методика работа по зачетно-лекционной системе
статья по литературе на тему

Дорофеева Наталья Александровна

обобщение опыта по зачетно-лекционной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetno-lektsionnaya_sistema.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5.3.1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

«Методика работы

по зачетно-лекционной

системе»

Учитель Дорофеева

Наталья Александровна

ст. Темиргоевская

2009 г


Зачетно-лекционную систему как форму учебных занятий по литературе в старших классах я использую в течение многих лет. В необходимости использования этой системы я убедилась, встречаясь с бывшими выпускниками школы, студентами-первокурсниками вузов, которые отмечали трудности первого года обучения: неумение записать лекцию преподавателя, отделить главное от второстепенного, передать мысли своими словами.

Зачетно-лекционная система преследует следующие цели:

  • сформировать у учащихся умения:
  1. обобщать и систематизировать изученный материал по теме;
  2. самостоятельно работать с дополнительной учебно-справочной литературой;
  3. самостоятельно планировать свое рабочее время;
  • подготовить учащихся к поступлению в вуз и обучению в условиях высшего учебного заведения;
  • обеспечить углубленное изучение предмета.

Зачетно-лекционная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачет, как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме.

На уроках-лекциях дается объяснение нового материала учителем. К преимуществам лекции относятся:

  • максимальная информация (это самое главное преимущество, так как, на мой взгляд, учебники литературы для старших классов далеки от совершенства, и лекции позволяют дать более обширный материал по теме, заинтересовать учащихся и повысить уровень их знаний);
  • возможно большая наглядность;
  • большая возможность самостоятельной подготовки учащихся.

Лекции должны отвечать следующим требованиям:

  • должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;
  • изложение материала должно быть образным, доступным, логичным, системным, последовательным;
  • изложение учебного материала в ходе лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступени знаний, потом на второй и т.д.;
  • лекция должна быть длительно монологической;
  • каждое из положений лекции подкрепляется необходимым количеством аргументов и подтверждается кратким выводом;
  • в начале лекции должно быть дано проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

Существуют следующие виды лекций:

  1. Вводная – лекция, в ходе которой учитель не рассматривает все вопросы предстоящей темы, а выделяет лишь ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на практических занятиях и в самостоятельной работе. Для вводной лекции наиболее типичными являются обобщение, доказательства, оценочные выводы. Этот вид лекций я использую в 10 классе при изучении темы «русская литература и русская история XVIII-XIX вв. Классицизм, сентиментализм, романтизм», в 11 классе при изучении темы «Модернизм как одно из ведущих направлений ХХ века. Символизм, акмеизм, футуризм».

  1. Обобщающая лекция – лекция, которая проводится после изучения раздела или темы для закрепления полученных учащимися знаний. Обычно я выделяю узловые вопросы, широко использую обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие достичь более высокого уровня усвоения знаний. В 10 классе после изучения творчества Л.Н. Толстого я провожу обобщающую лекцию по теме «Л.Толстой – классик и современный философ». Перед началом лекции ставлю вопрос: чем объясняется интерес к Толстому в современном мире?

Лекцию провожу по плану:

  • нравственное кредо Толстого;
  • философия истории писателя;
  • отношение Толстого к войне;
  • что значит быть вполне хорошим в понимании писателя.

После прочтения лекции обсуждается поставленный в начале урока вопрос.

3. Мини-лекция – лекция, в ходе которой ученик выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по заданной проблеме в течение 10 минут. Например, в ходе лекции «Тема Родины в лирике С.Есенина» (11 кл.) ученик вступает с сообщением «Родные рязанские раздолья в стихах С.Есенина».

4. Лекция вдвоем представляет собой работу учителя и ученика, читающих лекцию по одной теме.

5. Лекция-пресс-конференция – лекция, содержание которой определяется по вопросам учащихся с привлечением учителей-предметников. Например, при изучении темы «Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией» я провожу лекцию-пресс-конференцию с привлечением учителей ИЗО и музыки.

6. Лекция-консультация – лекция, которая проводится перед зачетом. В ходе лекции учащиеся задают вопросы, вызывающие затруднения при подготовке к зачету, а учитель отвечает на них.

7. Лекция-провокация – лекция с заранее запланированными ошибками. Например, в 10 классе при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» в ходе лекции я намеренно допускаю следующие ошибки:

  • Действие «Грозы» происходит в городе Калуге.
  • Кулибин – механик-самоучка.
  • Варвара мечтала стать птицей.

Учащиеся должны заметить и исправить их.

8. Лекция-диалог – лекция, содержание которой подается через сумму вопросов, на которые ученики должны ответить в ходе лекции. Я проводила лекции-диалоги в 10 класса «Раскольников и его двойники» и в 11 классе при изучении творчества С.Есенина «Он так любил, что мы забыть не в силах…».

После блока лекций я провожу семинар или практикум.

Семинары бывают различных видов:

  1. Аналитический (учащиеся самостоятельно анализируют тексты, составляют схемы).
  2. Эвристический (применение знаний в изменяемой ситуации, докладе, научном моделировании).
  3. Контрольно-обобщающий (проверяет навыки, базовые знания по теме, разделу).
  4. Классический (В ходе семинара распределяются роли участников: докладчик, содокладчик, эксперт, провокатор, ассистент).
  5. Проблемный (вопросы к семинару носят проблемный характер).

