Проектные технологии на уроках литературы в профильных классах
статья по литературе по теме

Федорюк Лидия Владимировна

Материал был представлен на краевых педагогических чтениях. Статья - представление опыта работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ  (СЛАЙД №1)

Исходя из Концепции профильного обучения необходимо обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса. Перспективной в этом отношении оказывается проектная методика, представленная в рамках международной программы Intel® «Обучение для будущего». Реализация данной методики позволяет освоить проектно-исследовательский метод, создать пакет учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности, и при этом осваивать в совместной деятельности с учащимися новые информационные технологии. Следует отметить, что внедрение метода проектов в учебный процесс помогает ученикам осознать возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной проектной деятельности.

Преподавание литературы имеет свои специфические особенности (имею в виду работу с текстом художественного произведения, которая должна проводиться на каждом уроке).  И первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования. Это должна быть тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике. Что же может стать содержанием исследования по литературе? Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы и прочее.

Следующая трудность заключается в том, что логика преподавания литературы не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как львиная доля урочного времени приходится на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. И педагоги отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках литературы.  

Приведу примеры заданий и   упражнений, которые являются составной частью технологии проектного обучения (слайды 3 и 4)

Упражнения по формированию художественно-исследовательских навыков учащихся

I. Задания на формирование  творческого воображения, фантазии и наглядной образности художественного восприятия. 

1.В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описание чудесного горного утра перед дуэлью дано глазами Печорина. Попробуйте предположить, какие чувства в это время испытывает Грушницкий и как бы он нарисовал эту картину?

II. Задания на  формирование эмоциональной остроты и чуткости восприятия образной речи.

1. Прочитайте первые страницы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» до того момента, когда Раскольников входит в комнату старухи-процентщицы. Какими словесно-образными средствами создается эмоциональное направление повествования? Какую роль играют слова, выделенные писателем курсивом?

  III.              Задания на выявление отношения писателя к своему герою, раскрытие авторской позиции.

1.В одном из писем Л.Н. Толстого высказана такая мысль: «Как нельзя утаить в мешке шила, так нельзя в художественном произведении скрыть того, что составляет предмет любви автора». Сам писатель иной раз даже формулировал этот предмет любви: в «Войне и мире», по его собственному признанию, он любил «мысль народную»; в «Анне Карениной» - «мысль семейную». Так или иначе, это толстовское суждение распространяется и на творчество других писателей. Если последовать за  Л. Толстым, как можно было определить, что «любит А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке», Н.В. Гоголь – в «Мертвых душах» и «Тарасе Бульбе»?

  IV. Задания на толкование сюжетных и композиционных особенностей художественного произведения. 

1. Раскройте композиционную роль пейзажных описаний в их связи с образным миром произведения: описание старого, запущенного сада перед встречей Чичикова с Плюшкиным (Н.В. Гоголь «Мертвые души», глава IV); ранняя весна на Дону, аромат пробуждающейся земли с отголосками минувшей трагедии: ветхая лодчонка, запах гниющей ольхи, поваленный плетень (М. Шолохов «Судьба человека»); цветущая природа и смерть Аксиньи (М. Шолохов «Тихий Дон»).

  V. Задания на раскрытие многозначности художественной детали, рассмотрение ее в связи с проблематикой произведения.

1.Покажите, в чем связь между обликом героя, характеризующей этот облик деталью-вещью и идейным замыслом писателя: стоптанные тапочки Обломова, галоши и зонтик Беликова, «свеженачищенный наган» Половцева.

VI. Задания на развитие навыков сравнительного анализа.

1. Сравните два стихотворения – «Деревню» А.С. Пушкина и «Элегию» Н.А. Некрасова. Найдите перекликающиеся строки и прокомментируйте их. Как вы считаете, сознательно или случайно Н.А Некрасов использовал перефразированную строчку из пушкинских стихов?  

Учебный проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над каждой учебной темой в профильных классах, когда обнаруживается дефицит знаний, неспособность решить возникшую задачу, что вызывает у учащихся желание глубже исследовать создавшуюся проблему.

Важными факторами, способствующими формированию внутренней мотивации к проектной деятельности, являются: (слайд №5)

  •          связь идеи проекта с учебным курсом: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, выявленной в процессе практической деятельности;
  •          (наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников): в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждения подлинного интереса к его реализации и со стороны учителя. и со стороны учащихся, что позволит добиться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;
  •          ( ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя): переход учителя  с позиции лидера в позицию консультанта и координатора дает обучаемым реальную и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношения к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Слайд №6        

Работа над проектом исходит из целей и задач, которые ставит учитель перед своими учениками. Это могут быть:

 - информационные мини-проекты ( в рамках одного урока), созданные непосредственно на занятии  -  10 класс . «Роман  как литературный жанр».

Основные этапы деятельности предполагают следующие виды работ:

1. Сбор информации по теории литературы:

- из литературоведческого словаря;

- из справочника по литературе;

- из энциклопедии.

