Человек счастлив, пока у него есть Родина
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Габидуллина Венера Ахнафовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Внеклассное мероприятие по литературе

Тема   «Человек счастлив, пока у него есть Родина»  (В.Беляев)

Цели:

-     воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою Родину, прививать уважительное  отношение к исторически сложившимся обычаям и традициям татарского народа, интерес к современной жизни родного города и республики Татарстан;

-    развивать творческие, эстетические способности учащихся.

Оборудование:

-   выставка литературы по теме «Россия- родина моя»

-   раздаточный материал для учащихся;

-   стенд фотоизображений по теме «Многонациональный Татарстан»;

-   мультимедийное оборудование, презентации по темам «Казань- столица Татарстана», «Альметьевск-  мой город родной»;

-  аудиозаписи, фонограмма музыкальных произведений по теме мероприятия.

                                                  Ход мероприятия.

  1. Прослушивание грамзаписи песни «С чего начинается Родина?» (Муз. В.Баснера, слова М.Матусовского).

2. Вступительное слово учителя о теме мероприятия.

       Беседа с учащимися по теме «Что для вас обозначает слово «Родина?»

-   Ответы учащихся:

1. Родина -  это земля, это вода, это воздух, за который проливали кровь мои деды....

2 Родина - это то место, где душе тепло и спокойно, не смотря на то, родился ли ты там или твои предки.

3Родина - это наша страна Россия, республика Татарстан.

3. Обобщение учителя:

     Велика и прекрасна наша страна. В разные времена ее называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов наша страна всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня. А Татарстан -  часть этой великой страны, России, и поэтому каждый из нас по праву считает ее своей родиной.

Россия - родина многих писателей и поэтов, выразивших безграничную любовь и уважение к  Отечеству в своем творчестве. Послушаем некоторые из них.

-   чтение отрывков стихотворений о России, Родине, подобранные учащимися самостоятельно.

       ПРИВЕТ, РОССИЯ

Привет, Россия — родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое. . .

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

                                (Николай Рубцов)

        РОДИНЕ.

Какой ты была для меня всегда?

Наверное, в разное время разной.

Да, именно разною, как когда,

Но вечно моей и всегда прекрасной!

                                    (Эдуард Асадов)

-  чтение учителем стихотворения  «Откуда начинается Россия?»

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!        

                                     (Боков В.Ф.)

4.  Слово учителя:

     Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит ее народ, много сложил о ней пословиц и поговорок. Вспомним их и мы.

-    Конкурс пословиц о Родине «Продолжи пословицу (поговорку)»(Два ученика на доске соединяют части пословиц)

Родина любимая………….(что мать родимая)

Если дружба велика……….(будет Родина сильна)

Жить…………………………(Родине служить)

Для Родины своей…………..(ни сил, ни жизни не жалей)

Родина-мать………………….(умей за нее постоять)

Человек без Родины………….(что соловей без песни)

5. Слово учителя:

      Необъятны просторы России, широки поля, глубоки реки и моря, бесконечны леса. И все  это удивительно красиво и неповторимо. Слова «природа» и «Родина» неразрывно связаны друг с другом. Посмотрите, как красива природа нашей страны, нашей республики, нашего города. Лучше, чем стихи, наверное, ничто  не сможет передать те чувства и настроения, которые охватывают человека, видящего эту красоту.

-   чтение учащимися отрывков стихов о природе.

     ПОЛЕ

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним;

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело во ржи золотистой шумит.

Один я... И сердцу и думам свобода...

Здесь мать моя, друг и наставник - природа.

И кажется жизнь мне светлей впереди,

Когда к своей мощной, широкой груди

Она, как младенца, меня допускает

И часть своей силы мне в душу вливает.

                                     (Иван Никитин)

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю - то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зимы на полях,

Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз.

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

                           (Сергей Есенин)

6. Слово учителя:

     Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, родные люди. И куда бы ты ни поехал, как бы ни был далеко от родного края, всегда всем сердцем необъяснимо будешь стремиться вернуться в родные места, в наш такой родной Татарстан. А сердце нашей республики- замечательная, неповторимая древняя столица- Казань. Совершим небольшое заочное путешествие по улицам, площадям, памятным местам этого удивительного  города.

