Урок литературы в 11 классе. Тема: «Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ерюшева Надежда Александровна

Урок разработан для 11 класса по разделу: "Литература 20 века" (Поэзия). Творчество трех замечательных поэтов-шестидесятников: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского занимают внимание старшеклассников. Для проведения урока необходима предварительная работа. Класс делится на три группы, и каждая из них разрабатывает свой проект по плану. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr5.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель: познакомить и систематизировать знания о поэтах-шестидесятниках: Евгении Евтушенко, Андрее Вознесенском, Роберте Рождественском.

Задачи:

учить выразительному чтению;

формировать навык работы с поэтическим текстом;

развивать навык осмысления автора через его произведение;

Методы и приемы работы: «устный журнал», концерт-миниатюра, исследование.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Педагогические технологии: метод проектов, «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения: презентация, сборники стихов, аудиофайлы.

Использованная литература: Агеносов В.В., Анкудинов К.Н.Современные русские поэты: Антология.

Евтушенко Е.А.Строфы века: Антология русской поэзии.

Ход урока:

І. Начало урока

(Звучит музыка: Геннадий Трофимов Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского "Юнона и Авось»,  «Я тебя никогда не забуду»).

- Узнали ли вы эту песню? Откуда она?

- Понравилась она вам? Чем? (слова очень пронзительные)

ІІ. Основная часть.

Слова этого поэта, как и других «шестидесятников», действительно, очень глубокие и проникновенные.

1.Постановка цели и задач

- Наш урок сегодня посвятим творчеству трех имен в поэзии второй половины ΧΧ : Евгению Евтушенко, Андрею Вознесенскому, Роберту Рождественскому.

2. Введение в тему, работа с понятием «поэты-шестидесятники».

Появление поэтов-шестидесятников в Советском тогда Союзе связано с периодом «оттепели»

- С какими общественно-политическими событиями в России связан период 2оттепели»? Каковы его предпосылки и значение в развитии русской поэзии второй половины ΧΧ?

- «Поэтический бум» 1960-х годов был обусловлен общественно-политической ситуацией в россии после смерти Сталина и ΧΧ съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудил культ личности «вождя народа».  Период «оттепели», получивший свое название по одноименной повести И.Эренбурга, продолжался более 10 лет ( 1953-1964). Ощущение весны, освобождения, созвучное изменившимся общественным настроениям, Эренбург метафорически выразил в стихотворении «Да разве могут дети юга…», ставшем песней, исполняемой Т.и С.Никитиными.

3. Комментирование.

- Рассмотрите эмблему журнала «Юность», родившегося в эти же годы. Как в облике «девушки-весны» с линогравюры Стасиса Красаускаса  (1961) символически отразилось ощущение времени?.

Ключевым моментом эпохи 2оттепели2 стало расширение российского культурного пространства, знакомство с современной европейской и американской литературой  и кинематогрфом. Однако ощущение воздуха свободы не было безграничным, и поэты могли творить только в рамках дозволенного цензурой.

Хотя самые известные поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт

Рождественский близки друг к другу ораторским пафосом, публицистичностью тем и интонаций, следованиям традициям В Маяковского, все же каждому из них присуща своя стилистическая манера, своя поэтика.

4.Защита проектов.

Вы разделились по желанию на группы и каждая должна была подготовить проект по следующему плану:

1.Краткий очерк жизни и творчества поэта.

2.Показ галереи портретов с комментариями.

3.Концерт-миниатюра из 2-3 стихотворений.

4.Обобщающая беседа об особенностях лирики поэта.

5.Анализ стихотворения, выделяющий особенности авторского стиля.

6.Выявление эволюции творческой манеры поэта (на примере 1-2 стихотворений поздней лирики).

7.Прослушивание и исполнение популярной песни на слова поэта.

8.Запись выводов ученического исследования.

5.Выступления групп, защита проектов.

Группа 1. Е.Евтушенко.

1.Биография.

Родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области.

