анализ работы МО учителей русского языка и литературы
материал по литературе на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

анализ работы МО учителей русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методической работы школы за 2010-2011 учебный год

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в    педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности .

 Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Это основной  вид образовательной деятельности,  направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя и представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями  в целях овладения методами и приемами УВ работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей контингента обучающихся  школы в 2010-2011 учебном году была продолжена работа над следующей  методической темой школы: «Личностно ориентированная направленность развития школы посредством повышения профессиональной компетентности учителя».

В связи с поставленной темой был определен  следующий круг задач методической работы школы:

1.  Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса.

2. Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования.

3. Развивать у обучающихся самостоятельность в самообразовании и саморазвитии.

4. Обеспечить условия, учитывающие индивидуально – личностные различия обучающихся, для лучшей реализации общих, единых для всех обучающихся целей обучения. 

5. Стимулировать учителя, применяющего новые методики обучения, внедряющего в практику новые педагогические технологии.

6. Совершенствовать педагогическое мастерство.

7. Создавать положительное эмоциональное поле взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик – ученик», «учитель-учитель».

8. Поддерживать творческие инициативы и различные формы организации в коллективе школы.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;

- работа методического совета – коллективная методическая деятельность творческой группы учителей;

- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

- работа с молодыми специалистами  - консультативно-информационная деятельность;

-диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика;

- обновление оснащённости кабинетов школы.

 

Поставленные перед коллективом задачи решать через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, коррекцию знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение мотивации к обучению у обучающихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. 

Формы методической работы

1. Тематические педагогические советы.

2. Методические объединения.

3. Работа учителей над темами самообразования.

4. Взаимопосещение и анализ уроков.

5. Предметные недели.

6. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

7. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

8. Аттестация. 

   Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями.                                                  Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

 

 В 2010/2011 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:

1. Адаптация учащихся 5 классов( малый педсовет).

2. Восстановление воспитательных функций семьи и школы

3. Итоги работы школы по проблеме « Личностно ориентированный подход  в обучении и воспитании школьников».

 

   Позитивные тенденции: в обсуждении тем педсоветов принимало участие большинство педагогов, происходил обмен мнениями, слушались советы, предложения по улучшению работы учителя, администрации, общественности, детского ученического самоуправления; проводилась работа в группах; обсуждались и принимались локальные акты; ставились конкретные задачи и планировалось их решение.

   Негативные тенденции: при подготовке и проведении педсоветов не привлекалось родительское мнение; не все педагоги включались в деятельность по выполнению решений педсоветов.

   Рекомендации: планировать работу совместных творческих групп учителей и родителей для решения поставленных задач с обоснованием совместно принятых.

Работа методического совета школы.

Методический совет школы возглавляет зам. директора по УМР. В него вошли руководители предметных МО.

Было проведено 5 заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:

1.  Утверждение плана методической работы на 2010-2011 учебный год

    Утверждение программ элективных курсов

    Анализ обеспеченности учебниками

    Составление УМК

    Создание творческой группы

2. Система работы с одарёнными детьми

    Определение содержания, форм повышения квалификации педагогов школы.

3.  Итоги работы методического совета за 1 полугодие.

     Система работы по подготовке учащихся к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

     О подготовке к итоговой аттестации.

     Итоги проведения предметных олимпиад и предметных недель.

     Анализ посещаемости учащимися школьной библиотеки.

4. Отчёт об индивидуальной работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми

     Изучение и использование педагогами в своей деятельности современных пед.технологий, методов, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.

5. Утверждение экзаменационного материала для проведения государственной итоговой аттестации.

    Анализ работы МС за 2010 – 2011 учебный год.

Позитивные тенденции:        Включение в работу МС творчески работающих  педагогов.

Негативные тенденции:        Недостаточная активность и инициативность членов МС.

Причины негативных тенденций: Нехватка времени из-за большой загруженности. Профессиональная усталость.

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций:        

Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МС. Вовлечение в работу МС новых членов. Применение личностно ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках МС.

 Работа методических объединений школы.

