Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
план-конспект урока по литературе на тему

Рыженкова Ольга Юрьевна

Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_revizor.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

                                            Сатира- это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству          

                                                                      в целом.

                                                                                                        Ф.Искандер.

1. Вступительное слово.

Уч: Добрый день, дорогие дамы и господа! Прошу садиться…

Мы продолжаем изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Тема сегодняшнего урока «Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя.» /слайд 1-«Портрет Н.В.Гоголя»/

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?   (ответы учащихся)

- Прежде , чем мы начнем разговор о чиновниках города  N, хочу обратить ваше внимание на слова , важные для понимания смысла комедии.

/слайд  2»Словарная работа»/

Сатира-(лат.satira-обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.)    

А вот какое определение сатиры дает российский поэт и прозаик Ф.Искандер (зачитать эпиграф)

      /слайд 3     « Словарная работа»/

-чиновник

-халатность

-произвол

-социальные и нравственные пороки

-инкогнито

-партикулярный/  (дети  дают определения словам)

2.Работа по содержанию комедии      Уч: Итак, мы отправляемся в уездный город N,от которого «хоть три года скачи, ни до   какого государства не доедешь». / слайд 4 «Уездный город»/      

-Встретимся с уважаемыми жителями города N, а  заодно и узнаем, насколько хорошо вы знакомы с ними.(Игра «Узнай героя»)

А)

/слайд 5»Действующие лица:  

 - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий)

-Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (судья)

Артемий Филиппович Земляника(попечитель богоугодных заведений)

-Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ)

-Иван Кузьмич Шпекин (почмейстер)

-Осип ( слуга)

-П.И.Добчинский , П.И.Бобчинский( помещики)

-Христиан Иванович Гибнер (уездный лекарь)  ( фамилии по мере отгадывания вывешиваются на                                                                                             афишу)

Уч: А теперь поближе познакомимся с нашими чиновниками

Б)     ( работа в группах)

  1. А.Ф.Земляника
  2. А.Ф.Ляпкин –Тяпкин
  3. Л.Л.Хлопов
  4. И.К Шпекин                      ( учащиеся дают характеристику чиновникам, опираясь на текст)

Уч: Какие нравственные и социальные пороки обличает Гоголь?

( ответы учащихся)

/слайд 6 « Пороки общества»/

-взяточничество

-казнокрадство

Халатность

-страх перед начальством

-глупость

-использование служебного положения

-мошенничество

-произвол

Уч: Как вы думаете, мог ли не  знать глава города о том, что творится у него под носом?.......

5.А.А.Сквозник-Дмухановский ( характеристика)

Уч: Городничий- главная фигура в городе. Он- первая скрипка в чиновничьем оркестре и дирижер его.  В «замечаниях для господ актеров» Гоголь характеризует его как «очень неглупого по-своему человека».

??? Почему городничий принял Хлестакова за ревизора.

/слайд 7 « Вранье Хлестакова»/- отрывок из фильма.

Итак, повторяю свой вопрос……….почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора???

                               (   ответы детей)

-СТРАХ сковал всех чиновников!!!!

Уч:С самого начала полноправным участником комедии становится страх. По меткому выражению Ю Манна, «Ревизор»- это целое море страха»

/слайд 8/ -цитата Ю. Манна.

При появлении Хлестакова мираж как бы материализовался.

Таким образом, чиновникам руководил страх. А что же руководило Гоголем при написании пьесы?

После постановки комедии» Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали:» Автор выдумал какую-то Россию и какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколь накопил плутней, подлостей , невежества».

Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию или его возмущение было вызвано… оскорбленной любовью к людям, к Родине???????( обратиться к эпиграфу)    ( ответы детей)

3. Рефлексия.  (мини-сочинение)

«О чем заставляет задуматься комедия Н.В.Гоголя» Ревизор»?( чтение работ)

Д\з подг. Образ Хлестакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ

Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе....

Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии....

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображени...

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.С. Залыгин Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромнойобличительной силе.А.Грибоедов...

Русское чиновничество в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Данная разработка позволяет повторить и расширить представления о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; развить аналитические умения и навыки учащихся; раскрыть жизненную основу комедии; понять обстояте...