеву ,простому русскому дворянину, более выгодную партию. Юный дипломат был совершенно убит горем, но продолжал на что-то надеяться. В Мюнхене он продолжал встречаться с Амалией, рассчитывал, что она одумается, сможет уговорить родителей переменить решение. В середине тридцатых годов Крюденеры уехали в Россию. В 1842 году барон Крюденер был назначен военным атташе при русской дипломатической миссии в Швеции. В 1852 году он скончался. Амалия второй раз вышла замуж за графа Н.В.Адлерберга, намного моложе себя. Более чем через три десятилетия после встречи в Мюнхене, в 1870 году, шестидесятилетний поэт снова увидел Амалию, когда приехал на лечение в Карлсбад.Под влиянием встречи  с пожилой, но еще очень привлекательной графиней, Тютчев создал настоящий шедевр любовной лирики.26 июля, возвратившись к себе в номер с прогулки, он написал стихотворное признание «Я встретил вас- и все былое В отжившем сердце ожило..».

5.Прослушивание романса «Я встретил вас». Перед прослушиванием музыки  учащиеся получают задание ответить на вопрос: «Как музыка передает образ- переживание лирического героя?»

6.Ученик-музыковед.

     При жизни поэта стихотворение не получило широкой известности. Не было замечено и большими русскими композиторами. Музыку на эти стихи писали  в конце прошлого века С Донауров и позже А.Спирро, но она больше напоминала медленный  вальс, и не прижилась. Ближе всего к исполняемой ныне мелодии подходила музыка талантливого русского композитора Л.Малашкина, автора оперы «Илья Муромец» и симфонии «Жизнь  художника». Л. Малашкин- автор романса на стихи Ф.И.Тютчева.А возрождению романса мы обязаны И.С.Козловскому, который исполнил этот романс в своей аранжировке в середине пятидесятых годов пошлого века. Этот романс он услышал в сою очередь от народного артиста СССР И.М.Москвина, а потом записал по памяти.

7.Литературовед, биограф А.Крюденер.

     Последняя встреча произошла 31 марта 1873 года, когда у своей постели уже не встающий от болезни поэт вдруг увидел Амалию Максимилиановну. Лицо его просветлело, в глазах появились слезы.

На следующий день Ф.И.Тютчев написал несколько слов дочери Дарье: « Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

8.Обобщающий этап урока проводится в форме письменного задания: «Выберите один из выводов, который, как вам кажется, наиболее полно отражает особенности любовной лирики Тютчева. Свой ответ обоснуйте».

  • Любовная лирика Тютчева полна противоречий.
  • Любовная лирика Тютчева наполнена поэтическими ассоциациями.
  • Главная идея любовной лирики - идея жизни-любви.
  • Любовь разрушительна, но только она способна вызывать высокое состояние души.
  • В минуты любовного переживания человек постигает тайны собственной души.

Домашнее задание исследовательского характера:

 1.Прочитайте стихотворения «Близнецы», «О, как убийственно мы любим…», «Люблю глаза твои, мой друг…», «В разлуке есть высокое значенье…», « Чему молилась ты с любовью…» Какие черты личности  поэта и его судьбы предопределили создание образа любви-разлада человека с собой, с обществом, с возлюбленной?

  2. Кому посвятил Тютчев поэтическое признание «Еще томлюсь тоской желаний…»?

            Конспект урока: «Размышления о поэтическом даре в лирике А.А.Фета. «Как беден наш язык!..»,  «Одним толчком согнать ладью живую…».

Цель урока: на примере данных стихотворений показать своеобразие темы поэта и поэзии в лирике А.А.Фета, выявить особенности его поэтической манеры, которая с точки зрения развития русской поэзии стала открытием новых возможностей, новых путей в искусстве слова.

1.Слово учителя:

      Первую радость от поэтического слова испытал А.А.Фет в детстве, когда прочитал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Пушкинские поэмы стали для Фета подлинным откровением: «О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта, и с каким восторгом слушал меня добрый дядя…»

Стихи Пушкина зажгли в душе Фета поэтический светильник, пробудили в нем первые поэтические порывы, дали почувствовать ответственность перед высоким рифмованным словом.