В течение 2010/2011 учебного года действовали следующие методические объединения учителей:

1. МО учителей начальных классов.

2. МО учителей русского, иностранных языков и литературы.

3. МО учителей географии, биологии, химии

4. МО учителей математики и физики.

5.МО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ.

6. МО учителей истории.

Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методическими задачами школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.

На заседаниях МО обсуждались такие актуальные вопросы, как

         Изучение нормативных документов;

         Подготовка обучающихся 9 классов к сдаче итоговой аттестации в новой форме;

                  •    Подготовка обучающихся 11 класса к сдаче итоговой аттестации в новой форме;

           • Самообразование педагогов и обмен опытом.

Особое внимание в работе МО и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.

По результатам наблюдений за деятельностью учителей и обучающихся на уроках можно сделать вывод, что учителя успешно проводят работу:

- по обучению обучающихся самостоятельному поиску дополнительных литературных источников;

- анализу возможных решений задач, выбору оптимального варианта решения;

- составлению вопросов по пройденному материалу;

- написанию отзыва на прочитанную книгу.

При этом  мало уделяется внимания развитию у обучающихся умения иллюстрировать урок, выученный по учебнику своими, самостоятельно подобранными примерами, составлять краткие планы прочитанного и, пользуясь ими, устно излагать сущность прочитанного без наводящих вопросов со стороны учителя, самостоятельно разобраться в материале, который в классе не объяснялся учителем, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. В основном уровень самостоятельных работ носит характер репродуктивный и совсем незначительная доля работ – частично-поисковый.

Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель. В 2010/2011 учебном году было запланировано и проведено 8 предметных недель: неделя русского, иностранных языков и литературы ,  неделя славянской письменности, неделя естественных наук, неделя физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ, неделя истории, неделя кубановедения, неделя учебных дисциплин начальной школы, неделя математики.( Подробный анализ проведения предметных недель передан в РИМЦ).  Применялись самые разнообразные методы и формы их проведения.

МО учителей русского, иностранных языков и литературы:  

                    Конкурс чтецов стихотворных и прозаических произведений на английском и на     русском языках;

                    Конкурс любознательных ;

                    Литературная гостиная;

                    Конкурс рисунков;

                    Выпуск предметных газет;

                    Конкурс чтецов.

МО учителей  географии, биологии, химии:

                    Географический КВН;

                    Викторина по биологии;

                Открытые  нестандартные уроки;

                Конкурс рисунков;

                    Выпуск предметных газет.

МО учителей начальных классов

        Открытые  нестандартные уроки;

                    Выпуск предметных газет;

                    Конкурс чтецов.

•        День грамотности.

МО учителей математики и физики

           Путешествия

         Конкурсы

         Аукционы

       Открытые  нестандартные уроки

                      КВН «Великий физик»;

МО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

     Открытые  нестандартные уроки

Проведение открытых уроков

Открытые уроки проводились учителями в рамках предметных  недель. При составлении планов открытых уроков использовались элементы  разных современных технологий, презентации, межпредметные связи, богатый раздаточный и иллюстративный материал. Большинство открытых уроков, данных учителями, были нетрадиционными, увлекательными и содержательными. ( Захарова Т.С., Грунская Е.Н., Фалалеева Н.В., каменева Е.М.)

  В результате проведения предметных недель были созданы папки, пополнившие школьную методическую копилку, включающую в себя разработки и материалы лучших уроков.

  В прошедшем учебном году начата работа по формированию портфолио,  на данный момент  грамотно и полно сформированы портфолио Прядкиной С.А, Пашневой Н.Х..

Трое учителей: Зятинина Т.В., учитель биологии, Прядкина С.А., учитель ИЗО, Грунская Е.Н., учитель начальных классов,- приняли участие в региональной методической конференции « Инновационный поиск – 2011», на которой поделились с учителями края методическими находками.

