солженицын_матренин_двор урок_11_класс
рабочая программа по литературе на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

солженицын_матренин_двор урок_11_класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solzhenitsyn_matryonin_dvorurok_11_klass.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Как школьный предмет в контексте дисциплин эстетического цикла она призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации, умение вдумчивого прочтения, анализа. Благодатный материал для диалога со старшеклассниками представляет изучение творчества Александра Исаевича Солженицына. На наш взгляд, настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства

Оформление доски: 

  • запись темы урока,
  • портрет,
  • эпиграф писателя.

Материалы к уроку:

  • рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор” (текст на каждой парте),
  • выставка книг писателя,
  • подборка газетных и журнальных статей,
  • словарь литературоведческих терминов (А.Б. Есина),
  • толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.

Словарная работа: тоталитаризм, тоталитарный режим, кондовый, праведник, праведничество.

Цели урока: 

  • пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;
  • познакомить с историей написания рассказа “Матренин двор”,
  • вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю;
  • расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;
  • “вслед за автором” проследить за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способной помогать людям;
  • подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения, анализа художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями.

Предварительное домашнее задание:

1. Классу: прочитать рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор”, составить план рассказа, выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник ); выписать наиболее характерные высказывания героини, какова манера ее речи?

2. Темы для индивидуальных сообщений:

a) “Жизнь и творчество писателя”

b) “Кризис русской деревни в начале 50-х г.”

c) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)

d) “Матрена А.И. Солженицына и Матрена Тимофеевна Корчагина Н.А. Некрасова”

e) “Матрена и Иван Денисович. Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем?

Эпиграф урока:

“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.”

(МФ 8)

“Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности ), нисколько в ней не утопая.”

А. И. Солженицын

Словарная работа:

Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”)

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка; “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына,писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян,его произведения читаются и перечитываются,экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.

Жизнь и творчество писателя (индивидуальное задание)

Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.

8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей. Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году.В 1956 Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.

В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе). В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.

В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие света на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.

Изменения в общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей. В1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.

История написания рассказа

Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название - “Не стоит село без праведника”; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт(“… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков,свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда.”)

Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Трагические страницы истории( индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. Мы не найдем здесь ни критики колхозной жизни, ни обличающих государственный строй идей. Что же в рассказе Солженицына такого необычного, если сразу после выхода из печати, произведение подверглось жесткой критике

События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето - зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся древня волокла снедь мешками из областного города”. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей,их права ничем не были защищены.

Реализация домашнего задания.

Задание: составить план рассказа, в краткой форме изложить его содержание согласно плану:

1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.

2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.

3 часть – смерть, после смерти.

Аналитическая беседа.

Расскажит,что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?

Матрена Васильевна Григорьевна - жительница села Тальново. Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей, “чужая сестрам, золовкам” живет тихо и одиноко. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика.” “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию” Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”

Что объединяет героиню и рассказчика?

Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Способом преодоления болезни,средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое- нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью,будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?

Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство уходящее корнями в народное творчество. Так, она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.

Расскажите об отношении героини к православной вере

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна,потому что интимна,целомудренна. “Может быть, она и молилась,но не показно”, - говорит Игнатич. Религия,христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

Понаблюдаем за речью героини. В чем особенность ее речи?

Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики,архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неу ладкой; не знато, бегма, кому часу”). Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали всев деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: “и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках:

- М-м - мм… также и вам !
И немного погодя:
- А завтрак вам приспеел.

Опишите быт Матрены.

Быт Матрены поражает своей неустроенностью “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась” Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили”

Что заставляло такую добрую, бескорыстную женщину, как Матрена, воровать?

“ Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине - учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было - и спрашивать о нем не полагалось … Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека Жизнь деревенской, “кондовой”, ”нутряной России” оказывается разъеденной ложью, жестокостью, прагматизмом.

Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница ! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

Что же погубило ее?

Людская жадность, халатность,корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников,наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом,над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим,народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.

Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.

А.И. Солженицын назвал свою героиню праведником, что это слово означает, какой смысл в него вкладывал писатель?

Реализация домашней словарной работы. В различных словарях по - разному дается толкование слова “праведник”; приводим.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. После долгих лет господства в литературе сильного человека, жаждущего свободы, идущего неперекор обстоятельствам и ведущего за собой людей, писатель вернул в нее героя, в котором воплотились крестьянская основательность, привычка к труду, терпение, выносливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. В статье “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни “ (1973г.) А.И. Солженицын обозначает “некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим ….; есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая …” Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к “дележу земных благ” О важной духовной миссии этих “прирожденных ангелов” Солженицын пишет в финале рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены.

Литература: 

  1. Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.
  2. Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.
  3. Медведев Ж. А. Десять лет после “Одного дня..”. Мюнхен, 1973.
  4. Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.
  5. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.
  6. Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"

Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Александр Солженицын. "Матренин двор", урок в 10 классе

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным п...

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...

А. Солженицын «Матренин двор» «Дом, где разбиваются сердца».

1 Гипотеза. Кого можно считать нравственным человеком.А) С чувством собственного достоинства (уважая себя, уважай других)Б) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокругВ) У...