       Серьезное занятие стихотворчеством начинается у А.А.Фета уже на первом курсе словесного отделения Московского университета. Стихи он записывает в «желтую тетрадь». В скором времени количество сочиненных стихотворений доходит до трех десятков. Фет решает показать тетрадку М.П.Погодину, известному литератору, историку, журналисту, библиофилу,  редактору известных московских журналов.

      В доме Погодина жил тогда Гоголь, приехавший из-за границы.

«…Однажды я решился отправиться к Погодину за приговором моему эстетическому стремлению.

     - Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю,- сказал Погодин,- он в этом случае лучший судья.

    Через неделю я получил от Погодина тетрадку обратно со словами: «Гоголь сказал, это несомненное дарование».

  Став поэтом,  А.А.Фет не только продолжил лучшие традиции русской поэзии, он открыл новые возможности воплощенного поэтического слова. Это и не могло быть иначе:  судьба распорядилась так, что великий Пушкин открыл ему радость поэзии, а великий Гоголь благословил на служение ей.

2.Работа над вопросом «Эстетические воззрения А.А.Фета на поэта и поэзию».

Вниманию учащихся  для наблюдения предлагаются выдержки из переписки А.А.Фета с Л.Н.Толстым.

     Письма А.А.Фета к Л.Н.Толстому.

19 ноября 1862 года. «Венера…должна только петь красоту в мраморе».

Письмо от 21 ноября 1874 года. «Знаю, что чем тоньше дух человека, тем    обнаженнее он всяким душевным дуновениям. Из всех моих стихов я чуть не ежедневно повторяю один:

Но сердце вечно, знать, пугаться не отвыкнет…»

Письмо от 23 апреля 1877 года. «Молодые поэты, очень молодые, увлекаются               звоном рифмы, как не умеющие играть – бренчат на балалайке. Выходит и звонко и в рифму. Но поэтому надо ждать Бога, когда хоть тресни, а надо сказаться душой».

Письмо от 3 февраля 1879 года. «Обязан ли поэт, да еще лирический, выбирать только строго-реально возможные положения и состояния? Его дело – звонить по всем видам, и по дубовому дубу, и по серебряному. Звенит - хорошо, не звенит - плохо, хоть бы сама скрипка Страдивариуса».

Письма Л.Н.Толстого к А.А.Фету.

21 февраля 1870 года: «Добывайте золото  просеванием».

3.Вопросы к учащимся для размышления:

  • Как вы понимаете значение слова «просевание»?
  • Что Толстой называет «золотом»?
  • Отличается ли позиция Фета от понимания писательского труда Толстым?
  • Каким, по мнению Фета, должен быть настоящий поэт ?

4.Выводы:

           А.А.Фет  в этих письмах выражает свое понимание роли поэта, поэзии и поэтического слова. Глубоки его мысли о природе поэтического дара, который дается человеку свыше, имеет Божественное происхождение. Л.Н.Толстой считал А.А. Фета настоящим человеком, который «ясно видит жизнь…оттого, что глядит то в нирвану, в беспредельность, неизвестность, то в сансару, и этот взгляд в нирвану укрепляет зрение». Великий писатель очень точно подметил смысл поэтических принципов А.А.Фета: нирвана - в буддизме состояние отрешенности от всех земных дел, слияние с божественной гармонией Вселенной. Поэт был сторонником «чистого искусства», он создавал стихи, далекие от политики. Целью настоящего искусства считал эстетическое наслаждение: «петь красоту». В одном из писем Л.Н.Толстой так отзывается о стихотворении «ALTER EJO»: «Редкое стихотворение», «Сиянье от него очень далекое». При этом Толстой внушал Фету мысль о том, художник обязан многократно переписывать, переделывать свое произведение, избавляться от лишнего, сокращать, точно так же, как добывают золото, то есть слово, которое наиболее точно и полно отражает суть явления.

           В понимании того, насколько трудно найти такое слово Фет шел за Тютчевым. В одном из писем Толстому он  цитирует знаменитые строки: «Другому как понять тебя?» Фет называет мысленные слова-образы « живыми, имеющими право жить». «В том, что хочешь сказать, есть кровь, тепло», в то время как из-под пера может выйти «костяк», «совершенно индефферентное явление».