Войну я встретил в Москве, и моя мама, певица театра Немировича-Данченко, часто выступавшая в те годы на фронте, отправила меня к бабушкам на станцию Зима. Там я начал писать и стихи и прозу. В 1948 году я с волчьим билетом был исключен из 607-й московской школы по ложному обвинению в поджоге всех классных журналов. Поехал в Казахстан экспедиционным рабочим к отцу-геологу, который еще до войны научил меня любить поэзию. В 1949-м напечатал первые стихи в газете "Советский спорт", в 1952 - первую книгу стихов, очень плохую, был принят в Союз писателей и без аттестата зрелости - в Литинститут. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева "Не хлебом единым", а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Побывал в 94 странах и во всех республиках бывшего СССР. Меня очень часто незаслуженно подозревали и оскорбляли, как когда-то в школе, но мне и доверяли и меня любили, и я тоже любил. Мне не на что жаловаться. Я был облагодетельствован расположением и надеждами и многих прекрасных читателей, и многих прекрасных поэтов, писавших гораздо лучше меня, которые живут внутри этой книги. Они тоже составляли эту антологию - тем, что ее написали. Я самым искренним образом написал и, к сожалению, напечатал очень много плохих стихов, и моя профессиональная жизнь не может быть примером сосредоточенности и разборчивости. Но, положа руку на сердце, как любил говорить Пастернак, кое-что я все-таки сделал. Я надеюсь, что хотя бы часть моих грехов мне простится за эту антологию, по которой во многом будут судить о прошедшем XX веке в наступающем XXI.»

Е.Евтушенко – автор 14 поэм: «Станция Зима» (1953—1956).

«Бабий яр» (1961).

 «Пушкинский перевал» (1965).

 «Казанский университет», (1970)

«Откуда Вы?», (1971)

«Снег в Токио», (1974).

«Ивановские ситцы», (1976).

 «Непрядва», (1980)

 «Дальняя родственница» (1984).

 «Тринадцать» (1996).

«В полный рост» (1969—2000).

«Просека» (1975—2000).

«Дора Франко» (2011) и др.

Он много лет преподает в американских университетах русскую поэзию, поэтому живет и работает и в Москве, и в США.

2.Показ галереи портретов.

3.Концерт-миниатюра.:

Свадьбы

А.Межирову

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Дорогой зимней, снежною,

сквозь ветер, бьющий зло,

лечу на свадьбу спешную

в соседнее село.

Походочкой расслабленной,

с челочкой на лбу

вхожу,

 плясун прославленный,

в гудящую избу.

Наряженный,

 взволнованный,

среди друзей,

 родных,

сидит мобилизованный

растерянный жених.

Сидит

 с невестой - Верою.

А через пару дней

шинель наденет серую,

на фронт поедет в ней…(1955)

Стихотворение

Два города

Я, как поезд,

что мечется столько уж лет

между городом Да

и городом Нет.

Мои нервы натянуты,

как провода,

между городом Нет

и городом Да!...

4.Обобщающая беседа.

- Какие проблемы, волнующие автора, отразились в этих стихотворениях?

- Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?

- Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?

-Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?

- В чем символический смысл этого стихотворения?

- Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?

5. Задание для исследовательской работы.

 Молитва перед поэмой ( Вступление к поэме «Братская ГЭС»)

Поэт в России - больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

кому уюта нет, покоя нет…(продолжение)

а) Какие мысли Евтушенко о поэте и поэзии вы считаете актуальными и сегодня?

б) Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности  их стиля. На какие их стихи намекает Евтушенко? Приведите Примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.

в) Какие риторические и публицистические приемы использует поэт? С какой целью? Приведите примеры экспрессивной лексики и поэтических интонайий.

г) Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?

В 1996 году Е.Евтушенко опубликовал книгу-альбом «Дай Бог…2 со стихами последних лет, куда вошло и одноименное стихотворение.

Дай Бог

Дай бог слепцам глаза вернуть

и спины выпрямить горбатым.

Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,

но быть нельзя чуть-чуть распятым…

- Какие новые темы, проблемы и поэтические интонации вы заметили в этом стихотворении?

- Какие вечные истины провозглашаются в нем?

- Что особенно волнует поэта?

- Изменилась ли его стилистическая манера?

7. Прослушивание песен.

( «Хотят ли русские войны?», «Сережка ольховая», «Со мною что-то происходит…»

- Что изменилось в стихах с музыкой?

Группа 2  - Андрей Вознесенский

1.Биография.

Андрей Андреевич Вознесенский ( 1933 – 2010) родился в Москве 12 мая 1933 года. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, поняв к этому времени, что его призвание – поэзия.

Следуя традициям В.Маяковского, ранний А. Вознесенский не был чужд эпатажу, ошеломляя публику неожиданными, ранее запретными темами и новыми выразительными средствами стиха.

