Работа по повышению качества знаний учащихся
статья по литературе (5 класс) на тему

Рассматривается современное решение проблемы познавательной активности. Предлагаются способы включения учащихся с разной степенью активности, или интенсивности в активном познании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_povysheniyu_kachestva_zun_uchashchikhsya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Работа по повышению качества знаний

и умений  учащихся»

        Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить  на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием?  В русле  современных  решений этой проблемы выделяется уровневый подход к  обучению.

        Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны,  это форма самоорганизации и самореализации  учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной активности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой, социальной и т.д.) учащегося.

Для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать  и с тем школьником, который пассивно воспринимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации,  и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной.

Объективные показатели уровня познавательной активности – стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д. Их учёт позволяет выявить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий.          

Степень проявления активности учащегося  в учебном процессе – это изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный уровень  и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдёт ли воспитанник до творческого уровня.

Психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня и основные направления  работы по активизации у них познавательной деятельности.

Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной  активности  не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления  со стороны учителя.

Занимаясь с этой группой учащихся, нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Не следует им давать задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени на подготовку и обдумывание ответа, а в момент ответа не стоит их перебивать или задавать неожиданные вопросы.

Таким учащимся можно разрешить выполнить лишь часть задания или всё задание, но проверять лишь правильную часть, при этом исправив все допущенные ошибки.         

Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся  нулевого уровня  познавательной  активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс, чтобы родилась цепочка: состояние комфортности, открытости---- отсутствие страха ---- чувство уверенности ---- ожидание встречи с данным учителем---- ожидание уроков, которые ведёт данный учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.

Относительно-активный уровень. Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавания. Включение в деятельность связано не только с эмоциональной привлекательностью, но и с волевыми и интеллектуальными усилиями.

Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, но при затруднениях легко теряют интерес к учению. Эпизодически они удивляют учителя быстрыми правильными ответами, но это не становится системой.

В этой ситуации внимание учащихся можно «держать» вопросами, но задаёт их не учитель, а сами ученики. В конце урока дети могут задавать не менее пяти  вопросов по его теме. Это несложное задание  помогает школьникам  выделять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.

Этим учащимся  присуща торопливость, поэтому они нуждаются в умении использовать план ответа, рисунки, подсказки, таблицы, опорные сигналы, создавать алгоритмы. При этом следует учесть, что учащиеся охотнее пользуются теми схемами, которые делали сами или под руководством учителя.

Учитель должен создавать не только эмоциональную атмосферу, но и оптимальные условия для ежедневной работы учащихся. Умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определённой  учебной цели отличает учащихся с исполнительно-активным уровнем познания.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Такие ученики осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно.

Именно на эту данную категорию учащихся опирается  учитель при изучении новой (непростой) темы, именно  эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главные достоинства этого учащегося – в стабильности и постоянстве.

Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют «зубрилками» или на современный лад «ботаниками» за прилежание и усидчивость. Такая кажущаяся легкость – результат усилий ученика: умения сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости  повторять всю эту цепочку. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. В иное время эти дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний.

Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи  и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся актуальна.

Основными приёмами  работы с такими учащимися являются проблемные, частично-поисковые  и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Однако трудно организовывать проблемные ситуации на каждом уроке. Вот почему учащимся с исполнительно-активным уровнем можно предложить особые ролевые ситуации: роль «экспертов» (оценивание устных и письменных ответов учащихся), но нужно обязательно дать инструкцию по оцениванию, чтобы не было конфликтов; роль «наблюдателя», который следит за темпом урока; роль «мудреца», который подводит итог занятию; роль «хранителя знаний» и т.п.

Особо следует сказать о контрольных работах для  учащихся с исполнительно-активным уровнем познавательной деятельности Должны быть работы, устанавливающие уровень учебных знаний и умений, которыми овладели учащиеся. Но должны быть и другие формы контроля, отличающиеся от обычной репродукции. Но, к сожалению, превалируют именно репродуктивные контрольные работы, наводящие ужас на слабых учащихся  и кажущиеся простыми и скучными учащимся с активным познавательным уровнем.

Таким образом, этих учащихся необходимо побуждать к самоактивности в учении. Для детей с высоким уровнем познавательной активности должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, поскольку они предрасположены к новым, более высоким требованиям в учении.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего выше сказаного. Одарённость зависит от прирождённых задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выявить  этих способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным учащимся открыть в себе способности, о которых они и не подозревали.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приёмы, активизирующие творчество учащихся, и творческие уроки. Главное, чтобы все эти приёмы были направлены на развитие у учащихся  самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.

Как выстраивается урок с учётом уровней познавательной активности? Он может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым ( подключение учащихся с высоким уровнем активности к обучению остальных), комплексным ( совмещение всех предложенных вариантов).  Главным критерием такого урока должна стать включённость в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Но учитывая всё выше сказанное, следует добавить следующее: огромным условием продуктивной работы учителя является поддержка со стороны родителей.  Современные родители  слишком мало времени уделяют воспитанию своих детей, настоящей заботе о них. Очень часты  случаи, когда родители не интересуются причинами неуспеха своих чад в учении. Они пытаются огульно, бездоказательно переложить вину за неуспеваемость или низкий уровень качества знаний своих детей  на учителей. А ведь  отсутствие со стороны родителей контроля  домашней работы детей по овладению знаниями, что является помощью учителю и своему ребёнку, затрудняет процесс обучения, делает его неуспешным, трудным для детей. Поэтому  необходима систематическая работа с родителями в этом направлении, начиная с начальной школы. Именно не заигрывание с родителями в целях получения их расположения, а привлечение  к воспитанию, образованию и развитию своих детей. Тогда не будет остро стоять вопрос о результативности обучения учащихся в выпускных классах. И родители должны нести свою ответственность за  успехи и неудачи детей, а не винить в этом только учителя.

Я пытаюсь  на уроках использовать перечисленные выше приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, учитывать уровни их учебной активности,  но текущая, часто авральная работа «съедает» интересные задумки, способствующие эффективной работе учителя, забирает его время. Хотелось бы помощи со стороны администрации школы в вопросе организации деятельности учащихся на уроке. Необходимо продумать такую систему наказаний и поощрений, чтобы уважением и почётом был окружён прилежный ученик, а разгильдяй и ленивец испытывал бы психологический дискомфорт. Но при этом  он поощрялся бы за малейший успех в освоении необходимых знаний и умений, то есть ярлык двоечника на него не прикреплялся бы  навсегда. Любая человеческая деятельность основана на самообразовании и самосовершенствовании. Именно эти убеждения необходимо формировать в наших учениках. Учение – тяжкий труд, а не развлечение, но он принесёт радость, если ученик научится преодолевать трудности, конечно, с помощью учителя.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Курсовая работа "Повышение качества знаний учащихся на уроках биологии"

Содержание работы: 1. Значение проверки знаний учащихся по биологии 2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся 3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями 4. Виды тестовых заданий ...

"Работа с терминами - путь повышения качества знаний учащихся"

Данная статья представляет собой методическую разработку по использованию биологических терминов на предметных уроках...

Использование реестров затруднений диагностических работ учащихся по английскому языку в развитии профессионального уровня педагога для повышения качества знаний учащихся

Анализ проведения окружных мониторингов внешней оценки образовательных достижений обучающихся в освоении английского языка в соответствии с ФГОС: в 2017 году в 5 классе, в 2018 году в 8 классе.  ...