ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТУШКИ В 8 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
методическая разработка (8 класс) на тему

Дроздова Ирина Валентиновна

Частушки широко распространены на территории всей России, тогда как у других народов частушка практически не встречается. Частушка стала самым распространенным, самым популярным из всех ныне живущих фольклорных жанров. Поэтому представляется актуальным рассмотрение данной поэтической формы русского фольклора на уроках литературного краеведения.

Знакомство учащихся с устным народным  творчеством начинается в начальной школе. Но если говорить о частушке, то в рассмотренных нами программах по литературе (под редакцией Г.И. Беленького, А.И. Княжицкого, А.Г. Кутузова) эта тема не выделяется, а в  программе В.Я. Коровиной частушка как жанр фольклора рекомендуется к изучению  только в 8 классе в объёме 1 часа, ознакомительно. В методических рекомендациях к программе В.Я. Коровиной предлагаются традиционные методические приемы в изучении данной темы: «урок-семинар, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.), небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме»[1].

Мы предлагаем рассмотрение данного жанра фольклора  в 8 классе  на уроке внеклассного чтения с использованием краеведческого материала - частушек Самарского края.

Дадим более подробную информацию о целях, задачах и ходе урока, посвященного частушке в 8 классе.



[1] В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дроздова И. В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №132

ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТУШКИ В 8 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

  1. Место частушки в программе по литературе 8 класса.
  2. Конспект урока.
  3. Выводы.

Частушки широко распространены на территории всей России, тогда как у других народов частушка практически не встречается. Частушка стала самым распространенным, самым популярным из всех ныне живущих фольклорных жанров. Поэтому представляется актуальным рассмотрение данной поэтической формы русского фольклора на уроках литературного краеведения.

Знакомство учащихся с устным народным  творчеством начинается в начальной школе. Но если говорить о частушке, то в рассмотренных нами программах по литературе (под редакцией Г.И. Беленького, А.И. Княжицкого, А.Г. Кутузова) эта тема не выделяется, а в  программе В.Я. Коровиной частушка как жанр фольклора рекомендуется к изучению  только в 8 классе в объёме 1 часа, ознакомительно. В методических рекомендациях к программе В.Я. Коровиной предлагаются традиционные методические приемы в изучении данной темы: «урок-семинар, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.), небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме»[1].

Мы предлагаем рассмотрение данного жанра фольклора  в 8 классе  на уроке внеклассного чтения с использованием краеведческого материала - частушек Самарского края.

Дадим более подробную информацию о целях, задачах и ходе урока, посвященного частушке в 8 классе.

Цели -  

Образовательные: 

-Сформировать у учащихся представление об отличительных особенностях частушки как малого жанра УНТ

-Научить школьников выявлять и формулировать поучительный смысл, содержащийся в частушках Самарского края

Развивающие:

-Развивать творческие способности учащихся

-Развивать связную речь школьников через комментированное чтение

-Развивать навыки самостоятельной, групповой и парной работы

-Развивать умение рассуждать и высказывать свое личное мнение и защищать его в коллективе

-Развивать сопоставительно-аналитические умения учащихся

Воспитательные:

-Воспитывать любовь и интерес к фольклорным традициям своего народа

-Воспитывать уважение к мнению собеседника

          Задачи:

  • закрепить и обобщить знания о специфике и художественных особенностях жанра частушки;
  • закрепить знания об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
  • формировать умение эффективного слушания и осмысления информации;
  • способствовать развитию творческих литературных способностей, практических умений и навыков выразительно исполнять тексты частушек;
  • формировать способность ценить красоту; развивать эмоциональную сферу учащихся;
  • воспитывать любовь к народной песне родного края;
  • пробудить и поддержать интерес к народным традициям и русской культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с частушкой как с особым фольклорным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста частушки, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, аудиозаписи частушек.

ХОД УРОКА:

Структурные элементы

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

1) Организационный момент

Цель этапа:

Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных УУД

Приветствует учащихся, создает доброжелательную,

рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочих мест

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность

 своего рабочего места.