5.Чтение стихотворения «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…».

 6.  Вариант анализа:

          Стихотворение стало программным заявлением поэта. Фет говорит о стремлении беспредельно расширить границы поэтического слова. Он хочет найти такие слова, которые способны передать « и темный бред души, и трав неясный запах». Поэт говорит о невозможности достоверного и полного выражения всех оттенков чувства в слове («Что буйствует в груди прозрачною волною»). Еще в молодости Фет нашел  своеобразное определение поэтического слова как «крылатого звука» в стихотворении «Как мошки зарею, крылатые звуки толпятся…». Этот образ вновь обрел жизнь в сознании поэта в 1887 году.

       Стихотворение построено на антитезе ограниченных возможностей языка и веры в   чудо поэтического творения: «беден», «не могу», «не передать», «напрасно», «ложь роковая» и «крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг» тончайшие нюансы бытия. Вторая часть стихотворения в свою очередь построена на сопоставлении поиска поэтом верного слова с мифологическим образом летящего за облака орла. Это не простой орел. Это орел, несущий молнии, был спутником верховного Бога Юпитера - громовержца. В тексте поэт изобразил божественную птицу в момент,  когда она несет «сноп молнии» в  «верных лапах». Это метафора,  в которой Фет ярко и образно выражает свое понимание роли поэта и его миссии на земле. Поэт – посланник Бога. Он послан на землю, для того чтобы быть органом, воспринимающим все природные явления в единстве ощущений и способным передать в слове красоту мира. Большую смысловую нагрузку в стихотворении имеет образ моря чувств. Образ лишь намечен словом «волна» в первой строфе, но получает неожиданное развитие  во второй в сроке «Так, для безбрежного покинув скудный дол». Эпитет «безбрежный» дан без существительного, но языковое сознание закрепляет следующий ряд: море, океан, небо. Именно туда, в высокое небо, в облака устремляется орел со своей добычей – единственно верным словом для выражения «безбрежного». При этом нельзя не заметить, что  в контексте слово «безбрежное» приобрело значение существительного.

7. Учащимся предлагается произвести подбор синонимов, расширяющих смысловое пространство  стихотворения в целом. Например, «бесконечное», «бескрайнее».

Иными словами, то, что не имеет берегов, начала и конца.

8. Вопрос:

- А что в нашем сознании ассоциируется с бесконечностью, безбрежностью? (Это космос, Вселенная, вечность.)

 Вот куда устремляется орел Юпитера. Фет понимал, что истинная поэзия создается для вечности. Об этом он писал в письмах  к С.А.Толстой. Фет говорил в них о заслуге всякой большой поэзии, приводя в качестве образца воздействия поэтического слова поэмы Гомера: «…не будь Гомера, не была бы Елена 4000 лет красавицей». Поэт высказывал мысль о живой и поэтичной красоте, которая не нуждается в поддержке ума: «Живая красавица или отвлеченная Муза инстинктивно отстраняют свой ум, выдвигаясь исключительно своей непосредственной красотою. И той, и другой не нужно ничего доказывать, а стоит только выйти, и все кругом засияет».

9.Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» построен по  принципу выполнения задания-маршрута. Учащиеся самостоятельно читают текст и отвечают на вопросы:

Маршрут №1

  • Какими глаголами Фет передает уникальные возможности поэтического слова?
  • В каком значении в этом стихотворении употреблено слово «волна»? Отличается ли оно от значения  в стихотворении «Как беден наш язык!»?
  • Какой прием помогает поэту показать, что поэт способен силой поэтического слова расширить границы земного и проникнуть в вечность?
  • В чем видит назначение поэзии? Сравните эту мысль автора с пушкинской в стихотворении «Пророк» («Глаголом жечь сердца людей»).

        Маршрут №2

  • Проанализируйте лексику с точки зрения происхождения. Что привносит в стихотворение  старославянизмы?
  • Выпишите все существительные. Каких существительных больше: предметных слов или субстантивированных и существительных с абстрактным значением?
  • Каково значение слова «избранный»?
  • Почему в тексте стихотворения поэт использует целый ряд слов, образованных путем перехода одной части речи в другую? Какую смысловую нагрузку несут эти слова?
  • Найдите в толковом словаре значение слова «венец».
  • Сколько раз в тексте встречается слово «живую»? Можно ли считать его ключевым?

