Главные вкладки

    статья "Теория литературы в системе литературного образования школьников"
    статья по литературе на тему

    Басс Виктория Юрьевна

    В статье рассказывается о необходимости изучения на уроках сведений, связанных с теорией литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Басс В.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №З44

    ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

    В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Без теории предмета нет и его истории.

              н.г Чернышевский

    Специальные литературоведческие дисциплины
    гарантир
    уют ту необходимую степень точности, без
    которой нет конкретного литературоведения;
    последнее же, в свою очередь, поддерживает и
    пита
    ет точность.

     «Ещё о точности литературоведения»  Д.С. Лихачёв

    Всё богатство - познавательное и воспитательное, которое заключает в себе
    художественная литература, изучаемая в школе, может быть усвоено лишь тогда
    ,
    когда учащийся обладает определенным уровнем культуры восприятия,
    пониманием того, как строится литературное произведение, как развивается
    литературный процесс
    .

    Знакомство с теорией литературного творчества готовит школьника к
    самостоятельному чтению литерат
    уры, формирует грамотного, вдумчивого,
    эстетически развитого читателя.

    В настоящее время школа не имеет ни специального курса теории литературы,
    ни соответствующего учебника. Разбросанного по годам минимума теоретико-
    литературных знаний явно не хватает
    ; о научности как требовании к современному
    школьному образованию речь вообще не идёт. В этом отношении литература
    выпадает из ряда школьных наук
    , таких как химия, биология, математика.

    Психологии чтения посвящено немало работ. Всю читательскую аудиторию
    условно можно разделить на три группы
    :

    Первая - читатели, привносящие в книгу проекции и ценности собственной
    жизни. Здесь личность автора или героя может иметь первостепенное значение
    .
    Часто это не только глубоко эмоциональное, но и сокровенное чтение, которому
    вредит гласность
    . Проблем теоретического характера для таких читателей не
    существует
    , хотя общая оценка прочитанного имеет место («хорошо», «так себе» и
    т
    . п.).

    Второй род читателей - собиратели информации. Этих книга интересует как
    источник знаний
    , определяемый личностными или профессиональными
    интересами
    . Это могут быть сведения географического, исторического,
    культурологического, технического характера и т. п. Как и первая группа, они
    могут понимать (скорее, чувствовать
    ), что книга написана удачно или неудачно,
    однако зрелая эстетическая оценка им недоступна.

    И наконец, есть третий род читателей, которые не менее первых способны
    сопереживать героям и примеривать события к собственной жизни; не менее
    вторых выделять факты
    , близкие их установкам, - и в то же время понимающие и
    объективно оценивающие художественную ткань произведения
    . Они заметят и
    неубедительно выстроенный сюжет
    , и блестящее сравнение, и оригинальную концовку, и фальшивую интонацию, и многое другое. Именно такого
    квалифицированного читателя должна воспитать школа. Без помощи учителя
    подняться по лестнице духовной культуры и теоретического знания дано
    немногим
    . Но учителю для выполнения своей миссии нужны условия: введение в
    учебный план предмета «Теория литературы» - хотя бы час в неделю в 8-9
    классах.

    За грамотного, вдумчивого читателя борются и те, кто считает, что изучать
    литературу
    - значит в первую очередь повышать культуру эмоционально-
    нравственного восприятия произведения
    . Споры между сторонниками теоретико-
    литературного и нравственно-психологического
    подходов не утихают до сих пор.

    Думаю, представители обеих сторон согласятся, что в большинстве случаев
    уроки литературы проводятся без опоры на теорию искусства слова
    . Она есть, но
    как бы отодвинута на второй план
    . Спору нет, без умения видеть в
    художественных произведениях их общечеловеческий
    , их вечный смысл ученик не
    воспримет литературу как нечто жизненно важное. Но без понимания
    художественной ценности текста моральные истины превратятся в сентенции.

    Рекомендуемые программой средней школы теоретико-литературные понятия
    имеют целью расширить представления учащихся о художественном значении
    того или иного элемента поэтики. Предполагается, что постепенно эти сведения
    должны сложиться в систему знаний по теории литературы и сформировать у
    учащихся способность зрело судить о возможностях слова. Задача ясна
    , но
    рассредоточенность материала
    , эпизодичность и вынужденная поверхностность
    разговоров приводят к тому
    , что материал не усваивается.

    Введение всякого нового предмета в учебный план проблематично. В
    обозримом будущем «Теория литературы» может изучаться только в
    специализированных классах
    . Что же делать в обычных школах, обычных классах,
    классах неязыкового профиля? Скажут: организовывать кружки, факультативы.
    Разумеется
    , можно пойти по этому пути, но, во-первых, наполняемость таких
    групп невелика
    : 10-12 человек от всей параллели; во-вторых, рассчитывать на
    опережающий интерес к вещам специфическим не приходится. Представим на
    минуту
    , что, познакомив ребёнка с азами математики, в дальнейшем мы
    предлагаем ему углублять свои знания на кружковых и факультативных занятиях
    .
    Ясно, что это будет другая школа. В образовательных программах всегда был и
    остаётся элемент принуждения: где-то оправданного
    , где-то нет: сейчас речь не об
    этом. «Теория литературы», по существу
    , включает в себя «Поэтику», язык
    рассматривается во всех его реализациях - от разговорной речи до искусства
    создания текстов
    , и здесь элемент принудительного изучения не менее оправдан,
    чем при изучении правописания.

    Но если курса «Теория литературы» нет и если делать ставку не на кружки и
    факультативы (заметьте
    : я вовсе не предлагаю их отменять) - то на что именно?
    На уроки развития речи. Необходима система специализированных,
    монографических уроков
    , посвящённых определённым теоретико-литературным
    понятиям: теории жанра, искусству сюжетосложения, творческой истории
    произведения
    , вопросам композиции, метрике, строфике, проблеме названий,
    искусству комментирования, эпиграфам, тропам и так далее. Отталкиваться можно
    как от программных произведений
    , так и непрограммных, но брать примеры
    следует отовсюду: из русской литературы и зарубежной, современной и
    классической. Углублённое знакомство с теорией литературы, вне всякого
    сомнения, отвечает задачам развития речи учащихся и одновременно воспитывает
    культурного читателя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реферат на тему: "Теория литературы в системе литературного образования"

    В реферате говорится о месте и роли теории литературы в системе литературного образования....

    Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

    Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

    Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

         Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

    Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

         Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

    Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников в условиях реализации ФГОС

    Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художестве...

    Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

    В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....