Формируются регулятивные (самоконтроль) и

коммуникативные

(планирование

предстоящей деятельности совместно с учителем и

одноклассниками) УУД  

2) Сообщение темы и цели урока

Объявляет тему, обращая внимание на то, что ключевое слово в ней сегодня зашифровано.

«-----как малый жанр УНТ».

Чтобы узнать его, предлагает обратиться к раздаточным материалам и попытаться разгадать помещенный там кроссворд (см. Приложение 1).

В случае правильно разгаданного кроссворда мы в выделенных клетках прочитаем интересующее нас слово.

Настраивает учащихся на приобретение опыта творческой деятельности в процессе разгадывания кроссворда и дальнейшего решения познавательных задач в ходе урока.

Предлагает каждому ученику сформулировать для себя цель урока, отвечая на вопрос: чему сегодня на уроке я могу научиться                                        

Формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и в коллективе), личные

(смыслообразование),

регулятивные

(целеполагание,

планирование) и познавательные (поиск и выделение необходимой информации) УУД

3) Актуализация знаний

Цель этапа:

Организовать активизацию знаний учащихся для изучения нового материала

Совместно с учащимися разгадывает кроссворд, задавая им вопросы и вспоминая уже имеющиеся у них теоретико-литературные сведения по темам «УНТ», «Краеведение» (см. Приложение 1)

Работают с кроссвордом, отвечают на вопросы, заданные учителем.

Формируются коммуникативные,

познавательные,

регулятивные УУД

4) Изучение нового материала

Цель этапа:

Организовать продуктивную творческую деятельность для объяснения нового знания

Координирует ответы учащихся на следующие вопросы:

*Какие частушки вы знаете? На какие темы?

*Поют ли частушки в вашей семье, и в каких случаях?

* Можно ли услышать частушки в современной жизни? Где?

Работают фронтально, беседуют с учителем, отвечая на поставленные вопросы

Познавательная задача № 1

Предлагает учащимся самим сформулировать значение слова «частушка», а после полученных ответов прочитать сведения о частушке, данные в раздаточных материалах

(см. Приложение 2)

Обобщает прочитанное и услышанное от детей в ходе беседы:

Мы узнали, что частушка - это …

Прослушивание аудиозаписи частушек.

Пытаются сформулировать значение слова «частушка», читают теоретические сведения о частушке, как о жанре УНТ.

Формируются регулятивные (умение слушать и дополнять высказанные мнения, сохранять учебную цель и осуществлять самоконтроль) и коммуникативные УУД

Познавательная задача № 2

Предлагает поработать с таблицей «Частушки Самарского края и их тематика» (см. Приложение 3)

В левой колонке таблицы даны частушки, а в правую учащиеся записывают их тематику.

Работают с таблицей, пытаясь формулировать тематику предложенных частушек и записывают её.

Формируются коммуникативные,

регулятивные,

познавательные УУД

Познавательная задача № 3

Предлагает игру

 «Собери частушку»

(см. Приложение 4), с целью выяснения, насколько хорошо учащиеся знакомы с частушками родного края. В этом задании учащиеся должны соединить стрелками расположенные в два столбика начало и конец частушки. По окончании задания учащиеся осуществляют взаимный парный контроль

Самостоятельно заполняют таблицу, подбирая к данному началу частушки ее окончание, осуществляют взаимный парный контроль.

Формируются регулятивные (умение осуществлять контроль за выполнением задания), коммуникативные

(умение работать в парах), познавательные

(умение выделять и извлекать нужную информацию) УУД

Познавательная задача № 4

Цель:

Развитие сопоставительно-аналитических умений

Предлагает понаблюдать над языком частушек, с целью увидеть в них тропы традиционные для других песенных жанров и оригинальные, свойственные лишь частушкам.

Коллективно работают с текстами частушек.