Маршрут №3

  • Приведите примеры звукописи в стихотворении.
  • Какой образ в стихотворении «Как беден наш язык!» соответствует образу «тоскливого сна», который поэт  в состоянии «прервать единым звуком»?
  • Какие предложения построены по принципу синтаксического параллелизма?
  • Почему весь текст состоит из одного сложного  предложения? Как называются такие единицы в синтаксисе?
  • Какой метафорой поэт изображает творческие поиски?
  • Докажите, что слова-образы в этом стихотворении движущиеся.

      В результате реализации заданий-маршрутов учащиеся приходят к выводу, что хотя Фет и не признавал роли поэзии в общественной жизни, он, в сущности, шел вслед за своим учителем Пушкиным. Его определение роли поэзии «Усилить бой бестрепетных сердец» созвучно формуле Пушкина «Глаголом жечь сердца людей». Слово поэта направлено к глубинам человеческого сердца. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» Фет неизбежно приходит к выводу, что подлинным предметом поэзии является живая действительность.

       Фет всегда стремился «приручить» слово, «тайными муками» он называл поиск слова. Валерий Брюсов отмечал эту особенность творчества своего предшественника: «Вся… творческая деятельность …Фета была мучительной борьбой с незвучным и упорным стихом, бессильным передать порыв души. Фет не удовлетворялся жизнью в мире «таинственных дум». Наслаждение мечтой было для него неразрывно слито с жаждой ее воплощения».

Домашнее задание:

1.Проанализировать стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Свои наблюдения оформить в виде продолжения рассуждения: «Слово в стихах Фета движется к смысловому итогу, который является высшей точкой лирического сюжета. Слово приобретает организующее значение в произведении».

2.Составьте тезисный план из высказываний современников А.А.Фета об особенностях воплощения слова.  (А.К.Толстой, П.И.Чайковский, В.Соловьев).

       

 Конспект урока: «Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А.Фета».

Цели урока: в процессе аналитического прочтения стихотворений о природе выявить философские аспекты восприятия мира, созданного по законам красоты; увидеть внутренние закономерности развития лирической темы природы в творчестве А.А.Фета; показать, что лирическое переживание поэта в этих стихах выражалось в чувстве радости жизни, восторге бытия.

1.На доске спроецирован эпиграф к уроку:

         «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что   такое окружающая его  природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». (А.А.Фет)

Оборудование урока: сборники стихов А.А.Фета, слайды с  пейзажными тематическими картинками. Во время работы с таблицей происходит демонстрация слайдов.

После знакомства с эпиграфом учитель создает проблемную ситуацию:

         Общеизвестно, что «чувство природы» у Фета уникально. Наша задача заключается сегодня в попытке найти формулу изображения мира природы и человека в ней. Попробуем найти ответы на вопросы эпиграфа в текстах стихотворений о природе.

2.Работа с таблицей:

Выписать из указанных текстов цитаты, характеризующие состояние природы и лирическое переживание человека.

Время суток

Время года

1.Утро                                                                                            

Стихотворение «Это утро, радость эта…»

«На заре ты ее не буди»

1. Весна

«Еще весна,- как будто неземной…»,

«Еще весны душистой нега…»

2.День «Жди ясного на завтра дня», «В пору любви, мечты,  свободы».                                                                                              

2.Лето «Дождливое лето», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Влачась в бездействии ленивом».

3.Вечер                                                                                              

«Заря прощается с землею», «Вечер».

3. Осень «Устало все кругом: устал и цвет небес», «Опять осенний блеск денницы дрожит обманчивым огнем».

4.Ночь                                                                                                

«На стоге сена ночью южной…», «Какая ночь! На всем какая нега!»

4.Зима «Ночь светла, мороз сияет», «Скрип шагов вдоль улиц белых».