Открытые уроки проводились учителями и в рамках районных семинаров директоров и завучей по ВР по теме « Поиск педагогической идеи современной сельской школы». Активное участие в работе семинаров приняли педагоги: Булгакова М.А., Каменева Е.М., Савушинская Э.А., Прядкина С.А., Грунская Е.Н., Калинина Е.Л., Кальмбах А.В. Фалалеева Н.В. Их уроки прошли на высоком методическом уровне.

Рекомендации:       

1. Привлечь всех учителей к проведению открытых уроков.

2.   На методических объединениях провести презентацию  портфолио учителей, презентацию работ учителей, принявших участие в методической конференции.

Олимпиады, интеллектуальные марафоны.

Научно-исследовательская деятельность

 Есть в школе активная группа педагогов, идущих в ногу со временем и не равнодушных к результатам своей работы.

Возрос  уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную  и внеурочную деятельность.

Научно-исследовательской деятельностью занимаются 2 педагога со своими учениками. В рамках деятельности Головного координационного центра Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Краснодарскому краю приняли участие в  региональном (заочном) этапе Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» Карпенко И ( Руководитель Прядкина С.А.)  и Смородина А ( Руководитель Зятинина Т.В.)

Результаты: Карпенко Инна – призёр регионального этапа конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

Смородина – победитель муниципального этапа конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

Негативные тенденции: Пассивное отношение ряда педагогов школы к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания        

Причины негативных тенденций:        Снижение мотивации к педагогической деятельности. Равнодушие. Безразличное отношение к перспективам как личностного развития, так и к перспективам развития школы.

        

Необходимые меры по корректировке негативных тенденций

Осуществлять более жесткий контроль деятельности педагогов. Обсуждение и совместный выбор тем самообразования. Более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах. Личностно ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования. Проведение научно-практической конференции в школе.

Всероссийская олимпиада школьников

Вопрос участия в олимпиадах, конкурсах, работа с одарёнными детьми   в течение этого года  решался положительно.

Во Всероссийской олимпиаде школьников на школьном уровне приняли участие  23%(128 уч-ся из 558) учащихся, на муниципальном уровне 9%(49 чел. Из 558).

Приняли участие в нескольких олимпиадах муниципального уровня

Победимова

5 олимпиад

Мишнёв

5 олимпиад

Иванин

3 олимпиад

Кальдон

2 олимпиады

Аралова

2 олимпиады

Величко

9 олимпиад

Заикина

2 олимпиады

Зуев

4 олимпиады

Сатаров

4 олимпиад

Смородина

6 олимпиад

Корсун

5 олимпиад

Колесникова

2 олимпиады

Василенкова

3 олимпиады

Прядкина

2 олимпиады

Хробостова

2 олимпиады

Казанцева

2 олимпиады

Принял участие в зональном туре Всероссийской олимпиады школьников

1человек:Победимова Нина

Принял участие в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников

1человек: Зуев Алексей

Сводная таблица результатов участия МОУ СОШ №22 в олимпиадах.

Предмет

Класс

2010-2011

2008-2009

2009-2010

Район

Зона

Край

Район

Зона

Край

Район

Зона

Край

Русский язык

6-7

8

9

10

3

11

Литература

8

победитель

1

9

10

2

11

призёр

2

3

История

7

призёр

1

8

призёр

9

2призёра

10

призёр

11

1

3

Обществознание

8

призёр

9

1

10

призёр

5

11

право

1

Правовое образование

9

призёр

1

2

1

10

победитель

2

4

11

призёр

3

Математика

6-7

2

8

9

призёр

3

10

призёр

11

5

Физика

7

призёр

10

11

Химия

9

10

11

Биология

9

3

10

призёр

1

11

победитель

География

8

9

призёр

10

2

11

2

Астрономия

7

призёр

9

3

10

1

11

2

Иностранный язык (нем./ англ.)

6-7

призёр

8-9

10

Победитель

призёр

2/

4/

11

призёр

2/

1/

Экология

9

призёр

10

призёр

11

победитель

Информатика

9

призёр

1

10

2

11

победитель

Кубановедение

8

1

1

9

2

2

5

10

2

5

11

призёр

призёр

2

4

Основы предпринимательства

11

Экономика

9

10

11

Политехнические дисциплины

10

11

Физическая культура

8(м/д)

9(м/д)

1/

10(м/д)

1/

11(м/д)

победитель

1/3

 В международных интеллектуальных играх приняли участие учащиеся начальной школы, географии , биологии, физики.