Формируются регулятивные и коммуникативные (умение слушать, дополнять и уточнять сказанное собеседником,

взаимодействовать с коллективом), познавательные (понимание текста, извлечение информации) УУД

5) Закрепление материала

Включает учащихся в систему вопросов:

*Что нового вы узнали сегодня?

*Чему научились?

*Что такое частушка? В чем её художественные особенности?

*Прав ли был М. Горький, говоря, что «частушки строятся из чистого языка»?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, формируют выводы, строят высказывания

(коммуникативные УУД).

Структурируют знания, обосновывают и оценивают собственную деятельность

(познавательные УУД)

6) Домашнее задание

Предлагает сочинить частушку на школьную тему.

В качестве дополнительного задания по желанию учащихся им предлагается сопоставить манеры исполнения частушек

творческими коллективами.

 Выбирают и записывают задание в тетради.

Формируются все виды УУД

7) Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока, выясняя,

*Какие частушки были уже известны, а какие оказались новыми?

*Какие задания были трудными, а какие интересными?

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке в частности и учебной деятельности в целом

Предлагает ответить на вопросы:

*На уроке я работал активно (пассивно)?

*Материал урока мне понравился (не)?

*Материал урока был мне понятен (не)?

Рефлексируют, делают выводы о результативности урока, выявляют наиболее активных на уроке ребят.

Формируются познавательные

(обоснование и оценивание собственной деятельности),

Коммуникативные (осуществление самооценки собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников) и регулятивные (обоснование правильности и продуктивности общения в связи с поставленной задачей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Литературный кроссворд

Вопросы:

1. Малый жанр фольклора, стихотворное обращение к явлениям природы. (ЗАКЛИЧКА)

2.Древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. (СКАЗКА)

3. Жанр устного народного творчества, афористическое изречение, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме, выражающее собой народную мудрость и имеющее назидательный смысл. (ПОСЛОВИЦА)

4. Жанр детского фольклора, рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача которой — распределить роли в предстоящей игре. (СЧИТАЛКА)

5. Часть песни, включающая одну строфу текста и одну мелодию. (КУПЛЕТ)

6. Малый жанр фольклора, короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, таким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. (ПЕСТУШКА)

7. Как по-другому называется устное народное творчество? (ФОЛЬКЛОР)

Что в дословном переводе означает это слово?

8. Всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. (КРАЕВЕДЕНИЕ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЧАСТУШКА – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. (БСЭ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Частушки Самарского края и их тематика»

Частушка

Тематика

Хватит жить поодиночке,

Разбивай, сосед, забор!

Мы на прошлом ставим точку

О колхозе разговор.

Колхоз

Заиграю, заведу

Двадцатирядовую.

Комсомол деревню тянет

 На дорогу новую.

Комсомол

Гармонистика любила,

В поле слушать бегала.

Если б он меня любил,

Расставанья б не было.

Любовь

Эх, ты, теща моя,

Хуже лихорадки,

Щи варила - пролила,

Обварила пятки.

Семья

Я, бывало, припевала:

Волга, речка, тихий лес.

Дивовалась вся Самара.

Звезды падали с небес!

Город

Распроклятая война

Много бед наделала.

И девчонок, и ребят

Без любви сделала!!

Война

Милый в армию поехал.

Я кричала: Воротись!

Издаль голос раздавался:

Милка, три горда дождись!

Армия

Полюбила я пилота.

Думала, летает.

Прихожу на эрадром,

А он подметает!

Быт

Я колхозная девчонка,

Я работы не боюсь.

Если правый бок устанет,

Я на левый первернусь.

Труд

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «Собери частушку»

Начало частушки

Конец частушки

Шел в приемную с кудрями,

Из приемной без - кудрей

У коня четыре ножки –

И то спотыкается.

Эх, хулиган мальчишка я,

Не любят девушки меня.

Боевая поговорычка,

Улыбычка моя.

Неужели в самом деле?

Быть не может – вот те раз!

Я свово залетку Ваню

На часочек вызову.

Не судите вы её.

Что она сбивается.

Мы давно с тобой не пели,

Припоем давай сейчас.