«Он не вошел в поэзию, - пишет Е.Евтушенко, - а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Но генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: "Вознесенский".

Поэт начал печататься с 1958 года, а в 1960 году были опубликованы его первые книги – «Мозаика» (во Владимире) и «Парабола» (в Москве). Читатели 1960-х годов оценили его творчество неоднозначно.

« В 1963 г. на встрече с интеллигенцией в Кремле  Н.С.Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!»

Но, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи книг его доросли до 200 тысяч»

По его стихам были поставлены спектакли "Антимиры" в 1964-м Театром на Таганке и "Авось" в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из нашего поколения, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств.

2.Галерея портретов.

3. Концерт- миниатюра.

Гойя

Я — Гойя!

 Глазницы воронок мне выклевал ворог,

 слетая на поле нагое.

 Я — Горе.

 Я — голос

 Войны, городов головни

 на снегу сорок первого года.

 Я — голод.

 Я — горло

 Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

 било над площадью голой…

 Я — Гойя!

 О, грозди

 Возмездья! Взвил залпом на Запад —

 я пепел незваного гостя!

 И в мемориальное небо вбил крепкие

 звезды —

 Как гвозди.

 Я — Гойя.

 1959

Рублёвское шоссе

Мимо санатория

 реют мотороллеры.

 За рулем влюбленные —

 как ангелы рублевские.

 Фреской Благовещенья,

 резкой белизной

 за ними блещут женщины,

 как крылья за спиной!

 Их одежда плещет,

 рвется от руля,

 вонзайтесь в мои плечи,

 белые крыла.

 Улечу ли?

 Кану ль?

 Соколом ли?

 Камнем?

 Осень. Небеса.

 Красные леса.

 1962

4.Обобщающая беседа.

- Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»? Найдите основания для его сопоставления с ранней лирикой В.Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате»).  Каков пафос отношения поэта к войне?

- Какие звуковые, лексические, синтаксические средства создания образов наиболее выразительны?

- Расскажите о традициях Маяковского в лирике Вознесенского.

5.Исследовательская работа.

- Прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по-настоящему»

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию —

ностальгию по настоящему…

- Найдите в словарях толкование слов «ностальгия» и «настоящее». В каком значении употребляет поэт  их: в прямом или в субъективно-авторском? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитатные примеры.

- В чем парадоксальность словосочетания «ностальгия по-настоящему»? О чем сожалеет лирический герой и на что надеется в будущем?

- Какие образы и картины являются символами настоящего? Символами будущего? Символами вечного? Как решается поэтом проблема смерти и бессмертия?

- Какие метафоры и сравнения стали внутренним стержнем текста? Найдите неожиданные рифмы и прокомментируйте смысловые связи рифмующихся слов. Укажите нарушения ритма, элементы дольника. Какова их роль?

6. Позднее творчество.

- Какие новые проблемы поднимает А.Вознесенский в поздней лирике? Почему ключевым словом в ней становится слово «стыд»? Что изменилось в поэтике автора?

Нам, как аппендицит,

 поудаляли стыд.

 Бесстыдство — наш удел.

 Мы попираем смерть.

 Ну, кто из нас краснел?

 Забыли, как краснеть…

7. Прослушивание песен на стихи А.Вознесенского ( «Сага», «Ты меня на рассвете разбудишь», «Вальс при свечах»)

- Как музыка подчеркивает смысл этих стихотворений?

Группа 3 Роберт Рождественский.

1.Биография.

Популярный советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края.   Имя при рождении — Роберт Станиславович Петкевич. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького  — высшее учебное заведение гуманитарного профиля в Москве, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета, и по прежнему желая поступать в Литинститут продолжает готовиться. В 1951 году со второй попытки поэту все же это удается, и он переезжает в Москву. Рождественский окончил Литературный институт им. М. Горького в 1956 году.

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Уже год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учебы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955). В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года.

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

19 августа 1994 года Роберт Иванович Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино.

В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Многие стихи Рождественского напоминают оды и баллады, продолжая традиции Ломоносова и Державина и позднего Маяковского. Поздняя лирика заметно «тише», грустнее, исповедальнее.

2. Галерея портретов.

3. Концерт-миниатюра.

На Земле

        безжалостно маленькой

жил да был

          человек маленький.

У него была служба

                  маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату

                   маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали

                  маленький.

