КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гоголь Н.В. "Ревизор"31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя (8 класс)

КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ

(VIII класс)

   Одно из центральных драматургических произведений, изучаемых в школе,  -  комедия «Ревизор». Как провести урок так, чтобы восьмиклассникам не было скучно, чтобы гоголевская пьеса прозвучала современно? Разнообразные методические приемы помогут учителю в достижении этих целей.

   ТЕМА УРОКА: «Чиновники города N».

    ЦЕЛИ УРОКА:  -  сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения « сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в  России»;

   -  побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя

И внимательному прочтению деталей гоголевского произведения.

   Сверхзадача: выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.

  1. Эпиграфом к уроку выбраны слова самого Гоголя:

                      «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное

                        В России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться

                        Сквозь смех… читатель услышал грусть…».

  1. Город.

    «Собирание всех известных сведений о городе путем фронтальной работы:

                 -   Где происходит действие комедии?

                 -   Почему у этого города нет названия?

                 -   Что нам известно об этом городе?

                 -   Какую характеристику ему дает городничий и Хлестаков?

   Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не дает. Неопределенное местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «какой скверный городишка!».

    Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнает из комедии?

   III. Чиновники.

    1. Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

   По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник  -   государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

   Действительно, чиновники  -  это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала Х1Х века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия  комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему?  Что их связывает? (Общие грешки и страх перед ревизором). Они разъединяются только в сценах  предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

  1. На доске прикреплены карточки с фамилиям чиновников из комедии  (Аммос

Федорович Ляпкин-Тяпкин, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин). Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета , реплики , качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя: найти «хозяина художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят пять человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника) ,характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

   Вот какие черты составили характеристики героев:

   Антон Антонович Сквозник-Дмухановский:

   -Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

   - «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

    - купцов «постоем заморил ,хоть в петлю полезай»;

    - в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;

   - ему принадлежит фраза: « Чему смеетесь? Над собой смеетесь!...»;

   - женат, имеет взрослую дочь.

   Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин:

   - «Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

   - берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;

   - «говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и  сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют;

   - судья, коллежский асессор

   - с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

   - предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

   Артемий Филиппович Земляника:

   - У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;

   - попечитель богоугодных заведений;

   - очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут;

   - «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так  выздоровеет»;

   - «совершенная свинья в ермолке».

   Лука Лукич Хлопов:

   - Робеет перед дверями комнаты Хлестакова ,весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

   - смотритель училищ;

   - имеет чин титулярного советника;

   - «протухнул насквозь луком»;

   - один из его подчиненных   «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

   Иван Кузьмич Шпекин:

   -Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;

   - «простодушный до наивности человек»;

   - совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

   -в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу:»Так точно-с»;

   - почтмейстер, надворный советник.

  1. Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного человека.

Земляника: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городничего? Почему он представился ревизору последним?

Шпекин: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек? Докажите это.

 

Ляпкин-Тяпкин:  Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных местах? Что мы знает е его карьере?

Хлопов: Почему Хлопову не дается характеристика в « Замечаниях для господ актеров? Составьте «Замечания» к его образу.

Сквозник-Дмухановский: Он говорит: « нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлестаков  -  ревизор?

  1. После группового обсуждения  подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово. Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим. Итогом этой работы становится вывод о том, что Гоголь обладал даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.

   IV. Возвращаемся к эпиграфу урока.

         Читаем эпиграф, и письменно на небольшом листке бумаги каждый дает ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?».

          После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путем сравнения своего ответа с ответами других.

           «Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве» (Мария К.)

            «Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас» (Ксения Б.)

             Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе. И заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии» (Дарья Н.).

             «Гоголь грустит о России и за Россию. Становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею» (Артур Г.).

         V. В заключение урока используется гоголевский текст «Развязка “Ревизора”, который он написал в 1846 году. Он представляет собой одно явление, действующими лицами которого являются актеры, играющие комедию «Ревизор» на сцене. Детям раздаются листы с отрывком этого текста. Во время чтения текста учителем ребятам предлагается подчеркнуть, выделить ключевые фразы текста, которые затем озвучиваются и обсуждаются в классе.

                            Н.В.Гоголь. Развязка «Ревизора» (1846).

      «Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну ,а что если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека , - ведь не светский человек произнесет над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет  на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого , потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить:»Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!<…>. Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия <…>.Что не говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется <…> Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в  нас, в начале жизни, а не в конце её. На месте пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который, в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять  ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова!<…> Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своем государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их <…> Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека …» (Цит. по кн.: Гоголь Н.В. «Ревизора» // Гоголь Н.В. Собр. соч. В 8 т. М.,1984 ., С.364 -376).

       VI. Домашнее задание.

       Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой душевный город ?».

      «Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовала себя спокойно. Из него изгнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка Совесть. В её подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, школа, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивают Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие, похожие на него, создавая содружество городов-душ» (Ирина В.)  

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная по комедии "Ревизор" Н.В.Гоголя(проверка знания текста)

Проверочная представляет собой два варианта по 7 вопросов, оформленные в форме карточек. Вопросы, касающиеся 1 и 2 действия комедии, позволяют проверить знание учащимися текста произведения....

Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии....

Н.В.Гоголь и его комедия «Ревизор»

¨Комедия "Ревизор" оказала значительное влияние на русскую литературу в целом и драматургию в частности.¨Современники Гоголя отмечали её новаторский стиль, глубину обобщения и выпуклость образов. Прои...

Контрольная работа по комедии "Ревизор" Н.В.Гоголя

Материал предназначен для контроля знаний по комедии "Ревизор" Н.В.Гоголя...

Тест по комедии "Ревизор" Н.В.Гоголя

Презентация-тест по комедии "Ревизор" для оценки знания текста...

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.С. Залыгин Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромнойобличительной силе.А.Грибоедов...

Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....