Скоро в Куйбышев поеду

И заеду в ФЗУ.

Знать остались мои кудри

У приемных у дверей.

Я колхозная девчонка,

Я работы не боюсь.

Только любят вдовушки-

Отчаянны головушки.

Гармонисту за игру

Премировка дадена:

Если правый бок устанет,

Я на левый первернусь.

Боевая, боевая,

Боевая, да не я,

На пальто и на костюм,

Патефон и радива.

Начало частушки

Конец частушки

Шел в приемную с кудрями,

Из приемной без - кудрей

Знать остались мои кудри

У приемных у дверей.

Эх, хулиган мальчишка я,

Не любят девушки меня.

Только любят вдовушки-

Отчаянны головушки.

Неужели в самом деле?

Быть не может – вот те раз!

Мы давно с тобой не пели,

Припоем давай сейчас.

Не судите вы её.

Что она сбивается.

У коня четыре ножки –

И то спотыкается.

Скоро в Куйбышев поеду

И заеду в ФЗУ.

Я свово залетку Ваню

На часочек вызову.

Я колхозная девчонка,

Я работы не боюсь.

Если правый бок устанет,

Я на левый первернусь.

Гармонисту за игру

Премировка дадена:

На пальто и на костюм,

Патефон и радива.

Боевая, боевая,

Боевая, да не я,

Боевая поговорычка,

Улыбычка моя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Язык частушки

Выпишите художественные особенности частушек (эпитеты, гиперболы, ирония, сравнения). Сделайте вывод об отличии языка частушки от традиционной лирической песни.

Моя милка трактористка –

Не угонишься за ней,

В клубе вечером – артистка,

Днем – ударница полей.

Говорят, что я бойка,

Да, это правда, это да!

За милёночком ухаживать

Не стану никогда.

Ох, ты, маменька родима,

Зачем на горе родила?

Встань-ка, маменька, пораньше

И послушай на заре,

Как я плачу и горюю

На чужой на стороне.

Ой, милый друг,

Скинь перчатки с рук

И галоши с ног.

Ты любить меня не смог!

Ой, ты, милочка - крутилочка,

Крутое колесо.

Закрутил мою головушку,

И думал хорошо.

А мне про милого сказали,

Что картошку он не ест.

Я иду, смотрю в окошко,

С головой в чугун улез!

Припою, на чем стою.

Девчоночка- отлеточка.

Если тут, то пусть послушит

Дорогой залеточка.

У меня миленков шесть.

Всех могу их перечесть:

Коля, Петя и Борис,

А троих кобель загрыз!

Акулина, точно роза,

С каждым днём всё веселей.

Заработала в колхозе

Триста сорок трудодней.

Как по этой стороне,

По этой по тропиночке

Изорвал милый штиблеты,

А я полботиночки!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.  Язык частушки. (примерный ответ)

1.Больше в частушках эпитетов не традиционных («маменька родима», «на чужой на стороне», «милый друг»), а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов – «милка», «милочка – крутилочка», « милёночек»,  «девчоночка- отлеточка»,  «дорогой залеточка».

2. В традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются, в частушках – наоборот. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно: «А троих кобель загрыз!», «Изорвал милый штиблеты,

А я полботиночки!», «С головой в чугун улез!»

  1. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:

Акулина, точно роза,

С каждым днём всё веселей.

Заработала в колхозе

Триста сорок трудодней.

А мне про милого сказали,

Что картошку он не ест.

Я иду, смотрю в окошко,

С головой в чугун улез!

3.