3.Вопросы для беседы:

  • Можем ли мы проводить аналогию между восприятием поэтом утра и весны, вечера и осени и т.д.?
  • Какие чувства испытывает лирический герой в различные периоды времени дня, года? Можно ли соотнести эти переживания с переживаниями человека в различные моменты его жизни: детство и юность, молодость,  зрелость, старость и уход из жизни?
  • Как Фет воспринимал неизбежность  утраты человеком в течение жизни свежести чувств и его ухода из жизни?
  • Какую роль он в связи с этим отводил природе?
  • Почему в лирике Фета, несмотря на понимание холодной опустошенности Смерти, лейтмотивом звучит тема радости бытия, восхищения Красотой мира?
  • Какие художественные приемы помогают поэту выразить чувство надежды на возвращение чувств, на воскрешение любви, на желанный приход весны, утверждающей жизнь?

4.Вывод:

      Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времен года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувств у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны с необходимым ее возвращением. В нескольких прижизненных сборниках Фета последовательно размещены разделы, которые можно считать фрагментами одного лирического переживания: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Самый большой из этих разделов – «Весна».

       

2.Видное место в лирике А.А.Фета занимает природа. При этом не является чем-то самоценным, в его стихах она всегда связана с человеком. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. Формула воплощения темы природы Фетом была лаконично выражена в стихотворении, написанном между 1874 и 1886 годами:

     Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

    И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

   Что такое день иль век

            Перед тем, что бесконечно?

    Хоть не вечен человек,

         То, что вечно, - человечно.

5. Домашнее задание:

1.Проанализировать стихотворение «На заре ты ее не буди».

Конспект урока:

«А.Н.Островский. Комедия «Лес». Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского».

Цели: раскрыть символический смысл названия и основные проблемы произведения.

1.История создания произведения:

Комедия «Лес» начата в конце лета1870 года в Щелыкове и закончена в начале второй половины декабря того же года в Москве. 15 декабря драматург писал артисту А.А.Нильскому: «Пьеса моя не только не была послана брату, но до сих пор еще не совсем кончена».

       Впервые пьеса была напечатана в журнале «Отечественные записки»,1871, №1.

        14 августа 1871 года драматическая цензура разрешила пьесу к сценическому представлению. Впервые была поставлена в Петербурге в Александринском театре 1 ноября1871 года в бенефис Ф.А.Бурдина. Постановка была неудачной. Актеры, занятые в спектакле (Бурдин,Читау,Александрова),не смогли реализовать замысел автора, не поняли своих ролей. Поэтому при постановке пьесы в Малом театре А.Н.Островский принимал активное участие.

        26 ноября1871 года премьера комедии состоялась в Малом театре в бенефис С.П.Акимовой.

       А.Н.Островский  был очень тесно связан с артистической средой. Путешествия по России – в Нижний Новгород(1845),в Самару(1849),в Кострому(1851),по верховьям Волги(1856-1857), в Одессу(1860), по Волге до Саратова и обратно(1865) – обогащали его знаниями профессионального уровня и быта провинциальных актеров. Эти знания были использованы при написании комедии «Лес». Современники писателя называли реальных прототипов. Например, Н.Х Рыбакова для Геннадия Несчастливцева и К.В.Загорского для Аркадия Счастливцева.

2. Комментарий учителя. Своеобразие конфликта и система образов комедии.

