Урок по творчеству Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Марьева Людмила Алексеевна

Выводы по уроку.

Цели урока определены исходя из анализа педагогической ситуации.

Познавательная деятельность учащихся была организована благодаря эвристической направленности урока за счет включения в него различного рода проблемных вопросов, богатого дополнительного материала.

Умение школьников принимать участие в диалогической беседе характеризуется достижением образовательных, воспитательных и развивающих целей урока. Учащиеся  показали хороший уровень речевой компетенции. Учитель продемонстрировал в ходе урока высокий уровень профессиональной подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11._urok_v_7a.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7А классе

(составлен по материалам УМК под редакцией В. Я. Коровиной)

Тема урока                   «Прощайте и здравствуйте, кони!»

(Произведение Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»).

Тип урока                         Урок усвоения новых знаний.

Вид урока                         Коллективное обучение, эвристическая беседа.

       Используемые технологии  Педагогика сотрудничества, технология развития     критического мышления.

        Цель урока         Сделать увлекательным знакомство учащихся с произведением Ф.Абрамова, включая их в активную познавательную деятельность; поговорить об ответственности человека за все живое.

Задачи урока:

Образовательные.

Развивать умения анализировать прочитанный текст, высказываться по предложенной теме, осознанно отвечать на заданные вопросы, раскрыть значение новых слов применительно к прочитанному тексту.

Воспитательные.

Продолжить работу над развитием личности ученика, его внимания, мышления через раскрытие гуманистической направленности прочитанного произведения, воспитание и развитие личностных качеств.

Развивающие.

Развивать умение анализировать текст художественного произведения, развивать диалоговую форму общения, творческие умения, логического мышления; развивать умения оценивать свою деятельность и себя в ней, моделировать педагогическую ситуацию.

Оснащение урока Портрет Ф.Абрамова, выставка книг, репродукции картин о лошадях, музыкальное оформление (песня в исполнении А.Розенбаума «Жеребенок», детская музыкальная пьеса «Лошадка», запись рассказа участника битвы за Берлин А.А, Прокофьева), проектор, тексты.

− Оформление книжной выставки.

− Демонстрация портрета писателя и подбор иллюстраций через проектор.

На доске написана тема, слова (экология, нравственность, мораль, гуманизм), Эпиграф.

С тобою волны синих гор

И птичьи песни на рассвете,

Ты всех главней, ты – человек!

И, значит, ты за все в ответе.

В.Суслов.

Целевая установка       Сегодня для себя вы откроете нового автора, приобретете опыт прочтения его рассказа «О чем плачут лошади»; поразмышляем  об ответственности человека за все живое.

Ход урока

I. Начало урока (5 минут)

Приветствие.

Учитель:

-Сегодня у нас с вами интересная тема. Обратите внимание на то, что написано на доске.

Музыкальная разминка (звучит музыкальное произведение «Лошадка».

Учитель:

− Вам ничего не напоминает это музыкальное произведение?

Ученики:

− Бег лошади.

Учитель:

− Это правильно, значит, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ученики:

− О лошадях.

Учитель:

− Да, мы сегодня будем говорить о лошадях.

II. Основная часть (30минут)

- В каких произведениях русской литературы мы встречались с лошадями? Назовите их.

Лошадь и человек всегда рядом.

Обратимся к эпиграфу урока.  Как вы понимаете его смысл?

Значит, на уроке мы будем говорить о человеке, об ответственности его за все живое, об экологии, о

нравственности, о человечности.

Ребята, как вы понимаете смысл слов, записанных на доске?

Ученики:

− Экология – это наука о природе.

− Нравственность - поведение в обществе.

− Мораль – правила поведения.

− Гуманизм – человечность

Учитель:

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Кто главные герои произведения, к которому мы обращаемся?

Ученики:

− Человек и лошадь.

Учитель:

−Да, все, что связано с лошадьми удивительно, удивительны они сами, удивительна их история, удивительны люди около лошадей, потому что вся жизнь лошади  неразрывно связана с жизнью человека. Что вы знаете о лошадях?

Актуализация самостоятельно изученного материала (сообщения, подготовленные учащимися).

Ученики:

− Лошади великолепно различают не только голоса людей, но и их интонации. Если на коня кричать, ругать его, у него учащается пульс.

− Обоняние у коня очень острое: мать по запаху находит своего жеребенка.

− Лошади болеют всеми болезнями, что и человек.

− Они чувствуют и понимают, но не могут сказать.

− Конь – единственное существо, которое заставляет человека походить характером на себя.

− Цирк своим рождением обязан коням.

− Кони отдают свои силы, а часто и жизнь человеку.

−Лошадь кормит, лошадь поит, лошадь помощь подает.