В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы: парные (аабб), сплошные (аааа) и опоясывающие (абба). Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Цели урока определены исходя из анализа психологических особенностей, учащихся конкретной возрастной группы: в 7-8 классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. В соответствии с этим были поставлены следующие цели и задачи: развивающие (развивать творческие способности учащихся, связную речь школьников через комментированное чтение, навыки самостоятельной, групповой и парной работы, умение рассуждать и высказывать свое личное мнение и защищать его в коллективе, развивать сопоставительно-аналитические умения), воспитательные (воспитывать любовь и интерес к фольклорным традициям своего народа, воспитывать уважение к мнению собеседника). Учебные цели также учитывают возрастные особенности детей: пробудить и поддержать интерес к народным традициям и русской культуре, помочь ребятам задуматься над жизненными проблемами, сделав процесс чтения более эффективным, активизировав процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.         Эти задачи решаются на уроке на основе анализа частушек (тематика, построение, язык частушек). Данные цели полностью согласуются с целями литературного образования в средней общеобразовательной школе и соответствуют программным требованиям.

 Урок предполагает творческое взаимодействие учителя и учащегося на основе проблемно-поисковых форм работы. В основе урока лежит проблемный метод, нацеленность на результат. Объектом исследования в данном случае является фольклорный текст, результатом - творческая работа учащихся.

На этапе мотивации учащиеся работают с кроссвордом, применяя уже имеющиеся у них теоретико-литературные сведения по темам «УНТ», «Краеведение». Эта работа настраивает учащихся на приобретение опыта творческой деятельности, позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, актуализирует уже имеющиеся у школьников представления, полученные на первом уроке.

На следующем этапе достигаются образовательные цели - усвоение и закрепление нового материала. Новые знания получаются учениками через различные формы работы: слово учителя, прослушивание аудиозаписей частушек, письменные и устные задания как для всего класса, так для групп и пар. Так, познавательная задача № 2 на определение темы частушек приводит ребят к выводу о том, что тематика частушек не поддается учету. Она богаче и разнообразнее самой нашей жизни. Частушка во все вмешивается, всему дает оценку или выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях. Задания выводятся на экран. Использование компьютера экономит время на уроке и позволяет повысить плотность урока, увеличить объем дидактического материала.

   При смене различных форм деятельности на уроке ученики меньше устают и, следовательно, легко усваивают новый материал.

Самостоятельно заполняя таблицу, подбирая к данному началу частушки ее окончание, ученики осуществляют взаимный парный контроль. В процессе формируются регулятивные (умение осуществлять контроль над выполнением задания), коммуникативные (умение работать в парах), познавательные (умение выделять и извлекать нужную информацию) УУД.

Развитие сопоставительно-аналитических умений обучающихся демонстрирует задание, в котором учитель предлагает понаблюдать над языком частушек, с целью увидеть в них тропы традиционные для других песенных жанров и оригинальные, свойственные лишь частушкам. Ребята с интересом работают над текстами частушек в группах и приходят к выводу о том, что, во-первых, больше в частушках эпитетов не традиционных («маменька родима», «на чужой на стороне», «милый друг»), а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов – «милка», «милочка – крутилочка», «милёночек»,  «девчоночка- отлеточка»,  «дорогой залеточка». Во-вторых, в традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются, в частушках – наоборот. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно: «А троих кобель загрыз!», «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головой в чугун улез!» В-третьих,         в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония. Эмоционально-образное постижение частушек, включение работы воображения становятся главным содержанием процесса погружения в текст и его оценки. 

Домашнее задание тесно связано с материалом учебного занятия и будет своего рода продолжением творческой направленности работы на уроке. Ребята получают задание написать свою частушку на школьную тему.

 Оценка работы учащихся на уроке осуществляется в трех направлениях: во–первых, оценка учителем и школьниками индивидуальной работы учащихся, во-вторых, оценка работы малых групп и, в-третьих, оценка деятельности и результативности класса в целом.

Частушки, сочиненные учениками 8 «А»

Форма новая одета,

Белая рубашечка.

Полюбуйтесь на меня-

Какая восьмиклашечка. (Чечамушкина Н.)

Только лишь зайду я в школу,

Мысли в раскоряку:

То ли Пушкина читать,

То ль читать Бальзака.

**

На дно матушки я Волги

Камушки бросала.

Про тебя, милого друга,

Долго вспоминала.

**

Над рекою синей тишь

В школе я хожу, как мышь.