К семинару я заранее раздаю вопросы и составляю список литературы. Например, в 11 классе я провожу семинар «Литература 50-90-х годов ХХ века». Это классический семинар. Заранее предлагаю следующие вопросы:

  1. В чем особенность художественных тенденций семидесятых годов?
  2. Какие вопросы поднимают в своих произведениях писатели семидесятых?
  3.  «Человек трудолюбивой души» в произведениях писателей 50-90-х годов.
  4. Нравственные проблемы в произведениях писателей 50-90-х годов.
  5. Новые темы, проблемы, образы в поэзии 50-90-х годов.
  6. Какие традиции русской литературы развиваются в произведениях писателей 50-90-х годов?
  7. Тема красоты мира и человека в произведениях.
  8. Мастерство изображения народной жизни.
  9. Тема памяти в литературе 50-90-х годов.

К вопросам я предлагаю список литературы.

Во время уроков-практикумов учащиеся решают проблемные задачи, работают с текстами произведений. Стремясь пробудить интерес к чтению, научить читать осознанно, вдумчиво, обращая внимание на художественные детали, воспитать бережное отношение к слову с целью контроля качества чтения провожу уроки-практикумы, во время которых учащиеся отвечают на предложенные вопросы по содержанию художественных произведений.

Например, при изучении романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (10 кл.) учащиеся отвечают на следующие вопросы по содержанию:

  1. Как называлось имени Адуевых?
  2. О чем более всего мечтал Александр перед отъездом?
  3. Что Софья подарила Александру при прощании?
  4. Кто приехал за 160 верст, чтобы проводить Александра?
  5. Почему Петр Иваныч решил сохранить письмо Марьи Горбатовой?
  6. Какими заводами владел дядя Александра?
  7. Перед чьим памятником с час простоял Александр в Петербурге?
  8. Какой недостаток был во внешности матери Наденьки?
  9. После встречи с кем  Александр окончательно разочаровался в людях?
  10. Какой чин имел Петр Иваныч?
  11. Кого из авторов, по мнению Александра, не стоило читать Лизе?
  12. Как оценил редактор повесть Александра?
  13. Какое литературное произведение Юлия Тафаева выучила наизусть?
  14. Сколько лет было Петру Иванычу в эпилоге?

Логичным завершением работы по зачетно-лекционной системе является зачет. Зачет помогает систематизировать материал, обобщить имеющиеся знания, позволяет проворить уровень усвоения материала учащимися, выявить недоработки и исправить их.

Формы контроля бывают различными:

  1. Групповой зачет. Для его проведения класс делится на несколько групп. Раздаются карточки с заданиями, число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны, чтобы у учащихся сложилось полное представление об изученной теме. Учащиеся отвечают на доставшиеся им вопросы. Члены группы внимательно слушают, дополняют и коллективно оценивают ответ.

  1. Зачет-карусель. Его называют еще круговым или зачетом-конвейером. Зачет принимают члены комиссии, но каждый из них выслушивает только один вопрос. Учащиеся заполняют на себя зачетные лист, в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на все вопросы выставляют каждому ученику общую оценку за зачет.

  1. Зачет-аукцион. В ходе зачета определенную сумму баллов получает учащийся, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.

  1. Зачет «по горизонтали». Этот зачет принимает параллельный класс, в парах «ученик-ученик», либо несколько учащихся из параллельных классов по отдельным темам или карточкам у всех членов другой группы.

  1. Зачет-вертушка. Этот зачет проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов выступают учителя школы или лучшие ученики.

Зачет проводится после изучения темы или раздела. Вопросы к зачету я даю заранее, это помогает учащимся ориентироваться в учебном материала. Зачеты я всегда принимаю в устной форме: меня привлекает живое общение с учащимися, которое способствует развитию связной монологической речи учеников.

Например, в 11 классе я провожу зачет по творчеству М.А. Булгакова по следующим вопросам:

  1. М.А. Булгаков. Творческая судьба писателя.
  2. Сатира Булгакова. Герои и события повести «Собачье сердце».
  3. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
  4. Особенности изображения исторических событий в романе М.Булгакова «Белая гвардия».
  5. Судьбы людей в революции. (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).
  6. Образ Дома в романе «Белая гвардия».
  7. Образ города в романе «Белая гвардия».
  8. «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.
  9. Проблема нравственного выбора в романе.
  10. Три мира в романе «Мастер и Маргарита»..
  11. Изображение любви как высшей духовной ценности.
  12. Тема творчества и судьбы художника в романе «мастер и Маргарита».
  13. Автор и рассказчик в романе.

Таким образом, при хорошо спланированной и подготовленной работе зачетно-лекционная система дает положительные результаты.: позволяет представить разные точки зрения на проблему, разнообразить изучаемый материал, сформировать творческий подход к изучению, заметноповысить качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»

Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...

Специфика планирования и методика преподавания в условиях зачётной системы

Эффективность зачётной системы в условиях перехода к профильному обучениию...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...

Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)

Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...

Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...

Методическое пособие «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями групп социального риска ...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....