         Основной конфликт – противоречие между социально-этическими принципами демократических тружеников, идеалами народной нравственности принципами морали дворянско-буржуазных сословий. Все действующие лица обращены к читателям и зрителям социально-этической стороной. Бичуя, дворянство и буржуазию, Островский показывал глубоко аморальные свойства 6 Гурмыжская – ханжа; Буланов – циник, беспринципный         себялюбец, готовый ради собственного удовольствия на любую подлость; Милонов –подлейший лицемер, фразер; Бодаев – грубый и чванливый солдафон; Восьмибратов-кулак. Интереснейший персонаж – Улита. Она живет в среде нравственно порочного дворянства, в условиях крепостных отношений, которые уродуют человека.  результате превратилась в ползающую перед барыней, хамелеонствующую подхалимку. Улита - ключница. Характер занятий    Улиты многозначителен: «ключи» от отношений всех, кто живет в этом доме, находится       в ее   руках. Она подслушивает,  что   они   промежду себя говорят». Докладывая хозяйке, она настолько увлекается, что начинает выдавать желаемое за действительное, оправдывая это своим усердием. «Далеко ты, кажется, заехала,» - говорит ей Гурмыжская. «Мерзкая», «проклятая», с точки зрения  Карпа, Улита воплощает раболепие, воспитанное в условиях крепостного права. В определенный момент она способна вызвать сочувствие. В явлении 4 четвертого действия Улита произносит монолог, который носит явно обобщающий характер. Она говорит от лица всех, чью жизнь искалечило крепостное право: «…так жизнь-то, не живя, коротали. Замуж тебя не пускают, любить тоже никого не приказывают…у нас насчет любви большой запрет был….Уж и как эта крепость людей уродует.» Тема «горячего сердца» на этот раз звучит в устах самого подлого во всем этом доме существа: ради любви Улита стала «хуже...всякой твари последней». «Ползаешь, ползаешь перед барыней-то,.. .выползаешь себе льготу маленькую: сердцу-то своему отвагу и дашь. Потому ведь оно живое, тоже своего требует»,- говорит Улита Счастливцеву. В действии 1 (явл.8) Гурмыжская  вспоминает, как «горячее  сердце» Улиты невозможно было успокоить  «ни кротостью, ни строгостью». Последний раз в пьесе Улита появляется в 4 действии (явл.7.), чтобы рассказать барыне о том, что Геннадий Несчастливцев – актер.

   Всем отрицательным персонажам в комедии противопоставлены люди, связанные с трудом.  Эти герои обладают высокой нравственностью, душевной щедростью. Актер Несчастливцев, бедная девушка Аксюша, лакей Гурмыжской – Карп. Аркадий Счастливцев не отличается нравственной устойчивостью. Но и он по своему моральному уровню выше, чем Гурмыжская и ее окружение.

3.Задание – маршрут № 1 для группы. Сделайте отбор, группировку и классификацию материала комедии «Лес» для речевой характеристики персонажей по следующему плану:

1.Как проявляется в речи персонажей установка на комикование?

2.Найдите каламбуры. Подумайте, с какой целью автор применяет смешные сравнения.

3.Приведите примеры различного понимания собеседниками одних и тех же фраз.

4.Задание – маршрут №2. В комедии «Лес» найдите подтверждение следующим положениям о речи Несчастливцева:

- В его речи преобладает нравственная лексика, встречаются выразительные языковые средства.

- Речь богата интонациями - радостными, печальными, грустными, трагическими, восторженными. Интонации выражают отношение героя к окружающим. Эмоциональность речи выражается в большом количестве восклицательных предложений.

-Сила чувств актера находит выражение в синтаксической структуре речи: риторические вопросы и восклицания, обращения, незаконченные предложения, односоставные безличные и определенно-личные предложения.

- В особые моменты нравственного переживания героя он говорит так, как будто играет на сцене.

-Для выражения самых заветных мыслей актер «чувствует и говорит, как Шиллер». Как реализуется прием «эзопова языка» для сатирического обличения Гурмыжской и ее окружения в речи Несчастливцева?

5.  Задание  - маршрут:

«Проблема искусства и образы актеров».

 -Выразительное чтение (по ролям)  второго явления второго  действия.

Ответьте  на вопросы:

-Какое впечатление производит на вас образы актеров?

-Каким вы представляете быт и образ жизни провинциального актера, современника А.Н.Островского?

-Какие фамилии известных русских актеров упоминаются в пьесе?

-Прочитайте монолог Несчастливцева в явлении 6 четвертого действия о великой силе искусства.

-Как объясняется в тексте значение фамилии актера-трагика?

6.Задание-маршрут «Символический смысл названия комедии «Лес».

На доске проецируется несколько вариантов трактовок названия. Учащимся предлагается выбрать тот вариант, который им кажется наиболее правильным.

 На следующем этапе реализации задания учащиеся подбирают цитаты из текста, подтверждающие каждую из предложенных трактовок.