    С целью поддержания интереса школьников к естественным наукам, активизации творческой деятельности учителей   24 учащихся приняли участие в интерактивном конкурсе  « Колосок»( биология, география) , 6 учащихся – в интерактивном конкурсе «Зубрёнок»( физика)( руководители  Чаленко О.Р., Фалалеева Н.В.)

Возросло количество педагогов , которые регулярно принимают участие со своими учащимися в конкурсах муниципального и регионального уровней.

Результативность:

- Березин Д. ( учитель Маркова Е.А.) призёр регионального конкурса сочинений «Лучший урок письма» ( номинация « Мама, папа, я – спортивная семья»  ).

- Прядкина Алина ( учитель Григорик О.С.)- призёр регионального конкурса сочинений «Лучший урок письма»  ( номинация Письмо на космическую орбиту) .

- Малик В -2 место в  Симоновских чтениях  (Муниципальный уровень)

Учитель Савушинская Э.А.

-Агарков Д. – 3место в  Симоновских чтениях  (Муниципальный уровень)

Учитель Григорик О.С.

- команда 8 а класса ( учитель Каменева Е.М.) победители районного  фестиваля « Аз да Буки». ( номинации « Аз да буки – основа науки» ,  « Храмы России и Кубани).

- Володина Е. 5а ( работа «Рождественский ангел»),победитель муниципального конкурса « Светлый праздник Рождество Христово».  Учитель Савушинская Э.А.

-Гребенюков – « Под рождественской звездой»- победитель муниципального конкурса

 « Светлый праздник Рождество Христово».  Учитель Пашнева Н.Х..

-Телелюхина Лия ( учитель Зуева В.В.) – победитель конкурса сочинений « Мама, милая мама…»

-Победимова Н., победитель конкурса сочинений « Мама, милая мама…»(Учитель Григорик О.С.)

-Манастырская И. (учитель Прядкина С.А.) -призёр муниципального  конкурса « Лето без наркотиков»

-Прядкина А. (учитель Прядкина С.А.)  победитель муниципального  конкурса  « В педагоги я б пошёл, пусть меня научат»

-Прядкина А победитель муниципального  конкурса  « День народного единства и казанской иконы Божьей матери»

-Селиванова Е., Плахтюков.

-Попова В. – лауреат муниципального  конкурса  « Защити меня»

-Колесникова М. победитель муниципального  конкурса « Имидж современного учителя»

-Рубан Э. – победитель муниципального  конкурса. « Учительница первая моя»

-Володина Е.– победитель муниципальных  конкурсов « Кубань- территория безопасности», « Уроки для детей и их родителей»

-Манастырская И. призёр муниципального  конкурса « Космические фантазии»

-Голомах Н – победитель муниципального  конкурса « Космические фантазии»

 

  Позитивные тенденции:        

1. Возросло число учащихся школы,  желающих принять участие в интеллектуальных играх и конкурсах.        

2.Повышение интереса учащихся к конкурсной деятельности за счет подбора и предложения интересных тем для работ. 

Рекомендации:

Необходимо спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для  более качественной подготовки участников олимпиад и конкурсов (работа с мотивированными детьми)

В следующем учебном году нужно организовать  целенаправленную работу с молодыми специалистами.

   

Молодые специалисты

Стаж пед. работы

Наставники

1. Рубцова Т.Н.

2 года

Савушинская Э.А.

2. Шаройко Ю.А.

1год

Толстых Л.А.

3.Лаухина В.А.

2 года

Григорик О.С.

  По сравнению с прошлым годом понизился процент участия педагогов в профессиональных конкурсах. На районном уровне 1 учитель (Калинина Е.Л.)  Повысился качественный уровень участников. Участвовала в конкурсе «Учитель года» Калинина Е.Л. награждена дипломом 3-ей степени.( Номинация Учитель года Кубани – 2011 )

Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации (организация и контроль) и стимулирование педагогов школы к аттестации на более высокие квалификационные категории.