2. Работа с материалами «Из истории «русского романа» первой половины 19 века», предоставленными учителем:

- самостоятельно изучить собранные материалы;

- отобрать нужную информацию, опустив лишнее;

-  оформить результат деятельности.

3. На основе статьи  энциклопедии, учебника, дополнительной литературы

ответить  на следующие вопросы:

- Почему во второй половине 19 века в русской литературе произошел расцвет романа?

- Чем отличается русский роман от традиционного романа, в чем его своеобразие, неповторимость?

- Почему такой короткой была эта блестящая эпоха?

Каждая группа рассказывает о проделанной работе на данном уроке, а к следующему занятию лидеры групп оформляют результаты своей проектной деятельности с использованием публикации и презентации

СЛАЙД №7.

Данный мини-проект был реализован во время проведения урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»

СЛАЙД №8,9 .

Творческий групповой проект «Добро и зло»  был представлен учащимися во время проведения занятий по творчеству М.Булгакова. Основными вопросами учебных тем стали следующие:

Что такое «вечные вопросы»?

Какие «вечные вопросы» заявлены М.А.Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»?

Почему , на ваш взгляд, одним из важнейших вопросов ершалаимских глав становится вопрос: что есть истина?

 Проект ориентирован на действующую программу, может быть интегрирован в рамках учебного процесса и соответствует следующим пунктам тематического учебного плана предмета в профильных классах:

анализ эпизода прозаического произведения, интерпретация художественного текста, сквозные темы в русской и мировой литературе.

В рамках проекта учащимися могут быть проведены самостоятельные исследования по темам:  «Рассуждение о поиске истины», «Что дает право вечным вопросам называться вечными»,  «Проблема свободы выбора, что и почему я могу выбрать и выбираю», «Вечные вопросы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

СЛАЙД №10,11

Групповой исследовательский проект «Символика цвета в стихотворениях С.Есенина» стал основой для проведения урока «Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве С.Есенина» в профильном классе гуманитарной направленности.

Если предыдущий проект рассчитан на несколько уроков, то данный  реализован в рамках  двухчасового урока .

На уроке были рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Истоки творчества поэта.

2. Связь поэзии  Сергея Есенина с народным творчеством.

3. Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве С.Есенина.

4. Особенности поэтики лирики С.Есенина

СЛАЙД 12

Индивидуальные исследовательские  проекты,  ставшие основой для экзаменационного реферата по литературе.

Деятельность в рамках проектов позволит учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, выйти на новый уровень осмысления проблем, заявленных в художественном произведении и рассмотренных в критической литературе. Проекты нацелены на личностно-ориентированное обучение, позволяют развивать креативные способности учащихся, переносить имеющиеся знания, умения и навыки в новую учебную ситуацию.

Проекты способствуют развитию диалогического мышления. Использование компьютерных технологий позволяет учащимся развивать познавательные навыки, формировать умения самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Для более широкого осмысления заявленных вопросов используются элементы мультимедиа, позволяющие усилить содержательную часть проекта и помогающие восприятию наиболее сложных вопросов. Данные проекты можно реализовывать в профильном обучении

В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, литературы, использование учебно-методических проектов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного проекта. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это, на мой взгляд, способствует развитию диалогического мышления, необходимого современному человеку.

СЛАЙД№15

Проектная методика, в основе которой лежит концепция личностно - деятельностного подхода, отвечает современным образовательным требованиям. Цель обучения литературе учащихся вижу в совершенствовании всех компонентов коммуникативной компетенции школьника в процессе учебной деятельности, мобилизации творческих способностей и личностного потенциала при осознании себя как субъекта учебной деятельности, критической рефлексии собственного опыта учебной деятельности и способности к саморазвитию в процессе гибкой конструктивной мыслительной деятельности.

        В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают определенные умения и навыки:

  интеллектуальные включают в себя умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами;

  •  творческие – это умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему;
  • коммуникативные - умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
  • навыки и умения связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические - умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях.

Использование метода проектов в сочетании с новейшими информационными технологиями позволяет педагогу повышать эффективность образовательного процесса в системе профильного обучения, осуществлять на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совмещать инновационное содержание образования, в частности, овладение средствами и процедурами исследовательской деятельности, а также современные методы учебной работы - учебные исследовательские проекты, групповую работу учащихся, что, в свою очередь, способствует более полному и глубокому освоению учебного материала учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии на уроках литературы

Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...

Конспекты уроков литературы в профильном классе.

Данный материал содержит 5 конспектов по творчеству Ф.И.Тютчева,А.А.Фета,А.Н.Островского.В разработки включены задания-маршруты,выполнение которых позволяет индивидуализировать прохождение учебного ма...

Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"

Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"Фольклорный фестиваль...

Статья "Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе"

В статье рассмотрены некоторые методические приемы использования проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе....

Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...

Из опыта. Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе с учётом применения УУД

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...

Проектные технологии на уроках литературы в старших классах

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...