Методическая разработка урока Образ матери в русской литературе
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

Образ матери в русской литературе рассматривается на примере произведений Паустовского "Телеграмма", В.Н.Крупина "Молитва матери" и Д.Кедрина "Мать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_materi_8_kl.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 8 класс

Тема урока: «Образ матери в произведениях русской литературы»

       Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

                                                                    …без солнца не цветут цветы, без любви нет  

                                                                       счастья, без женщины нет любви, без Матери  

                                                                       нет  жизни.

                                                                                                                                М.Горький

                                                        Ход урока

1.Завязка урока.

* Прочитайте эпиграф . Что вы чувствуете, что видите, что слышите, когда произносите слово «мама»?(составляем кластер)

  • Любовь
  • Тепло
  • Ласка
  • Добро
  • Нежность
  • Радость
  • Защита
  • Помощь
  • Работа
  •  Родина
  • Жизнь

Все эти прекрасные слова ассоциируются со словом «мать».

По словам Н.Островского « есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в неоплатном долгу. Это – мать.» Для каждого человека мать – самый родной человек на свете. Она подарила нам жизнь, всё лучшее в каждом из нас исходит от матери.

2. Велика и разнообразна русская литература , но есть в ней одна святая страница, дорогая и близкая любому человеку, - это произведения о матери.

* Какие произведения вы прочитали ?  

(К.Паустовский «Телеграмма»  - 1946г.

В.Н.Крупин «Молитва  матери» - 2009г.

Д.Кедрин «Мать»  - 1944г.

И.Панькин «Легенда о матерях»)

* Что роднит эти произведения?

* Какие чувства вы испытывали, когда читали?

* Перечитайте указанные отрывки.

* Сравните, как рисуют авторы образ матери? (зачитать)

* Какими кажутся эти женщины на первый взгляд?(старыми, слабыми, беспомощными)

* Какие поступки совершают матери ради своих детей?

Одинокая и больная Екатерина Ивановна («Телеграмма») ни в чём не винит свою дочь Настю, оправдывая её отсутствие большой занятостью. Даже перед смертью она не хочет причинять дочери боль и тихо уходит из жизни

  • Как повлияла смерть матери на Настю?
  • Прочитайте концовку рассказа. Как вы думаете, простила ли Екатерина Ивановна дочь?

В «легенде о матерях» матери моряков, желая спасти своих детей от гибели, отдают им свою силу, красоту, зрение. «Матери отдали им всё лучшее, что имели».

В рассказе В.Н.Крупина молитва матери спасает сына от вечных мучений. Даже с того света мать приходит на помощь сыну.

  • Прочитайте последние строки рассказа. Какие чувства они вызывают?

«И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела, и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала всё, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она, силой своей любви и молитвы».

В стихотворении Д.Кедрина  «Мать» даже смерть отступает перед силой материнской любви.

  • Можно ли после этого назвать этих женщин слабыми?
  • Что даёт силы матерям?
  • Что объединяет героинь? (самоотверженность, любовь к детям, умение прощать, желание защитить своих детей, отвести от них беду)

3.Обратите внимание на даты написания произведений. Все они написаны в разное время.

* Меняется ли с годами образ матери в литературе?        

Идут годы, сменяются поколения, а матери остаются по – прежнему любящими, нежными, самоотверженными.

  • Чему  учат нас эти произведения?

(Любить своих родителей, заботиться

о них, почаще навещать, не забывать в разлуке. Это святая обязанность каждого человека перед теми, кто дал нам жизнь)

В заключении можно прочитать стихотворение С.Викулова

      Поют гитар походных струны

      В тайге, в горах, среди морей…

      О, сколько вас сегодня, юных,

      Живёт вдали от матерей!

      Вы, вечно юные, в дороге –

       То там объявитесь, то тут…

        А ваши матери в тревоге

       Вестей от вас всё ждут и ждут.

        Они считают дни, недели,

        Слова роняя невпопад…

        Коль рано матери седеют –

        Не только возраст виноват.

        И потому, служа солдатом

         Или скитаясь по морям,

         Почаще всё – таки, ребята,

         Пишите письма матерям!

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)

Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...

Методическая разработка "Проблема одиночества в современной русской литературе"

Целью данной работы является анализ проблемы одиночества в современной русской литературе по рассказу В. Астафьева «Людочка».Задачи работы обусловлены целью и заключаются в следующем:- про...

Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»

Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» Цели урока:Образовательная :  познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской...

Методическая разработка урока "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"

Районный конкурс на лучшую методическую разработку«По страницам истории родного края»...

Образ матери в русской литературе

На уроке рассматривается образ русской женщины - матери, в интерпретации разных писателей....

Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...

Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX  века...