На 1 июня

2011 года

Общее количество педработников

Количество педработников, имеющих вторую квалификационную категорию

Количество педработников, имеющих первую квалификационную категорию

Количество педработников, имеющих высшую квалификационную категорию

45

8

17

8

Образовательный процесс осуществлялся 45 педагогами

Среди них:

По образовательному уровню:

имеют высшее образование - 41 человек;

имеют средне-специальное образование - 4 человека.

по стажу:

По возрасту:

До 5 лет – 6 человек.

5-10 лет – 1 человек.

10-20 лет – 9 человек.

Свыше 20 лет –

23 человека.

 

До 25 лет – 1 человек

25-35 лет – 7 человек.

36-45 лет – 15 человек.

46-55 лет – 11 человек.

Свыше 55 лет – 3 человека.

 Имеют отраслевые награды:

-                     1 педагог - нагрудный знак «Заслуженный учитель Кубани»;

Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет.

Подбор и расстановка кадров производится администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю, его индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы школы

Таблица по курсовой подготовке

На 1 июня учебного года

Общее количество педагогов

Из них прошли курсовую подготовку

45

9

№ п/п

Категория обучающихся

ФИО учителя

1

Начальные классы

Гостенкова Наталья Викторовна

2

Русский язык

Зуева Виктория Викторовна

3

ОБЖ

Чаленко Михаил Иванович

4

ИЗО

Прядкина Светлана Александровна

5.

Музыка

Захарова Татьяна Сергеевна

6.

История

Булгакова Марина Александровна

7

Физическая культура

Дейкин Владимир Григорьевич

8

Физическая культура

Ануфриенко Любовь Ивановна

9.

Кубановедение

Зуева Виктория Викторовна

Выводы:

Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все педагоги объединены в предметные МО. Тематика заседаний МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2010-2011 учебный год были выполнены. Повысился  профессиональный уровень учительского коллектива. Успешно прошли процедуру аттестации в прошедшем учебном году на вторую квалификационную категорию – 1 человек,  на высшую квалификационную категорию – 1 человек. За период 2010        -2011 учебного года повысили свой профессиональный уровень через систему прохождения  курсовой подготовки на базе ККИДППО – 9 человек.

В ходе предметных недель педагоги проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали интерес у обучающихся.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются серьезные недостатки:

                    Плохо ведется работа по обобщению передового опыта;

                    Слабая организация взаимопосещения уроков учителями-предметниками;

                    Низок уровень навыка самоанализа у учителей и самоконтроля у обучающихся;

                    Нет достаточных наработок для занятий с одаренными детьми. 

Рекомендации:

1.                 В рамках методических объединений изучить опыт работы других образовательных учреждений с обучающимися, мотивированными к учебе (ответственные – руководители МО).

2.                 Методическим объединениям необходимо более активно организовать и разрабатывать предметные проекты, анализировать и распространять передовой педагогический опыт (ответственные – руководители МО, зам. директора по УВР Гармашова З.Ф.)

3.                 Педагогическому коллективу продолжить проведение целенаправленной работы по предотвращению неуспеваемости обучающихся (ответственный – учителя-предметники, контроль – зам. директора по УВР Гармашова З.Ф.).

4.                 Спланировать мероприятия по подготовке обучающихся к итоговой аттестации (ответственный – администрация, руководители МО).

Работу коллектива над методической темой школы     признать удовлетворительной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за год

В помощь руководителю МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2012-2013у.г.

Главная методическая проблема гимназии – повышение качества образования и воспитания учащихся.В 2012 – 2013 учебном году работа учителей ШМО была направлена на воспитание всесторонне развитой социальн...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы

Представлен подробный анализ работы ШМО, план работы ШМО на следующий учебный год...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год

В данном материале представлен анализ работы  МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы

анализ работы мо учителей русского языкаи литературы за 2013-2014 учебны год...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год

Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации,  программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...