Технология продуктивного чтения
презентация к уроку по литературе на тему

Лапоногова Елена Борисовна

В презентации показаны особенности технологии продуктивного чтения на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Ведущая технология Образовательной системы «Школа 2100»

Слайд 2

Требование ФГОС Освоение обучающимися умений полноценного чтения : понимание текста (общее, полное, критическое) Поиск конкретной информации Восстановление широкого контекста Интерпретация текста Комментирование текста Читательская самостоятельность Умение задавать вопросы и высказывать свои суждения Умение строить умозаключения Продуктивный характер чтения

Слайд 3

Кто такой «грамотный читатель»? Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать по содержанию текста: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Слайд 4

Что такое «технология продуктивного чтения»? Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору

Слайд 5

В чём разница традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения? Прочитайте дома и перескажите Расскажите о героях, их поступках. Где происходит действие? Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы. Сопоставляем свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст Читаем и находим для себя вопросы и ответы на них Делимся впечатлениями после чтения и сравниваем своё понимание текста с другими

Слайд 6

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения) 1 Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, автору, иллюстрации Вызвать желание, мотивацию прочитать книгу Работа с текстом до чтения Анализ названия текста, фамилии автора, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании

Слайд 7

И.А. Бунин «Антоновские яблоки» (11 класс) 5 класс Проанализируйте название рассказа «Антоновские яблоки». Какую нагрузку несёт в себе слово «антоновские»? Уточните дату написание рассказа. Что к этому времени осталось «за плечами» Бунина? Рассказ начинается с многоточия: …Вспоминается… Какие воспоминания , по-вашему, могли лечь в основу рассказа? В первой редакции «Антоновских яблок» у рассказа был подзаголовок « Эпитафия» . Какой смысл заключается в этом подзаголовке?

Слайд 8

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения) 2 Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки) Обеспечить полноценное восприятие текста Работа с текстом во время чтения Чтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций

Слайд 9

Фактуальная информация Концептуальная информация Подтекстовая информация Полное понимание текста

Слайд 10

И.А. Бунин «Антоновские яблоки» Прочитайте рассказ. Попробуйте комментировать текст и вести диалог с автором по ходу чтения. Обратите внимание на подчёркнутые слова, выражения, пунктуационные знаки и обозначение вопросов к автору (?) « Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» (?) ( В : Почему? О : Жизнь уходит из помещичьих усадеб) «Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожары (древнерусское название созвездие Плеяды), ещё раз побежишь в сад» Интерпретация : Тоска по детству, запахам ( у человека поразительная память на запахи), былому величию дворянских родов…

Слайд 11

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения) 3 Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста Работа с текстом п осле чтения Беседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания.

Слайд 12

Какие ощущения, эмоции вы испытали во время чтения? Совпадали ли они с авторскими? Подтвердите примерами из текста, что мир воспринимается героем всеми органами чувств… Ч то вы можете сказать об особенностях сюжета рассказа? С какой целью автор так подробно описывает процесс сбора антоновских яблок? Тема загадочной русской души была одной из тех, к которым И. Бунин обращался на протяжении всего своего творчества. Пытаясь понять тайну русского человека, Бунин соотносит своих героев с такими важным понятиями, как природа, вера, память. Дайте с этих позиций оценку героя-повествователя. Прочитайте другие рассказы Бунина…. И.А. Бунин «Антоновские яблоки» А В

Слайд 13

Результаты продуктивного чтения Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору); Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого) Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем) Осмысление художественной формы Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Слайд 14

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью . Эдмунд Берк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).

Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики ...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...