-    просмотр презентации по теме «Казань- столица Татарстана».

7. Слово учителя:

      Навсегда останется образ Казани и в творчестве поэтов Татарстана. Гордость и безграничная любовь к своей Родине звучит в стихах Габдуллы Тукая.

-   чтение учащимися стихов Г.Тукая о родном крае.

РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,

Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.

Эти земли луговые, чувства издали маня,

Память мучая, вернули на родной простор меня.

Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,

Пусть томили униженья юность горькую мою, -

Времена те миновали, птицей улетели прочь,

Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.

Хоть твои хлестали волны - не пошел мой челн на дно,

Хоть твое палило пламя - не сожгло меня оно,

И поэтому я понял, край мой, истину одну,

Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну.

Я постиг, что всё священно: и овин твой, и ручей,

И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,

И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,

Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.

И овчарки, и бараны - вся родная сторона.

Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.

перевод: А.Ахматова

8. Слово учителя:

Нефтяной столицей Татарстана называют и наш родной город. Альметьевск знают и любят не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. Мощная индустрия, богатая культура, добрые и отзывчивые люди, труженики города, талантливая молодежь- вот чем , в первую очередь, славится наш город. Очень точно и правильно выразил общее отношение к любимому городу почетный житель и поэт Ильгиз Гиматов.

-   чтение стихотворения И.Гиматова «Мой Альметьевск».

     

                                                                         Мой Альметьевск –

                                                        Это тихий шепот

                                                        Тополей и кленов по дворам

                                                        Мой Альметьевск-

                                                        Это смех и топот

                                                        Школьного народа по утрам.

                                                        Это юность, и мечты,

                                                        И споры, и любовь

                                                        Что не всегда одна.

                                                         Мой Альметьевск-

                                                         Это юный город.

                                                         Яблоневая моя весна.

                                                                  По твоим

                                                        Люблю бродить аллеям,

                                                                  Где стихает

                                                         Будней гвалт и шум.

                                                                 Ты как парус,

                                                         Над судьбой белеешь,

                                                                  Город мой-

                                                         Властитель моих дум.

                                                                   Этих улиц

                                                       Простоту и скромность,

                                                                    И друзей

                                                            Улыбки и глаза

                                                                    Не найти

                                                         На всей земле огромной,

                                                                     Потому

                                                           И  потерять нельзя.  

                                                                  Нам с тобой

                                                          Никак нельзя проститься.

                                                          И скажу тебе через года:

                                                                     Нефтяной

                                                             Тебя зовут столицей-

                                                           Ты любви столица и труда.

                                                                      Я твой сын.

                                                            Я знаю, что ты лучший.

                                                                   Понимай таким

                                                                  Какой есть я-

                                                                  Для  кого –то

                                                               Города есть лучше,

                                                                     Для меня,

                                                     Альметьевск – жизнь моя!

9. Слово учителя.

      Вы, дети, жители будущего Альметьевска. И каким он станет, во многом зависит от вас. Давайте заглянем в будущее нашего города. Каким вы его видите через 30-40 лет.

-   учащиеся читают выдержки сочинений по теме «Родной город в будущем».

10.  Слово учителя.

     А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете свой родной город.

-   Игра-викторина «Достопримечательности города» с демонстрацией слайдов угаданных учащимися мест.

1.Шумят автобусы везде,

   И едут люди кто куда.

   Кто на перроне транспорт ждёт,

   Того мы приглашаем в зал,

   Что называется ….(вокзал).

2.В нём есть предметы удивительные,

   Картины редкие и восхитительные,

   Но покупать их не позволят,

   Не потому, что много стоят,

   Ведь это клад страны моей.

   Не магазин здесь, а …(музей).

3.Здесь можно опустить письмо,

   Отправить телеграмму,

   По телефону позвонить

   В командировку маме.

