Урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Давыдова Анна Олеговна

Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1148-glyantseva_a.o.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

. Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа

с этнокультурным русским компонентом образования

№ 1148

имени Ф.М. Достоевского

_______________________________________________________________

109387, Москва, ул. Краснодонская, д.2, корпус 4, тел./факс (495)350-5688

Урок внеклассного чтения в технологии РКМЧП

(по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик У Христа на ёлке»)

Автор: Глянцева Анна Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

.

Москва

 2013 г.

Тема урока:

Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Цели урока:

 1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

 2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

 3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание.

Оборудование:

Тексты произведения, экран, проектор, иллюстрации к рассказу.

Эпиграфы к уроку:

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием  людей.  

Ф.М. Достоевский

Стратегии: «Анализ -  с остановками»

1.Учитель (вводное слово):

Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в рождественский праздник, когда может случиться что-то доброе, прекрасное, чудесное. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой

Ведь Рождество – это дни всеобщей любви и добра. Рождество – это величественность, радость, ожидание чуда.

В  России в Святки принято было творить добрые дела. Какие?

( Помогать больным и обездоленным; раздавать милостыню и др.)

Учитель: Следовали этой традиции все: от государя до простых смертных.

«Вызов»

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Нередко в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Учитель: Давайте же вместе решим, над какими вопросами мы будем сегодня размышлять?  Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса(читаем слова эпиграфа к уроку)

(Формулируется главная проблема урока - проблема доброты и милосердия по рассказу Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Учитель:

 Рассказ, который вы прочитали дома, написан Ф. М. Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни, когда всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность.

Признаки святочного рассказа:

 1)эмоциональная  атмосфера произведения  - любовь, милосердие, сострадание;

2) приуроченность действий к рождественским  праздникам;

3) наличие фантастического элемента, чуда, совершенного в канун Рождества Христова.

4) счастливая развязка.

«Осмысление» (Работа над анализом рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»)

Давайте теперь обратимся к тексту рассказа “Мальчик у Христа на елке”.

Как описывает автор  главного героя ("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Найдем описание места, где живет мальчик  ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

 Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?

( Чувство брезгливости, безысходности, тупика).

Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?

 Как к нему  относятся люди? Становятся ли они милосерднее, добрее накануне Рождества?

Ученики: (зачитывают цитаты из текста)

1. Полицмейстер отвернулся (безразличие);

«Остановка 1»

 Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика?

2.  Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

3. Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

Учитель:

Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?

(Люди шли и не замечали страдания человека. Им было всё равно).

Холод в природе – норма (зима). Холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

А вот прекрасная зала за большим стеклом…Мальчик видит:

"Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

«Остановка 2»

Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

( Возможные ответы:  - чувство восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.

   -мальчик позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой).

Этот приём  контраста(антитезы)  подчёркивает страдания бедного мальчика.

Город оттолкнул мальчика, люди не помогли,  и он понял, что никому здесь  не нужен.

Учитель:

- Как мальчик оказывается у Христа на ёлке?

«И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку.

– Мама, я сплю, ох, как тут спать хорошо.

– Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос»

«Остановка 3»

 Как вы думаете, где оказался мальчик?

 - Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив?

 - Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? (ласка, доброта)

Чем закончилась эта история?

(Зачитывается эпизод до слов: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму... Та умерла еще прежде его, оба свиделись у Господа Бога на елке в небе»)

Внизу — смерть мальчика, вверху — его воскресение в жизнь вечную.

3.Осмысление финала рассказа. Идейный смысл рассказа.

Учитель: -   В начале урока мы говорили о том, что у святочных рассказов хороший конец.

 Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный?

(ответы детей)

- Какие чувства у вас вызвал рассказ?

- Могло ли то, что описал Достоевский, происходить на самом деле?

- А для вас это выдумка романиста-писателя-Достоевского? Или правда?

-  Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему?

4.Учитель (заключительное слово):

Сегодня мы впервые читаем Достоевского. Его считают самым “трудным” русским писателем. Почему? Чем так труден Достоевский?

Он заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами жизни человека. 

Ф.М. Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных.

 Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

 Писатель зовет верить в Спасителя, будит в читателях и просит не забывать о детях (о главном нашем народе), об их страданиях.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

Учитель:

 - Вы отметили, что концовка рассказа грустная.  А вам хотелось бы, чтобы финал рассказа получился радостным, светлым, чтобы произошло чудо? Почему? (Сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чего-то удивительного)

Домашнее задание:  придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.

«Рефлексия»

-Можно ли сказать, что написанный так давно рассказ актуален и сегодня? Почему?

- Что нужно делать, чтобы помочь несчастным и обездоленным детям?

-Какие добрые дела можете предложить вы, члены детской организации «Добрые дети мира»?

(Учащиеся вносят свои предложения: собирать книги, ненужные уже игрушки, лишние детские вещи, которые пригодятся детям из детских домов и домов ребёнка; не проходить мимо тех, кому нужна помощь и т.д.)

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....