Русские писатели, театральные деятели о названии комедии

Цитата из текста

1.А.Н.Плещеев: «Что за типические, реальные личности все эти Гурмыжские, Восьмибратовы, Булановы, Милоновы…Но ярче, рельефнее всех их этот достолюбезный провинциальный трагик – Геннадий Несчастливцев.. Вы не можете не полюбить этого горемыку оборванца, который один в этой темной среде, в этом дремучем лесу, куда он попал, является носителем гуманных, благородных, возвышенных идей»( «Молва»,1880,№62).

2.В.И.Немирович-Данченко: «Дебри, невежество, освещенное поэтом,- вот основная идейная линия. И тогда быт будет поглощен идейностью, быт будет пронизан благородством идеи».

3.Рецензент газеты «Русский мир»: «Чуть ли не в каждом ее слове проглядывает знание жизни, горькая ирония, едко затрагивающая слабости человеческие вообще и наши собственные недуги в особенности…»(«Русский мир»,1871,№ 63).

4.А.И.Ревякин: «В комедии «Лес» драматург изображал быт провинциальных помещиков. Но в аспекте этого быта здесь ставятся самые существенные проблемы того времени: экономическое оскудение и моральное вырождение дворянства (Гурмыжская, Милонов, Бодаев, Буланов), рост буржуазии (Восьмибратов)…»

Выводы:

        Анализ текста показывает, что образ леса в комедии имеет несколько слоев смысла. В первую очередь, Гурмыжская – богатая помещица, владелица лесных угодий. В ее лице А.Н.Островский подвергает сатирическому обличению всех дворян, которые перестали быть настоящими хозяевами на своей земле. Образ Гурмыжской предваряет появление образа Раневской в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». Лес для Гурмыжской – объект купли-продажи, возможность получить деньги, распоряжаться которыми разумно она давно разучилась,   а скорей всего никогда не умела этого делать:«Удивительное дело, ничего-то мне в жизни не удалось ни купить, ни продать, чтоб меня не обманули. Видно,  уж так мне на роду написано ». Однако в ее душе живет еще эстетическое представление о лесе, прекрасном уголке природного мира ,без которого невозможно представить имение: «Нет, я весь теперь не продам; что за имение без леса! Некрасиво». Гораздо страшнее отношение к лесу буржуазного дельца Восьмибратова. Для него Паленая,  Пылаева, Горелая пустоши имеют значение только в смысле приращения капитала: он вырубает богатейшие участки леса и вывозит, получая свои «барыши». Свое отношение к происходящему выражает лакей Карп. Ему  не безразлично, что происходит в имении. Он с горечью говорит о том, как хозяйка продает лес: «Все продаем-с, а чего ради?» Образ леса в определенный момент развития действия приобретает символическое значение. Лес - это вся нескладная русская жизнь , в которой есть угнетатели -  «хозяева»жизни и простые труженики, полные человеческого достоинства люди, остро чувствующие необходимость просвещения. Даже лакей Карп понимает уродливость такой жизни.

Карп. Какая наша жизнь, сударь! Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью.

Карп. Ах, шут гороховый! Откуда его вывезли, из каких таких земель? Должно быть, издалека. Вот так камардин. Да и то сказать – образование; а здесь что? Одно слов: лес».

Мечтой о новой прекрасной жизни, в которой нет места лжи, корысти, ханжеству, лицемерию наиболее ярко звучит в сцене знакомства Аксюши и Несчастливцева. Актер зовет девушку: «…брось эту жизнь! Начнем новую, сестра, для славы, для искусства».В заключительном эпизоде перед тем, как покинуть навсегда свои родные места, замечательный актер произносит гневную, обличительную речь. Лес в его понимании – это предрассудки невежественных людей, глубоко непорядочных. Несчастливцев называет их «совы» и «филины». Мораль этих людей он выражает такими словами: «Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», «Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете».

Домашнее задание:

1.Подготовить сообщение по теме: «Проблема корысти и бескорыстия в произведении».

2.Сопоставить образ Аксюши с образом Катерины из пьесы «Гроза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Проектные технологии на уроках литературы в профильных классах

Материал был представлен на краевых педагогических чтениях. Статья - представление опыта работы в этом направлении....

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...