   Ты можешь здесь купить конверт,

   Послать посылку срочно,

   Всем передать большой привет

   Ведь это зданье – … (почта).

4.Люди в белом не скучают,

   Не сидят без дела,

   Курс леченья назначают,

   Эти люди в белом.

   Если кто-то заболел,

   Все идут лечиться,

   Ясно всем, куда идут,

   Конечно же, в … (больницу).

5.Это что за чудный дом?

   Сто детишек в доме том!

   Дом детишкам очень рад.

   Что же это? …(детский сад).

6.Здесь звучат колокола добра,

   И поздно вечером, и с самого утра.

   Любовь, надежду, веру чтоб иметь,

   Молиться люди все идут в … (мечеть, церковь).

11. Слово учителя.

     Молодцы! Хорошо знаете свой родной город. И в будущем не уставайте узнавать новое, цените и уважайте все, что связано с Альметьевском, будьте по- хорошему любопытны, как герой веселой песенки «Любопытный горожанин», которая, я знаю, всем вам понравилась.

-   Исполнение учащимися песни «Любопытный горожанин» (мелодия песни «Голубой вагон» , муз. В.Шаинского)

Если настроенья почему-то нет,

Если загрустилось мне опять,

Я беру друзей своих и горсть конфет

И иду по улице гулять.

Припев. В городе, в городе жизнь всегда бьёт ключом,

                Некогда городу нашему скучать.

                Здорово, здорово, и тоска нипочём.

                Всё мне о городе хочется узнать.

Сколько площадей у нас? И сколько школ?

И какой открылся детский сад?

Я еще ответы не на все нашел,

А хочу найти их поскорей.

Припев.

12. Слово учителя.

     Много стихов и песен посвящено любимой Родине. В них выражаются самые добрые чувства и мысли, звучат восхищение, любовь и уважение к родной земле. Многие из вас тоже попробовали себя в роли поэтов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

-    Чтение учащимися отрывков из своих стихотворений о родном крае.

ТАТАРСТАН.

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где б также почитали их.

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей.

Мы можем только здесь согреться,

В объятьях родины своей.

Здесь так спокойно и надёжно.

Здесь всё ласкает глаз и слух.

Жить вне отчизны невозможно,

Ведь у нее особый дух,

Спокойные тона и краски,

И гордый, вдохновенный стан.

Ты – новоявленная сказка,

Наш современный Татарстан.

                                  (Алексей Анисимов)

13.Слово учителя.

       Наш Альметьевск- город многих национальностей. Татары и русские, чуваши и марийцы, армяне и удмурты – люди самых разных народов живут в нашем городе в дружбе и в согласии, вместе учатся, работают, отдыхают, отмечают праздники. А веселый «Сабантуй» уже считают своим праздником все жители города. И  этим тоже славен Татарстан: всем уютно и тепло живется в нашей республике.

-    Чтение учащимися стихотворения о Родине

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!

14. Заключительное слово учителя.

      Спасибо всем за то, что вы поняли и почувствовали, насколько важно любому человеку просто жить на родной земле!

Человек действительно счастлив, когда у него есть Родина.

   

Список использованной литературы

1.Библиотека учителя .Русская поэзия XIX – XX веков.

2. Литература. 5 класс. Учебник. В 2 частях. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. под ред. Коровиной В. Я.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1.  http://sitename.ru

2.  http://kitaphane.tatarstan.ru/tuk_5.htm

3.  http://history-kazan.ru/

4.  http://liricon.ru/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Сценарий родительского собрания "Если есть семья - значит счастлив я"

общешкольное родительское собрание. Проводится совместно с детьми и их родителями....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».

Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе  «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных ...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 31 «Компьютер и его влияние на здоровье».

Данная презентация иллюстрирует тридцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Компьютер и его влияние на здоровье» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразо...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».

Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для...

Есть родина у каждого из нас

Стихотворение для конкурса. Автор Акыева М.Р....

"Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…" Внеклассное чтение во 2 классе.

quot;Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…" (Андрей Белянин)Урок по внеклассному чтению дл...