− Конь – символ плодородия, воплощение обожествленных сил природы – солнца, неба, земли.

Учитель:

− Что вы знаете о назначении лошади в жизни человека?

Связь с литературными произведениями ( былины, И.С.Тургенев «Бежин луг», В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).  

Ученики:

− Лошадь пахала, возила людей. Да и сейчас она еще помогает людям в сельской местности.

− Лошадь была воином, служила в кавалерийских полках, Первой Конной, «прошли» всю Великую Отечественную войну.

Осознание и осмысление нового материала.

Учитель:

− Да, ребята, можно еще много рассказать о взаимоотношении лошади и  человека. Но могут ли уйти лошади из жизни человека?

Ученики:

− Нет.

Учитель:

− Да, не могут уйти. Кони – часть нашей духовной культуры, часть души человеческой. Без коней невозможно представить ни искусства, ни истории. Да, многие художники, скульпторы, музыканты, писатели были связаны с жизнью лошади. Сегодня мы с вами поговорим о произведении Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». Обратите внимание на название произведения.

− Как вы думаете, о чем могут плакать лошади?

Мнения учеников.

Учитель:

− Послушайте рассказ участника битвы за Берлин А.А. Прокофьева, как они в прорыве наскочили на табун, который не успели немцы отогнать на запад.

Звучит запись рассказа:

− Их немцы, как военнопленных, с собаками охраняли. Когда мы их нагнали на танках, конвой бросился бежать, табун остановился, и вдруг смотрим – от него кучка коней к нам скоком идет, подлетают… кинулись к нам,  шинели обнюхивают, а сами плачут… Веришь ли, кони настоящими слезами плачут…Кони-то, слышь, наши, из России угнанные… Другие-то, которые из Франции, из Польши, стоят, а наши, как будто люди, к нам кинулись… сколько времени прошло, ведь их еще в 41 угнали, а они все помнят родину. Так мы, сколько сражений прошли, а сколько лагерей освободили, а тут, слышь, многие солдаты, как дети плакали.

Контроль усвоения (анализ произведения).

Учитель:

− Лошади умеют плакать. О чем же они плачут в рассказе Абрамова?

Ученики:

− О том, что за ними плохо ухаживают.

− Забыли о них.

− На смену им пришли машины и они не нужны.

Учитель:

− А почему автора-рассказчика тянуло к лошадям?

Ученики:

− Ему нравились лошади.

− Он их любил.

− Они с ним разговаривали.

− Лошади напоминали рассказчику мир детства.

Учитель:

− Какими качествами наделил автор главного героя?

Ученики:

− Добрый.

− Человечный.

− Сочувствовал лошадям.

− Кормил их.

− Заботился о них.

− Переживал, когда узнал о гибели Карька «на лесном фронте». Учитель:

− Почему герой-рассказчик испытывал чувство вины и жалости перед лошадьми?

Ученики:

− Он чувствовал ответственность за их жизнь.

− Он видел, как они «томились», умирали от жажды.

− Он видит и понимает,  что они никому не нужны.

Учитель:

− Какие уроки жизни мы извлекаем, читая рассказ?

− Нельзя обижать лошадей.

− Они часть природы.

− Если человек жестоко относится к животным, лошадям, то он потом так же будет относиться к людям.

Учитель:

− «Очеловечивая» страдание лошади герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестоко относился к лошадям и не осознавал трагичность происходящих потерь. Ребята, много менялось в деревне, через разрушение векового уклада русской жизни, естественного течения жизни человека в окружающей среде разрушается и все живое. Человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя. Не об этом ли заставляет задуматься рассказ? А вернется ли рассказчик сюда? Не покинет ли он лошадей?

Ученики:

− Да, вернется.

− Он поможет лошадям.

− Герой рассказа чувствует страдания лошадей.

− Он не способен на жестокость.

− Он ощущает единство всего живого в мире.

Учитель:

− Кони не покинут нас. Просто сейчас,  в наше сложное время, происходит переоценка отношения к этому удивительному созданию природы. Лошадь в жизни людей будущего обязательно будет играть важную роль. Хотя человеку не нужна будет сила коня, химия и биология найдут замену коню в медицине, но конь всегда помогал человеку становиться добрее, спасал его от эгоизма, одиночества, развивал в человеке не только физические качества, но и духовные нравственные. И тут коня ничто не может заменить.

Прощайте!- говорим мы кавалерийским, армейским, коням-транспорту, коням-донорам.

Здравствуйте! – говорим мы лошади-другу.

III. Подведение итогов урока. (5 минут)

Звучит песня  А. Розенбаума «Жеребенок».

Домашнее задание: прочитать рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")

Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу  Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 1 часть...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 2 часть...

Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"

Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 7 классс. Урок составлен с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...