Сапоги ему выдали

                 маленькие.

Каску выдали

маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

...А когда он упал -

                     некрасиво,

                               неправильно,

в атакующем крике

вывернув рот,

то на всей земле

                не хватило

                          мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Филологов не понимает физтех,-

Молчит в темноте.

Эти

  не понимают тех.

А этих —

        те.

Не понимает дочки своей

нервная мать.

Не знает, как и ответить ей

и что понимать.

Отец считает, что сыну к лицу

вовсе не то.

А сын не может сказать отцу:

«Выкинь пальто!..»

Не понимает внуков своих

заслуженный дед...

Для разговора глухонемых

нужен свет.

4. Обобщающая беседа.

- Можно ли назвать поэта оптимистом? Обоснуйте свое мнение.

- В чем сущность поэтической антитезы в стихотворении «На Земле безжалостно маленькой…»

- Как поэт подходит к освещению темы отцов и детей?

- Докажите, что Рождественский – мастер неожиданных рифм и ритмических рисунков, стройных композиций, удачных рефренов?

- Расскажите о чертах оды и баллады  в стихах поэта.

5. Анализ творчества.

«Горбуша в сентябре идет метать икру…»

Горбуша в сентябре

             идет метать икру...

Трепещут плавники, как флаги на ветру.

Идет она, забыв о сне и о еде,

туда, где родилась.

К единственной воде.

Угаром,

табуном,

лавиною с горы!

И тяжелеют в ней

         дробиночки икры...

- Что восхищает поэта в описанном природном явлении? В чем иносказательный смысл стихотворения?

- Найдите метафоры, сравнения, повторы, рефрены, объясните их смысловую роль.

 - Какую функцию выполняет звукопись? Подтвердите свои мысли примерами.

- Докажите, что в композиции важную роль играет градация. В чем смысл кольцевой композиции текста?

6. Позднее творчество.

Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжёг я костёр на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивлённо и тихо горел...

А потом зашагал я опять среди чёрных полей.

Нет креста за спиной...

Без него мне

ещё тяжелей.

- Прокомментируйте смысловую роль финальных строк.

Я верующим был.

Почти с рожденья

я верил с удивленным наслажденьем

в счастливый свет

       домов многооконных...

Весь город был в портретах,

           как в иконах.

И крестные ходы —

       по-районно —

несли

свои хоругви и знамена...

А я писал, от радости шалея,

о том, как мудро смотрят с Мавзолея

на нас вожди «особого закала»

(Я мало знал.

И это помогало.)

Я усомниться в вере:

    не пытался.

Стихи прошли.

А стыд за них

   остался.

- В чем внутренний конфликт лирического «я» в следующем «исповедальном» стихотворении? Что изменилось в его проблематике и поэтике? Какими способами поэт достигает особой выразительности?

7. Прослушивание песен.

( «Песня о годах», «Мгновения» ( из «Семнадцать мгновений весны»), «Старые слова»)

ІІІ. Итоги.

  Ранней лирике Е.Евтушенко присущ демократизм, публицистичность, социально-нравственная проблематика и поиск новых поэтических средств. Особенности его поэтики: риторические приемы, сравнения, повторы, экспрессивность лексики и поэтических интонаций, неожиданные рифмы и неологизмы. В поздней лирике поэт часто обращается к «жанру» молитвы, к философской проблематике, хотя стихи последних лет полны публицистичности, стремления разобраться в окружающей жизни и в себе.

  Лирику А.Вознесенского сближают с поэтами-шестидесятниками публицистичность и ораторские интонации. Многие его стихи сюжетны, а главные темы – это человек и цивилизация, материя и дух, мир и антимир. Но А.Вознесенский «не поэт «темы», а поэт «языка». Для его лирики характерны неожиданные метафоры и сравнения, богатые рифмы, в том числе и внутренние, причудливые звуковые и лексические повторы.

  Ранняя лирика Р.Рождественского публицистична. Ее интонации – громкие, ораторские, излишне патетические. Многие стихи сюжетны и отличаются отточенностью композиции, богатством рифм, оригинальностью  ритмов. Рождественский написал стихи ко множеству популярных песен. В поздней лирике начинает звучать философское отношение поэта к миру, нарочитый оптимизм и патетика сменяются нотами грустной исповеди.

Домашнее задание.

Проанализировать одно из стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...