Не гонялся за мной кот:

Просто нам ввели дресс-код. (Калашникова Е.)

Если ты моя подруга,

Из несчастья вызволи:

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали. (Зобнина Д.)

На трудах все девочки

Дружно вышивают,

Ну а бедные мальчишки

Тяжести таскают. (Маслова Т.)

-У тебя одни же двойки.

Ты собрался их солить?

- В Книгу Гиннесса хочу я,

Нужно мне рекорд побить! (Кузнецова А.)

Знаю я Наполеона,

Он Америку открыл.

Мне историю учить

Не хватает больше сил. (Хряпов Н.)

В школу я пришла сегодня,

Но узнала только,

Что заканчиваем поздно –

Это очень плохо. (Одинокова А.)

Я на даче отдыхала

И на солнце пела.

Не успела оглянуться,

Как за парту села. (Бочкарева В.)

Я науки изучаю,

Память заполняю.

А как спросят вдруг меня,

Что сказать, не знаю. (Гарькина М.)

Прочитал стихотворенье

С бесподобным выраженьем.

Весь мой класс сидит и плачет:

Стих про Танечку и мячик. (Мартынюк Д.)

В нашем классе все ребята

Любят отличиться:

Кто рисует, кто поёт,

Лишь бы не учиться. (Глухова В.)

Сдав по русскому работу,

Результата жди в субботу.

Папа двойку получил –

Плохо тему выучил. (Кузнецов Д.)

Ох, пришла домой я поздно,

Села за уроки.

Ох, любимая ты школа,

Выпила все соки. (Осипова О.)

Ребята с удовольствием выполнили домашнее задание и демонстрировали друг другу свои частушки, что является лучшим подтверждением того, что цели урока достигнуты.

Выводы.

Опыт изучения фольклора в контексте культуры родного края – это опыт эмоционально-целостного проживания и формирования ценностных отношений. Воспринимая культуру в ее фольклорном воплощении, школьник совершенствует свое мировосприятие, жизненные установки, ценностные ориентации и через них – жизненную цель, поведение, поступки. 

Чем можно объяснить интерес к частушке?

Одной из причин неувядаемости частушки, любви к ней певцов и слушателей разных возрастов и социальных слоёв является то, что она отвечает самым сокровенным, самым глубоким духовным запросам.

В частушке передано всё богатство человеческих чувств: мечты о счастье, любовь, ревность, верность, печаль и радость.

Список использованной литературы.

  1. А. К. Носков. Деревня, деревнюшка: Сборник песен/ Самара: Издательство «Книга», 2008. – 543с., ил.
  2. Сб. Волжский фольклор/ Сост. В.М. Сидельников, В.Ю. Крупянская; С предисл. и под ред. Ю.М. Соколова. – М.: Сов. писатель,1937
  3. Павперова Н. П. Ласковое словечушко: Свадьбы, хороводы, прибаски, побасенки, частушки, сказки и песни Самарского края. – Самара, 1996.
  4. Старостина, М. Е. Фольклор Самарского края как содержание регионального компонента литературного образования в средних классах/ М. Е. Старостина //Известия Самарского научного центра РАН: «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – Самара: СНЦ РАН, 2010. – Т.12. – № 3(35).– 283с. – C. 49-54.

[1] В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала при изучении имён числительных

Данная работа предназначена для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя числительное"...

Урок географии в 8 классе с использованием краеведческого материала "Степи России"

Тема Урока: Степи РоссииЦель: дать комплексную характеристику природной зоны степей;Задачи: выделить особенности степей, определить их влияние на характер, условия жизни и быт человека;Рассмотреть ант...

Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».

Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся  по биологии через использование краеведческого материала....

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны

Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при изучении Великой Отечественной войны...

Квиз «Знатоки Амурской области» (внеурочное занятие для 5-х классов с использованием краеведческого материала)

Внеурочное занятие к 165-летию Амурской области. Презентация разбита на 5 частей из-за ограничения размера файла...